СЦИЕНТИЗМ И АНТИСЦИЕНТИЗМ
СЦИЕНТИЗМ и АНТИСЦИЕНТИЗМ
(от лат. scientia — знание, наука) — мировоззренческие позиции, к-рые оценивают науку либо как высшее достижение разума и достаточное условие ориентации человека в мире (С.), либо как поверхностное, ограниченное знание, чуждое и враждебное подлинной сущности человека (А.). В кач-ве осознанных воззрений и отношений к науке С. и А. утверждаются в конце XIX в. Идеалом для С. выступает не всякое науч. знание, а прежде всего результаты и методы ест.-науч. познания. Представители С. рассматривают науку в кач-ве общекульт. проекта, представители А. возлагает на нее ответственность за разл. соц. антагонизмы, за экол. проблемы и т.д. Проявлениями С. служат концепции науки, развиваемые в рамках шк. неопозитивизма, технократические тенденции, присущие нек-рым слоям бюрократии и науч.-техн. интеллигенции, а также устремления представителей гуманит. знания, пытающихся развивать соц. познание строго по образцу естеств. наук. А. представлен в экзистенциализме, в мировоззрении вненауч. интеллигенции. В.И.Полищук Т
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь
СЦИЕНТИЗМ И АНТИСЦИЕНТИЗМ
от лат. наука) мировоззренческая позиция, рассматривающая науку как высшую ступень развития человеческого разума. Сторонников сциентизма отличает вера в способность науки разрешить все социальные проблемы. Сциентизм преувеличивает значение науки, абсолютизирует возможности научного знания. Отождествляя науку с естественно-математическим и техническим знанием, сциентизм принижает или вовсе отвергает социальные (гуманитарные) науки, как якобы не имеющие познавательного значения. Антисциентизм мировоззренческая позиция, сторонники которой подвергают резкой критике науку и технику, которые, по их мнению, не в состоянии обеспечить социальный прогресс. Исходя из действительно имеющих место негативных последствий НТР, в своих крайних формах антисциентизм вообще отвергает науку и технику, считая их силами, враждебными и чуждыми подлинной сущности человека. Методологическая основа антисциентизм - абсолютизация отрицательных результатов развития науки и техники (обострение экологической ситуации, военная опасность и др.).
Источник: Тематический философский словарь
Сциентизм и антисциентизм
(от лат. scientia – наука)– Два противоположных взгляда на место и роль науки в жизни общества. С точки зрения С. наука является безусловно высшим проявлением идеального бытия человека; она не только необходима, но и достаточна для решения всех человеческих проблем. Вненаучные и внерациональные формы отношения к миру столь же безусловно являются низшими и несовершенными. А., напротив, видит в науке силу, искажающую подлинность человеческого бытия, приписывая её воздействию бездуховность современного общества и его недостатки, вплоть до возникновения глобальных проблем. При этом явно смешиваются результаты науки как таковые, деструктивно-конформистский характер их использования (к примеру, интернет или мобильный телефон) и сциентистские претензии на всесилие науки. Обе позиции – хороший пример забвения принципов конкретности существования и конкретности истины. Наука есть оптимальный способ познания и проектирования преобразования объективной реальности и того, что может быть объективировано. Но заменять ей другие способы освоения бытия, к объективной реальности несводимого, столь же бессмысленно как применять топор там, где нужен скальпель, или наоборот.
СЦИЕНТИЗМ И АНТИСЦИЕНТИЗМ
от лат. scientia - наука) - противоположные ориентации, характерные для философии и самосознания культуры в XX в. Для сциентизма характерно убеждение в том, что наука является единственным видом достоверного и объективного знания, что только на ее основе можно решить социальные проблемы. В качестве идеала сциентизм ориентируется прежде всего на достижения и методы естественных и технических наук. Наиболее яркими его проявлениями являются культ точных наук в неопозитивизме и современные технократические концепции (см. Технократия). Антисциентизм как альтернатива сциентизму подвергает науку и технику критике и скептически оценивает их возможности решить фундаментальные проблемы человека и социума. Он получил выражение в экзистенциализме, теориях Франкфуртской школы, в различных концепциях контркультуры и в экологических движениях. В науке и технике антисциентисты усматривают деструктивные начала, которые разрушают духовные ценности и порождают перманентный кризис культуры.
Сноу Ч.П. Две культуры. М., 1973; Федотова В.Г. Критика социокультурных ориентаций в современной буржуазной философии. М., 1981; Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.
Сноу Ч.П. Две культуры. М., 1973; Федотова В.Г. Критика социокультурных ориентаций в современной буржуазной философии. М., 1981; Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.
Источник: Современная западная философия: словарь
сциентизм и антисциентизм
СЦИЕНТИЗМ И АНТИСЦИЕНТИЗМ (от лат. scientia — разум, наука) — сциентизм выступает как идейная позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и определяющем факторе ориентации человека в мире. При этом в качестве идеала самой науки, как правило, рассматривается точное математизированное естествознание, под воздействием успехов которого в познании законов природы и связанного с этим научно-технического прогресса и возникает сциентизм. Будучи не строго оформленной системой взглядов, а, скорее, некоторой идейной ориентацией, сциентизм проявляется по-разному в различных формах социокультурной деятельности. Так, в подходе к роли науки в жизни общества в целом сциентизм проявляется в абсолютизации этой роли, в некритическом отношении к получившим распространение научным концепциям, в недооценке необходимости их постоянной коррекции, сопоставления с др. возможными взглядами и позициями, учета широкого спектра социальных, культурных, этических факторов. Сциентизм в философии проявляется в игнорировании ее мировоззренческого характера, в непонимании ее специфики по сравнению со специально-научным знанием (см. Позитивизм, Неопозитивизм). В социальном и гуманитарном познании сциентизм связан с недооценкой или игнорированием специфики их предмета по сравнению с естественнонаучными объектами, с попытками некритического и, зачастую, весьма искусственного привнесения в исследование человека и общества приемов точного естествознания. Весьма опасным (прежде всего для самого научного познания) следствием сциентистского культа науки является ее идеологизация и догматизация, превращение ее в своего рода суррогат религии, якобы дающей окончательный ответ на все коренные проблемы бытия, тогда как подлинная сила науки — в открытости, в незавершенности разрабатываемых ею исторически преходящих моделей реальности. Сциентизму противостоят различные формы антисциентизма, различающиеся по степени их критичности в отношении к науке. Умеренный антисциентизм выступает, прежде всего, не столько против самой науки, сколько против агрессивного сциентизма, стремящегося абсолютизировать роль науки и принизить культурную значимость др. форм деятельности и ориентации человека в мире — искусства, нравственности, религии, философии, обыденного сознания, эмоционально-личностного отношения к миру. Такого рода антисциентизм критикует сциентистскую абсолютизацию науки, прежде всего, с позиций гуманизма, отстаивая правомерность многообразия различных форм человеческого опыта и отношения человека к миру, которые не могут быть вытеснены научной рациональностью. Более радикальные варианты антисциентизма переходят от критики сциентистской абсолютизации науки к критике науки как таковой. В крайних своих проявлениях они оценивают науку с экзистенциалистско-персоналистических позиций (напр., Н.А. Бердяев или Л. Шестов) как силу, искажающую отношение человека к миру, ущемляющую свободу. Религиозный антисциентизм отвергает возможности мировоззренческой независимости науки, настаивает на необходимости религиозной мотивации научного познания. Если ранние формы антисциентизма возникали на основе иных, чем наука, форм сознания (таких как религия, искусство, нравственность), то для современности характерно появление тенденций антисциентизма на почве критического самосознания самой науки. Такова, напр., критика науки как «мифа современности» представителем постпозитивизма П. Фейерабендом. В некоторых современных вариантах умеренного антисциентизма (находящих, напр., выражение в так называемом «экологическом сознании») признается мощное воздействие науки на прогресс научно-технической цивилизации, но вместе с тем справедливо указывается на противоречивость этого прогресса, который наряду с бесспорными достижениями влечет за собой и деструктивные последствия, за что должна нести ответственность и наука. Антисциентистская критика такого рода способствовала более объективной и многомерной оценке науки, ее роли и возможностей, привлекая, в частности, внимание к этическим аспектам науки. «Наукоборчество» же радикального антисциентизма несовместимо с признанием необходимости научного познания как важнейшего условия решения стоящих перед современным человечеством проблем. B.C. Швырев