САТАНА
Сатана
евр. , арам. sitena´ или satana «противник в суде, в споре или на войне, препятствующий, противоречащий, обвинитель, наушник, подстрекатель», срв. араб, «шайтан»; греч. перевод 8idpoA.o
САТАНА
(евр. - противодействующий) - одно из имен злого духа в христ. религии (см. Дьявол). Заклинание С. и отречение от С. входят в т. н. чин оглашения, предшествующий таинству крещения. Представления о С. и культовые действия, связанные с этими представлениями, неотъемлемая часть правосл. демонологии, в к-рой влияние дохрист. и языч. культов является наиболее сохранившимся и ощутимым.
Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7
САТАНА
от др.-евр. сатан, букв. — противодействующий), дьявол — по учению ряда религий - злой дух или глава злых духов, виновник зла в мире, властелин ада, толкающий людей к греху. Историч. истоки веры в С. коренятся в представлениях первобытн. общества о добрых и злых духах. С формированием клас. общества складываются представления об иерархии гл. и подчиненных духов, к-рые в ходе развития монотеистич. религий трансформировались в представление о С. Для обозначения дьявола употребляются также имена: Вельзевул, Люцифер, Мефистофель, Воланд и Др.
Источник: Атеистический словарь
Сатана
иуд., христ.) – «противник» – главный противник Бога и Божьих сил, властитель ада и повелитель бесов, олицетворение мирового зла. Считается падшим ангелом, поэтому его противник – не Бог, а архангел Михаил со своим воинством. Отождествлялся с образом змея, соблазнившего Еву вкусить запретный плод. Некоторые легенды приписывают ему также плотскую связь с Евой и зачатие Каина. Дурные поступки «избранного народа» и его представителей (поклонение золотому тельцу, прелюбодеяние Давида с Вирсавией и т. п.) традиционно приписываются наущению С. Некоторые религиозные течения рассматривали С. как олицетворение «гневаЯхве», сына Бога и брата Иисуса Христа. В иудаистских мифах С. свободно восходит на небеса, чтобы обвинить человека перед Яхве, сходит с небес, чтобы соблазнить человека, а затем возвращается. Поздние христианские тексты утверждают окончательное отпадение С. от Бога и изображают его чудовищем, в котором смешались черты человека и различных животных. Его пасть соотносится со входом в ад, его изображают многоруким, козлоногим, с тремя лицами, символизирующими гнев, леность и невежество, с шестью крыльями нетопыря, соответствующими крыльям херувимов, и т. п.
Источник: Мифологический словарь
САТАНА
в религиозных представлениях иудаизма и христианства главный антагонист Бога и всех верных Ему сил на небесах и на земле, враг человеческого рода, царь ада и повелитель бесов. Как существо, воля и действие которого есть центр и источник мирового зла, С. представляет собой известную аналогию АнгроМайнью (Ахриману) иранской мифологии; принципиальное различие состоит в том, что, с ортодоксальной точки зрения (оспаривавшейся, впрочем, дуалистическими ересями типа средневековых богомилов), С. противостоит Богу не на равных основаниях, не как божество или антибожество зла, но как падшее творение Бога и мятежный подданный Его державы, который только и может что обращать против Бога силу, полученную от Него же, и против собственной воли в конечном счете содействовать выполнению Божьего замысла — «творить добро, всему желая зла», как говорит Мефистофель в «Фаусте» И. В. Гете (перевод Б. Пастернака). Поэтому противник С. на его уровне бытия — не Бог, а Архангел Михаил, предводитель добрых Ангелов и заступник верующих в священной войне с С.
В Ветхом Завете слово «С.» — еще имя нарицательное, употреблявшееся во всех перечисленных выше смыслах; в специальном применении к С. оно воспринимается как прозвище безымянного врага, у которого могут быть и другие прозвища сходного значения, например, как в апокрифе II в. до н. э. «Книга Юбилеев» (17, 18), Мастема (евр. «вражда»); срв. в евангельских текстах обозначения типа «Лукавый» (греч. лсжг|р6
В Ветхом Завете слово «С.» — еще имя нарицательное, употреблявшееся во всех перечисленных выше смыслах; в специальном применении к С. оно воспринимается как прозвище безымянного врага, у которого могут быть и другие прозвища сходного значения, например, как в апокрифе II в. до н. э. «Книга Юбилеев» (17, 18), Мастема (евр. «вражда»); срв. в евангельских текстах обозначения типа «Лукавый» (греч. лсжг|р6
Источник: София-Логос. Словарь
САТАНА
дьявол (греч. satanas, заимств. из халдейск. через др.-евр.; греч. diabolos) - согласно учениям ряда религий - «злой дух», противостоящий богу, осн. виновник всех бед, всего зла в мире, толкающий людей к разл. грехам, властелин ада. В религ. повествованиях С. именуется также «лукавым», «нечистым» и т. п., у мусульман - шейтаном и Иблисом.
Вера в многочисл. злых и добрых «духов» появилась на самых ранних ступенях существования религии в период первобытного общества. Действием злых духов шаманы и колдуны объясняли несчастья, к-рые обрушивались на людей. В религиях, возникших в условиях разложения родового строя и формирования классов и гос-в, образовалось представление об иерархии духов, из числа к-рых религ. сознание выделило относительно немногочисл. круг добрых и злых божеств, приписав им более широкую сферу деятельности и более или менее разработанные «биографии». Последующая тенденция развития монотеистич. религий способствовала формированию представлений но только о «едином» боге, но и о С. как о гл. злом духе, едином средоточии и источнике зла в мире. Обычно С. изображается в религиях «падшим ангелом», вышедшим из повиновения богу и низринутым за это с небес. Параллельно развивалось представление и о более мелких «носителях зла» - -демонах, бесах, чертях, оборотнях и пр. «нечистой силе» (в исламе это гл. о. джинны), к-рая изображается послушным воинством «старшего черта» - дьявола, сатаны. Требуя веры в С. и «нечистую силу», духовенство сталкивается с трудной для него проблемой: подвластен ли С. богу и почему бог, считающийся «всеблагим» и «всемогущим», допускает существование С. Духовенство не может удовлетворительно «разъяснить» этого и ограничивается утверждением, что бог «попустительствует» существованию и деятельности С. по причинам, не доступным нашему пониманию. В глазах же верующих бог и С. нередко обладают одинаковой силой, а иногда С. воспринимается даже как более хитроумный и могущественный. Такой взгляд лежит, напр., в основе вероучения езидов (в беседах с нечленами своей секты они, однако, отрицают это). Он был обусловлен торжеством социальной несправедливости, зла в обществе на протяжении неск. тысячелетий существования эксшгуатат. строя. Догматы иудейского, христ. и мусульм. вероучений о мнимом «грехопадении» Адама и Евы, якобы соблазненных С, и о связанной с этим всеобщей «греховности» людей, а также об аде, где якобы С. и черти истязают соблазненных ими «грешников», укрепляют веру религ. людей в огромную силу С. Указывая на социальное назначение этих религ. представлений, Н. С. Хрущев говорил: «Уничтожьте легенду о черте - и священнику нечего будет делать» (см. газ. «Правда», 1959, 27 марта).
Вера в С. и «нечистую силу» помогала и помогает князьям церкви в ангагонистич. обществах отвлекать внимание от истинных виновников бед и страданий трудящихся - от эксплуатат. классов, от обществ, и полит. строя этих обществ. Она прививает людям выгодную эксплуататорам мысль, что бороться грудящимся нужно не против эксплуатации, а против черта. Религ. легенды о С. и «нечистой силе», дополняющие учение о боге, мешают верующим сознательно и активно бороться за земное счастье, за построение коммунистич. общества.
Вера в многочисл. злых и добрых «духов» появилась на самых ранних ступенях существования религии в период первобытного общества. Действием злых духов шаманы и колдуны объясняли несчастья, к-рые обрушивались на людей. В религиях, возникших в условиях разложения родового строя и формирования классов и гос-в, образовалось представление об иерархии духов, из числа к-рых религ. сознание выделило относительно немногочисл. круг добрых и злых божеств, приписав им более широкую сферу деятельности и более или менее разработанные «биографии». Последующая тенденция развития монотеистич. религий способствовала формированию представлений но только о «едином» боге, но и о С. как о гл. злом духе, едином средоточии и источнике зла в мире. Обычно С. изображается в религиях «падшим ангелом», вышедшим из повиновения богу и низринутым за это с небес. Параллельно развивалось представление и о более мелких «носителях зла» - -демонах, бесах, чертях, оборотнях и пр. «нечистой силе» (в исламе это гл. о. джинны), к-рая изображается послушным воинством «старшего черта» - дьявола, сатаны. Требуя веры в С. и «нечистую силу», духовенство сталкивается с трудной для него проблемой: подвластен ли С. богу и почему бог, считающийся «всеблагим» и «всемогущим», допускает существование С. Духовенство не может удовлетворительно «разъяснить» этого и ограничивается утверждением, что бог «попустительствует» существованию и деятельности С. по причинам, не доступным нашему пониманию. В глазах же верующих бог и С. нередко обладают одинаковой силой, а иногда С. воспринимается даже как более хитроумный и могущественный. Такой взгляд лежит, напр., в основе вероучения езидов (в беседах с нечленами своей секты они, однако, отрицают это). Он был обусловлен торжеством социальной несправедливости, зла в обществе на протяжении неск. тысячелетий существования эксшгуатат. строя. Догматы иудейского, христ. и мусульм. вероучений о мнимом «грехопадении» Адама и Евы, якобы соблазненных С, и о связанной с этим всеобщей «греховности» людей, а также об аде, где якобы С. и черти истязают соблазненных ими «грешников», укрепляют веру религ. людей в огромную силу С. Указывая на социальное назначение этих религ. представлений, Н. С. Хрущев говорил: «Уничтожьте легенду о черте - и священнику нечего будет делать» (см. газ. «Правда», 1959, 27 марта).
Вера в С. и «нечистую силу» помогала и помогает князьям церкви в ангагонистич. обществах отвлекать внимание от истинных виновников бед и страданий трудящихся - от эксплуатат. классов, от обществ, и полит. строя этих обществ. Она прививает людям выгодную эксплуататорам мысль, что бороться грудящимся нужно не против эксплуатации, а против черта. Религ. легенды о С. и «нечистой силе», дополняющие учение о боге, мешают верующим сознательно и активно бороться за земное счастье, за построение коммунистич. общества.
Сатана
(Satan).
Др.esp. satan "противник", "подстрекатель", "препятствующий", "противодействующий", "противоречащий". Дьявол, высшееангельское существо, восставшее против Творца еще до сотворения человека, к-рое стало главным противником Бога и людей. Большинство теологов отказывается видеть в часто цитируемых отрывках из пророческих книг ВЗ (Ис 14:1214; Иез 28:1215) указание на Сатану, утверждая, что эти тексты обращены исключительно к царю вавилонскому (у Исаии) и к царю тирскому (у Иезекииля). Другие теологи не согласны с таким истолкованием по двум причинам. Вопервых, пророчествауказывают не только на какогото одного из земных властителей, их смысл гораздо шире; вовторых, столь упрощенное толкование не считается с тем, что Сатана в Библии тесно связывается с "мироправителями тьмы века сего" (Дан 10:13; Еф 6:12), неотъемлемой частью крых были Вавилон и Персия. Указанные отрывки изображают Сатану, каким он был до своего отпадения от Бога, во всем его великолепии, и называют его "денницей", "сыном зари", "помазанным херувимом". Св. Писание повеетвует и о том, как он " увлек с неба третью часть звезд", т.е. ангелов (Откр 12:4), и называет его "драконом", "древним змием", "дьяволом и Сатаною, обольщающим всю вселенную".
Падшие ангелы (бесы, демоны) подразделяются на две группы: свободные и связанные. Первые скитаются по небесам с Сатаной, "князем бесовским" (Мф 12:24); они столь многочисленны, что власть Сатаны распространяется на земле почти повсюду. Связанные падшие ангелы, очевидно виновные в страшных злодеяниях, находятся "в вечных узах, под мраком, на суд великого дня" (Иуд 6; 2 Пет 2:4). Многие теологи полагают, что именно они сожительствовали с земными женщинами (Быт 6:14).
Сатана под видом змея привел человека к падению (Быт 3). Осуждение Сатаны предречено еще в Эдеме (Быт 3:15) и исполнилось по слову Иисуса (Ин 12:31 33). По своему могуществу Сатана как тварное существо уступал только Богу (Иез 28:1116). Будучи сотворенным, Сатана подвержен многочисленным ограничениям, даже его могущество обусловлено божественным всемогуществом и всеведением.
Библейское учение о Сатане не воепроизводит представления древнеиранского дуализма, как полагают некрые исследователи. Хотя Сатана даже после своего осуждения, к-рое исполнилось в событии Креста (Кол 2:15), продолжает оставаться "богом века сего" (2К0р4:4), искушая и клевеща на верных Богу (Откр 12:10), он будет низвержен с небес (Откр 712) и с лица земли (Откр 5:119:16), скован и заключен в бездну на тысячу лет (Откр 20:13).
По истечении этого срока Сатана в последний раз поведет свои полчища против Бога (Откр 20:89). Эта безумная попытка завершится тем, что он будет "ввержен в озеро огненное и серное" (Откр 20:10), уготованное ему и его приспешникам (Мф 25:41). В этом вечном огне демоны и люди, не заслужившие спасения, будут отделены от всех прочих, дабы никто в безгрешной Божьей вселенной больше никогда не был совращен.
Нынешняя деятельность Сатаны имеет далеко идущие и разрушительные последствия. Бог до исполнения времен и сроков попускает ему совершатьзло. Демоны должны подчиняться Сатане. Люди, лишенные спасения, по большей части также подвластны Сатане: он управляет ими "по обычаю мира сего", лежащего во зле, над крым он главенствует и частью крого становятся те, кто не удостоился обновления и возрождения по вере (Ис 14:1217:2 Кор 4:34; Еф 2:2; Кол 1:13).
Сатана постоянно враждует с верными и злоумышляет против тех, кому уготовано спасение (Еф 6:1118); он искушает их, стараясь извратить и разрушить их свидетельство, и даже пытается уничтожить их физически (1 Кор 5:5; 1 Ин 5:16). Ярость Сатаны и его демонов обрушилась на воплощенного Христа. Могущество безгрешной человеческой природы спровоцировало Сатану на то, чтобы он подверг Господа особому искушению(Мф 4:111). При ярчайшем свете, явленном в земной жизни Того, Кто был "светом миру" (Ин8:12),обнаружилась тьма злых сил. Этим объясняется беспрецедентная вспышка демонической активности, описанная в повествованиях евангелистов. Но Бог "Духом Святым и силою помазал Иисуса ", чтобы он "ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых дьяволом" (Деян 10:38).
M.F.Unger (пер. В. Р.) Библиография: L.S. Chafer,Systematic Theology, II, 3398; W. Robinson, The Devil and God; E. Langton, Satan: A Portrait; H. Bietenhard et al., N1DNTT, III, 468 ff; E. Lewis, The Creator and the Adversary; D. W. Pentecost, Your Adversary, the Devil; G. von Rad and W. Foerster, TDNT, II, 71 ff.; R.S. Kluger, Satan in the ОТ; F. A. Tatford, The Prince of Darkness.
См. также: Аваддон; Веельзевул; Бес, Одержимость; Оккультизм; Сатанизм и колдовство.
Др.esp. satan "противник", "подстрекатель", "препятствующий", "противодействующий", "противоречащий". Дьявол, высшееангельское существо, восставшее против Творца еще до сотворения человека, к-рое стало главным противником Бога и людей. Большинство теологов отказывается видеть в часто цитируемых отрывках из пророческих книг ВЗ (Ис 14:1214; Иез 28:1215) указание на Сатану, утверждая, что эти тексты обращены исключительно к царю вавилонскому (у Исаии) и к царю тирскому (у Иезекииля). Другие теологи не согласны с таким истолкованием по двум причинам. Вопервых, пророчествауказывают не только на какогото одного из земных властителей, их смысл гораздо шире; вовторых, столь упрощенное толкование не считается с тем, что Сатана в Библии тесно связывается с "мироправителями тьмы века сего" (Дан 10:13; Еф 6:12), неотъемлемой частью крых были Вавилон и Персия. Указанные отрывки изображают Сатану, каким он был до своего отпадения от Бога, во всем его великолепии, и называют его "денницей", "сыном зари", "помазанным херувимом". Св. Писание повеетвует и о том, как он " увлек с неба третью часть звезд", т.е. ангелов (Откр 12:4), и называет его "драконом", "древним змием", "дьяволом и Сатаною, обольщающим всю вселенную".
Падшие ангелы (бесы, демоны) подразделяются на две группы: свободные и связанные. Первые скитаются по небесам с Сатаной, "князем бесовским" (Мф 12:24); они столь многочисленны, что власть Сатаны распространяется на земле почти повсюду. Связанные падшие ангелы, очевидно виновные в страшных злодеяниях, находятся "в вечных узах, под мраком, на суд великого дня" (Иуд 6; 2 Пет 2:4). Многие теологи полагают, что именно они сожительствовали с земными женщинами (Быт 6:14).
Сатана под видом змея привел человека к падению (Быт 3). Осуждение Сатаны предречено еще в Эдеме (Быт 3:15) и исполнилось по слову Иисуса (Ин 12:31 33). По своему могуществу Сатана как тварное существо уступал только Богу (Иез 28:1116). Будучи сотворенным, Сатана подвержен многочисленным ограничениям, даже его могущество обусловлено божественным всемогуществом и всеведением.
Библейское учение о Сатане не воепроизводит представления древнеиранского дуализма, как полагают некрые исследователи. Хотя Сатана даже после своего осуждения, к-рое исполнилось в событии Креста (Кол 2:15), продолжает оставаться "богом века сего" (2К0р4:4), искушая и клевеща на верных Богу (Откр 12:10), он будет низвержен с небес (Откр 712) и с лица земли (Откр 5:119:16), скован и заключен в бездну на тысячу лет (Откр 20:13).
По истечении этого срока Сатана в последний раз поведет свои полчища против Бога (Откр 20:89). Эта безумная попытка завершится тем, что он будет "ввержен в озеро огненное и серное" (Откр 20:10), уготованное ему и его приспешникам (Мф 25:41). В этом вечном огне демоны и люди, не заслужившие спасения, будут отделены от всех прочих, дабы никто в безгрешной Божьей вселенной больше никогда не был совращен.
Нынешняя деятельность Сатаны имеет далеко идущие и разрушительные последствия. Бог до исполнения времен и сроков попускает ему совершатьзло. Демоны должны подчиняться Сатане. Люди, лишенные спасения, по большей части также подвластны Сатане: он управляет ими "по обычаю мира сего", лежащего во зле, над крым он главенствует и частью крого становятся те, кто не удостоился обновления и возрождения по вере (Ис 14:1217:2 Кор 4:34; Еф 2:2; Кол 1:13).
Сатана постоянно враждует с верными и злоумышляет против тех, кому уготовано спасение (Еф 6:1118); он искушает их, стараясь извратить и разрушить их свидетельство, и даже пытается уничтожить их физически (1 Кор 5:5; 1 Ин 5:16). Ярость Сатаны и его демонов обрушилась на воплощенного Христа. Могущество безгрешной человеческой природы спровоцировало Сатану на то, чтобы он подверг Господа особому искушению(Мф 4:111). При ярчайшем свете, явленном в земной жизни Того, Кто был "светом миру" (Ин8:12),обнаружилась тьма злых сил. Этим объясняется беспрецедентная вспышка демонической активности, описанная в повествованиях евангелистов. Но Бог "Духом Святым и силою помазал Иисуса ", чтобы он "ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых дьяволом" (Деян 10:38).
M.F.Unger (пер. В. Р.) Библиография: L.S. Chafer,Systematic Theology, II, 3398; W. Robinson, The Devil and God; E. Langton, Satan: A Portrait; H. Bietenhard et al., N1DNTT, III, 468 ff; E. Lewis, The Creator and the Adversary; D. W. Pentecost, Your Adversary, the Devil; G. von Rad and W. Foerster, TDNT, II, 71 ff.; R.S. Kluger, Satan in the ОТ; F. A. Tatford, The Prince of Darkness.
См. также: Аваддон; Веельзевул; Бес, Одержимость; Оккультизм; Сатанизм и колдовство.
Источник: Теологический энциклопедический словарь