(Satanism and Witchcraft).
Поклонение Сатане и колдовство, к крым прибегают со злым умыслом. Вероятно, ничто не тревожит христиан больше, чем сатанизм и колдовство. Сегодня многие представители этих культов считают себя неоязычниками. Вместе с представителями ритуальной магии их зачастую относят к широкому тайному движению, ведущему свое происхождение от античных культов. Неоязыческое движение состоит из большого числа мелких, разнородных групп, считающих себя наследниками древних религий. Некрые из них настроены резко антихристиански, другие считают себя истинными наследниками гностиков. Желая получить законный статус, они обращаются к самым разным традициям. Одни стремятся возродить религию друидов, другие возрождают греческие религии или древние египетские мистерии. Многие относят себя к т.н. WICCA по их мнению, древнейшей магической религии в Европе. Отдельные группы называют себя сатанистами и поклоняются дьяволу из христианских преданий.
Новые язычники полагают, что христиане исказили развитие человечества, утвердив господство интеллекта над другими сторонами человеческой души. По их мнению, христиане требуют, чтобы люди подчинили себя, свои чувства и волю Богу. Новые язычники призывают жить в гармонии с природой. Такая гармония ориентируется на космос, что, как они утверждают, приводит человека в контакт с космическими силами вселенной.
Для новых язычников религия это практическая деятельность, осуществляемая через ритуал и обряды для того, чтобы соединить участников с космосом и тем самым дать выход таящейся в них мистической силе. Обряды и верования новых язычников сильно разнятся. Но все они стремятся отыскать те силы, крые помогут людям подчинить себе судьбу.
Корни нового язычества можно обнаружить в романтизме XIX в. и в стремлении возвысить чувства и воображение над интеллектом. Один из его источников поэзия У. Блейка. История этих языческих движенийи, вопреки утверждениям их сторонников, относительно краткая. Большинство из них возникло лишь несколько десятилетий назад и не имеет глубоких корней.
Одна из ключевых фигур современного язычества A. JI. Констан (181075), называвший себя Элифазом Леви. Бывший католический семинарист, он считал себя посвященным в оккультизм и написал множество книг, призванных раскрыть древние мистерии и оккультное знание. Он изучал древнюю систему еврейского мистицизма,куда входили магия и каббала.
В Великобритании современное язычество сложилось под влиянием ордена "Золотая заря", возникшего в 1888г. Это наиболее известная из эзотерических групп, выросших из романтизма XIX в. Она повлияла на У. Б. Йейтса и известного представителя черной магии Э. Кроули. Почти вся ритуальная магия и секты сатанистов ведут свое происхождение от этих источников.
У колдунов другая и менее причудливая судьба. В основе большинства WICCA лежат исторические труды Mapгарет Мюррей, убежденной в том, что она обнаружила свидетельства дореформационной магической религии, и деятельность Дж. Гардинера владельца Музея черной магии на ове Мэн. Хотя эти авторы приписывали колдовству весьма почтенную историю, их труды не выдержали испытания временем. Компетентные историки доказывают их несостоятельность. В основе современных течений обычно лежат сочинения самозваных ведьм, проповедующих культ богиниматери. В 1970е гг. это движение получило большую поддержку в сочинениях некрых религиозно настроенных феминисток.
Хотя секты, подобные печально известному семейству Мэнсонов, представляют огромную опасность, большинство из них достаточно безобидно. Чтобы оценить эти группы, важно тщательно проанализировать их специфические черты. Некрые самозваные группы "белой магии" оказываются всего лишь состоящими из малообразованных людей со смутными религиозными чувствами. Представители ритуальной магии имеют более отчетливые взгляды, но тоже совершенно безобидны. Остается небольшое число девиантов, психологически неустойчивых и потенциально опасных. Тем не менее важно понять, что огромное большинство людей, участвующих в неоязыческом движении, отвергают подобных девиантов. Неоязыческое движение, повидимому, не более опасно, чем многие другие религиозные группы, находящиеся вне христианской традиции.
I.Hexham (пер. а. К.) Библиография: J. W. Montgomery, Principalities and Powers: A New Look at the World of the Occult; M. F. Unger, BiblicalDemonology; K.E. Koch, Christian Counseling and Occultism; W. Cavendish, The Black Arts; W. S. Bainbridge, Satans Power: A Deviant Psychotherapy Cult.
См. также: Бес, Одержимость; Сатана.