САТ

Найдено 13 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

САТИА
Санскр.) Высшая истина.

Источник: Теософский словарь

САТИИ
Санскр.) Одно из названий двенадцати великих богов.

Источник: Теософский словарь

САТИ
У индийцев дочь Дакши и первая жена Шивы, переродившаяся как Парвати.

Источник: Языческие божества Западной Европы. Энциклопедия.

САТИ
Егип.) Триадическая богиня, с Аноуки египетского бога Хнума.

Источник: Теософский словарь

САТЬЯ
(санскр. satya, тиб. bden pa, истина) — см. Абсолютная истина, Две истины, Парамартха, Четыре Благородные истины.

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.

САТ
Санскр.) Единая вечно-сущая Реальность в бесконечном мире;
божественная сущность, которая есть, но о которой нельзя сказать,
что она существует, так как это Абсолютность, сама Бытийность.

Источник: Теософский словарь

САТ

        (сущее, истинно-сущее) — в веданте компонент троичного определения абсолюта, или истинной природы духа: С.-чит-ананда, т. е. "сущее-сознание-блаженство". Здесь первый атрибут соотносим с онтологией, второй — с гносеологией, третий — с сотериологией (учением о снятии конечного), а их бытие вместе — атрибут единого — означает осуществленность снятия конечного и наступление — как осознание — освобожденности.
А. Парибок

Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь

САТЬЯ
санскр.- истинный, реальный), в др.-инд. философии истина, взятая в ее онтологич. аспекте, нерасторжимое единство бытия и истины. В монистич. учениях совпадает с высшим началом - душой или богом, с бесконечным сознанием (джняной) и блажен­ством (анандой). В мифопоэтич. текстах, где с С. свя­зывались высшие ценности, С. называли высший из семи миров, существо сверхъестеств. способностей, Вишну - одного из «всебогов» и т. п. Понятие С. ста­ло одним из осн. морально-этич. требований (напр., обет С.- правдивости, воздержания от лживости в джайнизме и др.).

Источник: Советский философский словарь

САТЬЯ

        (истинно-сущее; утверждение истинно-сущего) — в йоге один из пяти ограничительных обетов, составляющих первый ее уровень — "правдивость". Понимается как говорение вслух и про себя только того, что есть на самом деле, без обмана, без ошибки, не впустую и не во вред кому-либо. Благодаря неукоснительному соблюдению правдивости, как утверждается, осуществляются выраженные пожелания йога. Т. обр., в совершенной правдивости каждое слово становится или констатацией того, что есть, или обращенным к реальности и выполняемым ею повелением.
А. Парибок

Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь

Сати
др. – инд.) – «сущая» – дочь Дакши и жена Шивы. По легенде, когда Дакша устраивал сваямвару (выбор мужа) для своей дочери, он не пригласил Шиву (вариант: Рудру), которого не признавал богом. Но С. не хотела другого мужа, и когда она подбросила в воздух гирлянду, предназначавшуюся для выбранного жениха, по ее желанию гирлянда упала на шею внезапно появившемуся Шиве. Дакша, не согласный с выбором С, отстранил Шиву от жертвоприношения, на котором присутствовали остальные боги. Оскорбленная С. потребовала, чтобы Шива разрушил жертвоприношение, а сама от обиды и унижения бросилась в священный огонь и сгорела. Шива долго блуждал по миру с обгоревшим телом С, пока Вишну не разрубил тело на множество кусков и не разбросал останки, сделав места, где упали куски, центрами паломничества. Спустя некоторое время С. возродилась как Парвати, новая жена Шивы.

Источник: Мифологический словарь

САТ

санкср. sat — сущий, реальный) — в индийской философской традиции понятие, обозначающее истинно сущее, которое понимается как обязательно вечное, неизменное и единое; всякая изменчивость, всякое дробление и многообразие непременно поражено изнутри тленностью и смертью. Адвайта-веданта Шанкары, более всех других школ опиравшаяся на Священное писание, должна была как-то гармонизировать речения Вед о сущем и вечно неизменном Брахмане с речениями о том, что этот Брахман выступает единственным источником многообразного мира. Решением стала своеобразная концепция причинности (вчварта-вада), а также представление об уровнях реальности и истины. На уровне высшей истины (парамартхика-сатья) реально существует только высший Брахман, лишенный каких бы то ни было свойств и определений (ниргуна-брахма) и вместе с тем абсолютно тождественный чистому Атману (параматма). На уровне эмпирической истины (вьявахарика-сатья) располагается весь природный мир, обязанный своим существованием космической иллюзии (майя}, или Неведению (авидья), т. е. некой силе, или потенции самого Брахмана, его собственной оборотной стороне. Онтологический статус этого феноменального мира промежуточен, он принципиально невыразим. По словам Шанкары, мир «неопределим в категориях реального и нереального» (сад-асад-анирвачания), поскольку он, с одной стороны, не является абсолютно сущим, подобно Брахману, а с другой — не может быть и абсолютно нереальным, коль скоро — в конечном счете — опирается на реальность самого этого Брахмана. Подобно тому как веревка в руках факира кажется змеей, а перламутровая раковина может издали мниться куском серебра, многообразные свойства вселенной лишь временно «накладываются» (адхьясьяте) на ее реальную (сат) основу — Брахман.
Н. В. Исаева

Источник: Новая философская энциклопедия

САТИ

        (от "сат" — существующий, имеющий быть; истинная, добродетельная)
        1) Дочь Дакши, вопреки его воле пожелавшая выйти замуж за Шиву. Рассерженный Дакша не пригласил Шиву на устроенное им великое жертвоприношение. С. безуспешно пыталась убедить отца в превосходстве Шивы над всеми богами и в конце концов бросилась в жертвенный костер. Узнав об этом, Шива отсек Дакше голову и, обезумев, стал танцевать, держа в объятиях тело супруги. Чтобы прервать этот танец, Вишну рассек тело С. На 50 частей, упавших в раз л. частях земли, ставших святыми местами. С. вновь возродилась в виде Умы.
        2) Добродетельная супруга, преданная мужу вдова.
        3) Обычай самосожжения вдовы на погребальном костре мужа. Восходит, видимо, к глубокой древности и связан с практикой аборигенных племен. Он упоминается в рассказах греков об индийском походе Александра Македонского. В ведической лит-ре ссылки на него единичны, а в эпосе С. совершают жены высокопоставленных кшатриев. Начиная с н. э. этот обычай все больше распространяется в инд. об-ве, захватывает брахманские слои, а в ср. века к нему иногда прибегают и члены низких каст: известны случаи массового самосожжения женщин (среди маратхов и раджпутов). Теоретически С. было добровольным, но чаще всего совершалось под давлением родственников и обществ, мнения. Многие неортодоксальные течения и секты внутри индуизма были настроены против этого обычая, но более широкое движение протеста возникло в XIX в. в Бенгалии при непосредственном участии Рам-мохана Роя. В этом оно совпало с устремлениями христ. миссионеров и британской администрации, и в 1829 при генерал-губернаторе В. Бентинке обычай С. был законодательно запрещен.
Н. Краснодембская,
А. Дубянский

Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь

САТЬЯ
(санскр. satya — истина, правда) — одна из «опорных» добродетелей в инд. «практической философии», неизменно включаемая во все редакции «обета» (см. Врата). Первые упоминания С. восходят уже к «Ригведе», притом в космологическом контексте: закон (rta) и истина (С), родившиеся из жара (тапас), начинают космогонический процесс.
В «Брихадараньяка-упанишаде» С. тождественна дхарме: «говорящий дхарму» говорит правду, и наоборот (1.4.14).
В «Чхандогья-упанишаде» С. частично уже отделяется от дхармы, т.к. знание о дхарме и адхарме сополагается со знанием об истине и лжи (VII.2.1).
В том же тексте С. сохраняет в известном смысле свое первоначальное «космологическое значение»: когда правдивый выдерживает испытание, не обжигаясь раскаленным топором, этот факт отождествляется с основой сущего, с действительным, с Атманом (VI. 16). Как одна из основных добродетелей С. включается в их список в «Бхагавадгите» (XVI.2), где занимает второе место после ахимсы, а также в дхармашастрах: напр., в «Яджнявалкья-смрити» соответствующая ей «прямота» (arjava) следует сразу за добродетелью терпения (Ш.65).
В «Таттвартхадхигама-сутре» Умасвати С. включается в добродетели джайнского монаха, занимая место после «чистоты» перед самоконтролем (IX.6). Будучи вторым обетом мирянина, С. тесным образом соотносится с ахимсой: любая ложь «окрашена» определенным действием страстей и потому наносит вред душе. Сложная нравственная проблема для джайнов — случаи несовместимости С. и ахимсы, иными словами, ситуация, когда, напр., надо решать, сказать ли правду преступникам, где скрывается их потенциальная жертва, или преступить обет правды ради сохранения чужой жизни. Джайны предпочитают второй вариант для мирянина и полное молчание для монаха. С. может соответствовать своей природе, только когда она связана с ненасилием. Среди же разновидностей лжи наиболее предосудительна корыстная. Ко лжи относятся также лжесвидетельство, распространение слухов, раскрытие тайн и даже резкость в речи.
В «Йога-страх» (11.30) С. следует сразу за ахимсой в списке компонентов «обета». Вьяса, комментируя эту сутру, определяет ее как соответствие речи и размышления о реальной действительности. Правдивость в речи имеет целью благо всех существ, но никак не причинение им вреда. Ложная праведность (punyabhasa, букв. — видимость праведности) превращает даже правдивые слова в худшее зло. Поэтому следует говорить правду, имея в виду благо всех существ. В.К.Шохин

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001