САТ
божественная сущность, которая есть, но о которой нельзя сказать,
что она существует, так как это Абсолютность, сама Бытийность.
Источник: Теософский словарь
(сущее, истинно-сущее) — в веданте компонент троичного определения абсолюта, или истинной природы духа: С.-чит-ананда, т. е. "сущее-сознание-блаженство". Здесь первый атрибут соотносим с онтологией, второй — с гносеологией, третий — с сотериологией (учением о снятии конечного), а их бытие вместе — атрибут единого — означает осуществленность снятия конечного и наступление — как осознание — освобожденности.
А. Парибок
Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь
Источник: Советский философский словарь
(истинно-сущее; утверждение истинно-сущего) — в йоге один из пяти ограничительных обетов, составляющих первый ее уровень — "правдивость". Понимается как говорение вслух и про себя только того, что есть на самом деле, без обмана, без ошибки, не впустую и не во вред кому-либо. Благодаря неукоснительному соблюдению правдивости, как утверждается, осуществляются выраженные пожелания йога. Т. обр., в совершенной правдивости каждое слово становится или констатацией того, что есть, или обращенным к реальности и выполняемым ею повелением.
А. Парибок
Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь
Источник: Мифологический словарь
санкср. sat — сущий, реальный) — в индийской философской традиции понятие, обозначающее истинно сущее, которое понимается как обязательно вечное, неизменное и единое; всякая изменчивость, всякое дробление и многообразие непременно поражено изнутри тленностью и смертью. Адвайта-веданта Шанкары, более всех других школ опиравшаяся на Священное писание, должна была как-то гармонизировать речения Вед о сущем и вечно неизменном Брахмане с речениями о том, что этот Брахман выступает единственным источником многообразного мира. Решением стала своеобразная концепция причинности (вчварта-вада), а также представление об уровнях реальности и истины. На уровне высшей истины (парамартхика-сатья) реально существует только высший Брахман, лишенный каких бы то ни было свойств и определений (ниргуна-брахма) и вместе с тем абсолютно тождественный чистому Атману (параматма). На уровне эмпирической истины (вьявахарика-сатья) располагается весь природный мир, обязанный своим существованием космической иллюзии (майя}, или Неведению (авидья), т. е. некой силе, или потенции самого Брахмана, его собственной оборотной стороне. Онтологический статус этого феноменального мира промежуточен, он принципиально невыразим. По словам Шанкары, мир «неопределим в категориях реального и нереального» (сад-асад-анирвачания), поскольку он, с одной стороны, не является абсолютно сущим, подобно Брахману, а с другой — не может быть и абсолютно нереальным, коль скоро — в конечном счете — опирается на реальность самого этого Брахмана. Подобно тому как веревка в руках факира кажется змеей, а перламутровая раковина может издали мниться куском серебра, многообразные свойства вселенной лишь временно «накладываются» (адхьясьяте) на ее реальную (сат) основу — Брахман.
Н. В. Исаева
Источник: Новая философская энциклопедия
(от "сат" — существующий, имеющий быть; истинная, добродетельная)
1) Дочь Дакши, вопреки его воле пожелавшая выйти замуж за Шиву. Рассерженный Дакша не пригласил Шиву на устроенное им великое жертвоприношение. С. безуспешно пыталась убедить отца в превосходстве Шивы над всеми богами и в конце концов бросилась в жертвенный костер. Узнав об этом, Шива отсек Дакше голову и, обезумев, стал танцевать, держа в объятиях тело супруги. Чтобы прервать этот танец, Вишну рассек тело С. На 50 частей, упавших в раз л. частях земли, ставших святыми местами. С. вновь возродилась в виде Умы.
2) Добродетельная супруга, преданная мужу вдова.
3) Обычай самосожжения вдовы на погребальном костре мужа. Восходит, видимо, к глубокой древности и связан с практикой аборигенных племен. Он упоминается в рассказах греков об индийском походе Александра Македонского. В ведической лит-ре ссылки на него единичны, а в эпосе С. совершают жены высокопоставленных кшатриев. Начиная с н. э. этот обычай все больше распространяется в инд. об-ве, захватывает брахманские слои, а в ср. века к нему иногда прибегают и члены низких каст: известны случаи массового самосожжения женщин (среди маратхов и раджпутов). Теоретически С. было добровольным, но чаще всего совершалось под давлением родственников и обществ, мнения. Многие неортодоксальные течения и секты внутри индуизма были настроены против этого обычая, но более широкое движение протеста возникло в XIX в. в Бенгалии при непосредственном участии Рам-мохана Роя. В этом оно совпало с устремлениями христ. миссионеров и британской администрации, и в 1829 при генерал-губернаторе В. Бентинке обычай С. был законодательно запрещен.
Н. Краснодембская,
А. Дубянский
Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь
В «Брихадараньяка-упанишаде» С. тождественна дхарме: «говорящий дхарму» говорит правду, и наоборот (1.4.14).
В «Чхандогья-упанишаде» С. частично уже отделяется от дхармы, т.к. знание о дхарме и адхарме сополагается со знанием об истине и лжи (VII.2.1).
В том же тексте С. сохраняет в известном смысле свое первоначальное «космологическое значение»: когда правдивый выдерживает испытание, не обжигаясь раскаленным топором, этот факт отождествляется с основой сущего, с действительным, с Атманом (VI. 16). Как одна из основных добродетелей С. включается в их список в «Бхагавадгите» (XVI.2), где занимает второе место после ахимсы, а также в дхармашастрах: напр., в «Яджнявалкья-смрити» соответствующая ей «прямота» (arjava) следует сразу за добродетелью терпения (Ш.65).
В «Таттвартхадхигама-сутре» Умасвати С. включается в добродетели джайнского монаха, занимая место после «чистоты» перед самоконтролем (IX.6). Будучи вторым обетом мирянина, С. тесным образом соотносится с ахимсой: любая ложь «окрашена» определенным действием страстей и потому наносит вред душе. Сложная нравственная проблема для джайнов — случаи несовместимости С. и ахимсы, иными словами, ситуация, когда, напр., надо решать, сказать ли правду преступникам, где скрывается их потенциальная жертва, или преступить обет правды ради сохранения чужой жизни. Джайны предпочитают второй вариант для мирянина и полное молчание для монаха. С. может соответствовать своей природе, только когда она связана с ненасилием. Среди же разновидностей лжи наиболее предосудительна корыстная. Ко лжи относятся также лжесвидетельство, распространение слухов, раскрытие тайн и даже резкость в речи.
В «Йога-страх» (11.30) С. следует сразу за ахимсой в списке компонентов «обета». Вьяса, комментируя эту сутру, определяет ее как соответствие речи и размышления о реальной действительности. Правдивость в речи имеет целью благо всех существ, но никак не причинение им вреда. Ложная праведность (punyabhasa, букв. — видимость праведности) превращает даже правдивые слова в худшее зло. Поэтому следует говорить правду, имея в виду благо всех существ. В.К.Шохин
Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001