САНСКРИТ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Санскрит
классический индийский язык. Санскрит стал свящ. языком индуизма, хотя ранние индийские писания, такие как Ригведа, например, и многие более поздние тексты бхакти в действительности были написаны не на санскрите. Также санскрит является языком оригиналов многих ранних буддистских текстов, хотя многие из них дошли до нас только в переводах.

Источник: Новые религиозные движения.

САНСКРИТ
Санскр.) Классический язык браминов, который никогда не
был известен и на котором никогда не говорили в его правильной
систематизированной форме (позже приблизительно данной Панини),
за исключением посвященных браминов, так как это был
преимущественно "язык мистерий". Теперь он выродился в так
называемый Пракрит.

Источник: Теософский словарь

Санскрит
санскр. букв. – обработанный) – литературно обработанная разновидность древнеиндийского языка индоевропейской языковой семьи. Отличается строго нормализованной грамматикой. На санскрите написаны произведения художественной, религиозной, философской, юридической и научной литературы, оказавшие влияние на культуру Юго-Восточной и Центральной Азии и Европы. Санскрит используется в Индии как язык гуманитарных наук и культа, в узком кругу как разговорный язык. Санскрит применяет разные типы письменности, восходящие к брахми.

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

САНСКРИТ
сс. Очищенный. Культурный. Литературный язык, принадлежащий к группе индоевропейских языков. Восходит к языкам индоарийских племен. Детально разработан на основе ведийского языка в VIII в. до н.э. Язык межнационального общения в Индии, где существовало множество естественных, разговорных языков. В современной Индии санскрит используется в различных областях науки и культуры, в религиозных и философских обществах, в медицине. Разновидности санскрита: ведийский санскрит поздневедических текстов, эпический санскрит «Рамаяны» и «Махабхараты», классический санскрит как язык художественной, философской и научной литературы, джайнский санскрит. Буддийский санскрит сформировался под влиянием среднеиндийских разговорных языков и называется гибридным санскритом. Полное описание санскрита было выполнено Панини в V—IV вв. до н.э. Его появление означало новый этап в развитии индийской культуры, так как он содержал новые термины и грамматику, позволяющие точно описывать сложнейшие понятия. Родилась «философия грамматики». Известны надписи на санскрите, выполненные на камне, на коре, на медных пластинах и на пальмовых листьях. Многие тексты утрачены и известны по сохранившимся более поздним записям.

Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003

САНСКРИТ

        (отделанный, обработанный) — созданный в древней Индии литературный язык, главный языковой носитель общеинд. высокой культуры, язык подавляющего большинства филос, религ., литературных и ученых соч. древней и ср.-век. Индии вплоть до XVIII в., живой до сих пор. Основа его — обработанный в грамматической традиции, прежде всего в труде Панины, разговорный язык брахманов Сев.-Зап. Индии IV в. до н. э. С этой эпохи случайное языковое изменение, характерное для обычных языков, почти полностью прекратилось (исключения: утрата музыкального ударения, переход нек-рых слов в пассивный запас, большая свобода образования сложных слов), и язык стал непрерывно развиваться, становясь все более искусственным, богатым, совершенным и разнообразным в своих возможностях. Грамматически С. характеризуется богатством словоизменения (8 падежей, 3 числа в именах, неск. сотен глагольных и отглагольных форм), словообразования и сосуществованием существенно различных функциональных стилей в синтаксисе, от классич. флективного до изобилующего многочисл. сложными словами именного-инкорпоративного. В лексике отмечается широкая синонимия (десятки слов со значением "солнце, вода, свет, земля " и пр.), многозначность употребительных слов и свободное образование многочисл. производных слов по надобности; т. е. они не воспринимаются единицами сло варя. Стили С. по нек-рым параметрам могут разниться более, чем обычные близкородственные языки. Как инструмент выражения, рассмотренный в отрыве от круга выражаемых смыслов, С. несопоставимо совершеннее любого совр. языка. В нем совмещаются возможности передачи строго аналитичной фи л ос. мысли и богатого ассоциативными смыслами, ассонансами и пр. суггестивного поэтич. письма. Разговорный С. может обходиться меньшей частью выразительных средств языка. С точки зрения социальной лингвистики С. обладает существенным недостатком, ибо он весьма избыточен для средних выразительных потребностей обычного индивидуума. Средний человек выучить С. не в состоянии, т. к. это требует чрезмерного напряжения рассудка, памяти и воображения. Полноценное овладение С. уже более тысячи лет подразумевает изучение его в системе традиц. грамматики. Используемые для передачи С. алфавиты разнообразны, могут применяться любые инд. системы письма, кроме тамильского, но преобладают шрифты дэванагари и бенгальский.
А. Парибок

Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
259.14 кб

«Ведартхасамграха» (перевод с санскрита Псху Р. В. )

Рамануджа
Читать PDF
179.81 кб

Парамартхасара («Суть высшей истины»). (перевод с санскрита, предисловие и примечания С. В. Пахомова

Абхинавагупта
Читать PDF
224.83 кб

Васубандху. Пудгалавинишчая. ФР. 943-948. Перевод с санскрита

Титлин Лев Игоревич
Читать PDF
265.79 кб

Стотра-ратна (Сокровище гимнов, [восхваляющих вишну])* Перевод с санскрита и комментарии Р.В. Псху

Читать PDF
168.93 кб

Буддийский тантрический трактат «Абхишека-нирукти»: описание санскритского письменного памятника с п

Бушуев Евгений Сергеевич
Публикация посвящена буддийскому тантрическому трактату XI в. «Абхишека-нирукти», принадлежащему индийскому ученому Суджаяшригупте. Статья содержит его описание, а также перевод вступительных и заключительных строф. Библиогр.

Похожие термины:

  • Дуккха Пали Духкха Санскрит

    один из трех характерных признаков существования в буддизме. Как правило, понятие переводится как «страдание», но под этим следует понимать радикальное страдание как признак всего существования