САНСАРА

Найдено 22 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

САНСАРА
(санскр. «блуждание», «круговорот») – бесконечная цепь перерождений души («колесо сансары») – одно из основных понятий религиозно-философских воззрений в культуре Древней Индии.

Источник: Культура и межкультурное взаимодействие 2018

САНСАРА
Санскр.) Букв., "вращение", океан рождений и смертей.
Человеческие перевоплощения, представленные в виде непрерывного
круга, колеса, которое всегда в движении.

Источник: Теософский словарь

Сансара
санскрит), одно из осн. понятий индуистской религии и философии, закон перевоплощения души ( в ортодоксальных брахманистско-индуистских системах) или личности (в буддизме) в цепи новых рождений (в образе человека, Бога, животного, растения и т. д.).

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

Сансара
одно из основных понятий индийской религиозной философии и религии, означающее перевоплощение души (в ортодоксальном брахманизме) или личности (в буддизме) в цепи новых рождений (в образе человека, Бога, животного), которое осуществляется по закону кармы (см. Карма).

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

САНСАРА
(круговорот, круговращение) — мир как циклическое существование непрестанно чередующихся рождений, смертей, новых рождений в религиях Индии — буддизме, индуизме, джайнизме. Главная характеристика сансары — страдание и несвобода. Цель религий Индии — освобождение от сансары и обретение иного, совершенного состояния, свободного от страданий, неведения и аффектов, стоящее превыше как жизни, так и смерти; в буддизме это состояние называется нирваной (см.).

Источник: Буддизм. Карманный словарь

САНСАРА
(самсара) (Sansara [Samsara]) — так называется в индийской философии повторяющийся благодаря новому рождению цикл индивидуального жизненного процесса со всеми его страданиями, от которых освобождаются только благодаря проникновению в Брахмана, т. е. в нирвану. Народная мудрость гласит: «Куда вы ни посмотрите, везде стремления и страсти, бешеная погоня за удовольствиями, поспешное бегство от боли и смерти, везде пустота и зной разрушающих желаний. Мир полон связей и изменений. Все это и есть сансара».

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Сансара
Метемпсихоз (инкарнация прежде существовавшей души в новые тела) в традиционном индуизме, парадоксальным образом воспринятый буддизмом, в котором он оценивается негативно. В ходе исторического развития индийской религии возникают разнообразные аскетические и/или мистические способы достичь освобождения (мокша) от кармических уз, принуждающих душу вновь и вновь снисходить в тела. Сходную концепцию метемпсихоза разрабатывали некоторые предшественники Сократа, а также Платон. В других религиозных контекстах метемсоматоз может иметь позитивное значение.

Источник: Словарь религий, обрядов и верований

САНСАРА
Мирское бытие, цепь рождений и переходов из одного существования в другое; также — населенные живыми существами миры, в которых происходят эти переходы. Сансара как бытие неизбежно связано со страданиями и перерождениями и противопоставляется нирване. После смерти существа перерождаются или в своей прежней форме, или в более или менее благоприятных формах в зависимости от совершенных ими поступков (карма). Цепь перерождений безначальна, но конечна, ее венцом служит нирвана. Достичь нирваны в состоянии только люди, поэтому рождение в облике человека считается особенно благоприятным.

Источник: Буддизм. Энциклопедия.

САНСАРА
санскр.-блуждание, круговорот): одна из основных концепций индийской философии и религии индуизма, буддизма, джайнизма, означающая безначальную и бесконечную цепь (колесо) перерождений живых существ, которые воплощаются в зависимости от своей кармы то в более низкие, то в более высокие состояния. Согласно идее сансары смерть не противостоит жизни, она лишь переход к новому воплощению. Все живое едино, так как меняются только его внешние формы, и вчерашний человек может стать животным или наоборот. Сансара это бытие, связанное со страданием, ее антиподом выступает нирвана как вечное успокоение и независимость от мира.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

Сансара
(санскр. — странствование, течение жизни) — в брахманизме, буддизме, джайнизме и др. — учение о неизбежных страданиях существ в земной жизни и переселении душ умерших в другие тела. Страдание как основная характеристика посюстороннего существования определяется поступками людей в настоящей и предыдущей жизни. Уменьшить страдания можно путем исполнения религ. предписаний, тогда после смерти тела душа воплощается в более высоком существе (господине или божестве). Полное же спасение (нирвана) достигается при прекращении перерождений души в результате подавления всех чувств и желаний, в результате ухода от мира, а не изменения его. Проповедь С. служит оправданию социальных несправедливостей и предлагает иллюзорное избавление от них.

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

САНСАРА
санскр. - странствование) - в индуизме и буддизме -представление о текучести и непостоянстве всего живого, единая цепь переходов из одной телесной оболочки в другую, круговорот рождений и смертей, трансмиграция, метемпсихоз. Душа может пребывать в теле человека, животного, растения, а ее переселение происходит в соответствии с законом кармы (воздаяния). Цель спасения человека — освобождение от перерождений и достижение мокши (осознания душой того, что она — часть божеств, души) и нирваны. Выход из перерождений обеспечивает дхарма, т. е. выполнение обязанностей, налагаемых на человека религией. Только она может дать лучшее перерождение и спасение. С., возлагая ответственность за соц. зло на самого человека, оправдывает условия его существования.

Источник: Атеистический словарь

САНСАРА
санскр. - перерождение, круговорот, блуждание, прохождение через нечто) - одно из базовых понятий индийской религии и философии (аналогично - "реинкарнация"), обозначающее процесс бесчисленных перерождений личности и души, приносящий им страдание. Идея С. о родственности всего живого и возможности перехода между его формами становится главенствующей в текстах Упанишад. Потенциальное завершение течения С. - состояние нирваны, находящейся вне С. и не связанной с ней какими-либо отношениями каузального типа. Достичь состояния нирваны способны только люди. Все остальные существа должны перед этим в них перевоплотиться. Смерть, согласно идее С, не является антиподом жизни, являя собой лишь многократный переход к ее воспроизведению.
А.А. Грицанов

Источник: Новейший философский словарь

САНСАРА
колесо сансары") – одно из основных понятий индуизма и буддизма, означающее круговорот перерождений человека, блуждание души по разным уровням и формам бытия. Возможность сансары заключена в идее, разделяемой некоторыми направлениями восточной философии, о родственности в мире всего живого, о единой его сущности и, следовательно, о возможности перехода из одной формы в другую. Перерождение может осуществляться в различных образах: людей, животных, богов, даже растений, исходя из соотношения истинных и неистинных путей, праведности и неправедности данной жизни. Чем праведнее настоящая жизнь, тем более высокое перерождение по закону кармы ожидает человека. Исходя из данной установки, понятие смерти рассматривается не как конец всего, а как новая возможность прожить другую, в том числе и более достойную жизнь.

Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)

Сансара
др. – инд.) – «блуждание», «круговорот» – обозначение мирского бытия, связанного с цепью рождений и переходом из одного существования в другое, а также населенных живыми существами миров, в которых происходит этот переход. В буддийских представлениях С. означает бытие, неизбежно связанное с перерождениями и страданиями и противопоставляемое нирване. Считается, что в безначально существующей С. есть шесть видов живых существ – боги, асуры, люди, животные, преты и обитатели нараки. Первые три воплощения считаются благоприятными, последние три – неблагоприятными. Место перерождения зависит от совершенных при жизни поступков (кармы). Хотя жизнь богов выглядит более счастливой, достичь нирваны могут только люди, поэтому рождение в облике человека считается особенно благоприятным. Считается, что нирвана находится вне С. и не имеет причинно-следственной связи, но в буддизме допускается существование нирванических существ (дхъяни-будд) и их вмешательство в С.

Источник: Мифологический словарь

САНСАРА

        странствование из жизни в жизнь; мир конечного, превратного, невечного; все мирское. Представление о С. развилось после эпохи старших упанишад из учения о "путях предков" (питрияна) и "пути богов" (дэваяна), в период зарождения буддизма и джайнизма. В индуизме С. понимается как мир перевоплощений индивидуального Атмана в разных телах и разных сферах бытия, от мучительнейших адов до высших областей преходящего рая. Областей С. насчитывают множество, среди них есть и более, и менее счастливые, чем обитель людей. Смена тел в С. регулируется законом кармы. С. может пониматься как реальная или как царство кажимости — в утонченной метафизике. С. циклична во времени: мир конечного периодически разрушается и созидается вновь (то ли волей бога, то ли безлично-законосообразно, в зависимости от интерпретации). Освобождение от С. (или, при возвышенном метафизическом понимании, осознание того, что на деле С. нет, это лишь наваждение) — предельная экзистенциальная цель индуиста.
А. Парибок

Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь

САНСАРА

санскр., букв.- прохождение через что-либо, перерождение, беспрерывное перерождение (лич­ности или души)], одна из осн. концепций инд. филосо­фии и религии, в т. ч. индуизма, буддизма, джайниз­ма. Восходит к добрахманистско-ведийским представ­лениям и к первонач. анимистич. верованиям. Рано ассимилируется с религ.-филос. идеями брахманизма (встречается уже в «Ригведе» и «Атхарваведе», стано­вится доминирующей в упанишадах). Концепция С. заключает в себе идею родственности всего живого и перехода между его формами (перерождение возможно не только в образе человека, но и бога, и животного). Определяющей при этом является мысль о неуничтожаемости: «возникновение» и «уничтожение» не затра­гивают действит. сущности вещей, происходят лишь колебания внеш. оболочки. В концепции С., т. о., смерть не несет в себе сознания чего-то противостоя­щего жизни, она - лишь неоднократный переход к ее продолжению.
С концепцией С. связано понятие об идеале, обязат. частью к-рого в инд. философии становится освобож­дение от пут перерождений, с одной стороны, отрица­ние значимости материальных благ - с другой.

Источник: Советский философский словарь

САНСАРА
(вихрь, круговорот) — вселенная, мир как вместилище страданий. Представление о С. в развитом виде появляется уже в ранних упанишадах. Все существа, находясь в С, подвержены страданию, хотя и в разной степени (страдают даже боги, поскольку они рано или поздно умрут). Каждое существо «блуждает » в С, т. е. испытывает постоянные воздействия извне и изнутри и реагирует на них, подчиняется им. Такое существо в целом изменчиво; оно рождается, растет, стареет и умирает, потом снова рождается, повторяя цикл, и так без конца. Подчиняясь законам кармьц оно переходит из одной жизни в другую, меняя телесные формы. С. — это круговорот рождений-смертей. Все религиозно-философские учения Индии были заняты вопросом о путях выхода из С. и предлагали разные решения. Последователи йоги жестко контролируют свое личное участие в С. и стремятся «сжечь» семена кармы, чтобы выйти из круговорота С. Кришнаиты надеются избавиться от С, уповая на Кришну. В тантризме С. понимается как своеобразный полигон совершенствования духа, дающий возможность уже в нем самом находить средства, помогающие управлять энергией и обретать освобождение при жизни.

Источник: Индуизм: йога, тантризм, кришнаизм

САНСАРА
(санскр, - странствование) - термин, весьма распространенный в др.-инд. религ. литературе, для обозначения текучести и непостоянства всего существующего. По очень древним представлениям брахманизма, унаследованным буддизмом и восходящим к примитивным анимистич. верованиям, весь мир связан единой цепью существования и переходов из одного телесного состояния в другое. Каждое существо после гибели своей телесной оболочки якобы возрождается в др. теле - человека, животного и т. д., соответственно неуклонно действующему «закону кармы». В брахманизме и индуизме переход в новое состояние связывается с представлениями о душе (см. Переселение души), в буддизме - с трансформацией комплекса материальных и духовных элементов, составляющих, по его учению, человеч. личность. Осн. задачей и смыслом конечного «спасения» в др.-инд. религиях считалось выйти из С, перестать возрождаться в мире. Выход, «спасение» из С. религия указывает в ревностном религ. служении и исполнении человеком его дхармы, т. е. обязанностей, возлагаемых на него религией в соответствии с его обществ, положением (господину - господствовать, трудящемуся - трудиться). В буддизме подчеркивается противоположность С. нирване.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

САНСАРА
(санскр. samsa–ra, тиб.khor ba, странствие из рождения в рождение) — 1) термин, обозначающий круговорот рождений одной особи, её бесконечные переходы из одного существования в другое, каждое из которых обусловлено кармой, т.е. всем тем, что делалось, говорилось и мыслилось этой особью в прежних жизнях; 2) мир страстей, горестей и удовольствий, населенный пятью или шестью (в зависимости от школы буддизма) видами живых существ (см. Космология буддизма), противопоставляемый нирване. В Абхидхарме С. — это неразрывная цепь состояний сознания, образуемых дхармо-частицами пяти групп (скандха), которые, ежемгновенно меняясь, создают безначальный поток сознания отдельной особи, длящийся неисчислимо долгое время: бесчисленные жизни и смерти в течение многих кальп (см. Кальпа). Рождение богом, полубогом (асура) или человеком считается удачным, причём последнее наиболее благоприятно для духовного совершенствования и освобождения. Управление процессом рождений ради получения «благоприятного» является временной религиозной целью. Окончательное же избавление от С. — является главной целью монахов Малой колесницы, тогда как в Махаяне и Ваджраяне ей тождественно стремление стать просветлённым существом — бодхисаттвой, который предпочитает вновь рождаться в С., чтобы духовно помогать другим существам. Однако, странствуя по круговороту рождений, бодхисаттвы остаются свободными от неё, так как, осознав иллюзию самости, они не отождествляют трудностей С. с собой.

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.

САНСАРА
санскр., дословно «блуждание», «переход через разл. состояния», «круговорот») — в этико-религ. воззрениях индийцев обозначение мирского бытия, связанного с цепью рождений и переходом из одного существования в другое, а также — населенных живыми существами миров, в к-рых происходит этот переход. Идея С. и ее преодоления, выхода из цепи существования занимает цент. место в ряде этико-религ. систем, созданных в Индии (в индуизме, джайнизме, буддизме). Характерен образ переправы через океан С. как метафор. описание мирской суеты, спасения. В натурфилос. аспекте идея С. связана с представлением о периодич. возникновении и уничтожении миров. В будд. религ.-мифологич. представлениях С. означает бытие, к-рое неизбежно связано со страданиями и перерождениями живых существ. С. противопоставляется нирване. Мифологич. аспект понятия С. таков: в безначально существующей С. есть 6 видов существ — боги, асуры, люди, животные, прета и обитатели ада. Хотя способ существования в этих б воплощениях по внешним проявлениям неодинаковый (первые три считаются относит. благоприятными, последние три — неблагоприятными), суть их всех одинакова — страдание. Вся С. представляет замкнутую систему: после смерти существа перерождаются или в своей прежней сфере, или в более благоприятных, или в менее благоприятных сферах в зависимости от совершенных ими поступков (карма): напр., тот, кто в этой жизни является человеком, может после смерти переродиться в бога, в следующем рождении — в обитателя ада, затем стать прета, животным, асурой и т. д. Цепь перерождений является безначальной, но она может иметь конец, которым и служит нирвана. Достичь нирваны в состоянии только люди, поэтому рождение в облике человека считается особенно благоприятным (хотя жизнь богов кажется более счастливой). Считается, что нирвана находится вне системы С. и не имеет с ней причинно-следств. связи. Тем не менее мифологич. представления буддистов допускают вмешательство (и даже вступление) нирванических существ в С.: так, дхьяни - будды эманируются в С. в виде бодхисаттв в земных будд, особо выдающиеся личности могут в исключит. случаях иметь контакты даже с Адибуддой. Л. Э. Мялль

Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь

САНСАРА
сс. Перерождение. Перевоплощение индивидуальной души в новом теле. Мир перерождений душ в различных формах существования. Представление о сансаре, как считают, возникло в упанишадах. Новые рождения обусловлены кармой. Освобождение души происходит при слиянии сс. с богом. Отказавшись от представления о субстанциальной душе и о боге-творце, буддизм признает принцип перерождений (сансара). Согласно буддийской модели, новые рождения связаны с кармой и вспышками дхарм. Шесть миров, в которых возможно новое рождение (упапатти) на чувственном уровне (камалока): ад (нарака), мир голодных духов (прета), миры животных, асуров, людей и богов. В буддизме махаяны асуры пребывают на одном уровне с богами. Над уровнем камалоки буддисты расположили еще два уровня. Основанием для этого послужила буддийская духовная практика (дхьяна). Все вместе уровни называют буддийским психокосмом. Переходя в процессе духовной практики на высшие уровни сознания (рупалока, арупалока), человек приближается к необратимой нирване и навсегда покидает мир сансары, освобождаясь от новых рождений. Достижение высшего совершенства в течение одной жизни возможно только в очень редких случаях. Во многих религиях верующие уповают на милость Бога, который может простить их и принять. Буддист испытывает ответственность за свое существование и осознает, что освобождение от страданий зависит только от него самого. Перерождение, многократное прохождение пути к совершенству дает человеку шанс на успех. Принцип неоднократных рождений в конечном счете делает возможным всеобщее спасение. При создании буддийской модели оказалось, что на основании теории дхарм трудно объяснить механизм перехода после смерти тела к новому рождению. Трудность была преодолена введением представления об остаточной карме, не уничтоженной на момент смерти и формирующей призрачное тело, комбинацию вспышек дискретных дхарм (сс. гандхарва, тибет. дися). Она индивидуальна в каждом новом рождении и отсутствует вообще при достижении состояния необратимой нирваны (тат-хата, дхармакая, абсолют и т.д.), сверхбытия, высочайшего состояния сознания. Существует мнение, что сансара представляет собой модель бытия на различных стадиях развития сознания. С точки зрения теории Нагарджуны о всеобщей обусловленности и относительности, сансара тождественна нирване, абсолюту, в котором все обретает сущностное единство без различий. Синонимичны термину «сансара»: бхавачакра, гати и др.

Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003

САНСАРА
(санскр. samsara — прохождение, протекание) - основной термин инд. философии для обозначения трансмиграции, повторных рождений, реинкарнаций, в результате чего после распада одной телесной оболочки происходит соединение бестелесного начала индивида с другой, сопровождаемое приобретением соответствующих основным результатам предшествующего существования ментальных, перцептивных и деятельных способностей. С. укоренена в незнании субъектом своей истинной природы, является результатом действия закона воздаяния, актуализируется с неизбежно вытекающими из этого незнания страстями и сопровождается разнообразными страданиями (см. Карма). С. — единая иерархическая лестница перевоплощений, по к-рой бесчисленные индивиды восходят или нисходят в зависимости от баланса «заслуги» или порока (см. Пунья и Лапа), сложившегося в предыдущих воплощениях (прежде всего в последнем).
С безначальна, а потому безначален и сам мир как сцена этой игры, в к-рой актеры-индивиды должны переодеваться в разные телесные костюмы в силу прорастания кармических «семян» (богов, демонов, людей, животных, растений и даже, в соответствии с общеиндийским панпсихизмом, неодушевленных объектов), но для некоторых индивидов, устранивших незнание (avidya), она может иметь конец, к-рый совпадает с достижением «освобождения» мокши как высшей цели человеческого существования. Впервые термин С. встречается в Упанишадах. Согласно «Катха-упанишаде» те, кто не наделен распознаванием, рассудительностью и «чистотой», обречены на постоянное «возвращение в сансару», тогда как обладающий противоположными качествами «больше не рождается» (III.7—8), а в «Майтри-упанишаде» (VI.28), отражающей влияние буддийского мировоззрения, уже прямо говорится о «круге сансары» (samsaracakra).
В этих представлениях о С. все направления инд. мысли (кроме материалистов чарваков-локаятиков, отрицавших ее в принципе, и фаталистов адживиков, отрицавших результативность действий индивида) были едины. Расхождения касаются трактовки субъекта С. и самой «серьезности» вышеописанной космической сансарной игры. Буддисты мыслят субъект С. единством «бессубъектных» скандх; джайны, найяики, вайшешики и мимансаки — реально активным духовным началом; санкхьяики и йогины — агрегатом составляющих тонкого тела (suksmasarira), «вкушающих» опыт за ложно относящего его к себе «чистого субъекта» - пурушу; ведантисты -лживой как душой, не знающей своего реального единства с Брахманом. См. Фо цзяо. В.К.Шохин

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
0.00 байт

Категория сансары в философии индуистского тантризма

Пахомов Сергей Владимирович
Описание сансары часто встречается в тантрических текстах; в целом оно укладывается в общеиндийское неприязненное отношение к этому явлению.