САМОСТЬ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Самость
способ бытия присутствия, при котором оно соответствует своей природе, то есть самой себе.

Источник: Словарь хайдеггерианских терминов (по “Бытию и времени”)

Самость
понятие, данное немецким философом Мартином Хайдеггером, как бытие «Я» (само-бытие), т. е. такое сущее, которое может сказать: «Я».

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

Самость
Способность быть собой. Предполагает единство, уникальность, идентичность, наконец, в философии феноменологии, сознание (см. Сартр, «Бытие и ничто», с. 147–149). См. Идиотия).

Источник: Философский словарь.

САМОСТЬ
(Selbstheit) — согласно Хайдеггеру, бытие Я (само-бытие), т. е. такое сущее, которое может сказать: Я. Хайдеггер различает личную самость (Ich-selbst), которая полагает своеобразие бытия существования в качестве заботы, и безличную самость (Man-selbst), которая, будучи повседневным высказыванием Я (Ich-sagen), подчиняется Man, отодвигая на задний план собственные возможности бытия.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

САМОСТЬ
смешение личности и природы, свойственное падшему человечеству; оскудевание личности, вызванное тем, что она отождествляет себя с содержащейся в ней природой, т.е. с естественноприродными желаниями, хотениями и т.д., уступает побуждениям природы, в результате чего «образ Божий» затемняется, а личность, призванная к соединению с Богом, теряет способность осуществлять себя во всей полноте.

Источник: Русская философия: терминологический словарь.

САМОСТЬ
в аналитической психологии К.Г. Юнга — архетип коллективного бессознательного. Развитие личности в процессе индивидуации идет от сознания к личностному бессознательному, а от него — к коллективному бессознательному, центром которого и является С. В мифах, сказках, сновидениях символами С. часто выступают мудрый старец, божественное дитя, однако столь же часто С. предстает как крест, кольцо, круг (мандала), квадрат и т.п. символы целостности. Эмпирически С. не обнаруживается. Идея С. является в аналитической психологии Юнга пограничным понятием, поскольку служит организации эмпирического познания психических процессов. Архетип С. сопоставляется Юнгом с Атманом Упанишад, с христианским «Бог внутри нас», с учениями о духе гностиков и алхимиков.

Источник: Философия: энциклопедический словарь

САМОСТЬ
1) - в аналитической психологии Юнга архетип, являющий собой центр суммативной целостности сознательного и бессознательного психического бытия. Понятие С. введено в оборот Юнгом, но ни в его работах, ни в трудах его последователей оно не получило однозначного определения. Порой интерпретировалось как исходное состояние интегрированного организма, образ сверхординарного объединяющего принципа, архетипическое стремление к координации напряжения противоположностей, архетипический образ человеческого потенциала и единства личности как цело-
го, как суммативность личности и т.д.; (2) - понятие философии Хайдеггера, обозначающее бытие Я (самобытие), т.е. такое сущее, которое может произнести: "Я". "Личная С." (Ich-selbst) y Хайдеггера полагает своеобразие бытия существования в качестве "заботы" (т.е. бытия сущего, являющегося человеческим существованием; в отношении к окружающему миру существование предстает как "озабоченность", а в отношении к другому человеку - "общей заботой"). Безличная же С. (Man-selbst), будучи повседневным высказыванием Я (Ich-Sagen), подчиняется Man, отодвигая на второй план собственные возможности и горизонты бытия.

Источник: История Философии: Энциклопедия

САМОСТЬ
1) - понятие традиционной натурфилософии, фиксирующее определенность объекта (например, категория "жань" в древнекитайской философии); дифференцируется на автохтонную самость как таковую ("цзы-жань") и С. привнесенную ("чжи-жань" как результат внешнего воздействия). От античной философии унаследована средневековой схоластикой, обогатившись в контексте учения о "родах "и "видах"; семантическими оттенками С. как haecceitas ("этовость" как самотождественность единичного) и quidditos ("чтойность", позволяющая соотнести данную С. с другими элементами этого или иного множества); (2) - в аналитической психологии Юнга архетип, являющий собой центр суммативной целостности сознательного и бессознательного психического бытия. Понятие С. введено в оборот Юнгом, но ни в его работах, ни в трудах его последователей не получило однозначного определения. Порой интерпретировалось как исходное состояние интегрированного организма, образ сверхординарного объединяющего принципа, архетипическое стремление к координации напряжения противоположностей, архетипический образ человеческого потенциала и единства личности как целого, как суммативность личности и т.д.; (3) - понятие философии Хайдеггера, обозначающее бытие Я (само-бытие), т.е. такое сущее, которое может произнести: "Я". "Личная С." (Ich-selbst) у Хайдеггера полагает своеобразие бытия существования в качестве "заботы" (т.е. бытия сущего, являющегося человеческим существованием; в отношении к окружающему миру существование предстает как "озабоченность", а в отношении к другому человеку - "общей заботой"). Безличная же С. (Man-selbst), будучи повседневным высказыванием Я (Ich-sagen), подчиняется Man, отодвигая на второй план собственные возможности и горизонты бытия.
А.А. Грицанов

Источник: Новейший философский словарь

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
234.01 кб

Мировоззренческий аспект философской антропологии: язык, символ, самость, сознание

Кретов Павел Васильевич
Рассмотрен символический характер концепта языковой игры в его оценочном аспекте и его гипотетическая релевантность в контексте проблематики философской антропологии. Определяется место концепции языковых игр Л.
Читать PDF
151.35 кб

Самость, тело, Другой: модусы взаимодействия в практиках удовольствия

Рассадина Софья Александровна
Телесное бытие субъекта культуры неизбежно осуществляется в рамках определённой традиции, и опыт самости оказывается сущностно связан с опытом Другого.
Читать PDF
375.75 кб

Перихоресис и самость как антропологические стратегии в христианской культурной традиции

Бабич Владимир Владимирович
Выполнен сравнительный анализ двух антропологических стратегий (самость и перихоресис), представленных в христианской культуре.
Читать PDF
241.02 кб

Самость как деятельный аспект человеческой сущности

Еременко-Клаузер Александр Владимирович
В статье проводится краткий анализ природы человеческой деятельности.
Читать PDF
807.16 кб

Самость (self) как проблема гуманитарного знания

Скворцов Л.В.
Читать PDF
256.22 кб

2017.03.039. ГРЕКО Л. САМОСТЬ КАК НАРРАЦИЯ У ЮМА. GRECO L. THE SELF AS NARRATIVE IN HUME // JOURNAL

Цибизова И.М.
Читать PDF
251.72 кб

Покаяние как «самость» (“proprium”) человека: вопрос о возможности преображения в христианской и нех

Эрколе Эркулеи
Исходя из обилия святоотеческих текстов о покаянии, статья главным образом сосредоточена на «преобразующей» силе такого чувства и центральной роли, которую оно может сыграть в нравственной жизни человека.
Читать PDF
362.03 кб

Аддиктивная самость в экзистенциальной коммуникации: ресурсы и ограничения

Ефремова Ольга Николаевна
Статья посвящена актуальной проблеме аддиктивного поведения. Новизной является философское осмысление проблемы, рассмотрение аддиктивной самости в контексте экзистенциальной коммуникации.
Читать PDF
360.48 кб

Самость как энтелехия самоосуществления

Ефремова Ольга Николаевна
В статье представлены результаты исследования самости в методологических рамках телеологии Аристотеля.
Читать PDF
244.65 кб

Техника: самостоятельный мир или сфера человеческой деятельности и культуры?

Яковлев Р. Б.
Читать PDF
250.22 кб

Свідомість як знання: феноменологічна і герменевтична інтерпретації онтологічної самості

Олена Чуйкова
Розглядається проблема свідомості та знання, динаміки, енергії та освіти в аспекті їх співвідношення.
Читать PDF
534.34 кб

САМООРГАНІЗАЦІЯ ТРАНСВЕРСАЛЬНОЇ САМОСТІ В КОНТЕКСТІ НЕВИЗНАЧЕНОСТІ (до обґрунтування трансформативно

Людмила Горбунова
Проблема самоорганізації самості в контексті невизначеності постає у зв’язку з розробкою проектів і програм трансформативної освіти для дорослих, необхідність якої викликана глибокими процесами глобальних транcформацій в сучасному
Читать PDF
0.00 байт

Некоторые аспекты истории проблемы «Самости» в философском контексте проблемы самоидентификации

Горохов Павел Александрович, Кеидия Константин Зурабович
В данной статье выдвигается авторская концепция поворота, который произошел в понима/ нии проблемы «самости» при переходе от античной и средневековой философии к Новому време/ ни.
Читать PDF
0.00 байт

Философские трактовки герменевтического аспекта самости

Жукова Ольга Ивановна
В статье автором анализируется герменевтический аспект, являющийся одним из важных параметров формирования самости.
Читать PDF
0.00 байт

Социальный аспект самости

Шафоростов Александр Иванович
Рассматривается самость как основа построения идентичности социального субъекта. Выявляются признаки самости, позволяющие говорить о ее социальном аспекте, – временность, субъективность, осознаваемость, связь с социальностью.

Похожие термины:

  • Человеко-самость

    самость присутствия, понятого исходя из усредненной, публичной повседневности . Человеко-самость рассеяна в людях. Поскольку, присутствие существует в мире усредненных людей, то человеко-самость
  • Я или САМОСТЬ

    в философии) – духовное ядро человеческой личности; индивидуальность, активно относящаяся к миру и самой себе; самотождественность. Собственным "Я" обладает человек, самостоятельно контролирующи
  • психология самости

    ПСИХОЛОГИЯ САМОСТИ — одно из направлений психоаналитической психологии и терапии, выдвинутое американским психоаналитиком X. Кохутом и ориентированное на исследование проблем нарциссизма и леч
  • САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

    Сам) - этап становления человеческой личности; в процессе своей жизнедеятельности человек периодически вынужден его преодолевать.