САМОСТЬ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Самость
способ бытия присутствия, при котором оно соответствует своей природе, то есть самой себе.

Источник: Словарь хайдеггерианских терминов (по “Бытию и времени”)

Самость
понятие, данное немецким философом Мартином Хайдеггером, как бытие «Я» (само-бытие), т. е. такое сущее, которое может сказать: «Я».

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

Самость
Способность быть собой. Предполагает единство, уникальность, идентичность, наконец, в философии феноменологии, сознание (см. Сартр, «Бытие и ничто», с. 147–149). См. Идиотия).

Источник: Философский словарь.

САМОСТЬ
(Selbstheit) — согласно Хайдеггеру, бытие Я (само-бытие), т. е. такое сущее, которое может сказать: Я. Хайдеггер различает личную самость (Ich-selbst), которая полагает своеобразие бытия существования в качестве заботы, и безличную самость (Man-selbst), которая, будучи повседневным высказыванием Я (Ich-sagen), подчиняется Man, отодвигая на задний план собственные возможности бытия.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

САМОСТЬ
смешение личности и природы, свойственное падшему человечеству; оскудевание личности, вызванное тем, что она отождествляет себя с содержащейся в ней природой, т.е. с естественноприродными желаниями, хотениями и т.д., уступает побуждениям природы, в результате чего «образ Божий» затемняется, а личность, призванная к соединению с Богом, теряет способность осуществлять себя во всей полноте.

Источник: Русская философия: терминологический словарь.

САМОСТЬ
в аналитической психологии К.Г. Юнга — архетип коллективного бессознательного. Развитие личности в процессе индивидуации идет от сознания к личностному бессознательному, а от него — к коллективному бессознательному, центром которого и является С. В мифах, сказках, сновидениях символами С. часто выступают мудрый старец, божественное дитя, однако столь же часто С. предстает как крест, кольцо, круг (мандала), квадрат и т.п. символы целостности. Эмпирически С. не обнаруживается. Идея С. является в аналитической психологии Юнга пограничным понятием, поскольку служит организации эмпирического познания психических процессов. Архетип С. сопоставляется Юнгом с Атманом Упанишад, с христианским «Бог внутри нас», с учениями о духе гностиков и алхимиков.

Источник: Философия: энциклопедический словарь

САМОСТЬ
1) - в аналитической психологии Юнга архетип, являющий собой центр суммативной целостности сознательного и бессознательного психического бытия. Понятие С. введено в оборот Юнгом, но ни в его работах, ни в трудах его последователей оно не получило однозначного определения. Порой интерпретировалось как исходное состояние интегрированного организма, образ сверхординарного объединяющего принципа, архетипическое стремление к координации напряжения противоположностей, архетипический образ человеческого потенциала и единства личности как цело-
го, как суммативность личности и т.д.; (2) - понятие философии Хайдеггера, обозначающее бытие Я (самобытие), т.е. такое сущее, которое может произнести: "Я". "Личная С." (Ich-selbst) y Хайдеггера полагает своеобразие бытия существования в качестве "заботы" (т.е. бытия сущего, являющегося человеческим существованием; в отношении к окружающему миру существование предстает как "озабоченность", а в отношении к другому человеку - "общей заботой"). Безличная же С. (Man-selbst), будучи повседневным высказыванием Я (Ich-Sagen), подчиняется Man, отодвигая на второй план собственные возможности и горизонты бытия.

Источник: История Философии: Энциклопедия

САМОСТЬ
1) - понятие традиционной натурфилософии, фиксирующее определенность объекта (например, категория "жань" в древнекитайской философии); дифференцируется на автохтонную самость как таковую ("цзы-жань") и С. привнесенную ("чжи-жань" как результат внешнего воздействия). От античной философии унаследована средневековой схоластикой, обогатившись в контексте учения о "родах "и "видах"; семантическими оттенками С. как haecceitas ("этовость" как самотождественность единичного) и quidditos ("чтойность", позволяющая соотнести данную С. с другими элементами этого или иного множества); (2) - в аналитической психологии Юнга архетип, являющий собой центр суммативной целостности сознательного и бессознательного психического бытия. Понятие С. введено в оборот Юнгом, но ни в его работах, ни в трудах его последователей не получило однозначного определения. Порой интерпретировалось как исходное состояние интегрированного организма, образ сверхординарного объединяющего принципа, архетипическое стремление к координации напряжения противоположностей, архетипический образ человеческого потенциала и единства личности как целого, как суммативность личности и т.д.; (3) - понятие философии Хайдеггера, обозначающее бытие Я (само-бытие), т.е. такое сущее, которое может произнести: "Я". "Личная С." (Ich-selbst) у Хайдеггера полагает своеобразие бытия существования в качестве "заботы" (т.е. бытия сущего, являющегося человеческим существованием; в отношении к окружающему миру существование предстает как "озабоченность", а в отношении к другому человеку - "общей заботой"). Безличная же С. (Man-selbst), будучи повседневным высказыванием Я (Ich-sagen), подчиняется Man, отодвигая на второй план собственные возможности и горизонты бытия.
А.А. Грицанов

Источник: Новейший философский словарь

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Мировоззренческий аспект философской антропологии: язык, символ, самость, сознание

Кретов Павел Васильевич
Рассмотрен символический характер концепта языковой игры в его оценочном аспекте и его гипотетическая релевантность в контексте проблематики философской антропологии. Определяется место концепции языковых игр Л.
Читать PDF
0.00 байт

Самость, тело, Другой: модусы взаимодействия в практиках удовольствия

Рассадина Софья Александровна
Телесное бытие субъекта культуры неизбежно осуществляется в рамках определённой традиции, и опыт самости оказывается сущностно связан с опытом Другого.
Читать PDF
0.00 байт

Перихоресис и самость как антропологические стратегии в христианской культурной традиции

Бабич Владимир Владимирович
Выполнен сравнительный анализ двух антропологических стратегий (самость и перихоресис), представленных в христианской культуре.
Читать PDF
0.00 байт

Самость как деятельный аспект человеческой сущности

Еременко-Клаузер Александр Владимирович
В статье проводится краткий анализ природы человеческой деятельности.
Читать PDF
0.00 байт

Самость (self) как проблема гуманитарного знания

Скворцов Л.В.
Читать PDF
0.00 байт

Покаяние как «самость» (“proprium”) человека: вопрос о возможности преображения в христианской и нех

Эрколе Эркулеи
Исходя из обилия святоотеческих текстов о покаянии, статья главным образом сосредоточена на «преобразующей» силе такого чувства и центральной роли, которую оно может сыграть в нравственной жизни человека.
Читать PDF
0.00 байт

Аддиктивная самость в экзистенциальной коммуникации: ресурсы и ограничения

Ефремова Ольга Николаевна
Статья посвящена актуальной проблеме аддиктивного поведения. Новизной является философское осмысление проблемы, рассмотрение аддиктивной самости в контексте экзистенциальной коммуникации.
Читать PDF
0.00 байт

Самость как энтелехия самоосуществления

Ефремова Ольга Николаевна
В статье представлены результаты исследования самости в методологических рамках телеологии Аристотеля.
Читать PDF
0.00 байт

2017.03.039. ГРЕКО Л. САМОСТЬ КАК НАРРАЦИЯ У ЮМА. GRECO L. THE SELF AS NARRATIVE IN HUME // JOURNAL

Цибизова И.М.
Читать PDF
0.00 байт

Собственная и несобственная историчность сущего как самостоятельная онтологическая проблема

Дёмин Илья Вячеславович
В статье обосновывается различение двух модусов исторического бытия (собственного и несобственного), онтологическая первичность собственной историчности человека.
Читать PDF
0.00 байт

«Самостоятельное мышление» и «Правдивость» размышления о цететическом методе Канта

Руффинг Маргит
Автор статьи рассматривает вечно актуальные проблемы преподавания философии с позиции Канта. Философия это, с одной стороны, незавершенная дисциплина, учение о недостижимой мудрости, а с другой стороны, законодательница разума.
Читать PDF
0.00 байт

Историческая культурология как самостоятельная дисциплина

Акопян Карен Завенович
В центре внимания статьи - предметное поле исторической культурологии, рассматриваемой как часть культурологии (чья спецификация и категориальный аппарат находятся еще в стадии формирования), но которая имеет все основания быть ав
Читать PDF
0.00 байт

Системогенез рефлексивного механизма самостоятельных управленческих решений

Усов Владимир Николаевич
В статье исследуется основополагающая функция философской рефлексии в процессе формирования механизма самостоятельных управленческих решений.
Читать PDF
0.00 байт

Существование другого как возможность «Самостного бытия» в экзистенциальной философии

Багаева Ольга Николаевна
С понятием «коммуникация» люди имеют дело достаточно часто. Это слово употребляется и в обыденной речи, и на страницах художественных произведений, и в научно-публицистическом обиходе.
Читать PDF
0.00 байт

Некоторые аспекты истории проблемы «Самости» в философском контексте проблемы самоидентификации

Горохов Павел Александрович, Кеидия Константин Зурабович
В данной статье выдвигается авторская концепция поворота, который произошел в понима/ нии проблемы «самости» при переходе от античной и средневековой философии к Новому време/ ни.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Человеко-самость

    самость присутствия, понятого исходя из усредненной, публичной повседневности . Человеко-самость рассеяна в людях. Поскольку, присутствие существует в мире усредненных людей, то человеко-самость
  • Я или САМОСТЬ

    в философии) – духовное ядро человеческой личности; индивидуальность, активно относящаяся к миру и самой себе; самотождественность. Собственным "Я" обладает человек, самостоятельно контролирующи
  • психология самости

    ПСИХОЛОГИЯ САМОСТИ — одно из направлений психоаналитической психологии и терапии, выдвинутое американским психоаналитиком X. Кохутом и ориентированное на исследование проблем нарциссизма и леч
  • САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

    Сам) - этап становления человеческой личности; в процессе своей жизнедеятельности человек периодически вынужден его преодолевать.