психология самости
психология самости
ПСИХОЛОГИЯ САМОСТИ — одно из направлений психоаналитической психологии и терапии, выдвинутое американским психоаналитиком X. Кохутом и ориентированное на исследование проблем нарциссизма и лечение нарциссических расстройств личности, пограничных состояний, нарушений самости. П. с. основывается на признании интроспекции и эмпатии как существенных компонентов любого психологического наблюдения. Если методы наблюдения базируются не на интроспекции и эмпатии, то наблюдаемые явления относятся к соматическим, поведенческим или социальным феноменам. Психологическим же можно назвать лишь то явление, в котором наряду с интроспекцией другого человека присутствует наша собственная интроспекция и эмпатия. В этом смысле основные техники психоанализа, включая свободное ассоциирование и анализ сопротивлений, можно считать «вспомогательными инструментами» на службе интроспективного и эмпатического методов наблюдения. В основе П. с. лежат представления о здоровой самости и ее патологических состояниях. Самость — это центр устойчивой психологической структуры, способствующий ее саморазвитию и в то же время самоподдержанию ее целостности. На разных этапах развития психологической структуры обнаруживаются характерные и специфические типы нормальной самости, включая «грандиозную самость», связанную с эксгибиционистским стремлением младенца восстановить нарушенное равновесие в первоначальном опыте нераздельного единства с матерью. П. с. ориентирована на исследование патологических состояний самости и психоаналитическую терапию, способствующую восстановлению здоровой самости. Если классический психоанализ стремился к объяснению структурного невроза, чувства вины и депрессии, т.е. психических нарушений и конфликтов «виновного человека», то психология самости нацелена на объяснение патологии фрагментированной самости, мира стремлений, не получивших «зеркального» отражения или лишенных идеалов, т.е. психических нарушений и борьбы «трагического человека». X. Кохут исходил из того, что активная интроспекция при нарциссических расстройствах и пограничных состояниях приводит к признанию борьбы неструктурированной психики за поддержание контакта с архаическим объектом. Аналитик становится для пациента как бы прямым продолжением ранней реальности, которая была слишком далекой, отталкивающей или ненадежной, чтобы трансформироваться в прочные психологические структуры. Отсюда необходимость в исследовании первоначальных форм нарциссизма и специфики переноса при лечении нарциссических расстройств личности, пограничных состояний, нарушений самости. В представлении X. Кохута, первоначальное нарциссическое равновесие ребенка нарушается в результате неизбежного недостатка материнской заботы. Попытка сохранить первоначальный опыт сопровождается у ребенка созданием архаической, эксгибиционистской «грандиозной самости» и идеализированного образа родителей. При оптимальных условиях развития «грандиозная самость» смягчается и интегрируется во взрослую личность. При благоприятных обстоятельствах идеализированный образ родителей также интегрируется во взрослую личность, интроецируется в качестве Сверх-Я и становится важным компонентом психической организации. Однако если ребенок получает тяжелую нарциссическую травму и переживает травматическое разочарование в обожаемом им взрослом, то «грандиозная самость» сохраняется в своей неизменной форме, стремится к реализации своих архаических целей, а идеализированный образ родителей не трансформируется в психическую структуру, играющую роль регулятора напряжений. В ходе лечения нарциссических расстройств личности может иметь место терапевтическая активизация «грандиозной самости» и идеализированного образа родителей, что приводит к возникновению «зеркального» и идеализирующего переноса. Зеркальный перенос — это терапевтическое восстановление ранней стадии развития пациента, в которой всеобъемлющий нарциссизм сохранялся при помощи «грандиозной самости» и вывода всех несовершенных аспектов наружу. Идеализирующий перенос — терапевтическое восстановление раннего состояния, в котором нарциссическое совершенство объединено с идеализированным родительским образом, что ведет к восхищенному отношению пациента к аналитику. Проработка этих видов переноса становится важной терапевтической задачей П. с. Во время зеркального переноса речь идет о необходимости поднять в сознание пациента его детские фантазии о своем эксгибиционистском величии, что может способствовать эмпатическому пониманию испытываемых им чувств стыда и тревоги. Во время идеализированного переноса происходит проработка архаических идеализации, дающая возможность пациенту узнать о том, что его идеализирующее либидо необязательно нужно выводить из идеализированного образа и что можно не допустить болезненных регрессивных смещений. Цель анализа и терапии состоит в том, чтобы помочь пациенту не только достигнуть стабильности в установлении отношений с внешними объектами, но и сформировать устойчивое отношение к самому себе, что способствует упрочению самости и возникновению эмпатии, необходимой для нормальной организации жизнедеятельности. В.А. Лейбин