психология самости

Найдено 1 определение
психология самости
ПСИХОЛОГИЯ САМОСТИ — одно из направлений психоаналитической психологии и терапии, выдвинутое американским психоаналитиком X. Кохутом и ориентированное на исследование проблем нарциссизма и лечение нарциссических расстройств личности, пограничных состояний, нарушений самости.         П. с. основывается на признании интроспекции и эмпатии как существенных компонентов любого психологического наблюдения. Если методы наблюдения базируются не на интроспекции и эмпатии, то наблюдаемые явления относятся к соматическим, поведенческим или социальным феноменам. Психологическим же можно назвать лишь то явление, в котором наряду с интроспекцией другого человека присутствует наша собственная интроспекция и эмпатия. В этом смысле основные техники психоанализа, включая свободное ассоциирование и анализ сопротивлений, можно считать «вспомогательными инструментами» на службе интроспективного и эмпатического методов наблюдения.         В основе П. с. лежат представления о здоровой самости и ее патологических состояниях. Самость — это центр устойчивой психологической структуры, способствующий ее саморазвитию и в то же время самоподдержанию ее целостности. На разных этапах развития психологической структуры обнаруживаются характерные и специфические типы нормальной самости, включая «грандиозную самость», связанную с эксгибиционистским стремлением младенца восстановить нарушенное равновесие в первоначальном опыте нераздельного единства с матерью.         П. с. ориентирована на исследование патологических состояний самости и психоаналитическую терапию, способствующую восстановлению здоровой самости. Если классический психоанализ стремился к объяснению структурного невроза, чувства вины и депрессии, т.е. психических нарушений и конфликтов «виновного человека», то психология самости нацелена на объяснение патологии фрагментированной самости, мира стремлений, не получивших «зеркального» отражения или лишенных идеалов, т.е. психических нарушений и борьбы «трагического человека».         X. Кохут исходил из того, что активная интроспекция при нарциссических расстройствах и пограничных состояниях приводит к признанию борьбы неструктурированной психики за поддержание контакта с архаическим объектом. Аналитик становится для пациента как бы прямым продолжением ранней реальности, которая была слишком далекой, отталкивающей или ненадежной, чтобы трансформироваться в прочные психологические структуры. Отсюда необходимость в исследовании первоначальных форм нарциссизма и специфики переноса при лечении нарциссических расстройств личности, пограничных состояний, нарушений самости.         В представлении X. Кохута, первоначальное нарциссическое равновесие ребенка нарушается в результате неизбежного недостатка материнской заботы. Попытка сохранить первоначальный опыт сопровождается у ребенка созданием архаической, эксгибиционистской «грандиозной самости» и идеализированного образа родителей. При оптимальных условиях развития «грандиозная самость» смягчается и интегрируется во взрослую личность. При благоприятных обстоятельствах идеализированный образ родителей также интегрируется во взрослую личность, интроецируется в качестве Сверх-Я и становится важным компонентом психической организации. Однако если ребенок получает тяжелую нарциссическую травму и переживает травматическое разочарование в обожаемом им взрослом, то «грандиозная самость» сохраняется в своей неизменной форме, стремится к реализации своих архаических целей, а идеализированный образ родителей не трансформируется в психическую структуру, играющую роль регулятора напряжений.         В ходе лечения нарциссических расстройств личности может иметь место терапевтическая активизация «грандиозной самости» и идеализированного образа родителей, что приводит к возникновению «зеркального» и идеализирующего переноса. Зеркальный перенос — это терапевтическое восстановление ранней стадии развития пациента, в которой всеобъемлющий нарциссизм сохранялся при помощи «грандиозной самости» и вывода всех несовершенных аспектов наружу. Идеализирующий перенос — терапевтическое восстановление раннего состояния, в котором нарциссическое совершенство объединено с идеализированным родительским образом, что ведет к восхищенному отношению пациента к аналитику.         Проработка этих видов переноса становится важной терапевтической задачей П. с. Во время зеркального переноса речь идет о необходимости поднять в сознание пациента его детские фантазии о своем эксгибиционистском величии, что может способствовать эмпатическому пониманию испытываемых им чувств стыда и тревоги. Во время идеализированного переноса происходит проработка архаических идеализации, дающая возможность пациенту узнать о том, что его идеализирующее либидо необязательно нужно выводить из идеализированного образа и что можно не допустить болезненных регрессивных смещений. Цель анализа и терапии состоит в том, чтобы помочь пациенту не только достигнуть стабильности в установлении отношений с внешними объектами, но и сформировать устойчивое отношение к самому себе, что способствует упрочению самости и возникновению эмпатии, необходимой для нормальной организации жизнедеятельности.         В.А. Лейбин

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
1.05 мб

Философия и психология самости

Герасимов В. П.
Статья посвящена анализу самости с позиции неодетерминизма, который в постклассической психологии выступает как психосинергетическая парадигма, в рамках которой человек рассматривается как неравновесная, трансцендентальная и дис-с
Читать PDF
120.92 кб

Философия и психология самости

Герасимов Владимир Павлович
Статья посвящена анализу самости с позиции неодетерминизма, который в постклассической психологии выступает как психосинергетическая парадигма, в рамках которой человек рассматривается как неравновесная, трансцендентальная и дисси
Читать PDF
86.77 кб

Научно-психологический анализ «я» (самости)

Денисова Ирина Валентиновна
В статье рассматривается опыт психологических исследований человеческого «Я», в частности исследования американских социальных психологов.
Читать PDF
658.49 кб

Психологический анализ возрастных схем самости

Курышева Ольга Васильевна
В статье представлены результаты эмпирического исследования возрастных схем самости.
Читать PDF
348.56 кб

Социально-психологические предпосылки формирования самостоятельности молодежи

Гришаева Светлана Алексеевна, Колосова Ольга Анатольевна
В статье рассмотрены формирования самостоятельности и отрыва от родительской семьи современных молодых людей.
Читать PDF
1.37 мб

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Киселева Д. Е., Кацеро А. А.
В данной статье рассмотрены проблемы изучения психологической готовности к самостоятельной жизни старших подростков с нарушением слуха. Проанализирована литература, посвящённая психологической готовности к самостоятельной жизни.
Читать PDF
122.79 кб

К вопросу изучению стилей делового общения как самостоятельного понятия в современной психологии

Палт Екатерина Александровна, Корецкая Ирина Александровна
В статье рассматривается понятие «стили делового общения» (СДО), отличие от других терминов (виды общения, средства общения, коммуникативная компетентность).
Читать PDF
116.62 кб

Психолого-педагогические условия активизации познавательной самостоятельности курсантов в процессе о

Мещерякова Елена Ивановна, Сакоренко Ирина Владимировна
Рассматривается познавательная самостоятельность курсантов как интегративное качество личности, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности курсантов.
Читать PDF
306.10 кб

Внедрение проекта МГУ «Психология как профессия» в качестве формы самостоятельной работы студентов Н

Дворцова Е. В.
В статье описывается практический опыт использования одной из форм самостоятельной работы студентов по дисциплине «Психология труда» при обучении по специальности «Психология» в НФИ Кем ГУ.
Читать PDF
603.36 кб

Сущность и структура самостоятельности: философские, психологические и педагогические аспекты понима

Шурманов Василий Сергеевич
В статье рассматриваются философские, психологические и педагогические подходы к пониманию явления «самостоятельность», даётся определение сущности «самостоятельности».
Читать PDF
83.52 кб

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛ

Арзыбова Лариса Владимировна, Соловьева Наталья Викторовна
Процесс саморазвития является новообразованием основного компонента образовательного процесса, что прекрасно объясняется с позиций акмеологического (интегративного) подхода
Читать PDF
16.80 мб

Проблема я, личности, самости в творчестве Поля Рикёра и в современных психологических и психоаналит

Старовойтов Владимир Васильевич
В статье раскрывается специфика понятий Я, самости, личности в творчестве Поля Рикёра.