В буддизме это техника концентрации, в йоге — высшая ступень созерцания, соединяющего с Богом.
САМАДХИ
Самадхи
Источник: Словарь религий, обрядов и верований
САМАДХИ
Санскр.) Состояние экстатического и полного транса. Этот
термин происходит от слов Сам-адха, "само-обладание". Тот, кто
обладает этой силой, способен осуществлять абсолютный контроль
над всеми своими способностями, физическими и ментальными; это
высшее состояние Йоги.
термин происходит от слов Сам-адха, "само-обладание". Тот, кто
обладает этой силой, способен осуществлять абсолютный контроль
над всеми своими способностями, физическими и ментальными; это
высшее состояние Йоги.
Источник: Теософский словарь
САМАДХИ
санскр. samadhi, от глагола dha ~ ставить, класть и приставки sam — вместе, букв. — положенное вместе) — в практике медитации буддизма и индуизма — высшее состояние (транс), знаменующее полную унификацию сознания и объекта. В буддизме — общее обозначение всех медитативных и йогических практик, направленных на прекращение «волнения» дхарм, элементов, составляющих индивида, и подготовку адепта к познанию истинной природы вещей. Это познание (праджня) по мере устранения дихотомии субъекта и объекта и искоренения эгоистической привязанности (упадана) к внешним вещам в свою очередь способствует реализации самадхи. В системе йоги Патанджали самадхи составляет высшую цель йогической практики, тождественную достижению состояния кайвалья (изоляции). Различаются сапмраджнята-самадхи, «самадхи с познанием», в котором сознание, подобно прозрачному кристаллу, отражает весь объект в его целостности, и асампраджнята-самадхи, или «самадхи без познания», этап, когда сознание становится абсолютно чистым и безобъектным.
В. Г. Лысенко
В. Г. Лысенко
Источник: Новая философская энциклопедия
САМАДХИ
(санскр. sama–dhi, тиб. ting ngedzin, сосредоточение ума) — 1) в раннем буддизме С. — это «правильное С.», или последняя ступень Восьмеричного Пути. В буддизме акцентируется внимание на данном значении. «Правильное С.» — это способность ума пребывать в четырёх медитативных созерцаниях (дхьяна) объектов сферы цветов и форм (рупа-дхату, см. также Космология буддизма). Высшим уровнем этой практики считается созерцательное проникновение в верхние регионы буддийского космоса — на четыре неба сферы вне цветов и форм (арупадхату). К «правильному С.» готовятся посредством намерения совершать благие дела и накапливать заслуги; 2) термин, обозначающий комплекс практических наставлений по работе над собственным сознанием с целью пробудить и развить врождённые способности к сосредоточению; 3) в более узком смысле термин означает упражнения по сосредоточению ума на одном объекте; 4) состояние глубокого и стабильного медитативного погружения, транса. Кроме того, термином «С.» обозначаются различные практики, считающиеся духовными высотами буддизма. Так, С. — одно из семи звеньев Просветления (бодхи), одна из трёх высших духовных способностей, одна из высших духовных сил и т.д. При обучении сосредоточению буддисты традиционно используют 40 видов объектов: от таких возвышенных, как Три драгоценности, до таких, как разлагающийся труп. В тибетской Ваджраяне С. — это созерцательное пребывание в состоянии ригпа.
САМАДХИ
санскр., букв.- сложение вместе, соединение), понятие инд. философии, означающее состояние высшей собранности и гармонии, специфич. сосредоточение (фиксацию) мысли на к.-л. объекте, к-рое достигается путем созерцания (см. Дхъяна). В практике йоги - последнее и высшее из восьми средств для очищения и просветления ума (читты), когда ум так глубоко поглощен объектом созерцания, что «забывает» о самом себе, и мышление сливается со своим объектом. С.-сосредоточение как средство не следует смешивать с йогойС. как целью - достижением двух последних ступеней ума (читты) - сампраджнятаС. [отчетливое и полное осознание объекта мысли, когда читта очищается от присутствия раджаса (см. Гуны), движения, носителя отрицат. эмоций, и выступает как проявление саттвы, потенциального сознания, носителя положит. эмоций] и асампраджнятаС. (полное прекращение всякой умств. деятельности и возвращение в состояние покоя).
В буддизме С.- последнее звено восьмеричного пути к освобождению, состоит из четырех стадий, ведущих к нирване: 1) сознание занято к.-л. предметом, эта сосредоточенность приводит к освобождению от чувств. желаний, отрешенности и наслаждению чистым мышлением; 2) устранение сомнений, радость и внутр. покой как результат этого сосредоточенного размышления; 3) отрешение и от этой радости, совершенная невозмутимость и освобождение от ощущения телесности; 4) избавление и от этого сознания невозмутимости и освобождения, полное безразличие, ведущее к совершенной мудрости - нирване.
В буддизме С.- последнее звено восьмеричного пути к освобождению, состоит из четырех стадий, ведущих к нирване: 1) сознание занято к.-л. предметом, эта сосредоточенность приводит к освобождению от чувств. желаний, отрешенности и наслаждению чистым мышлением; 2) устранение сомнений, радость и внутр. покой как результат этого сосредоточенного размышления; 3) отрешение и от этой радости, совершенная невозмутимость и освобождение от ощущения телесности; 4) избавление и от этого сознания невозмутимости и освобождения, полное безразличие, ведущее к совершенной мудрости - нирване.
Источник: Советский философский словарь
САМАДХИ
Самадхи-йога. Техника достижения транса. Как правило, транс присутствует в духовной практике как сс. предсказуемый этап. Описано достижение самадхи через медитацию (дхьяна-йога-самадхи), через слияние с божеством (лайя-йога-самадхи), через вкусовые ощущения (расананда-йога-самадхи), через слияние с атманом (раджа-йога-самадхи). В литературе упоминается более ста видов транса. Подготовка может занимать месяцы и годы. Максимальная продолжительность пребывания в трансе при сохранении жизнедеятельности организма составляет, как утверждают, двадцать один день, а практика самадхи при замедленном дыхании ведет к бессмертию. Смерть в состоянии самадхи связывают с кровоизлиянием в мозг. В буддизме самадхи (созерцание) входит в благородный восьмеричный путь (арья-аштанга-марга) как этап перед достижением нирваны, в практику одноточечного сознания (читтасья экаграта) и др. Адепт, стремящийся стать святым (бодхисаттва), проходит через самадхи, имеющие собственные имена типа «Способность к любви и радости». В японском буддизме самадхи считается синонимом просветления (яп. сатори, саммай) и имеет пять видов (яп. госюдзаммай). В китайском буддизме Чжии (VI в.) предлагает практиковать самадхи в любое время и в любом месте. В отличие от нирваны и других состояний, выступающих как конечная цель духовной практики и способ прекращения новых рождений, самадхи рассматривается как промежуточное состояние. В современных синкретических учениях и практиках самадхи иногда привлекает людей, не имеющих соответствующей подготовки, что может стать угрозой для их здоровья.
Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003
САМАДХИ
(соединение, союз) — глубочайшее медитативное состояние в йоге. Понятие С. детализируется впервые в йоге Патанджали. Здесь С. — последняя, восьмая ступень йоги, высшая степень медитативного погружения, временная реализация самости. Считается, что в С. изживаются глубинные кармические следы (санскары). В С. происходит соединение субъекта и объекта медитации; иногда это соединение понимается в смысле наивысшего блаженства, наступающего от созерцания божества. В С. отсутствуют влечения к чему бы то ни было, желания, тревоги, мысли, открывается истинное знание. С. не гипнотический транс, но состояние сверхсознательной ясности, возникающее при прекращении психических «вихрей» обыденного сознания. При этом возникает ощущение того, что достигнут источник подлинного, духовного «я». Патанджали различает два типа С. — сампраджнята (осознавание единства субъекта и объекта) и, более глубокое, асампраджнята (выход за пределы такого осознавания). В более поздней йоге им соответствуют савикальпа-С. («с различением») и нирвикальпа-С. («без различения»). Имеются и иные классификации С. В процессе С. органы чувств полностью утрачивают контакт с внешним миром. При С. происходят значительные психофизиологические изменения: торможение процессов коры головного мозга, замедление дыхания (почти до исчезновения), понижение температуры тела. В подобном состоянии опытные йогины могут пребывать бесконечно долго. Зная время наступления своей смерти заранее, они намеренно вступают в С. и уже из него уходят из жизни. Поэтому С. иногда отождествляется со смертью. В кришнаизме С. истолковывается как состояние, возникающее от созерцания Кришны,
Источник: Индуизм: йога, тантризм, кришнаизм
САМАДХИ
санскр.) —состояние просветления, достигаемое медитацией, выражается в спокойствии сознания, снятии противоречий между внутр. и внешним миром, слиянии индивидуального сознания (микрокосма) с космич. абсолютом (макрокосмом). С.— последняя ступень восьмеричного пути, подводящая человека вплотную к нирване. Практически идентично С. состояние сатори в дзэн, но пути его достижения в практике дзэн многообразнее. В ходе достижения С. необходимо сосредоточение внимания на одном из 40 объектов, создающих карму (карматтхана). Это 10 концепт. объектов (касина-мандала):земля, вода, огонь, воздух, голубой, желтый, красный, белый цвет, свет, пространство; 10 нечистот (асубха), т. е. составных частей трупа: вздутость (уддхуматака), трупные пятна (винилака), нагноения (випуббака), рассеч. труп (вичиддака), обглод. Куски (виккхаитака), разброс, (виккхиттака), изурод. (хата-виккхиттака),окровавл. (лохитака), изъеден. червями куски трупа (пулавака), скелет (аттхика); 10 объектов для размышления (аннусати): Будда (буддханус-сати), дхарма (дхармануссати), сангха (сангхануссати), добродетель (силануссати), терпимость (чагануссати), небожители (деватануссати), успокоение (упасамануссати), смерть (маранануссати), тело и материя (каягатасати), дыхание (анапанасати); 10 высших объектов размышления, из них 4 возвышенных объекта (брахмавихара) :доброжелат. любовь (метта), сострадание (каруна), симпатия ко всем существам (мудита), невозмутимость (упекха); воздержание от материальной пищи (ахаре патиккуласаньня); размышления о четырех элементах (чатудхутатуваваттхана); созерцание каждого из четырех уровней арупалоки (см. Космология буддизма), наполняющих сознание радостью, экстазом, спокойствием, свободой. Медитацию, ведущую к С., рекомендуется практиковать рано утром, когда мысль свежа и активна, и перед сном, но ею можно заниматься в любое время,удобное для индивидуума. Те, для кого трудна поза со скрещенными ногами, могут сидеть в кресле или так, как им удобно. В. И. Корнев
Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь