САБАО

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

САБАО
Греч.) Гностическое имя гения Марса.

Источник: Теософский словарь

САБИ
характерный признак «подлинного стиля» поэзии хокку, идеал концепции прекрасного. Этимологически восходит к слову «сабиси», что значит уединенность, унылость, заброшенность, одинокость. Сначала имело оттенок тоски по человеческому общению. Со временем стало обозначать безличностное отношение к миру, чувство «вечного одиночества». Саби – постоянное ощущение бытия как Небытия. Здесь снято личное, привязанность к «Я». Оттого печаль воспринимается не как тоска, а как мудрая согласованность с природой. Печаль – не-печаль, и потому саби – не пессимизм, это гармония «Я» и не-«Я».

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

САБИ
яп.) — категория ср.-век. яп. эстетики, ассоциирующаяся с древностью, одиночеством, спокойствием и отстраненностью. Значение термина менялось с веками. Впервые встречается в поэзии Фудзивара Тосиари (1114—1204), где оно связано с печалью и одиночеством («тростник в инее на морском берегу»). В 14 в. Дзэами (1363— 1443), Синкэй (1406—1475) и Дзэнтику (1405—1468) подняли концепцию С. на более высокий филос, уровень как идеала холодной красоты, соотнеся ее с будд. отношением к миру, когда признается изнач. пустота всех вещей, преходящий характер феноменов и неизбывное одиночество индивидуума в этом иллюзорном мире. В восприятии Басе (1644—1694) и особенно его последователей С. стало ассоциироваться одновременно с яркой, кричащей красотой, противостоящей преходящему и непостоян. миру живых существ. Печальное настроение, навеваемое С., превращается в источник наслаждения неопределенным, ускользающим характером истинной красоты и изящества.

Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь

САБО
Szabo), Эрвин (1887–1918) – венг. философ-марксист, деятель венг. рабочего движения. Наибольшее внимание С. уделял проблемам историч. материализма, допускал при этом ошибки, трактуя роль личности в духе Лаврова. В 1905 С. отошел от активного участия в рабочем движении, а в области теории стал на позиции анархо-синдикализма. В период 1-й мировой войны вновь вернулся к политич. деятельности, к-рая имела антимилитаристскую направленность. Мн. ученики С. стали активными деятелями Коммунистич. партии Венгрии. В 1918 С. был избран почетным членом московской Социалистич. академии. Соч.: V?logatott ir?sai, [Bdpst], 1958. Лит.: История философии, т. 5, М., 1961, с. 461–63; R?vai J., Szab? Ervin szerepe a munk?smozgalomban, El?ad?s 1919 j?nius 17-en; его же, Szab? Ervin helye a magyar munk?smozgalomban, в сб.: Marxismus, n?p?ess?g, magyars?g, Szikra, 1955; Braun R., Szab? Ervin ?s a F?v?rosi K?nyvt?r, Bdpst, 1945; K?lm?n J., Szab? Ervin a szocializmus nagy tanit?ja, Bdpst, [1946].

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.