Роман

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Роман
фр. roman) – литературный жанр эпического произведения большой формы, в котором повествование сосредоточено на судьбе отдельной личности, ее отношении к окружающему миру, становлении и развитии ее характера и самосознания.

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Роман
Литературный жанр, имеющий всего два ограничения – он должен быть повествовательным и основываться на вымысле. Роман – это выдуманная история, изложенная так, словно все и на самом деле происходило именно так, или, наоборот, правдивая история, изложенная так, словно она выдумана. Ложь – не только принцип построения романа, но часто и его главная пружина. Романист ставит перед собой задачу сделать интересным то, что лишено интереса, и придать смысл тому, что лишено смысла. Он заставляет нас не столько размышлять, сколько мечтать, не столько узнавать что‑либо новое, сколько переживать, и стремится не столько воспитывать нас, сколько вызвать в нас сочувствие. В романе почти неизбежны преувеличения, и, как говорил мой приятель Марк, мы и читаем их, за исключением самых великих, только ради этих преувеличений. Вот почему почти все люди любят читать романы, и вот почему даже у умнейших из них нередко возникает искушение принять их за действительность. При чтении романа ум отдыхает. Роман – это ложь, возведенная в эстетический принцип или служащая для развлечения.
Впрочем, иногда случается, что сквозь эту ложь просвечивает истина (Арагон говорил о «правдивой лжи»), которая пользуется романной маской, чтобы вернее заявить о себе. Роман идет обходным путем вымысла, но порой этот путь выводит к истине, и именно роману мы обязаны несколькими величайшими шедеврами мировой литературы. Вынужден, однако, признать, что сам я читаю все меньше романов, а те, что читаю, приносят мне все меньше удовольствия. И все чаще приходит мне в голову мысль, что роман относится к второстепенному жанру, и каждая удача в этом жанре, выходя за его пределы, только лишний раз подтверждает его ограниченность. Пруст, Селин и Джойс – великие писатели, но они, как мне кажется, велики не благодаря, а вопреки роману. Казалось бы, одним этим соображением следовало бы заранее оправдать возникновение «нового романа», который на самом деле является антироманом (ни персонажей, ни интриг, ни приключений и романтики в нем не найдешь). Но… скуку ничем нельзя оправдать. Пока что роман спасает занимательность, может, она будет спасать его и дальше. Людям пока не надоело выдумывать занятные истории.

Источник: Философский словарь.

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
103.02 кб

Роман В. Ф. Одоевского "4338 год" и традиции интеллектуальной утопии в России

Ковтун Н. В.
Статья посвящена проблемам становления русской литературной утопии. Анализируются две линии развития метажанра: народно-мистическая и интеллектуальная. Роман В.Ф.
Читать PDF
297.24 кб

Зоологический дискурс Андрея Белого (роман «Петербург») и литературное развитие XIX-ХХ вв.

Разумова А. О., Разумова Н. Е.
В статье анализируется специфика образов животных в романе А. Белого «Петербург». Роман рассматривается в контексте литературы XIX-XX вв., представленном именами Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Г. Флобера, Ж.-П. Сартра.
Читать PDF
224.14 кб

Антропологическая концепция позднего Ф. М. Достоевского и роман "Братья Карамазовы" в оценке Н. О. Л

Алмакаева И.А.
Статья посвящена проблеме антропологических представлений позднего Ф.М. Достоевского. Усматривается созвучие положений теономной этики Н.О. Лосского и православной концепции человека в романе Ф.М.

Похожие термины:

  • Малиновский, Роман Вацлавович

    1876-1918) - рабочий. В 1901-02 гг. сближается с социал-демократическими кругами. В 1906-10 гг. состоял секретарем союза рабочих металлистов. 13 мая 1910 г. был арестован в Москве и на допросе заявил о своем желании
  • Рыцарский роман

    эпический жанр средневековой куртуазной литературы, сменивший героический эпос (XII – XIV вв.). В центре индивидуализированный образ героя-рыцаря, его подвиги во имя собственной славы, любви, религио
  • ИНГАРДЕН Роман

    5. 2.1893, Краков - 15.6.1970, там же), польск. философ, феноменолог, действит. чл. Польск. АН (1957). Ученик Гуссерля. В 1933-41 преподавал в Львовском, с 1945 - в Ягеллонском ун-тах. В 1938-48 ред. журн. «Sludia Philosophica». Развил с
  • ЯКОБСОН Роман Осипович

    - рус.-амер лингвист, литературовед, специалист по поэтике и семиотике. Окончил Лазаревский ин-т вост. языков и Моск. ун-т (1918). С 1921 работал в Праге в полпредстве РСФСР, в СССР не вернулся. Проф. Гарвар
  • СВЕТЛОВ Роман Викторович

    p. 23.8.1963) — спец. в обл. истории античной философии и культуры, истории религий; д. филос. н., проф. Переводчик текстов античных неоплатоников. Писатель, публицист. Р. в Ленинграде. Окончил филос. ф-т Лен
  • ЗОБОВ Роман Алексеевич

    Родился 5 января 1937 г. в Воронеже. Окончил физический факультет Ленинградского государственного им. А.А. Жданова (1961), аспирантуру философского факультета ЛГУ (1965). С 1966 г. ассистент, с 1968 г. доц., с 2002 г
  • МАСЛОВ Роман Владимирович

    (р. 17.9.1969) — спец. по филос антропол. и концепциям совр. естествознания; д. филос. н., доц. Р. в Саратове. Окончил топливный ф-т Моск. химико-технологического ин-та (1992), асп. по кафедре филос. Саратовского