Род

Найдено 21 определение
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Род
крупная систематическая группа, объединяющая близкие семейства.

Источник: Концепции современного естествознания. Словарь основных терминов

Род
надвидовая таксономическая категория, объединяющая эволюционно близкие виды, например, разные виды берез, ворон, воробьев и др.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

РОД
общая философская характеристика для группы предметов с общими существенными свойствами, несущественные свойства которых отличаются друг от друга,

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

РОД
основная надвидовая таксономическая категория, объединяющая филогенетически наиболее близкие друг другу (близкородственные) виды.
Литература: [10].

Источник: Методология: словарь системы основных понятий. 2013

Род
группа кровных родственников: 1) ведущих происхождение от общего предка по одной линии (материнской или отцовской); 2)носящих общее родовое имя (Словарь по общественным наукам).

Источник: Теория и практика разрешения виртуального конфликта, Практико-ориентированная монография

РОДО (Хосе Энрике)
уругвайский эссеист и философ (Монтевидео, 1872 — Палермо, 1917). Его творческая эволюция протекала от позитивизма к бергсонизму. Сочинения: «Ариэль» (1900), «Бельведер Просперо» (1913).

Источник: Философский словарь

Род
др. – рус.)  – языческий бог, воплощение рода, единства потомков одного предка. С ним связывались женские мифологические существа – рожаницы. Р. и рожаницам поклонялись вслед за главными богами, им делали жертвоприношения едой и питьем (медом). Считалось, что рожаницы определяют судьбу новорожденного.

Источник: Мифологический словарь

Рода
В древнегреческой мифологии именем Рода звались несколько героинь:
1) одна из данаид;
2) одна из кормилиц Диониса;
3) нимфа, по имени которой был назван остров Родос. Одни ее отцом считают Посейдона, другие – Асопа. Ее матерью была либо Амфитрита, либо Афродита, либо Галия. Рода вышла замуж за Гелиоса и родила ему семерых сыновей и одну дочь.

Источник: Энциклопедия классической греко-римской мифологии. 2015 г.

РОДА

Дочь Посейдона и Амфитриты (либо Посейдона и сестры тельхинов Галии). Или дочь Афродиты. Эпименид выводит ее родословие от Океана. Жена Гелиоса. Гелиос влюбился в нее, назвал ее именем остров и заставил исчезнуть разлившиеся воды потопа. У них было семь сыновей: Охим, Керкаф, Макар, Актин, Тенаг, Триоп и Кандал, и дочь Электриона. По версии, она также мать Кирки (Цирцеи).

Источник: Словарь греческой мифологии

РОД
группа существ или объектов, обладающих общими свойствами. Род обозначает биологическую группу, большую, чем вид. Так, род собаки (полат. сиз) включает различные виды: волк, лиса и собственно собака. Для Аристотеля понятие рода не основано на вещах: в отличие от понятия вида род собаки – лишь общее имя, общая идея, созданная умом, тогда как волк, лиса и т.д. – реальность. В логике определение образуется из рода и «специфического отличия».

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

Род
1) в архаических обществах обособленная общественно-производственная группа людей, связанных кровнородственными связями, основанная на единой, совместного пользования (т. н. общественной) собственности и коллективном труде; 2) таксономическая ступень в теории классификаций биологических существ; 3) определенная градация иерархической дифференцировки понятия по степени общности (например, родо-видовые признаки); 4) древнее славянское божество.

Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов

РОД
группа существ или объектов, обладающих общими свойствами. Род обозначает биологическую группу, большую, чем вид. Так, род собаки (по-лат. canis) включает различные виды: волк, лиса и собственно собака. Для Аристотеля понятие рода не основано на вещах: в отличие от понятия вида род собаки — лишь общее имя, общая идея, созданная умом, тогда как волк, лиса и т.д. — реальность. В логике определение образуется из рода и «специфического отличия». См. Дефиниция.
 

Источник: Философский словарь

РОД (в логике)
термин, к-рым в нематем. формальной логике обозначают объем понятия, являющегося более общим (широким), как говорят, – родовым по отношению к нек-рому другому (видовому) понятию. Объем видового понятия входит в данный Р. и наз. его в и д о м. Термины "Р." и "вид" употребляются также как равнозначные соответственно терминам "родовое понятие" и "видовое понятие". Отношение между понятиями, объемы к-рых относятся друг к другу как Р. к виду, подчиняется закону обратного отношения между содержанием и объемом понятия. См. Понятие.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Род

Род – один из самых древних богов, воплощение рода, единства потомков одного предка. Олицетворял Вселенную, всю природу и урожай. Несмотря на то что культ Рода был очень древним, он сохранялся долго, даже после принятия христианства. Род и сопутствующие ему женские персонажи рожаницы обычно следуют непосредственно за главными богами. Им совершали особые жертвоприношения едой: кашей, специально для этого варившейся, хлебами, сырами и медом. В приготовлении пищи в это время особую роль играли женщины.

Источник: Словарь славянской мифологии

РОД
кровнородств. объединение людей, пришедшее на смену первобытному человеческому стаду, осн. ячейка общества вплоть до начала становления классов. Вывод о том, что Р. является основой доклассового общества, впервые был обоснован на большом материале Л. Морганом и имел важнейшее науч. значение (см. Ф. Энгельс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 22, с. 223). Возникновением Р. завершился длит. процесс становления человеч. общества. Р. появился, когда социальные отношения полностью вытеснили из человеч. коллектива биологические по своей природе половые отношения. Родовые связи были формой, в к-рой существовали в ту эпоху социальные, производств. отношения. См. Первобытнообщинная формация. Ю. Семенов. Рязань.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

РОД
общая философская характеристика для группы предметов с общими существенными свойствами, несущественные свойства которых отличаются друг от друга. Аристотель характеризовал эти общие свойства, общность которых со времени Платона рассматривалась как метафизическая действительность и в средние века играла важную роль в качестве "универсалий" (см. Всеобщее), как "существенно-всеобщее в отдельных вещах". В логике понятие рода является упорядочивающим понятием, которое, имея более высокую степень общности, охватывает ряд менее общих понятий (см. Вид). В систематике растений и животных род (лат. genus) - это группа родственных видов; группы близких родов образуют семейство. Родовой (от франц. generigue - принадлежащий роду) - относящийся к роду (genus). Противоположность - специфический.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Род
в логике) - понятие, являющееся более общим (широким) по отношению к некоторому другому (видовому) понятию. В биологии род и, особенно, вид определены. В биологии род объединяет близкие по происхождению виды, в обществе под родом понимается коллектив близких родственников, ведущих происхождение от общего предка. В лингвистике род существительных определяется отношениями "живое-неживое", "мужское - женское", при этом возможны сочетания для женского и мужского:
- живое-женское (женщина, собака, лошадь, корова);
- неживое-женское (полка, скамья, хата, стихия);
- неживое-мужское (пол, стол, дом, огонь, дым);
- живое-мужское (мужчина, человек, волк, конь, вол).
Для среднего рода: неживое-среднее (окно, стихия); живое-среднее (дитя, животное, растение).
Ассоциативный блок.
Род может быть богатый, бедный, знатный, знаменитый и неизвестный, средний, мужской и женский, вид - хороший или плохой, а пол - деревянным, глиняным или каменным.

Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений

Род
Широкая совокупность, которую можно определить лишь относительно других совокупностей. Род шире вида (в род входит множество видов), но уже отряда (в биологическом смысле слова род Homo, единственным живущим представителем которого является вид Homo sapiens, входит в отряд приматов). Понятие рода относительно по самой своей природе. То, что является родом для видов, может быть видом для другого рода, частью которого он является. Например, четырехугольник. Для входящих в него видов (трапеция, ромб, прямоугольник) это род, но для рода многоугольников – вид. В свою очередь многоугольник является видом рода геометрических фигур. Все зависит от избранной точки зрения и шкалы оценок. Вот почему со времен Аристотеля для определения более широкой совокупности, непосредственно примыкающей к определяемой и стоящей в иерархии выше нее, принято пользоваться понятием ближайшего рода: достаточно назвать специфическую особенность (или особенности) последней. Например, четырехугольник это многоугольник (ближайший род) с четырьмя сторонами (специфическая особенность), а трапеция это четырехугольник (ближайший род), у которого две стороны параллельны (специфическая особенность). Понятие рода – один из способов упорядочения реальной действительности и ее выражения.

Источник: Философский словарь.

РОД
основанная на кровных связях форма общности людей, возникшая в первобытных общинах на базе экономических отношений. Данные последних исследований свидетельству ют, что родовая общность не обязательно присуща всем народам. Р. изначально существовал в мужской и женской формах (Патриархат. Матриархат) в качестве отдельного объединения, а в виде групп родственников, живших в разных общинах. Р. служил ядром общин, сплачивал в единое целое их членов, обеспечивал воспроизводство потомства, способного к труду и социальным отношениям, посредством регулирования брачно-семейных отношений, совместного воспитания и материального обеспечения детей. Родовые отношения обычно выступали в качестве формы социальных связей членов общины, играли определяющую роль в производстве, распределении, культовых действиях и т. д., обусловливали родовой характер управления жизнью общины (выборность старейшин и вождей из членов родового ядра общины, их сменяемость и т. п.). Т. обр., взаимодействуя, Р. и родовая община представляли социальную структуру, определяемую как родовой строй, здесь господствовала общественная собственность на землю, отсутствовала имущественная и социальная дифференциация, участие в общественных делах являлось правом и долгом всех взрослых членов общины. С развитием первобытнообщинного строя постепенно увеличивалась численность Р., они объединялись во фратрии (братства), фратрии — в племена, а те — в союзы племен. Прогресс производительных сил, развитие товарно-денежных отношений между общинами и семьями предопределили разложение Р., роль к-рого в общественной жизни уменьшается в классовом об-ве.

Источник: Философский энциклопедический словарь

РОДО
Rod?), Хосе Энрике (15 июля 1872 – май 1917) – уругв. мыслитель, классик латиноамер. лит-ры; руководил кафедрой лит-ры в ун-те в Монтевидео (1898–1901), был депутатом парламента (кортесов) (1902–08). Р. – один из основателей (1895) журнала "Rivista nacional de literatura y de ciencias sociales" ("Национальный журнал по литературе и социальным наукам"). Р. с позиций романтич. гуманизма выступает против позитивизма и прагматизма. В центре внимания Р. – проблемы, связанные с личностью, индивидом, его поведением, духовной свободой, а также этич. и эстетич. ценности. В жизни отдельного индивида и общества в целом Р. видит борьбу двух противоположных сил – духовности и низменных инстинктов, грубого утилитаризма. Р. призывает бороться против тех, кто пытается "...нарушить с помощью того же утилитаризма и преждевременной узкой специализации природную цельность человеческих душ..." ("Ariel", В. Aires, 1948, р. 69). Профессионализм, утверждает Р., может привести к тому, что люди "...внутри одного и того же общества будут жить разделенными друг от друга ледяными пустынями душ..." (там же). Согласно Р., индивид, как и общество, постоянно изменяется, однако этот процесс рассматривается лишь в духовной сфере, изолированно от материальных условий. Критикуя бездушие капиталистич. строя, Р., однако, не выступает за его ликвидацию, полагая, что избавиться от социальных зол можно лишь путем духовного обновления, к-рое в состоянии осуществить лат. культура, своеобразно сочетающая греч. иск-во с христианской моралью. Р. резко выступает против расизма, защищает идею независимости латиноамер. стран, подчеркивает необходимость развития нац. самосознания. Соч.: Obras completas, ed. S. A. Aguilar, Md, 1957. Лит.: История философии, т. 5, М., 1961, с. 774–75. А. Дерюгина. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

РОД
группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии (материнской или от­цовской), но большей части осознающих себя потомка­ми общего предка (реального или мифического), нося­щих общее родовое имя; в Р. соблюдалась экзогамия. Возникает Р. из «первобытного человеч. стада», вероят­нее всего, на рубеже ниж. и верх. палеолита. В силу за­кона экзогамии Р. не могли существовать изолированно, а с самого начала объединялись в племена (см. Племя). Первоначально племя состояло из двух связанных брачными отношениями Р. Позднее вследствие разделе­ния последних в племя стало входить большее число Р., объединявшихся во фратрии.
Ф. Энгельс, опираясь на большой фактич. материал в области истории, этнографии и археологии и в особен­ности на работы Л. Г. Моргана, впервые дал науч. материалистич. освещение истории человечества на ранних этапах его существования. В частности, он вскрыл сущ­ность родового строя с такими характерными его черта­ми, как первобытный коллективизм, отсутствие частной собственности, классов, моногамной семьи и т. д.
Согласно одной из распространенных в сов. науке т. зр. родовое общество проходит последовательно два этапа развития - эпоху материнского и эпоху отцов­ского Р. В материнском Р. производств. отношения лю­дей, как правило, совпадали с отношениями между кровными родственниками. Р. в это время был экономич. и социальной ячейкой первобытного общества. Переход ко второму этапу родового строя - эпохе от­цовского Р. связан с тем, что экономич. ячейкой обще­ства становится большая патриархальная семья. Р. сохраняет преим. брачно-регулирующие и религ.-об­рядовые функции. К этому времени относится и начало разложения родовых отношений и постепенная смена их территориальными. Живущие рядом патриархаль­ные семьи разных Р. образуют соседскую общину. Скла­дывается малая семья как экономич. ячейка общества. Все эти изменения постепенно приводят к окончатель­ному распаду родовых отношений, к-рые сменяются классовыми.
Согласно другой т. зр. уже на раннем этапе родовых отношений Р. не был производств. ячейкой, а имел гл. обр. лишь брачно-регулирующие функции. При этом Р. выступал в материнской или отцовской форме в за­висимости от конкретных условий, а не от этапа разви­тия. Экономич. ячейкой общества и важнейшим социаль­ным организмом была община, включавшая в силу зако­на экзогамии представителей разных Р.

Источник: Советский философский словарь