СЕМЬЯ

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

СЕМЬЯ
группа людей, состоящая из родителей и их детей, призванная защищать интересы и здоровье ее членов, создавать условия для воспроизводства, сохранения и развития личности.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

СЕМЬЯ
отец, мать и дети. Первые теоретики семьи — стоики — представляют ее в качестве естественной ячейки общества. Связи здесь будут тем сильнее, чем более близки они биологически; и соответственно, чем более они многочисленны, тем сильнее тенденция к их ослаблению. Современная психология подтверждает это теоретическое положение: было даже замечено, что, когда в семье более шести детей, мать уже не может с одинаковой теплотой относиться к каждому ребенку, и что дети при этом чувствуют себя «обделенными» материнской любовью. Затем семья обозначает совокупность людей одной крови, одной расы: по принципу такой семьи управляется «клановое» общество, например, имевшее место во времена романской патриархальной семьи, или то, что еще и сегодня существует во многих странах — в частности, в Африке и на Балканах. Клан, или большая семья, включает в себя совокупность людей, объединенных кровным родством и совместно проживающих на ограниченном пространстве под руководством главы рода. Но каковы бы ни были ее размеры, семья всегда составляет ядро общества.

Источник: Философский словарь

СЕМЬЯ
самая элементарная ячейка общества, вид социальной общности, основанный на организации личного быта, супружеском союзе и родственных связях. Первая историческая форма семьи - материнская семья, существовавшая в эпоху развитого матриархата. Она представляла собой группу родственников по женской линии в четырех-пяти поколениях и могла по численности доходить до 200 человек. По мере того как в руках мужчин сосредоточивались большие богатства, источниками которых являлись война и охота, возникла необходимость передать эти богатства детям - своим, а не чужим. Это привело к формированию патриархальной семьи с безусловной властью мужа над женой и детьми, с моногамным браком. Современная семья преимущественно малодетна и состоит из родителей и их детей. Для нее характерно юридическое равенство мужчины и женщины. Наряду с полной семьей, где есть оба родителя, существуют неполные семьи (с одним родителем), и число их растет. Однако, несмотря на высокий процент разводов и большое число неполных семей, семья во всем мире по-прежнему остается основной формой социального существования людей.

Источник: Тематический философский словарь

СЕМЬЯ
группа людей, состоящая из родителей и их детей, призванная защищать интересы и здоровье ее членов, создавать условия для воспроизводства, сохранения и развития личности. Семья необходима как детям, так и взрослым и пожилым людям. Будучи всецело зависимой от общества, семья развивается вместе с ним и, в свою очередь, воздействует на него. Первая историческая форма семьи – материнская семья, существовавшая в эпоху развитого матриархата. Она представляла собой группу родственников по женской линии в четырех-пяти поколениях и могла по численности доходить до 200 человек. По мере того как в руках мужчин сосредоточивались большие богатства, источниками которых являлись война и охота, возникла необходимость передать эти богатства детям – своим, а не чужим. Это привело к формированию патриархальной семьи с безусловной властью мужа над женой и детьми, с моногамным браком. Современная семья преимущественно малодетна и состоит из родителей и их детей. Для нее характерно юридическое равенство мужчины и женщины. Наряду с полной семьей, где есть оба родителя, существуют неполные семьи (с одним родителем), и число их растет. Однако, несмотря на высокий процент разводов и большое число неполных семей, семья во всем мире по-прежнему остается основной формой социального существования людей.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

Семья
комплексная социальная группа, основными функциями которой являются совместное ведение хозяйства, воспроизведение и формирование нового поколения, взаимная психологическая поддержка друг друга. Конкретное содержание этих функций может быть очень разным, что определяется различиями в экономическом положении, в психологии и базовых ценностях членов С. В индустриальном и особенно в информационном обществе традиционная форма семьи переживает кризис. Возрастание экономической независимости способствует уменьшению роли совместного ведения хозяйства, усложнение внутренней жизни и потребностей людей выдвигает большие требования к взаимопониманию, рост гедонизма и нежелания лишних забот превращает в обузу рождение и воспитание детей. Растет число разводов, многие люди предпочитают одиночество или замену семьи временными союзами половых партнеров («гостевой брак»). В союзах лиц нетрадиционной половой ориентации, которые в ряде стран Запада приравниваются к семьям, деторождение, естественно, отпадает. Вполне возможно, что С., предполагающая совместное проживание, рождение и воспитание детей, поддержку, основанную на взаимопонимании, сохранится только для тех, у кого приверженность к соответствующим ценностям и идеалам подкрепляется способностями и умениями, необходимыми для их реализации. И будем надеяться, что такая С. останется наиболее полноценной формой союза лиц различного пола.
Ист.: Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения) в 3-х частях. Ч.3: Антропология. СПб. 1999. С. 208-209; его же. Философия антропокосмизма в кратком изложении. СПб. 2004. С.156.

Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.

СЕМЬЯ
вид социальной общности, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и др. родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство. Жизнь С. характеризуется различными материальными (биологическими, хозяйственными) и духовными (нравственными, правовыми, психологическими, эстетическими) процессами. Социальная роль семьи определяется ее непосредственным участием в воспроизводстве самого человека, в продлении человеческого рода. С.— категория историческая. Ее типы, формы и функции обусловлены характером существующих производственных отношений, общественных отношений в целом, а также уровнем культурного развития об-ва. В свою очередь С. также воздействует на жизнь об-ва (деторождение, социализация детей и подростков, труд в домашнем хозяйстве, влияние на физическое, духовное и нравственно-эстетическое развитие своих членов). В вопросе о происхождении семьи есть две т. зр. Большинство специалистов продолжают считать, что в начале первобытнообщинного строя господствовали беспорядочные половые отношения. На смену им пришел групповой брак, вытесненный позже парным браком, к-рый и стал основой сначала большой материнской, а затем большой отцовской семьи-общины соответственно материнскому роду (матриархат) и отцовскому роду (патриархат). Нек-рые новые исследования привели ряд ученых к выводу об изначальности парной С., существовавшей на базе женского и мужского рода (матриархат, патриархат), ведшей материнский и отцовский счет родства. Установление моногамии сопровождалось порабощением женщины мужчиной. Она постепенно превращалась в собственность, в рабу своего мужа-хозяина. Гл. целью С. становится накопление богатства и передача его законным наследникам. Социальный прогресс, реализация идеи гуманизма открывают простор для достижения равенства женщины с мужчиной во всех областях общественной жизни, в т.ч. и в С. Любовь, долг, взаимное уважение, забота о воспитании детей, забота взрослых детей о родителях — важные нравственные принципы С. в социалистическом об-ве. В ходе перестройки и обновления социалистического об-ва семейные отношения совершенствуются, возрастает роль С. в об-ве.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Семья
ячейка об-ва, основанная на супружестве и кровном родстве, т. е. отношениях между мужем л женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и т. д. Жизнь С. характеризуется как материальными, так и духовными процессами. К первым относятся естественно-биологические и хозяйственно-потребительские отношения, ко вторым — правовые, нравственные и психологические. С. — категория историческая. Ее жизнь и формы обусловлены господствующим общественно-экономическим укладом и характером общественных отношений в целом. В глубокой древности половые отношения носили беспорядочный характер и С. не существовало. С. возникает в период родового строя на основе половозрастного разделения труда и оседлого образа жизни, когда к естественной связи лиц различного пола добавились экономические связи и интересы. В период матриархата существовала большая материнская С. — община и групповой, а затем и парный брак. В период патриархата возникает большая отцовская С. — община, к-рая с установлением военной демократии превращается в малую отцовскую семью, основанную на моногамном браке (единобрачие). Одновременно женщина становится собственностью, рабой своего мужа — хозяина. Главной целью С. становится накопление богатства и передача его законным наследникам. Особенно глубокий отпечаток на С. наложила частная собственность в буржуазном об-ве. Здесь огромную роль играет грубый материальный расчет, коммерческая выгода брака. Дополнением к браку становится узаконенная проституция. Лишь в среде пролетариата зародились и развивались брачно-семейные отношения, свободные от этих извращений, основывающиеся на любви, дружбе, взаимном доверии. Это связано с ростом машинной индустрии, с широким вовлечением женщин в сферу производственной и общественной деятельности. Победа социализма открыла широкий простор для равенства мужчины с женщиной во всех областях общественной жизни, на производстве, в быту, в семье. Любовь, взаимное уважение, забота о воспитании детей — важнейшие нравственные принципы советской С. Вопросам укрепления С. Коммунистическая партия всегда уделяла большое внимание, ведя борьбу против пережитков капитализма в семейных отношениях. В период коммунистического строительства, но мере возрастания материального благосостояния трудящихся и упрочения в жизни об-ва норм коммунистической морали будут совершенствоваться семейные отношения. «...При коммунизме семья укрепится, семейные отношения окончательно очистятся от материальных расчетов, достигнут высокой чистоты и прочности» («Материалы XXII съезда КПСС», с. 196).

Источник: Философский словарь. 1963

СЕМЬЯ
группа людей, соединенных узами родства (по браку, крови и т. п.). Но С.— это не биологическая (как утверждают буржуазные социологи), а социальная категория. Она является ячейкой общества. Ее важнейшие социальные функции — воспроизведение, продолжение человеческого рода, воспитание детей, организация быта, свободного времени членов С. Она представляет собой органическое единство самых различных отношений между людьми: естественно-биологических (половые отношения, рождение детей), экономических (имущественные отношения, ведение домашнего хозяйства), правовых (напр., государственная регистрация брака), моральных (чувство любви, привязанности между супругами, родителями и детьми и т. п.). Характер брачно-семейных отношений определяется в конечном счете способом производства и господствующими в обществе материальными производственными отношениями между людьми. Поэтому формы С. изменяются в ходе развития общества. Первой исторической формой С., характерной для родового, первобытнообщинного строя, была групповая С., в к-рой все мужчины одного рода оказывались потенциальными мужьями всех женщин другого рода. Постепенно из группового брака исключаются сначала родители и дети, а затем братья и сестры. В рамках групповой С. возникла парная С., к-рая была еще слишком слабой и неустойчивой. В связи с утверждением частной собственности возникает моногамная С. — единобрачие. Господство мужа в С. и рождение детей, к-рые должны наследовать его богатства,— такова цель единобрачия в классовом обществе. Особенно глубокий отпечаток накладывают частнособственнические, имущественные отношения на буржуазную С. Они вступают в глубокое противоречие с естественным чувством любви, привязанности членов С. друг к другу. «Буржуазия сорвала с семейных отношений их трогательно-сентиментальный покров и свела их к чисто денежным отношениям» (Маркс и Энгельс). Только в среде пролетариата, не связанного частной собственностью, возникают ростки новых, подлинно человеческих семейных отношений. Новая форма С., освобожденной от глубоких внутренних антагонизмов, утверждается после победы социалистической революции, когда возникает социалистическая собственность на средства производства и стремление к наживе перестает быть одним из главных принципов в отношениях между людьми. Большую роль в формировании новой С. играет установление равенства между полами во всех областях общественной жизни (предоставление женщине равного с мужчиной права на труд и на равную его оплату, права избирать и быть избранной во все органы государственной власти, права на образование, социальное обеспечение и отдых). В этих условиях главным в отношениях между членами С. становятся общность интересов, взаимопомощь, чувства взаимной любви и уважения. Однако семейные отношения при социализме не свободны и от конфликтов, связанных с материальными трудностями, бытовой распущенностью, эгоизмом и т. п. Лишь с переходом к коммунистическому принципу распределения они окончательно очистятся от материальных расчетов. Исчезнут остатки неравноправного положе жения женщины в С. Наивысшая производительность труда коммунистического общества увеличит долю свободного времени каждого члена общества «для отдыха, для своего развития, для пользования своими правами, как человека, как семьянина, как гражданина» (Ленин).

Источник: Краткий словарь по философии. 1970

СЕМЬЯ
основанное на браке или кровно-родственных отношениях объединение людей, связанное хозяйственно-бытовой общностью и взаимной ответственностью; первичная институционализируемая социальная форма совместной жизни людей. Возникает С. для обеспечения личного счастья и благополучия человека и выполняет важнейшую роль в воспроизводстве жизни, социализации индивида, его органической связи с обществом. Исторические типы С: групповая матриархальная (все мужчины и женщины одного рода находились между собой в половых связях); парная (с неустойчивым союзом мужчины и женщины); большая (община во главе с предводителем) или малая патриархальная (с беспрекословным подчинением отцу); нуклеарная (супружеская пара с детьми, не состоящими в браках). Последняя, ныне наиболее распространенная, именуется простой С. Если же некоторые из детей, проживающих с родителями, состоят в браке, образуется расширенная или сложная С, связанная двумя-тремя поколениями родственников и свояков. Родство - кровная связь, существующая между людьми, происходящими друг от друга или от одного общего предка (родственники). Прямые нисходящие ветви родства: отец - сын - внук и т.д.; прямые восходящие: внук - отец - дед. Родство между братьями и сестрами - боковое. Различают родственников первой степени (мать - дочь, отец - сын) и второй (внучка - бабушка). Свойство - отношение между супругом и родственниками супруги (и наоборот), а также отношения между родственниками супружеской пары. В зависимости от наличия ядра (супружеской четы) С. бывает полной и неполной (С. матери-одиночки или иных родственников). С. в миниатюре отражает всю совокупность человеческих связей и отношений, как материальных, так и духовных. Первые обусловлены социально-биологическими (сексуально-эмоциональными, детородными), экономическими и хозяйственно-бытовыми потребностями людей; вторые - нравственно-эстетическими, психологическими, религиозными и др. потребностями личности. В зависимости от статуса в иерархии родственных и свойственных связей, образуются ролевые отношения членов С: мужа и жены, отца (матери) и детей, братьев и сестер, дедушки (бабушки) и внуков, а также свекра (свекрови), тестя (тещи) и невестки (зятя), тети (дяди) и племянников и т.д. Ролевые отношения с момента возникновения С. и до настоящего времени претерпели большие изменения. Первоначально главенство принадлежало женщине, по которой и определялся род. Затем пришло господство мужчины - мужа и отца, единоличного собственника и хозяина. Дети беспрекословно подчинялись родителям. Развитие индустриально-промышленного производства, научно-техническая революция привели к тому, что женщины и все взрослые члены С. стали активно участвовать в общественном труде, на равных условиях вести домашнее хозяйство, распределять доходы от предпринимательской деятельности. Для современной С. характерна ориентация на личностные, а не статусные характеристики индивидов в брачно-семейных связях. В современных условиях возрастает роль норм права, регулирующих права и обязанности супругов, родителей и детей. Совокупность кровно-родственных, ролевых, материально-имущественных, духовно-нравственных, религиозных, правовых, межэтнических и др. отношений определяет структуру С. - авторитарную или демократическую. Система взаимодействия С. и общества, с одной стороны, и С. и личности - с другой, определяет социальные функции С, важнейшими из которых на всем пути развития были прокреативная, хозяйственно-бытовая и воспитательная. В настоящее время возрастает роль и функция организации досуга членов С. Домашняя и семейная среда стала рассматриваться не только как важнейшее условие формирования личности, но и снятия психологических стрессов, нервного напряжения человека (концепция С. как "психологического убежища"). Поскольку каждая С. - саморазвивающаяся система, то ей присущи свой образ жизни, традиции, обычаи, конфликты. В целом характер конфликтов зависит от масштаба семейных интересов, а способы их разрешения - от общей культуры людей. Функции, структура С, ролевое поведение членов С. составляют сущность последней.
С.Д. Лаптенок

Источник: Новейший философский словарь

Семья
Совокупность индивидов, связанных узами крови, брака или любви. Где заканчивается семья? Это зависит от эпохи, региона, конкретных условий. В наши дни и в наших странах различают понятие семьи в узком (отец, мать, дети) и в широком смысле (плюс дедушки и бабушки, дяди и тети, двоюродные братья и сестры, племянники, не говоря уже о родственниках со стороны жены или мужа или сводных детях и их родственниках). Где начинается семья? Этот вопрос остается достаточно спорным, в том числе и в юридическом смысле. Что касается меня и философского подхода, то я отвечаю на него просто: семья начинается с ребенка. Бездетная супружеская пара это не семья, это именно супружеская пара. Зато незамужняя мать, одна воспитывающая ребенка или нескольких детей, это, очевидно, семья. Мне возразят, что детский дом, в котором детей очень много, все‑таки не является семьей. Разумеется, но все дело в том, что в детском доме к детям относятся именно как к детям, а не как к сыновьям и дочерям. В этом и состоит разница, в том числе между семьей и школой. Семья – это принимаемое всеми, подразумевающее ответственность, культивируемое родство. Ибо семья в такой же, если не в большей, мере есть факт культуры, в какой она есть биологический факт. Двое взрослых, усыновивших ребенка, – это семья. Супруги, бросившие своего ребенка, – это не семья. Семья это родство по духу или становление духа родства.
Судя по всему, семья, хоть и в различных формах, существовала во все времена и повсеместно. «Факт семьи, – признает Клод Леви‑Строс, – является универсальным» («Взгляд издалека»). Здесь, впрочем, возникают свои трудности. Если вслед за Леви‑Стросом признать, что универсальность есть признак природы, а частная норма – признак культуры, как объяснить существование универсального, но в то же время очевидно нормируемого, следовательно, принадлежащего к области культуры, института? В этом вопросе мы сталкиваемся с той же проблематикой, с какой столкнулся Леви‑Строс, исследуя причину запрета на инцест, и это, конечно, не случайно. Если семья, как и запрет на инцест, представляет две принципиально противоположные характеристики двух исключительных порядков (универсальность природы и частная нормируемость культуры), то это происходит потому, что в семье в конкретной форме реализуется – и не раз навсегда, а в каждом поколении, и для каждого индивидуума каждого из поколений – то, что запрет на инцест устанавливает лишь формально, а именно переход от природы к культуре, от биологического человечества к культурному человечеству; от родства по плоти к родству по духу, от человечества как вида к человечеству как ценности.
Известно, что в этнологии запрет на инцест имеет значение не столько в силу того, что он запрещает, сколько в силу тех требований, которые он накладывает. Половой обмен с членами другой семьи приводит к союзу между семьями, а следовательно, к созданию общества. Если существует нечто такое, чего я не могу найти среди членов своей семьи, а именно сексуальное наслаждение телом другого человека, значит, я вынужден искать его вне семьи, в другой семье, и в конечном итоге это делает возможным и даже необходимым создание третьей семьи. «Во всех случаях, – отмечает далее Леви‑Строс, – золотым правилом (или, если угодно, железным законом) состояния общества становятся слова Писания: “Оставь отца твоего и мать твою”». Семья – не просто первичный элемент общества, как полагал Огюст Конт (множество рассеянных семей отнюдь не являют собой общество), но условие его существования. Семья посредством родства представляет природу в культуре и посредством запрета на инцест культуру в природе. Она – тот тигель, в котором беспрестанно идет переплавка животного и человеческого начал. Делая необходимым переход от семьи к обществу, существование семьи реализует переход от природы к культуре.
Семья, отдающая ребенку все, в конце концов отдает и самого ребенка. Кому? Другому мужчине или другой женщине, это само собой разумеется, но прежде всего и главным образом – ему самому. И этот последний дар, самый прекрасный и самый дорогой, именуется свободой. Семья отдает все ребенку, а потом его теряет, мало того, она отдает именно для того, чтобы потерять, чтобы ребенок мог уйти, мог покинуть свою семью. Именно это и называется воспитанием.

Источник: Философский словарь.

СЕМЬЯ
основанная на браке или кровном родстве ма­лая группа, члены к-рой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомо­щью. В браке и С. отношения, обусловленные разли­чием полов и половой потребностью, проявляются в форме нравственно-психологич. отношений. Как со­циальное явление С. изменяется вслед за развитием экономич. базиса общества; в то же время прогресс форм С. обладает относит. самостоятельностью.
Применяя понятие С. к первобытному обществу, Ф. Энгельс обозначал им круг лиц, между к-рыми были разрешены половые отношения. В указанном смысле можно говорить о кровнородственной семье, в к-рой брачные отношения имеют лишь одно ограничение - принадлежность к разным поколениям, о групповой семье, к-рая возникла в результате запрещения поло­вых связей не только между родителями и детьми, но и между братьями и сестрами и имела эндогамную и эк­зогамную разновидности, наконец, о парной семье, к-рая предполагала брачные отношения лишь одного мужчины с одной женщиной, но эти отношения были еще непрочными и легко расторжимыми. Можно пред­положить существование дислокальной парной семьи, когда каждый из супругов жил в своей родовой группе.
На всех этих ступенях развития С. осн. формой трудовой и бытовой общности людей был род, имев­ший матриархальную или патриархальную организа­цию.
В качестве устойчивого социального объединения С. возникла в эпоху позднего неолита с разложением ро­дового строя и появлением частной собственности, при­бавочного продукта и классов. Первая историч. форма моногамной С.- патриархальная С., управляемая от­цом, стала возможной благодаря закрепощению жен­щины, происшедшему в результате уменьшения ее экономич. роли и сосредоточения богатства в руках собственника - мужяины. Патриархальная С. была строго моногамной лишь для женщины. Перед мужчи­ной же развитие рабства и др. форм зависимости и гос­подства открыло новые возможности многоженства (наложничество рабынь, гетеризм, проституция). В странах Востока многоженство было возведено в ранг законной формы брака, но даже европ. патриархальная С. вклюяала в себя как родственников, потомков одного отца с их женами и детьми, так и домашних рабов, в т. я. наложниц (лат. слово familia означает совокуп­ность принадлежащих одному человеку рабов); поэтому Энгельс определяет ее как «промежуточную форму» между многоженством и моногамией. Патриархальная С. являлась одновременно производств. объединением и обычно была многочисленной. В классич. виде она существовала на первых этапах рабовладельч. форма­ции, но различные ее модификации сохранились у мн. народов и при феодализме.
С переходом к феодализму «...моногамия, развившая­ся на развалинах римского мира в процессе смешения народов, облекла владычество мужчин в более мягкие формы и дала женщинам, по крайней мере с внешней стороны, более почетное и свободное положение, чем ког­далибо знала классическая древность» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 21, с. 72). Распространение мировых религий, прежде всего христианства, усилило идеологические узы, скреп­лявшие С. На «экономическом каркасе» брака по­явился «трогательно-сентиментальный покров». Гос­подствующий класс, освобожденный от экономи­ческих забот, достиг такой стадии духовного и нравст­венного развития, при к-рой могли появиться «рыцар­ское отношение к женщине» и «рыцарская любовь». Но поскольку частная собственность оставалась осно­вой брачно-семейных отношений, эти ценности возникли не в браке, а вне его, как его антиподы. Противоречие в С. между «поработителем - мужчиной и порабощен­ной женщиной» было дополнено не менее острым кон­фликтом между экономич. целями собственнич. моно­гамии и избирательностью полового влечения, к-рая наиболее сильно проявляет себя в чувстве любви. Капиталистич. индустриализация разрушила - по край­ней мере в городах - характерную для феодализма связь между жизнью С. и произ-вом, а из всех эконо­мич. функций оставила у многих С. лишь функцию организации быта. Большинство С. стало состоять лишь из супругов и их детей (нуклеарная семья), а семейные отношения приобрели менее иерархич. и авторитарный характер. Женщины получили широкий доступ к рабо­те на пром. предприятиях и в сфере услуг. Это в не­сравненно большей, чем при феодализме, степени обе­спечило экономич. самостоятельность женщин и их независимость от мужчин, даже несмотря на сохраняю­щуюся в бурж. гос-вах дискриминацию в оплате жен. труда. Под влиянием революц. борьбы пролетариата женщинам во мн. странах были предоставлены гражд. права, в т. ч. право на развод. Среди классов и социаль­ных групп, непосредственно не связанных с частной собственностью, брак из экономич. института все боль­ше превращался в морально-правовой союз мужчины и женщины, основанный на любви и личном выборе. Произошло известное перераспределение обязанностей мужа и жены в С. в ведении домашнего х-ва и воспи­тании детей. Развитие системы бытового обслужива­ния, досуга, детских учреждений позволило С. пол­ностью или частично освободиться от ряда прежних обязанностей (т. н. редукция функций С.). С. все боль­ше сосредоточивалась на своей внутр. жизни, возра­стала роль внутрисемейных отношений в обеспечении ее стабильности и прочности. Ослабление контроля об­ществ. мнения (в результате урбанизации), а также экономич., правовых и религ. уз, скреплявших преж­нюю С., резко увеличило «нагрузку» на моральные узы.
В капиталистич. обществе действуют две противо­речивые тенденции изменения С.: ее обновление, «ре­конструкция» на основе пром. и культурного прогресса и дезорганизация. Первая из этих тенденций наиболее характерна для трудовых семей, вторая - для паразитич. слоев. Экономич., политич. и моральные проти­воречия капитализма стимулируют отчуждение С. от общества. Закономерное сосредоточение С. на внутр., семейных проблемах принимает форму ее «самоизоля­ции». В то же время возрастают возможности внутрисемейных коллизий и уменьшаются шансы их урегули­рования без ущерба для единства С. Все это ведет к не­устойчивости С., росту числа разводов.
В результате социалистич. преобразований семейные отношения освобождаются от социальных установле­ний старого общества (собственнического права, влия­ния церкви, классовых, сословных и нац. предрассуд­ков и т. д.). Уничтожаются все формы дискриминации женщин и одновременно систематически расширяется сеть обществ. учреждений, призванных помогать С. в воспитании детей и ведении домашнего х-ва. Рост благосостояния и культуры населения ведет к форми­рованию социалистич. типа С.
Марксизм-ленинизм отвергает бурж. и анархистские утверждения, будто обобществление средств произ-ва в социалистич. и коммунистич. обществе должно обя­зательно сопровождаться «обобществлением» женщин и детей, разрушением С. В действительности коммуниетич. идеалом отношений между полами является «...гражданский брак с любовью...» (Ленин В. И., ПСС, т. 49, с. 56). Социалистич. С. отличается от соб­ственнической С. по мотивам брака и характеру внутрисемейных отношений. Подавляющее большинство бра­ков в социалистич. обществе заключается не по эконо­мич. расчету или родительскому принуждению, а по личному выбору будущих супругов. В связи с этим внутрисемейная организация характеризуется при социализме гораздо большими, чем в любом другом обществе, равноправием супругов и сплоченностью семейной группы. Все большее выражение получает тен­денция к дроблению больших С. и раздельному житель­ству старшего и младшего поколений. Главными обществ. функциями С. при социализме становятся обес­печение потребностей мужчины и женщины в супру­жестве, отцовстве, материнстве и воспитание детей. Функция накопления частной собственности отмирает уже в ходе социалистич. преобразований, а хозяйственно-бытовая функция осуществляется не как цель, а как условие семейной жизни. Существенно изменяется и характер взаимоотношений между С. и обществом, гос-вом, повышается социальная активность С. Вместе с тем определ. число С. и в условиях социализма не сво­бодно от феод.-религ., мещанских и др. пережитков. На прочность С., рождаемость и семейное воспитание негативное влияние оказали порожденные 2-й мировой войной дсмографич. диспропорция, разрушение жи­лищного фонда, экономич. трудности.
Возрастание в условиях зрелого социализма роли С. как фактора, упорядочивающего воспроизводство насе­ления и обеспечивающего первичную социализацию детей обусловило активизацию теоретич. и практич. ра­боты, направленной на укрепление брачно-семейных отношений. В 1968-70 были приняты Основы законо­дательства СССР и союзных республик и новые союзно-респ. кодексы о браке и семье. Конституция СССР устанавливает, что С. находится под защитой гос-ва. Забота о воспитании детей является одной из осн. кон­ституционных обязанностей сов. граждан. В стране создается служба С., включающая подготовку молоде­жи к семейной жизни, организацию помощи одиноким людям, желающим вступить в брак, систему консульта­ций по вопросам планирования материнства, психоло­гии супружеских отношений, ухода за детьми и их вос­питания.
Вопреки прогнозам нек-рых бурж. теоретиков, пред­сказывающих замену уже в недалеком будущем С. «свободным сожительством», марксизм-ленинизм ис­ходит из того, что в ходе строительства коммунизма С. будет развиваться и совершенствоваться.

Источник: Советский философский словарь

СЕМЬЯ
отношение между мужем и женой, родителями и детьми..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 27), основанное на браке или кровном родстве; имеющее исторически определ. организацию социальное объединение, члены к-рого связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. С. различаются: по характеру брака – моногамные и полигамные; по составу – индивидуальные (одна брачная группа) и "неразделенные", или "составные" (две или неск. брачных групп); по характеру "семейной власти" – патриархальные, управляемые отцом или одним из братьев, матриархальные, управляемые матерью, и "демократические", предполагающие равенство супругов. В философии примерно до сер. 19 в. С. понималась как изначальная и по своей природе моногамная ячейка общества. Рассматривая общество как разросшуюся С., философы и историки вплоть до Руссо, Кондорсе, Гердера, Фюстель де Куланжа и в какой-то мере даже Гегеля и Конта были склонны выводить социальные отношения из семейных отношений, в частности из принципа "patria potestas". Такой неисторич. и умозрит. взгляд на С. преодолевался, с одной стороны, при помощи исследования истории С., в частности брачно-семейного уклада т.н. "примитивных народов", с другой – путем изучения жизни и деятельности С. в различных социальных условиях. Оформление первого из этих направлений связано с именем швейц. историка права И. Я. Бахофена ("Материнское право" – I. J. Bachofen, Das Mutterrecht..., Stuttg., 1861), заслугой к-рого явилось обоснование историч. изменчивости брака и С. Согласно выдвинутой им гипотезе, моногамному браку предшествовали полигамные отношения между полами, а патриархату – экономич. и нравств. главенство женщин в жизни рода и С. Независимо от Бахофена к открытию материнского права пришел также шотл. ученый Мак-Леннан ("Первобытный брак" – Primitive marriage, Edin., 1865). Новое учение о С. подверглось критике в работах защитника теории патриархализма Г. Мэна "Древнее право" (Н. S. Maine, Ancient law: its connection with the early history of society and its relation to modern ideas, L., 1861) и "Древний закон и обычай" (Early law and custom, L., 1883). Эти работы положили начало многолетней дискуссии. Идеи матриархата и историч. развития С. нашли поддержку и дальнейшую разработку в работах Леббока, Колера, М. Ковалевского, Л. Штернберга и др. Важнейшее значение имел труд Л. Моргана "Древнее общество" (1877, в рус. пер. – "Первобытное общество, 1900), к-рый послужил также одним из осн. источников при создании первой марксистской работы о С. – "Происхождение семьи, частной собственности и гос-ва" (1884) Энгельса. Идеи патриархализма, хотя и с признанием нек-рого изменения форм брачно-семейных отношений, отстаивались Э. Тайлором, К. Штарке, Э. Вестермарком, В. Шмидтом и др. Фактически к ним примыкал и К. Каутский ("Возникновение брака"), выступивший с критикой осн. выводов Моргана и Энгельса. Наиболее важным результатом всемирной дискуссии было установление многообразия историч. форм брачно-семейных отношений и зависимости их от конкретно-историч. условий. Однако в бурж. науке это было связано с отказом от поисков к.-л. закономерности ("однолинейности") развития С. и сведением его лишь к смене моногамных форм. Эти тенденции наиболее ярко проявились у Р. Торнвальда и представителей культурно-исторической школы (Ф. Гребнер, В. Аккерман, У. Фой, B. Шмидт). Мн. работы бурж. ученых по истории С. содержат ценный фактич. материал, но сравнительно мало дают для его осмысления. Другой путь преодоления неисторич. и умозрит. взгляда на С. связан с именами Дюркгейма ("Введение в социологию семьи" – Introduction ? la sociologie de la famille, "Annales de la Facult? de lettres de Bordeaux", 1888), Ле Пле ("Европейские рабочие" – Les ouvriers europ?ens, P., 1855), Энгеля ("Исследование семейных бюджетов" – Das Rechnungsbuch der Hausfrau und seine Bedeutung im Wirtschaftsleben der Nation, В., 1881). Дюркгейм сформулировал закон "контракции" (сжатия) С. от обширного круга родственников до т.н. "супружеской" С. Правильный для нек-рых этапов истории С., этот закон не имеет, однако, как показали более поздние исследования, всеобщего характера. Ле Пле первый предпринял конкретно-социологич. изучение С. Энгель сформулировал закон зависимости между доходами С. и ее расходами на предметы первой необходимости. Совр. бурж. социология С., выделившаяся в самостоят. область, включает как общетеоретические, так и узкоспец. знания о С. Наибольшее число социологов C. работает в области прикладной социологии С. В соответствии с выдвинутой амер. социологом Кули теорией большинство социологов С. рассматривает ее как "первичную группу особого рода". Влияние С. формирует личность в целом, тогда как "вторичные группы" (социальные союзы в широком смысле) воздействуют на нее лишь в определ. аспектах. В работах бурж. социологов исследуется тенденция к дезинтеграции С. и связанная с ней тенденция к "функциональной редукции" С., сведению ее деятельности к "чисто семейным" обязанностям, "уход семьи в себя", а с другой стороны – ее дезорганизация (Кениг, Шельский и др.). Для бурж. социологии С. в целом характерен разрыв социологического и этического, научного и ценностного аспектов исследования С. Марксизм рассматривает С. как социальное явление, к-рое включает в себя как личные, так и групповые отношения (между членами С., принадлежащими к одному полу, брачному союзу, поколению). Каждое из этих отношений в свою очередь имеет материальную и духовную стороны. К материальным семейным отношениям относятся, во-первых, отношения, обусловленные биологич. необходимостью ("отношения детопроизводства"), во-вторых, экономич. отношения, к-рые могут иметь характер непосредственно производств. отношений (напр., в С. крестьян и ремесленников), накопления и передачи по наследству частной собственности или, наконец, разделения труда в домашнем хозяйстве. Диапазон духовных отношений в С. определяется как степенью развития духовной жизни общества в целом, так и степенью зрелости и дифференцированности индивидуального сознания членов С. Гл. содержание духовных отношений в С. составляют моральные связи между членами С., основанные на чувствах любви, родства, взаимной привязанности, ответственности, долга, семейной чести и достоинства. С. является в то же время социальным институтом, осуществляющим в обществе определ. функции. Одни из них присущи С. по самой ее сути (упорядочение сексуальных отношений, рождение и воспитание детей). Другие присущи лишь отд. историч. формам С. (организация производства, ведение домашнего хозяйства и др.). В силу многогранности семейных отношений на них оказывает воздействие множество как социальных, так и биологич. факторов. Среди них гл. значение принадлежит способу произ-ва, к-рый влияет на С. как непосредственно, так и опосредствованно. Можно предположить, что в первобытнообщинной формации начальное социальное регулирование отношений между полами было лишь негативным: общество преследовало браки, угрожающие его хоз. целостности. Связанная с этим система запретов приводила к отрицанию (в принципе) сколь-либо длительных персональных прав мужчины и женщины друг на друга, а также к попыткам вынести сексуальную жизнь вообще за рамки данного сообщества, что нашло свое выражение в экзогамии. Условия жизни не способствовали возникновению у людей потребности в индивидуальной половой любви. Главная тенденция развития С. в первобытную эпоху состояла "...в непрерывном суживании того круга, который первоначально охватывает все племя и внутри которого господствует общность брачных связей между обоими полами" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 51). На конечном этапе развития первобытнообщинной формации господствующим стал парный брак – легко расторгаемое моногамное сожительство мужчины и женщины. С переходом к рабовладельч. формации гл. целью брачного союза стало увеличение богатства и обеспечение условий его наследования. Поскольку самым важным из них являлась бесспорность происхождения наследника от определ. отца, жена была отдана под безусловную власть мужа. Перед мужчинами же открылись новые возможности многоженства (наложничество рабынь, гетеризм, проституция). С наибольшей полнотой это проявилось в странах мусульманского Востока, где многоженство стало законной формой брака. В Европе развитие данной тенденции остановилось на патриархальной С., к-рую Энгельс определяет как "промежуточную форму" между многоженством и моногамией. Она включала в себя как родственников, потомков одного отца с их женами и детьми, так и домашних рабов, в т.ч. наложниц (лат. "familia" означает совокупность принадлежащих одному человеку рабов). Патриархальная С. являлась одновременно производств. объединением и могла достигать несколько сот человек. В классич. виде она существовала на первых этапах рабовладельч. формации, но различные ее модификации сохранились у многих народов и при феодализме. С ростом рабовладельч. произ-ва возникла тенденция его обособления от домашнего х-ва, что вместе с развитием свободного ремесла и колоната способствовало становлению у соответствующих групп населения моногамной формы С. Однако устранение многоженства внутри семейной общины сопровождалось быстрым ростом проституции и адюльтера. С переходом к феодализму "...моногамия, развившаяся на развалинах римского мира, в процессе смешения народов, облекла владычество мужчин в более мягкие формы и дала женщинам, по крайней мере с внешней стороны, более почетное и свободное положение, чем когда-либо знала классическая древность" (там же, с. 72). Распространение "мировых религий", прежде всего христианства, усилило идеологич. узы, скрепляющие С. Господствующий класс, освобожденный от экономич. и хоз. забот, достиг такой стадии духовного и нравств. развития, при к-рой могли появиться "рыцарское отношение к женщине" и "рыцарская любовь". Но поскольку частная собственность оставалась основой брачно-семейных отношений, эти ценности возникли не в браке, а вне его, как его антиподы, и лишь усилили противоречия моногамной С. Противоречие между "поработителем-мужчиной и порабощенной женщиной" было дополнено не менее острым конфликтом между экономич. целями собственнич. моногамии и избирательностью полового влечения, к-рая наиболее сильно проявляет себя в чувстве любви. Капиталистич. индустриализация разрушила – по крайней мере в городах – характерную для феодализма связь между жизнью С. и производством и из всех экономич. функций оставила у С. лишь функцию организации потребления и быта. Большинство С. стало включать лишь супругов и их детей (нуклеарная семья), а семейные отношения приобрели более демократич. характер. Женщины получили широкий доступ к работе на пром. предприятиях и в обслуживающих учреждениях. Это обеспечило их известную экономич. самостоятельность и независимость от мужчин. Под влиянием прогрессивных обществ. сил женщинам во многих странах были предоставлены гражд. права, в т.ч. право на развод. Вырос общий образовательный и культурный уровень населения, упало влияние религии. Среди классов и социальных групп, непосредственно не связанных с частной собственностью, брак из экономич. института все больше превращался в морально-правовой союз мужчины и женщины, основанный на любви и личном выборе. Произошло известное перераспределение и выравнивание обязанностей мужа и жены в С. Развитие муниципальной системы бытового обслуживания, досуга, детских учреждений позволило С. полностью или частично освободиться от ряда прежних обязанностей (т.н. "редукция функций" С.). В связи с этим С. все больше сосредоточивалась на своей внутр. жизни, возрастала роль внутрисемейных отношений в обеспечении стабильности и прочности группы. Ослабление контроля обществ. мнения в результате урбанизации, а также влияния экономич., правовых и религ. уз, скреплявших прежнюю С., резко увеличило "нагрузку" на моральные узы. Противоречия капитализма стимулируют отчуждение между С. и обществом. Закономерное сосредоточение на своих внутренних, чисто семейных проблемах принимает форму "самоизоляции" С. В то же время возрастают возможности внутрисемейных коллизий и уменьшаются шансы их урегулирования без ущерба для единства С. Все это ведет к неустойчивости С., росту количества разводов. Напр., в США в 1890 один развод приходился на 16 браков, в 1911 – на 11, в 1920 – на 6 браков, в 1940 – на 5 браков, в наст. время – на 4 брака. "Теперь семью чаще разрушает развод, чем смерть супругов" (Rose ?., Sociology, ?. ?., 1954, p. 152). Увеличивается и количество неофициальных разводов – "дезертирств" (гл. обр. мужчин). В США оно достигло ок. 50 тыс. в год (см. "Problems of Family Life and How to meet them", N. Y., 1956, p. 158). Хотя проституция во многих бурж. странах официально запрещена, она продолжает расти, сопровождаясь общим ростом половой распущенности. Т.о., в капиталистич. обществе действуют две противоречивые тенденции изменения С.: ее обновление, "реконструкция" на основе пром. и культурного прогресса и дезорганизация. В результате социалистич. преобразований семейные отношения освобождаются от власти частной собственности и связанных с ней социальных установлений (собственнич. права, церкви, классовых, сословных и нац. предрассудков и т.д.). Уничтожаются формы дискриминации женщин, существующие в бурж. обществе. Социалистич. С. единобрачна по своей сущности. Коммунистич. идеалом отношений между полами является "гражданский брак с любовью" (см. В. И. Ленин, Соч., т. 35, с. 140). Социалистич. С. продолжает ту линию развития брачно-семейных отношений, к-рая представлена при капитализме тенденцией к их обновлению и реконструкции. Подавляющее большинство браков в СССР заключается не по экономич. расчету или родительскому принуждению, а по личному выбору будущих супругов. Внутрисемейная организация характеризуется равноправием супругов. Гл. сферой деятельности С. при социализме является обеспечение потребностей мужчины и женщины в супружестве, отцовстве, материнстве и воспитании детей. Функция накопления частной собственности отмирает уже в ходе социалистич. преобразований, а хозяйственно-бытовая функция осуществляется не как цель, а как условие семейной жизни. Существенно изменяется и характер взаимоотношений между С. и обществом, гос-вом, происходит повышение социальной активности С. Однако далеко не все С. в социалистич. странах полностью свободны от пережитков прошлого. Кроме того, семейные отношения в этих странах были в значит. мере дезорганизованы войной и ее последствиями. Значит. влияние на семейные отношения оказывают имеющиеся еще экономические, в т.ч. жилищные, трудности. Это обусловливает сравнительно высокий процент разводов. В 1960 в СССР приходилось около 1,3 развода на 1000 жителей или 1 развод на 9 браков. Это примерно соответствует количеству разводов в гл. бурж. странах Европы. Победа коммунизма приведет к дальнейшему развитию семейных отношений. Значительно сократится, а со временем и отомрет хозяйственно-бытовая функция С. Регистрация брака утратит юридич. характер. "Семейные отношения окончательно очистятся от материальных расчетов и будут целиком строиться на чувствах взаимной любви и дружбы" (Программа КПСС, 1961, с. 65). В социалистич. странах получают все большее развитие конкретно-социологич. исследования С. и тенденций ее развития. В СССР серьезный вклад в изучение С. внесли С. Я. Вольфсон, С. Г. Струмилин, Г. М. Свердлов, Е. О. Кабо, С. М. Абрамзон, Н. А. Кисляков, В. Ю. Крупянская, А. Н. Терентьева, А. И. Вишняускайте, А. А. Лутс, М. А. Бикжанова и др. Ряд конкретно-социологич. исследований брачно-семейных отношений проведен в др. социалистич. странах – Клосковской, Мрозковой, Пиотровским – в Польше, Пешевой (Поповой) – в Болгарии, Бурич – в Югославии и др. Важную роль сыграли марксисты, в частности сов. историки и этнографы, в изучении истории С. Исследования М. О. Косвена, С. А. Токарева, С. П. Толстова, Н. А. Бутинова, Д. А. Ольдерогге на основании новейших данных подтвердили идею историч. развития С. от неупорядоченных половых отношений (не исключавших более или менее длит. моногамного сожительства) к узаконенной правом и моралью моногамии. В работах сов. ученых получили объяснение такие сложные формы брака, как экзогамия, эндогамия и ряд др. Лит.: Маркс К., Экономическо-философские рукописи 1844 г., в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, М., 1956; Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21; Ленин В. И., [Письма] Инессе Арманд 23 мая (5 июня) 1914 г. и 4 (17) янв. 1915 г., Соч., 4 изд., т. 35; Цеткин К., Из записной книжки, в сб.: Воспоминания о В. И. Ленине, [ч.] 2, М., 1957; Ковалевский М., Очерк происхождения и развития С. и собственности, СПБ, 1895; Гроссе Э., Формы семьи и формы хозяйства, пер. с нем., М., 1898; Кабо Е. О., Очерки рабочего быта, т. 1, М., 1928; Вольфсон С. Я., Социология брака и С., Минск, 1929; его же, С. и брак в их историч. развитии, М., 1937; Штернберг Л., С. и род у народов Сев.-Вост. Азии, М., 1939; Тейлор Э., Первобытная культура, т. 1–2, М., 1939; Струмилин С. Г., Проблемы экономики труда, М., 1957; Свердлов Г. М., Сов. семейное право, М., 1958; Село Вирятино в прошлом и настоящем, ч. 1–2, М., 1958, с. 75–95, 205–30; Абрамзон С. М. [и др.], Быт колхозников кирг. селений Дархан и Чичкан, М., 1958; Бикжанова ?. ?., С. в колхозах Узбекистана, Таш., 1959; Кисляков ?. ?., С. и брак у таджиков, М.–Л., 1959; Орлова Н. В., Вопросы брака и развода в междунар. частном праве, М., 1960; С. и семейный быт колхозников Прибалтики, М.–Л., 1962; Косвен М. О., Семейная община и патронимия, М., 1963; Харчев А. Г., Брак и С. в СССР. Опыт социологич. исследования, М., 1964; Туlor E. В., Researches into the early history of mankind..., L., 3 ed., 1878; Lubbock J., The origin of civilization, L., 1870; его же, Marriage, Totemism and Religion, L.–N. Y., 1911; Starke C. N., Die primitive Familie in ihrer Entstehung und Entwicklung, Lpz., 1888; Westermarck E., The history of human marriage, L., 1894; Kohler I., Zur Urgeschichte der Ehe. Totemismus. Gruppenehe, Mutterrecht, Stuttg., 1897; Weber M., Ehefrau und Mutter in der Rechtsentwicklung, T?bingen, 1907; M?ller-Lyer ?r., Die Familie, M?nch., 1924; ?hurnwald R., Die menschliche Gesellschaft in ihren ethnosoziologischen Grundlagen, Bd 2, В.–Lpz., 1932; Gооdsell W., A history of marriage and the family, [new ed.], ?. ?., 1945; Elmer M. С., The sociology of the family, Boston, 1945; K?nig R., Materialen zur Soziologie der Familie, "Beitr?ge zur Soziologie und Sozialphilosophie", 1946, Bd 1; Zimmerman С. С., The family and civilization, N. Y., 1947; Flugel I. C., The psycho-analytic study of the family, L., 1950; Burgess E. W., Locke N. I., The family. From institution to companionship, 2 ed., ?. ?., 1953; Вaber R. E., The marriage and family, 2 ed., ?. ?., 1953; Winch R. F., Selected studies in marriage and the family, N. Y., 1953; Renouveau des id?es sur la famille. Ouvrage r?alis? sous la dir. de R. Prigeut, P., 1954; Sociologie compar?e de la famille contemporaine, P., 1955; K?nig R., Familie und Familiensoziologie, W?rterbuch der Soziologie, hrsg. von W. Bernsdorf und Fr. B?low, Stuttg., 1955; его же, Soziologie der Familie, в сб.: Soziologie, hrsg. von Gehlen-Schelsky, D?sseldorf–K?ln, 1955; Parsons T. and Bales R. F., Family. Socialisation and interaction process, L., 1956; Bossard J. H. S., The large family system, Phil., 1956; Sсhelsky ?., Changing family structures under conditions of social and economic development, The Hague, 1958; Michel ?., Famille. Industrialisation. Logement, P., 1959; Hill R., Recent world development, в кн.: Fourth world Congress of sociology, v. 2, L.–N. Y., 1959; Вell N. W., Vogel ?. F., A modern introduction to the family, Toronto, 1961; Piotrowski I., Praca zawodowa kobiety a rodzina, Warsz., 1963; Coode W. J., World revolution and family patterns, Chi., 1963; его же, Women in divorce, N. Y., 1965; Komarovsky M., Blue–collar marriage, N. Y., 1964. А. Харчев. Ленинград.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 11

Читать PDF
109.32 кб

Семья как нравственный дух и предпосылка моральности действий человека

Баскаков А. Т.
В статье исследуется семья как нравственный дух и одновременно предпосылка моральности действий человека. Автор проводит мысль, что духовная сторона семьи заключена в осознании единства природной и духовной жизни.
Читать PDF
363.29 кб

Семья как социальная ценность в русской и советской философии

Безнощенко Е. А.
Читать PDF
268.49 кб

Семья как социокультурный фактор формирования личностной идентичности

Аполлонов Иван Александрович
Работа посвящена проблеме социокультурных оснований личностной идентичности, взаимосвязи в ней индивидуального и интерсубъективного начал.
Читать PDF
249.91 кб

Алексей Лапшин. Боги и семья

Фетисова Т.А.
Читать PDF
101.96 кб

Семья и любовь в философии В. С. Соловьева

Жог Валерий Иванович, Коломейцев Александр Евгеньевич
Читать PDF
821.47 кб

Семья как объект и субъект общественного сознания

К. Т. Виниченко
Читать PDF
27.95 кб

Российская семья между крайностями «Домостроя» и ювенальной юстиции

Рыбалка Елена Александровна
В статье высказывается предположение, что всеобъемлющая свобода для носителей юношеского максимализма может привести к обратному результату – к утрате свободы.
Читать PDF
342.92 кб

Пол, семья и религия в переписке В. В. Розанова и С. А. Рачинского

Гришин Алексей Алексеевич
Статья посвящена анализу переписки В. В. Розанова и С. А. Рачинского с точки зрения вопросов пола, семьи и их соотношения с религией.
Читать PDF
114.35 кб

Семья, политическая власть и деньги в афинской школе неоплатонизма

Бриссон Люк
Как Афинской неоплатонической школе удалось более столетия сохранять свои позиции во враждебном окружении, в оппозиции к христианству, которое не только поддерживалось большинством населения, но и стало государственной идеологией?

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Церковь Семья Детей Бога

    объединение представителей интеллигенции Перми, кружок «богоискателей», изучающих восточную лит-ру, книги Рерихов, русских христ. философов и признающих священными книги всех основных религий. В
  • СЕМЬЯ И БРАК

    - 1) В древней философии ценность семьи нередко отрицалась как с точки зрения аскетизма, так и нравственной беспринципности. Однако, стоицизм рекомендовал брак и настаивал на нравственной строгост
  • Семья человечества

    Мы должны осознать, интеллектуально и нравственно, что мы все являемся одной семьей и что счастье любого члена семьи не может быть надежно построено на разорении другого. В наше время недостаток н
  • РЕРИХИ, семья: Николай Константинович , Елена Ивановна

    исследователи и пропагандисты традиционной культуры - прежде всего - Востока. Н.К. - знаменитый художник (наследие - более 7000 картин), путешественник, писатель, общественный деятель. Жена, Е.И. - писат
  • Семья при социализме и коммунизме

    Семья — основанная на браке или родстве и обладающая исторически определенной организацией (структурой) общность, для создания которой необходима социальная санкция; последняя характеризует со