РЕДКИН ПЕТР ГРИГОРЬЕВИЧ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

РЕДКИН ПЕТР ГРИГОРЬЕВИЧ

4(16) ноября 1808, г. Ромны Полтавской губ. — 7(19) марта 1891, Петербург] — русский правовед, историк философии и философии права, педагог. В 1826, по окончании Нежинской гимназии, поступил на этико-политическое отделение Московского университета. В 1828 отправлен для подготовки к профессорской деятельности в Дерпт (Тарту), с 1830 — в Берлин, где занимался под руководством Савиньи и Гегеля, учение которого оказало влияние на всю последующую научную деятельность Редкина и выразилось, в частности, в предельной формализации им истории права. По возвращении в Россию был экзаменован и утвержден в звании доктора права (1834)> В 1835—48 — профессор Московского университета, читал лекции по энциклопедии права. Был уволен вместе с К. Д. Кавелиным по подозрению в «вольнодумстве» и несколько лет не допускался к преподавательской деятельности. В 1863—78 — професор Петербургского университета по кафедре энциклопедии юридических и политических наук, в 1873—76 — ректор. Член Государственного совета (1882), почетный член Петербургской Академии наук. Был одним из основателей и председателей Педагогического общества в С.-Петербурге. В 1841 в журнале «Москвитянин» (ч. 4, кн. 8) опубликовал первое в России изложение гегелевской философии — «Обозрение гегелевской логики». С 1841 издавал сборник «Юридические записки» (т. 1—4,1841—60), журналы «Библиотека для воспитания» (1843—46) и «Новая библиотека для воспитания» (1847—49). Основной труд — «Из лекций по истории философии права в связи с историей философии вообще» (в. 1—7,1889—91) — не был издан до конца. Педагогические идеи Редкина оказали влияние на его ученика К. Д. Ушинского. Соч.: Избр. педагогические соч. М„ 1958. Лит.: Шимановский М. В. Петр Григорьевич Редкий: Биографический очерк. Одесса, 1890.
В. В. Ванчугов

Источник: Новая философская энциклопедия

РЕДКИН Петр Григорьевич

[4(16) окт. 1808 – 7(19) марта 1891] – рус. правовед, историк философии и педагог. Окончил Нежинскую "гимназию высших наук". В 1826 поступил в Моск. ун-т; с 1828 – в Профессорском ин-те в Дерпте, с 1830 – в Берлинском ун-те, где познакомился с философией Гегеля. По возвращении в Россию читал лекции по "энциклопедии законоведения" в Моск. ун-те. Д-р права (1835). С 1841 издавал "Юридич. записки", в 1843–46 – журн. "Библиотека для воспитания", в 1847–49 – журн. "Новая библиотека для воспитания", оцененный Белинским как "предприятие полезное, дельное" (см. Полн. собр. соч., т. 10, 1956, с. 376). В 1848 Р. вместе с Кавелиным уволили из ун-та как "замешанного в вольнодумстве" и в течение 15 лет не допускали к преподават. деятельности. С 1863 – проф. кафедры энциклопедии юридич. и политич. наук в Петерб. ун-те. В 80-х гг. Р. создал 7-томный труд "Из лекций по истории философии права в связи с историей философии вообще" (СПБ, 1889–91); вышедшие в свет тома посвящены др.-греч. философии. В филос. развитии Р. заметны два периода: до 60-х гг. он – гегельянец, после – в его взглядах сильны позитивистские тенденции. В полемике 60–70-х гг. вокруг дарвинизма Р. был одним из защитников эволюц. теории. В 1841 в журн. "Москвитянин" (ч. 4, кн. 8) Р. опубликовал первое в России печатное изложение осн. положений гегелевской диалектики (ст. "Обозрение гегелевой логики"). Отвергая претензии религии на руководство философией, Р. утверждал, что "...развитие мышления происходит само собою по законам самого мышления, или по законам разума" ("Какое образование требуется современностью от рус. правоведа?", М., 1846, с. 23). Основа успехов человечества – достижение единства "теории и практики, науки и жизни, мышления и деятельности" (там же, с. 26). Наука есть "разумное развитие мышления" и подразделяется "на три главные отрасли" – философию, историю и филологию (см. тамже, с. 27). "Философия есть наука, заключающая в себе верховное начало для всех отдельных наук" (там же, с. 28). История философии "есть не что иное, как ее (философии. – Ред.) становление, или логическое развитие во времени" (там же, с. 46). Мировоззрению Р. присущи просветит. тенденции. В просвещении народа, по Р., особое место принадлежит педагогике. "...От нея преимущественно я жду спасения нашей будущности", – говорил он ("Из записок А. А. Чумикова", см. "Русский архив", 1902, No 9, кн. 3, с. 12). Р. был одним из основателей первого в России Педагогич. об-ва. Учеником Р. в педагогике был Ушинский. Соч.: Избр. пед. соч., вступ. ст. В. Я. Струминского, М., 1958. Лит.: Е. О., Здравый идеализм, "Вестн. Европы", 1889, кн. 6 (июнь); Шимановский М. В., П. Г. Редкин, О., 1890. В. Малинин. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

РЕДКИН ПЕТР ГРИГОРЬЕВИЧ

4(16). 10.1808, г. Ромны Полтавской губ. - 7(19).03.1891, Петербург) - теоретик права, историк философии, педагог. Учился в Московском ун-те (1826- 1828), в Профессорском ин-те в Юрьеве (Дерпте), в Берлинском ун-те (с 1830), где слушал лекции Гегеля по философии права и был знаком с ним. Вернувшись в Московский ун-т, получил звание проф., в 1835 г. читал курс "Энциклопедия законоведения", предпринял издание сб. "Юридические записки" (1841-1860), в к-ром ратовал за либеральное законодательство, журн. "Библиотека для воспитания" (1843-1846), а затем - "Новая библиотека для воспитания" (1847-1849). Был в дружеских отношениях с Белинским и Герценом. В 1848 г. Р. был уволен из ун-та как "замешанный в вольнодумстве" (вместе с Кавелиным) и не допускался к преподавательской деятельности в течение 15 лет. В эпоху реформ - проф. кафедры энциклопедии юридических и политических наук в Петербургском ун-те (1863-1878). Поддерживал связи с людьми круга "Современника" и "Отечественных записок". Задумал многотомный труд "Из лекций по истории философии права в связи с историей философии вообще". В свет успели выйти первые 7 т. (Спб., 1889-1891), представляющие собой ценное исследование древн. политической и философской мысли. Философское развитие Р. - эволюция гегельянца-идеалиста (до 60-х гг.) в гегельянца-позитивиста (после 60-х гг.). В журн. "Москвитянин" в 1841 г. он опубликовал обширное и систематическое изложение начал гегелевской философии ("Обозрение гегелевой логики"). Через несколько лет вернулся к этой теме, настаивая на важном значении гегелевской философии права для российской юриспруденции (Какое образование требуется современностью от русского правоведа? М., 1846). Р. считал, что прогресс человечества возможен и неизбежен благодаря поискам единства "теории и практики, науки и жизни, мышления и деятельности". Наука предполагает "разумное развитие мышления" и подразделяется в своих гуманитарных функциях "на три главные отрасли" - философию, историю и филологию. Философию он считал наукой, "заключающей в себе верховное начало для всех отдельных наук". Такая роль обеспечивается философской наукой о мышлении - диалектикой, при этом "развитие мышления происходит само собою по законам самого мышления, или по законам разума". История философии рассматривалась Р. как становление, или логическое развитие во времени, философии. Р. защищал в 70-е гг. эволюционную теорию Ч. Дарвина как теорию развития. Важная сторона его деятельности - просветительская. Он настаивал на всемерном просвещении народа, несколько абсолютизируя значение в этом процессе педагогики, считая, что преимущественно с ее развитием связано будущее страны. Р. принадлежит заслуга создания в России Педагогического об-ва. Его педагогические идеи были восприняты и развиты другом и учеником К. Д. Ушинским.

Источник: Русская философия: словарь