РАЗРЫВ

Найдено 1 определение
РАЗРЫВ
1) Понятие постмодернизма, выражающее в своем содержании феномен процессуального бытия ризоморфной целостности посредством нарушения целостности традиционного (линейного) типа (см. Ризома). Поскольку ризома понимается постмодернистской номадологией как принципиально открытая, поверхностно организованная целостность, то применительно к ризоморфным средам в принципе невозможно жестко дистанцировать внутреннее и внешнее (см. Номадология, Поверхность, Плоскость). В рамках постмодернистской номадологии вообще не может быть конституирована онтологически артикулированная граница между внутренним и внешним, — подобное разграничение всегда выступает сугубо функциональным и ситуативным, ибо внутреннее понято как продукт имманентизации внешнего: например, по формулировке Делеза и Гваттари, "ризома развивается, варьируя, расширяя, захватывая, схватывая, внедряясь" (см. Имманентизация, Складка, Складывание). Жесткая дифференциация внутреннего и внешнего, — в каких бы то ни было контекстах, — понимается постмодернизмом как продукт насильственно властной "территориализации" пространства (см. Детерриториализация). Согласно постмодернистскому видению феномена Р., поверхностная организация ризомы в своей процессуальности предполагает "складывание" как конституирование внутреннего посредством внешнего, что неизбежно предполагает своего рода деформации исходной конфигурации смысла — семантические Р. (см. Складка, Складывание). В силу этого Р., по формулировке Делеза и Гваттари, в отличие от структуры, "не боится разрыва", но — напротив — конституируется в нем как в перманентном изменении своей конфигурации и, следовательно, семантики: поскольку принципиально внеструктурная организация ризомы предполагает возможность фиксации не стабильных структурных уровней или подсистем, но лишь линий перманентного "ускользания", постольку те "плато", которые могут быть ситуативно усмотрены в ее организации, по определению не претендуют на статус постоянства (см. Ускользания линии, Плато). Таким образом, линии внутреннего членения ризоморфной среды фактически оказываются перманентно подвижными: по оценке Делеза и Гваттари, в ризоморфной среде могут быть выделены, прежде всего, "движения детерриториализации и дестратификации. Сравнительные скорости течений вдоль этих линий порождают феномены относительной задержки, торможения или, наоборот, стремительности и разрыва". Таким образом, "разрывы в ризоме возникают всякий раз, когда сегментарные линии неожиданно оказываются на линиях ускользания". И поскольку "эти линии постоянно переходят друг в друга", постольку в любой момент "ризома может быть разорвана, изломана в каком-нибудь месте, перестроиться на другую линию" (Делез, Гваттари) — без какого бы то ни было ущерба для своей идентичности: "линии ускользания — это часть ризомы... Совершая разрыв, мы прокладываем линию ускользания" (Делез и Гваттари). (Аналогично — Даном была выделена специфика постмодернистского коллажа как "потока симультанностей" — в отличие от структурной композиционности коллажа в модернизме — см. Коллаж.) Понятие "Р." категориально конституируется в контексте номадологического проекта постмодернизма (в качестве одного из фундаментальных принципов процессуальности бытия ризомы Делез и Гваттари называют "принцип незначащего разрыва"); активно используется в постмодернистской текстологии и аналитиках дискурса, особое значение обретает в контексте шизоаналитической концепции детерриториализации и дестратификации (см. Номадология, Шизоанализ, Дестратификация, Детерриториализация, Дискурс). Феномен Р. оказывается принципиально значимым для постмодернистской философии, поскольку осмысливается в ее контексте в качестве механизма прерывания линейного вектора развития, плюрально версифицирующего возможные траектории разворачивания эволюционных тенденций (см. Нелинейных динамик теория). 2) В специальном (узком) значении понятие "Р." использовалось Кристевой для обозначения того Р. (прерывания, перелома — rupture) культурной преемственности, который Кристева усматривает в переходе от модерна как современности к "постсовременному состоянию" общества (см. Modern). По формулировке Кристевой, "современный полифонический роман, имеющий по отношению к монологизму статус, аналогичный статусу диалогического романа предшествующих эпох, четко отличается от этого последнего. Разрыв произошел в конце XIX столетия таким образом, что диалог у Рабле, Свифта или Достоевского остается на репрезентативном, фиктивном уровне, тогда как полифонический роман нашего века делается "неудобочитаемым" (Джойс) и реализуется внутри языка (Пруст, Кафка). Именно начиная с этого момента (с этого разрыва, который носит не только литературный характер, но и социальный, политический и философский) встает так называемая проблема интертекстуальности /см. Интертекстуальность — M.M./. Сама теория Бахтина (так же, как и теория соссюровских "анаграмм") "возникла исторически из этого разрыва" (Кристева). М.А. Можейко

Источник: Постмодернизм. Энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Социальная дифференциация в науке и разрыв гуманитарных связей в обществе

Оконская Наталия Камильевна, Ермаков Михаил Александрович
В статье отмечается, что современная наука во многом инициирует распад гуманитарных связей в обществе; подчеркивается важность главенствующего положения гуманитарных знаний в процессе прогрессивной трансформации науки и экономики.
Читать PDF
0.00 байт

Западногреческие философские поэмы и гомеровская традиция: преемственность или разрыв?

Лебедев Андрей Валентинович
В статье рассматривается вопрос, почему западные греческие философы (Ксенофан, Парменид, Эмпедокл) использовали для выражения своих взглядов гекзаметричесую позию, при том что восточная (ионийская) философия использовала прозу.
Читать PDF
0.00 байт

К вопросу о «Феномене России», или политическая современность как разрыв между памятью и воображение

Белоус Владимир Григорьевич
Статья посвящена образу современной культуры, который проецируется на образ России (русскую государственность).
Читать PDF
0.00 байт

Философия Ж. Делёза: преемственность или разрыв

Чегодаев А.А.
Рассматривается проблема соотношения и взаимодействия философии Ж. Делёза, относимой к философии постмодерна, с раннее сложившейся философской традицией.
Читать PDF
0.00 байт

Почему разрыв в объяснении не является решающим аргументом против натурализма в философии сознания

Секацкая М.А.
Явления сознательной жизни субъективны, мы наблюдаем их из перспективы первого лица. Наука стремится к объективности, ее теории рассуждают о явлениях, доступных всеобщему наблюдению, т.е.
Читать PDF
0.00 байт

Почему разрыв в объяснении сознания должен нас заботить больше, чем трудная проблема сознания?

Нагуманова С.Ф.
В философии сознания сегодня принято считать, что трудная проблема сознания и проблема разрыва в объяснении сознания это одна и та же проблема. Понятие разрыв в объяснении ввел Д. Левин (1983). Д.
Читать PDF
0.00 байт

Разрыв этнического самосознания с религиозным опытом как технология ксенократического преодоления па

Бобков А.И.
Проблема народа без элиты или с отчужденной элитой является важнейшей методологической составляющей философского анализа социального бытия русского народа.
Читать PDF
0.00 байт

«ВЕЛИКИЙ РАЗРЫВ»: ОПЫТ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТВОРЧЕСТВА С.Л. ФРАНКА В ИЗГНАНИИ (1922–1950)

Назарова Оксана Александровна
Читать PDF
0.00 байт

НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ - РАЗРЫВ С ПРОШЛЫМ ИЛИ ЕГО ВОЗОБНОВЛЕНИЕ? О ДВУСМЫСЛЕННОМ ОТВЕТЕ СОВРЕМЕННОЙ ИСТОР

Шиповалова Лада Владимировна
Рассматривается проблематизация концепта научной революции в современной историографии. Раскрывается неоднозначность репрезентации ее структуры: начало революции трактуется или как разрыв с прошлым, или как его возобновление.
Читать PDF
0.00 байт

«Невозможная возможность» метафизики человека: «Работа» по преодолению разрыва «Эмпирического» и «Он

Сайкина Гузель Кабировна
В работе осуществлена критика теоретической модели совершения метафизических актов так называемым «онтологическим» человеком.
Читать PDF
0.00 байт

Концепция «Эпистемологического разрыва» в работах Л. Альтюсера

Осина Элина Юрьевна
Луи Альтюсер выдающийся французский философ-марксист ХХ века, творчество которого широко распространилось в мире и вызвало различные интерпретации, оказав сильнейшее влияние на последующих мыслителей.
Читать PDF
0.00 байт

«Разрывы и связи»: проблема преемственности в русской философии

Черняев Анатолий Владимирович
Преемственность в философии прослеживается на двух уровнях. Первый идеографический, фиксирующий процессы филиации идей. Второй уровень суммирует культурные, социальные, психологические факторы развития философии.
Читать PDF
0.00 байт

Субъект и субъективность: история разрыва

Глинчикова Елена
Предметом исследования в данной статье является разрыв между субъектом и субъективностью.
Читать PDF
0.00 байт

Взаимодействие ЭВМ и науки как преодоление разрыва между культурами

Позднева Светлана Павловна
Предметом настоящей статьи является компьютеризация науки.
Читать PDF
0.00 байт

Риторика и наука: преодоление античного разрыва

Козлова Наталья Юрьевна
В статье рассматривается возможность понимания риторики в качестве конститутивной формы научной коммуникации; анализируются основания произошедшего в античности разрыва философии и риторики и выявляются возможности его преодоления

Похожие термины:

  • ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗРЫВ

    ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗРЫВ — один из ключевых терминов концепции развития науки, которую франц. эпистемолог и историк науки Гастон Башляр разработал в противовес традиционным представлениям об
  • Разрыв-трава

    Трава для раскрытия кладов, замков и придания силы, чтоб взять запрещенное. Листья ее имеют форму крестиков, а цвет подобен огню: распускается в полночь на Ивана Купалу и держится не более пяти мин
  • ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗРЫВ

    отставание слаборазвитых стран от передовых в области техники и технологии в целом или по отдельным направлениям, областям.