РАССКАЗ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Рассказ
малая форма эпической прозы, соотносимая с повестью как более развернутой формой повествования. Восходит к фольклорным жанрам (сказке, притче); как жанр обособился в письменной литературе; часто неотличим от новеллы.

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

РАССКАЗ
категория структурной лингвистики и общего литературоведения, используемая в постмодернистской философии науки как наиболее адекватная языковая характеристика научных теорий. С точки зрения структуралистов и постмодернистов любой значительный по объему дискурс всегда осмысленно может быть построен в структурном отношении только как рассказ, то есть как языковая структура, состоящая из завязки, сюжета и финала (развязки). При этом действующими лицами рассказа могут быть как органические, так и неорганические сущности (в физике, например, это взаимодействующие материальные частицы, атомы, заряды, элементарные частицы), которые притягиваются, отталкиваются, взаимно превращаются друг в друга, теряют энергию, приобретают се и т. д. и т. п.). С точки зрения постмодернистов, понимание структуры научных теорий как рассказов более адекватно их сущности, человеческому происхождению и предназначению, нежели позитивистское их истолкование как чисто объективных дедуктивно-аксиоматических структур. Структура и язык научных теорий, будучи человеческими творениями, не могут не быть антропоморфными и метафорическими по самой своей природе. Более того, только в таком виде они могут быть наиболее адекватно поняты и осмыслены не только «людьми с улицы», но и самими учеными. В плане структурной организации своего дискурса наука по существу ничем не отличается от других видов дискурса (литературы, обыденной речи и даже мифологии). Отличие лишь в степени точности и верифицируемости указанных видов дискурса. (См. пастиш, постмодернистская философия науки, текст, контекст).

Источник: Философия науки: Словарь основных терминов

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF
589.20 кб

Православная аксиология Ф. М. Достоевского на примере рассказа «Кроткая»

Кушнаренко Я. В.
В статье предпринимается попытка философского обоснования «голословного», по словам самого Ф. М. Достоевского, тезиса о вере в бессмертие души как главной идее человеческой жизни.
Читать PDF
148.28 кб

Эпистемология фантастики (на примере рассказа г. Альтова «Шальная компания»)

Коротков Николай Владимирович
В статье с опорой на концепцию В.Н.
Читать PDF
131.07 кб

Столикий рудра, или онтология виртуального (по рассказам “Йогавасиштхи”) (пер. В. Г. Лысенко)

Дэйв Девнарайн
Читать PDF
1.31 мб

История, рассказанная дважды: история истории "истории религий"

Смит Джонатан З.
Читать PDF
114.90 кб

2007. 03. 010. Габора Л. Что археология может рассказать нам о происхождении у человека способности

Семирухин Л. В.
Читать PDF
6.00 мб

"ДЬЯВОЛЬСКИЕ КОЗНИ" В ПОВСЕДНЕВНОЙ КУЛЬТУРЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (НА ПРИМЕРЕ РАССКАЗОВ "ХРОНИК

Ильин М.С.
Читать PDF
211.45 кб

«Вечно женственное в русской душе»: особенности репрезентациии концепта «Мужчина» в рассказе Ф. М. Д

Денисова Т. А.
The paper deals with the mechanisms of occasional transference of initial contents of the concept Male in semantic space of Dostoevsky's novel.
Читать PDF
373.09 кб

Свобода в координатах бытия в рассказе Василя Быкова «Труба»

Дубашинский Роман Юрьевич
The notion “freedom” is one of the main concepts in Vasil Bykau’s works. It has many levels of its realization. The story “Pipeline” is a graphic evidence of the concept realization by example of a separate person’s life and fate.
Читать PDF
179.10 кб

«Освободительные деяния» Поля Рикёра: между символом и рассказом

Зенкин Сергей
В ряде текстов Поля Рикёра 1970-1980-х годов упоминаются так называемые «основополагающие события», «знаковые события», «избавительные события», «освободительные деяния» или «великие события спасения».
Читать PDF
936.61 кб

РАССКАЗЫВАЮТ ЛИ ИГРЫ ИСТОРИИ? КРАТКАЯ ЗАМЕТКА ОБ ИГРАХ И НАРРАТИВАХ

Юл Йеспер
Статья является попыткой ответить на вопрос о том, рассказывают ли игры истории. Ответ на этот вопрос позволяет одновременно узнать и как следует изучать игры, и кто должен их изучать.

Похожие термины: