МОЛЧАНИЕ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Молчание
Я понимаю это слово как обозначающее не отсутствие шума, а отсутствие смысла. Поэтому я считаю, что может быть молчаливый шум и шумное молчание. Например, шум ветра или молчание моря.
Молчание – это то, что остается, когда мы замолкаем, то есть это все сущее минус смысл, который мы ему придаем (включая этот самый смысл, если мы не видим за ним другого смысла). Значит, молчание – всего лишь другое название реальности, если, конечно, согласиться, что реальность – это не просто название.
В то же самое время это обычное состояние всякого живого существа. «Здоровье есть молчание органов», – сказал Поль Валери. Тогда мудрость есть молчание ума.
Зачем без конца что‑то истолковывать, постоянно говорить и искать во всем значения? Не лучше ли просто послушать безмолвный шум ветра?

Источник: Философский словарь.

МОЛЧАНИЕ

- у Л.Витгенштейна: "О чем невозможно говорить, о том следует молчать". Во многих религиях мира Высшее начало предстает не только невыразимым в слове и мысли, но и пребывающим в вечном молчании, к вратам которого может подойти искатель истины и, созерцая Его в полной тишине, обрести собранность души и внутреннюю свободу от всех земных уз. Библейская традиция иначе свидетельствует о Боге: Он, если и молчит, то и самим молчанием уже говорит человеку нечто имеющее жизненный смысл, но Он готов в ответ на любовь человека и его духовную жажду нарушить молчание, потому что сам любит человека. Томизм настаивает на действенности молчания Бога, молчания как Его присутствия: в молчании Бога - все богатство постижимого и познанного. "В молчании Бог говорит Свое Слово" (Мейстер Экхарт). У Псевдо-Дионисия Ареопагита духовное восхождение на вершину Богопознания вводит в "пресветлый Мрак тайноводственного безмолвия". Это безмолвие отнюдь не безразлично пассивно по отношению к человеку - в нем благодать нисходит на человека в виде "лучей" или "энергий" и производит его теозис (обожение). Это же - в исихазме, традиции священнобезмолвствующих. Там, где есть обожение, религиозной философии уже нет - она остается позади как лестница, которая привела к вратам Молчания.

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

МОЛЧАНИЕ
(silence). Способ высказывания посредством опущения, неиспользования речевых знаков. Молчание обычно толкуется как отсутствие слов и противопоставляется речи. Людвиг Витгенштейн, заканчивает свой «Логико-философский трактат» известным афоризмом: «6.54. О чем невозможно говорить, о том следует молчать» («Wovon man nicht sprechen kann, darüber muß man scheigen»). Парадокс в том, что само построение витгенштейновского афоризма, параллелизм его первой и второй частей, объединяет молчание с говорением и тем самым ставит под сомнение то, что хотел сказать автор. «О чем невозможно говорить, о том следует молчать» – значит, у молчания и речи есть общий предмет, именно невозможность говорить о чем-то делает возможным молчание о том же самом. Молчание получает свою тему от разговора – уже артикулированной, и молчание становится дальнейшей формой ее разработки. Разговор не просто отрицается или прекращается молчанием, но создает возможность молчания и по-новому продолжается в нем.
Молчание следует отличать от тишины – естественного состояния беззвучия в отсутствие разговора. Предмет еще не выделен, еще не стал темой разговора – или молчания. Нельзя сказать «тишина о чем-то», или «быть тихим о чем-то» – тишина не имеет темы и не имеет автора, она, в отличие от молчания, есть состояние бытия, а не действие, производимое субъектом и относящееся к объекту. Кратко это различие выразил М. Бахтин: «В тишине ничто не звучит (или нечто не звучит) – в молчании никто не говорит (или некто не говорит). Молчание возможно только в человеческом мире (и только для человека)» [280]. О том же различии свидетельствует лингвистический анализ Н. Д. Арутюновой: «глагол молчать… предполагает возможность выполнения речевого действия» [281]. Про немого или иностранца, не владеющего данным языком, не говорят, что они «молчат», этот предикат относится только к существу, способному говорить, а значит, сам выбор между речью и не-речью – это скрытый акт речи.
Хотя внешне, по своему акустическому составу, молчание, как и тишина, означает отсутствие звуков, структурно молчание интенционально и гораздо ближе разговору. Сознание, по Гуссерлю, есть всегда «сознание-о». Молчание есть тоже форма сознания, способ его артикуляции, и занимает законное место в ряду других форм: думать о… говорить о… спрашивать о… писать о… молчать о… Влюбленные могут говорить, а могут и молчать о своей любви. Еще в древности ту же мысль о «словности» и смыслонаполненности молчания выразил Аполлоний Тианский, греческий мистик-неопифагореец: «Молчание тоже есть логос» [282]. То, о чем невозможно говорить, пребывает в тишине, а не в молчании, как не-предмет, не «о». Следует так перефразировать заключительный афоризм витгенштейновского «Трактата»: «О чем невозможно говорить, о том невозможно и молчать, потому что молчать можно только о том, о чем можно и говорить». Молчат о том же, о чем и говорят.
Отсюда тенденция осознавать тишину, которая доходит до нас из прошлого, как молчание о чем-то, невысказанность, хотя сами вопросы, о которых молчит прошлое, часто исходят именно от настоящего. Например, «молчание» Древней Руси, о которой с недоумением и болью пишут русские мыслители ХХ века (Г. Флоровский, Г. Федотов), скорее всего было просто тишиной, предсловесностью. Лишь после того как реформы Петра «развязали» России язык, подарили ей новую интенциональность образованного, светского разговора и изящной словесности, допетровская эпоха стала восприниматься как молчаливая.
У молчания есть свои значимые единицы – *силентемы и изучающая его дисциплина *силентика, соотносимая с лингвистикой.
*«», Импликосфера, Ирреалия, Обратимые дисциплины, Нега-, Силентема, Силентика
Ирония. С. 247–281.

Источник: Проективный словарь гуманитарных наук. Новое литературное обозрение. 2017 г.

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Молчание козлов

Малышкин Е. В.
Читать PDF

Эссе И. Берлина «Молчание в русской культуре» в контексте мировоззренческой позиции автора

Касков Антон Алексеевич
Представленная статья посвящена анализу работы британского философа И.
Читать PDF

Женское молчание как бинарная оппозиция мужскому властному дискурсу

Михайлова Т. Л.
Статья представляет исследование женской субъективности в контексте современной коммуникативистики через анализ неречевого дискурса.
Читать PDF

Gnothi seauton: молчание как путь к познанию

Чалдышкина Марина Викторовна
В статье рассматривается смысл философского изречения gnothi seauton, переводимого двояко: как «познай себя» или «узнай себя». Требование «познай себя» превращает человека в объект изучения.
Читать PDF

«Молчание о бытии»: мистическая традиция и деконструкция Ж. Деррида

Круглова Инна Николаевна, Наумов Олег Дмитриевич
Рассматривается философский проект Ж.
Читать PDF

Наше философское молчание (читая В. В. Бибихина)

Иванов Д. В.
Читать PDF

ЧЕЛОВЕК ПОД ДОПРОСОМ (НЕЛЖИВОСТЬ, ПРАВДИВОСТЬ И ПРАВО НА МОЛЧАНИЕ)

Соловьев Эрих
Читать PDF

Молчание как путь к языку

Чубатов Андрей Алексеевич
В работе предпринята попытка непрямого говорения о языке, не превращающего его в предмет исследования, с целью ухватить язык в его языковости.
Читать PDF

О философском молчании. . . (запись беседы Герда Ахенбаха с участниками 15-й международной конференц

Борисов Сергей Валентинович
Статья представляет собой краткое изложение основных идей немецкого философа Герда Ахенбаха, записанных автором на его занятиях, которые проходили с 22 по 24 июня 2018 г.
Читать PDF

«Бог, отвечающий молчанию»: интерпретация философии М. Хайдеггера в христианской философии второй по

Коначева Светлана Александровна
В статье рассмотрены поиски Б. Вельте и Э. Юнгелем путей преодоления метафизики и реформирования языка традиционного теизма в контексте диалога с философией М. Хайдеггера.
Читать PDF

Сущность поэзии как онтологическая проблема речи и молчания

Шафранова Ксения Александровна
Статья посвящена исследованию проблемы сущности поэзии в рамках онтологического вопроса о «говорящем» бытии. Исходя из позиции М. Хайдеггера, поэзия имеет с бытием идентичную онтологическую структуру.
Читать PDF

Между «Видеть» и «Слышать»: к вопросу о смысле молчания

Чалдышкина Марина Викторовна
В статье рассматривается актуальная проблема возможности диалога в культуре, место «Другого» в пространстве «видения».