РАСКОЛ ВЕЛИКИЙ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

»РАСКОЛ ВЕЛИКИЙ»
под таким названием вошел в историю почти 40-летний (1378-1417) «смутный» период в судьбах папства. Он начался с избрания в Риме (впервые после 70-летнего «авиньонского пленения») папы-итальянца Урбана VI (1378-1389). Одновременно под давлением франц. короля Карла V часть кардиналов избрала папой Роберта Женевского (1378-1394), принявшего имя Климента VII. Урбан VI пребывал в Риме, а его соперник - в Авиньоне. Создалось своеобразное двос-папство, разделившее католич. мир на 2 враждующих лагеря, в борьбе к-рых активное участие принимали монархи, местные феодалы и городские власти. В этом факте отразилась борьба за власть различных политич. группировок в феод. Европе того времени. До 1417 папский престол занимали одновременно двое, а порой и трое пап, яростно боровшихся друг с другом. «Р. В.» нанес значительный ущерб авторитету папства и католич. церкви в целом. Конец «Р. В.» положил Констанц-ский собор, открывшийся в 1414. Он низложил правивших тогда 3 пап и избрал нового понтифика - Мартина V (1417-1431). С избранием Мартина V «смутное» время в истории папства окончитесь.

Источник: Атеистический словарь

Великий раскол
(Schism, The Great, 1054).
Первый непреодоленный раскол в христианской Церкви. Причины раскола коренятся в разделении Римской империи (кон. III в.) на две империи  греческую (Вост.) и латинскую (Зап.). Культурные и экономические различия империй с этого времени лишь углублялись. В V в. Зап. империя пала; Вост. империя, со столицей в Константинополе, продолжала процветать.
Единственным устойчивым институтом в этот период оставалась христианекая Церковь. Христианская теология определяла все формы мышления как на едином Востоке, так и на разобщенном Западе; самые важные, в том числе и мировые проблемы рассматривались в теологическом измерении.
Два фундаментальных противоречия между латинскокатолической и грекоправославной традициями возникли в эпоху раннего Средневековья. Первое было связано с учением об абсолютном первенстве римской кафедры, к-рое Восток отвергал. Второе касалось западного добавления к Никейскому символу, породившего спор о "филиокве" ("...и Сына"). Прочие разногласия, связанные с целибатом духовенства, употреблением опресноков в евхаристии, а также с тем, совершает ли конфирмацию епископ, носят ли священники бороду, а монахи тонзуру, вызывали ожесточенные споры, но не были причинами раскола.
После того как в V в. на Запад вторглись племена варваров, рухнул первый из институтов средневековой христианской империи, государственные властные структуры. Образовавшуюся брешь постепенно заполнила власть римского епископа папы. Водораздел между светской и церковной властью был окончательно стерт. В то же время в Константинополе, где имперская власть была попрежнему сильна, византийские императоры продолжали править христианским миром. Будучи наследниками Константина, они распространяли свою власть и на государство, и на Церковь; подобный тип правления получил название цезарепапизм.
Теология на Востоке носила умозрительный характер; основные решения вырабатывались соборноколлегиальным образом, с учетом мнений всех патриархов  епископов Константинополя, Антиохии, Александрии, Иерусалима и Рима. При этом все признавали, что право первого среди равных, а также определенные преимущества перед остальными четырьмя епископами имеет епископ Римский. Однако уже со времени понтификата Льва1 (44061) римские патриархи стали требовать для себя больших прав. Положение осложнилось с утверждением ислама и новыми вторжениями варваров в VIIVIII вв. Запад оказался в еще большей изоляции; когда контакты между Римом и Константинополем возобновились, пропасть между Востоком и Западом только углубилась.
Споры о "филиокве" зародились в Вестготской Испании VI в., охваченной арианской ересью: ариане доказывали, что первая и вторая ипостаси Троицы не совечны и не равны. Чтобы закрепить традиционные теологические воззрения, испанские церковнослужители к положению Никейского символа, ех Patre ("отОтца"), сделали уточняющее добавление  о том, что Св. Дух исходит и от Сына. Однако еще в IV в. было достигнуто соглашение, что добавить чтото к тексту Символа веры можно только через соборное согласие. Теологически искушенному Востоку казалось, что дополнение не только вносит изменения в Символ веры, но и искажает официальное учение о Троице. Когда этот вопрос был поднят в годы правления Карла Великого (768814), папство, казалось бы, приняло упрек,  выражая согласие с самим духом "филиокве", папа Лев III запретил вносить к.л. изменения в Символ веры.
Споры о "филиокве" вкупе с усилением папской власти повлекли за собой кризис 1054 г. "Реформаторский" папизм XI в. закрепил право папы как преемника ап. Петра на абсолютную власть над всем христианским народом и христианскими институтами. Подобные притязания отвергались еще ранними церковными соборами. С точки зрения восточных патриархов, права, дарованные Христом ап. Петру (Мф 16:1819), распространялись на всех апостолов и их духовных преемников, епископов. В 1054 г. папа Лев IX (104854) послал делегацию, возглавляемую кардиналом Гумбертом де Сильва Кандида, обсудить проблемы, возникшие между Римом и Константинополем. В результате разразилась катастрофа  патриарх Константинопольский Михаил Керулларий отверг и папские притязания, и "филиокве". В конце концов кардинал Гумберт бросил буллу об отлучении Михаила Керуллария на престол собора св. Софии, и Великий раскол получил официальное закрепление.
Впоследствии предпринимались попытки воссоединения. Когда в период Высокого Средневековья туркимусульмане надвигались на Византийскую империю, восточные христиане крайне нуждались в помощи западных братьев. Однако все надежды рухнули, когда в 1204 г. войско западных рыцарейкрестоносцев разграбило Константинополь. Восточные христиане так и не забыли обиды. Предпринимавшиеся в последние годы попытки примирения Римскокатолической и Грекоправославной церквей окончились безрезультатно, хотя в 1965 г. папа Павел VI отменил буллу об отлучении Михаила Керуллария. Вопрос о папской власти осложнился принятыми Римом в XIX в. решениями о папской непогрешимости. Согласие относительно текста Символа веры так и не достигнуто.
С. Т. Marshall (пер. Ю.Т.) Библиография: F. Dvornik, Byzantium and the Roman Primacy; J. Pelikan, The Spirit of Eastern Christendom (6001700); S. Runciman, The Eastern Schism; P. Sherrad, The Greek East and the Latin West; ? Ware, The Orthodox Church.
См. также: Филиокве.

Источник: Теологический энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF
774.22 кб

Ирландский национализм и великая война: начало раскола Ирландии

Дуров Виктор Иванович
В статье анализируется размежевание ирландского национализма в годы Первой мировой войны. Показан процесс радикализации и милитаризации политического климата Ирландии под влиянием войны и вопроса о самоуправлении.
Читать PDF
97.89 кб

Великий раскол: причины и последствия конфликта в разных подходах

Арцыбашев И. Г.
The author undertakes an attempt to carry out the generalized analysis of the reasons and consequences of the conflict that had an essential influence on development of Russian society and the state.
Читать PDF
388.18 кб

Образ протопопа Аввакума в романе Д. Л. Мордовцева «Великий раскол»

Устинов Алексей Валерьевич
В статье рассматриваются художественные приёмы раскрытия характера протопопа Аввакума в романе Д.Л. Мордовцева «Великий раскол»
Читать PDF
335.28 кб

Н.С. Лесков о лорде Редстоке, его вероучении и «великосветском расколе»

Ипатова Светлана Алексеевна
В статье анализируются публицистические выступления Н.С. Лескова в контекстедискуссии о проповеднической деятельности в России лорда Редстока, его вероучении,ставшем модным в петербургском аристократическом обществе.
Читать PDF
354.59 кб

«Великий раскол» восточнославянской медиевистики: cемь тезисов к дискуссии

Мартынюк Алексей Викторович
В статье рассматривается современная ситуация в области изучения истории Древней Руси и восточнославянского Средневековья в целом.
Читать PDF
526.53 кб

Раскол либеральной партии Великобритании в последние годы первой мировой войны

Алтабаев Евгений Владимирович
Анализируется зарождение раскола Либеральной партии с момента прихода к власти Д. Ллойд Джорджа в 1916 г. до окончания войны в 1918 г. Показана политика Г. Г.
Читать PDF
407.33 кб

Жанровые и типологические особенности романа Д. Л. Мордовцева «Великий раскол»

Устинов Алексей Валерьевич
Автор статьи определяет художественное своеобразие романа Д.Л. Мордовцева, рассматривает соотнесенность традиций вальтер-скоттовского романа, канонов классической литературы и их преломление в «Великом расколе».
Читать PDF
11.00 мб

«Великосветский раскол» в оценке русских светских и духовных писателей XIX века

Каширина Варвара Викторовна
Проанализирована критика евангелического учения, проповедниками которого в России выступили английский лорд Гренвиль Редсток и его ученик полковник Василий Александрович Пашков, со стороны светских и духовных писателей XIX века.
Читать PDF
233.54 кб

Кто «Расколол» Германию: о позиции МИД Великобритании в 1945-1948 гг. По германской проблеме

Равнюшкин Алексей Викторович
На основе анализа документальных источников представлена позиция сотрудников МИД Великобритании периода 1945-1948 гг. по острейшей проблеме послевоенного времени германскому вопросу.