Приношение индуистским божествам перед домашним алтарем или в храме.
ПУДЖА
Пуджа
Источник: Словарь религий, обрядов и верований
ПУДЖА
Санскр.) Приношение; поклонение и божественные почести,
оказываемые идолу или чему-либо священному.
оказываемые идолу или чему-либо священному.
Источник: Теософский словарь
ПУДЖА
осн. форма почитания богов в индуизме, сменившая ведийское жертвоприношение (яджна), П. совершается обычно перед освященным изображением бога (к-рый почитается в нем обитающим), заключается в приношении воды для омовения ног, цветов и бетеля; утром бога пробуждают музыкой, звоном колокольчиков, дуя в раковины, почитают его цветами, благовониями, раскачиванием светильников, приношениями риса и плодов (предполагается, что бог вкушает долю, остальное жертвуется бедным). При больших святилищах бога развлекают плясками храмовые танцовщицы (дэвадаси); в праздничные дни изображение его возят нередко на колеснице по улицам (ратха-ятра). Кровавые жертвоприношения животных почти полностью исчезают в вишнуизме, но сохраняются (в упрощенной форме) в нек-рых шиваитских сектах и у почитателей Дурги. Казнь преступников нередко мыслится как человеческое жертвоприношение.
В. Эрман
Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь
ПУДЖА
(санскр. pu–ja–, pujana, тиб. mchod pa, сакральное подношение или пожертвование) — выражение благоговения перед учителем (гуру, ламой) или священным местом (храмом, ступой), а так же перед объектом медитации (йидамом). Известны три вида П.: материальные, вербальные и умственные. Это могут быть цветы, вода, пища, а также подношения в виде молитв, восхвалений, гимнов. Умственная П. выражается в добрых устремлениях, в заботе о благе других и т.д. В тантрической практике «П.-дэви» означают «богинь подношений», которые приносят в жертву предметы чувственного наслаждения. В Ваджраяне называют четыре вида П. 1) Внешними подношениями считаются вода для полоскания рта, вода для омовения ног, цветы, курящиеся благовония, светильники (лампады), «жертвенный хлебец» (торма, тиб. dtor ma), пища — семь этих подношений выставляются в сосудах на алтаре, тогда как музыка, произносимые звуки, песни считаются восьмым внешним подношением. Танцы и созерцаемые иконографические образы также относятся к внешним подношениям. 2) Внутренними подношениями являются семя, кровь и плоть жертвователя. 3) Тайной П. признаётся соитие мужчины и женщины пред святым образом. 4) Окончательным и решающим пожертвованием объявляется порождение в уме единения блаженства и пустотности. См. также Жертвенные приношения, Панча-кама-гуна.
ПУДЖА
(от гл. «пудж» — служить)—традиционное индуистское богослужение, которое проводится в храме и (или) в домашних условиях. Обычно поклоняются антропоморфному изображению божества (мурти). Жрецы обращаются с мурти как с важным и дорогим гостем: его (ее) «будят» поутру, одевают в нарядные одежды, «кормят», омывают стопы, подахрт воду, украшают гирляндами, сандаловой пастой и цветами, уводят «отдыхать » и т. д. Традиционно П. насчитывает 16 компонентов. П. сопровождается чтением мантру религиозными песнопениями. П. проводится под руководством особого жреца, пуджари, который, как считается, своими действиями делает мурти воплощением божества. П. кришнаитская — разновидность общеиндуистской; последователи кришнаизма расценивают ее как аналог бхакти-йоги. В течение дня кришнаитская П. проводится два раза и более. Она заключается в культовом почитании Кришны, Радхщ Чайтанъи и четырех его ближайших сподвижников (Адвайта Ачарья, Нитьянанда, Гададхара, Шридхара), различных воплощений Бишну-Кришны, а также наставников данной школы. Особым почтением среди кришнаитов пользуется мурти Джаганнатха в храме Пури (Орисса). Кришнаитская П. может проводиться и для неодушевленных объектов, например для священной горы Говардханы, связанной с мифологией Кришны, или для деревца тулси — воплощения Радхи-Лакишги П. тантрическая — важная часть тантрической практики. Как и индуистская П. в целом, она делится на три типа: нитья, наймиттика, камья. Нитья-П. — повседневная П., обязательная для исполнения всеми тантристами. П. мысленная, с визуализацией всех необходимых элементов, считается более глубокой, чем «внешняя». В ходе нитья-П. божеству символически приносится в жертву вся вселенная. Образом божества в П. может быть либо мурти, либо неантропоморфный символ (например, лингам или йони). Наймиттика-П. проводится по особым случаям, в определенное время, например на 8-й или 11-й день темной половины месяца, в новолуние или полнолуние, день рождения гуру, в день того или иного праздника. К наймиттике относятся и искупительные ритуалы, связанные со смертью тантриста. Особняком стоят ритуалы камья-П.: они производятся адептом по его желанию с целью обрести определенные блага или не допустить негативных ситуаций. Ритуалы камья-П. эзотеричны. К камье относится группа из шести магических обрядов (шаткарма), которая состоит из одного положительного обряда (шанти, обретение исцеления) и пяти обрядов «черной магии» (абхичара): введение врага в ступор, его убийство, изгнание, контроль над ним, вызывание распрей между врагами. Абхичара должна использоваться только в крайнем случае, а после исполнения подобных церемоний предписываются искупительные практики. В камью входит и «сидение на трупе» (шавасадхана): практикующий выбирает труп недавно умершего человека и путем взывания к божеству временно оживляет его, стремясь получить от него какие-либо способности. За ритуалы камья тантристов часто осуждали последователи ведической традиции. Сами тантристы утверждают, что к этим ритуалам допускаются только опытные практикующие, прошедшие специальные посвящения.
Источник: Индуизм: йога, тантризм, кришнаизм