ПСЕВДО

Найдено 1 определение
ПСЕВДО...
особый общественный феномен, возникающий в результате устойчивой многослойной адаптации общества к существенному росту социокультурного противоречия, к расколу, социальной патологии, рост которой приобретает кумулятивный характер. П. проявляется в социальных отношениях, в культуре, в воспроизводстве.
Отдаленной аналогией с системой П... может служить приспособление биологического организма к (тяжелой болезни, к инвалидности, соответствующая перестройка функций и структуры. Причем само это приспособление, хотя и позволяет организму функционировать ценой снижения эффективности, но может оказаться мощным фактором, препятствующим выздоровлению, излечению. В медицине известен такой феномен как "уход в болезнь", что превращает человека в защитника собственных недугов. Не только больной алкоголизмом, но и его жена могут страшиться излечения, так как это само по себе неизбежно приведет к дискомфортным для этих людей сдвигам в социальных отношениях, в семье.
П... может выражаться в том, что далеко зашедшее социокультурное противоречие, которое в принципе должно порождать дискомфортное состояние, вызывает комфортное состояние и, следовательно, находит в психологической сфере, в ценностях культуры свое опору, Один из важнейших механизмов этого процесса - формирование идеологии.
П... выражается в приспособлении культуры к исторически сложившимся неэффективным, патологическим социальным отношениям, например приспособление общинной, артельной культуры к модернизации, приспособление социальных отношений к древним культурным стереотипам, т. е., например, советского общества при его возникновении к идеалам общества-общины-машины.
И, наконец, П... выражается в специфическом воспроизводственном процессе, раздираемом, внутренними противоречиями, расколом, которые включают взаимную адаптацию социальных отношений и культуры; раскол между ними приводит к пониженной способности преодолевать социальную энтропию, рост дезорганизации, опасность катастрофы.
П... - яркий пример неорганического процесса, распада всеобщности.
Особенно благоприятные условия для П... складываются в условиях модернизации, когда заимствования из иной культуры и цивилизации приобретают иное ценностное содержание, интерпретируются в иной модальности, например, все ценности либеральной цивилизации превращаются из самоценности в средства. Налицо возможность использования результатов культурного развития, противоречащего их сущности, например, можно микроскопом забивать гвозди (образ из "Пикника на обочине" Стругацких). В заимствующей культуре происходит конфликт между культурной функцией заимствованного явления, за которой могут стоять определенные силы, осознающие реальную культурную значимость заимствования, ожидание эффективности, и силами, пытающимися использовать заимствованное в рамках старых ценностей. Эти люди будут пытаться низвести любое новшество до уровня своего миропонимания. При анализе явлений П... может показаться, что за внешней формой нового скрывается старая сложившаяся культура, использующая лишь новые средства.
Это так, но лишь в какой-то степени.
Возникает нечто новое, некоторый гибрид, который каждый волен рассматривать как проявление своей культуры (в этом основа для гибридного идеала, для мышления на основе ипостасей). В результате возможен странный компромисс, проникающий во все сферы общества, в каждую его клеточку.
Функционирование заимствованного феномена невозможно объяснить на основе принципов как той, так и другой культуры.
Возникают фантомы, создаются тайны иррационального поведения вещей и людей. В качестве основных узлов П... можно назвать социальные отношения, которые в этой ситуации приобретают двойственный патологический характер, тяготеют к разным типам конструктивной напряженности. Они, с одной стороны, стремятся сохранить сложившиеся отношения в любой ситуации, даже вопреки эффективности, но, с другой стороны, пытаются "покончить с безобразием" и добиться прогресса. Эта двойственность в конечном итоге выражается в пульсации, в реорганизациях, в хромающих решениях и т. д. П... возникает в результате ликвидации в культуре ее высшего уровня, точек роста и развития.
Например, в фашистской Германии "физика стала физикой обезьян" в результате погрома в науке, эмиграции Эйнштейна (Гроссман В. Жизнь и судьба// Октябрь.
1988. №3. С. 64). Результаты гениальной работы Персикова (Булгаков М.
Роковые яйца) попали в донаучную субкультуру, что разрушает конструктивную напряженность, а следовательно и воспроизводственный процесс, привели к катастрофическим последствиям и т. д., и т. п.
Нравственные идеалы, попадая в другую (суб)культуру, получают иную форму.
Например, либеральный идеал может стать псевдолиберальным, т. е. соборно - либеральным. Экономика без рынка, без соответствующей конструктивной напряженности, нацеленной на развитие и прогресс, превращается в псевдоэкономику и т. д.
П... не есть полное отрицание своей основы, например, псевдоэкономика, псевдоурбанизация, с одной стороны, являются отрицанием экономики, урбанизации и т. д. как явлений, находящихся в органическом развитии, но одновременно они не могут существовать без экономики, урбанизации, которые оттеснены на задний план, существуют в порах П..., питая ее реальными силами. П. - всегда некоторая трагическая альтернатива. С одной стороны, П.
может, опираясь на мощные пласты традиционной культуры, постоянно строить конструктивную напряженность, направляющую человека на свое воспроизводство. Однако скрытые элементы другой культуры постоянно разрушают П. и тем самым не только ставят себя под угрозу антимедиации, но и дают шанс для разрушения П., формирования жизни на основе его преодоления. Например, библиотека, собранная не для чтения, есть псевдобиблиотека, но, возможно, что для следующего поколения она станет стимулом для движения к новым ценностям. Суд, который подражает западным процедурам, но фактически штампует версию обвинения, является псевдосудом.
Но "чудаки", которые принимают правила либерального судопроизводства, могут использовать либеральную форму в качестве стимула борьбы за господство либеральных ценностей, за качественное преобразование суда.
Можно ли, однако, посредством законодательных актов переделать систему П..., то есть превратить скрытый в ней на заднем плане элемент органического развития в господствующий. Это возможно лишь тогда, когда в обществе существуют мощные силы, делающие все менее важным и возможным существование П..., которые постоянно его размывают, проникают в него, разрушают его связи.
Например, превращение псевдоэкономики в экономику возможно лишь, если в обществе уже существуют анклавы экономики, которые достаточно сильны, чтобы усиливать давление на псевдоэкономику, вытеснить ее как неэффективную.
Однако для этого сам принцип эффективности, стремления к ней должен стать определяющим в культуре общества. Автоматический процесс превращения П.
органический процесс в результате "постановления" - утопия, стоящая не больше, чем поливание сухого дерева в расчете на то, что оно расцветет.
Всякое негативное воздействие П. будет отбивать своими внутренний средствами, соответствующим образом меняясь и возможно даже укрепляясь при этом.
Крепость системы П. не только в том, что она связана с системой монополии на дефицит, не только в том, что за ней могут скрываться силы традиционализма, родовых связей, феодализма, но и в том, что она сцементирована заколдованным кругом, например, попытка освоить рыночный механизм требует ослабление контроля над ценами, что в условиях монополии на дефицит угрожает взрывом цен, что лишь усилит монополию на дефицит.
аналогичным результатам ведет попытка закрыть нерентабельные предприятия, так как они выпускают дефицитную продукцию. Это неизбежно усиливает удушение общество монополиями.
Попытка привлечь силы традиционализма в демократический процесс для его усиления неизбежно подавит уже сложившийся уровень демократии и т. п. П.
все пронизано подобными обратными связями. Главная защита системы П...
социальная структура, формируется вместе с П... Создание П... в сельском хозяйстве, колхозах, совхозах, неотделимо от существующего тем социального слоя, который не склонен использовать перестройку для отказа от этой системы. То же имеет место и в промышленности. Советский человек в своем большинстве адаптирован к системе принудительной перекачки ресурсов государством (по крайней мере так было до последнего времени).
Система П... обладает поразительной способностью имитировать внешние формы органического развития, его языка. Создается мощная завеса, мешающая пониманию действительной сути явлений, т. е. создается иллюзия органичности явлений. Это приводит к подмене науки псевдонаукой, например к попыткам истолковывать систему псевдоэкономии через категории рыночной политэкономии, что дает совершенно ложное объяснение сути хозяйственной жизни. Другим важным аспектом неорганичности П... являются реорганизация, реформы, мероприятия по повышению эффективности и т. д., замысел которых рассчитан на органические явления. Итоги всего этого видны лишь на бумаге, например введение хозрасчета, самофинансирования и т. д. может изменить характер финансовых, хозяйственных документов. В этой бессодержательности, однако, есть некоторая система. П. по отношению к органическому процессу имеет как бы перевернутый характер. Например, то, что по видимости выгладит как открытие финансирования необходимых и выгодных для общества работ, в действительности часто является поиском внешне убедительного, респектабельного оформления воспроизводства ранее сложившихся отношений между различными организациями. При этом происходит подгонка предполагаемых работ под исторически сложившийся объем затрат. Действует принцип "финансирование открыто, деньги надо освоить". Булка с изюмом уже есть, и надо добывать из нее изюм, но при этом почему-то надо все время изображать (как в науке, так и в отчетах) дело так, что необходимо спасать общество, изготовляя булки с изюмом.
"Собака лает, а караван идет", т. е. П... развивается по своим инверсионным законам, и попытки преодолеть в этой области инерцию истории по своей сложности превышали до сих пор возможности реформаторов,

Источник: Социокультурный словарь по книге Критика исторического опыта

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
981.33 кб

Таинство «Синаксиса» у Псевдо-Дионисия Ареопагита и у прп. Максима Исповедника

Петров Валерий Валентинович
В Ареопагистском корпусе (АК) истинной и первой причастностью Иисусу считается умное узревание и знание. Причастие через евхаристические хлеб и вино именуется причащением «как в образе» или «символическим».
Читать PDF
543.92 кб

Виртуальное общение как псевдо-коммуникация и актуализация проблемы одиночества: социально-философск

Матеев Д. А.
Represented article touches upon a question of cause-and-effect relations between the artificial intelligence evolution and the problem of loneliness.
Читать PDF
221.34 кб

К вопросу о природе философии: парафилософия, метафилософия, псевдо-философия

Иванова Ирина Ивановна
Статья посвящена анализу современного состояния философии, которое видится автору как следствие массовизации культуры, захватившей теперь уже и самую элитарную сферу человеческой духовности.
Читать PDF
612.27 кб

Псевдо-Дионисий Ареопагит и Восточная Церковь: Принятие «Корпус Ареопагитикум» и интеграция неоплато

Владимир Харламов
В статье утверждается, что наследие Псевдо-Дионисия Ареопагита представляет собой наиболее живое и широкое влияния неоплатонических идей в Восточной православной традиции.
Читать PDF
556.47 кб

95. 02. 006. Дерксен А. Семь грехов псевдонауки. Derksen A. The seven sins of pseudo-science // J. f

Каганова З. В.
Читать PDF
3.87 мб

Наука клеймит псевдонауку

Кудрявцев В. , Нефедов О. , Петров Р. , Топорнин В.
Читать PDF
235.73 кб

Платоновский диалог Ксенедем Феодора Продрома: псевдоантичные герои и их византийские прототипы

Гончарко О. Ю, Черноглазов Д.А.
Диалог «Ксенедем, или Гласы» малоизвестное философское сочинение выдающегося византийского писателя XII в. Феодора Продрома.
Читать PDF
565.34 кб

Героизм и фанатизм: производство псевдогероев в современном мире

Ким Виктория Валентиновна
В статье рассматриваются феномен героизма и его эволюция от античности до наших дней, связь между героизмом и фанатизмом, героизмом и терроризмом, производство новых псевдогероев: фанатиков-террористов в современных террористическ
Читать PDF
318.91 кб

Дарвинизм, псевдодарвинизм и англосаксонская жизненная философия

Долгих Андрей Юрьевич
В статье представлена точка зрения, согласно которой дарвиновская теория борьбы за существование и естественного отбора лишь отчасти выведена из наблюдений животного мира, а в значительной степени являет собой отражение повседневн
Читать PDF
134.55 кб

Диалог и псевдодиалог как форма изложения аристотелевской логики в Византии

Гончарко Оксана Юрьевна
Статья посвящена некоторым вопросам развития аристотелевской логической традиции в Византии, таким как разнообразие литературных жанров изложения логической проблематики, их связь с философией неоплатонизма и богословием.
Читать PDF
200.28 кб

Псевдорационализм фальсификации

Нейрат Отто
Читать PDF
461.46 кб

Дуализм и псевдодуализм в религиозной метафизике

Попов Салман Николаевич
В работе рассматривается псевдодуализм религиозной метафизики библейского креационизма и систем Платона и санкхьи. Она есть особая разновидность пантеизма (метафизики всеединства).
Читать PDF
56.80 кб

Коммуникативные технологии в создании псевдои фальш-реальностей

Шеремет А. А.
В статье впервые тематизируется фальш-реальность и предлагается оригинальный подход к организации современной социальной реальности коммуникативными технологиями.
Читать PDF
341.61 кб

Осмысление роли религиозного верования в контексте псевдоисламского экстремизма

Якупов Марат Талгатович
Действенное сдерживание «исламского» экстремизма и терроризма возможно только при комплексном подходе к этим социально-политическим явлениям.
Читать PDF
601.69 кб

Текстуальность утопии как поле критицизма философии постструктурализма: от эйфории и псевдокартограф

Дыдров Артур Александрович
Статья посвящена концептуализации утопии сквозь призму философии постструктурализма и семиотики. Намечены основные проблемы и сделаны попытки решения наиболее сложных вопросов.

Похожие термины:

  • Псевдо-Дионисий Ареопагит

    см. Дионисий Ареопагит.
  • ИОАНН ПАВЕЛ II Кароль; псевд.: А.Я. , Явень , Петр и др.)

  • Псевдодействие

    действие, переживаемое человеком как целостное (т.е. ожидаемое – актуализируемое, достигнутое) действие, но являющееся результатом сопряжения взаимно-дополнительных фрагментов из разных смежных
  • Псевдоинновационное поведение

    результат трансформации инновационного поведения в ситуации жёсткого искусственного ограничения со стороны государства, когда идёт постоянный поиск нелегальных или полулегальных тактических
  • ПСЕВДОИНФЛЯЦИЯ

    В условиях псевдоэкономики господство инфляции невозможно, так как цена не зависит от соотношения спроса и предложения, а спрос, как и производство, не зависит от цены. П. в отличие от инфляции, кот
  • Псевдоинформационные явления

    явления, которые лежат в основе функционирования информационных систем, позволяющих им создавать информацию, то есть ориентироваться в пространстве и времени. К таким явлениям относятся различн
  • ПСЕВДОМНЕЗИЯ

    см. Парамнезия.
  • Псевдонаука

    практикование таких вещей, как пирамидология, трансканальность, вера в НЛО, древних астронавтов и т.д. на основании предполагаемых научных данных, в действительности не имеющих смысла. Псевдонаук
  • ПСЕВДОКАПИТАЛ

    важнейшая категория псевдоэкономики, возникает как результат стремления использовать все виды ресурсов для роста и развития хозяйства, для его функционирования, для обеспечения модернизации до
  • ПСЕВДОКАПИТАЛИЗМ

    хозяйственно-административная система складывающаяся в России характеризовалась мучительным стремлением общества овладеть новыми, идущими от стран либеральной цивилизации научно-техническим
  • ПСЕВДОКООПЕРАЦИЯ

    имитация кооперации в системе псевдоэкономики. При этом в качестве кооперации могут рассматриваться древние общинные формы, которые не являются кооперацией в собственном смысле, т. е. демократич
  • ПСЕВДОЛИБЕРАЛИЗМ

    попытка перенести либеральные ценности и институты на почву традиционалистских, уравнительных ценностей, что неизбежно приводит к выхолащиванию реального либерального содержания и редуцирован
  • ПАРАМНЕЗИЯ, также псевдомнезия

    греч. para - возле, при и mnesis - воспоминание) - различные нарушения памяти; обман памяти; франц. fausse memoire - воспоминания, возникающие не на основе действительных переживаний, а в результате вымыслов фант
  • ПСЕВДОРАЦИОНАЛИЗМ

    попытка применить рациональную методологию к случайным фактам, к произвольному основанию, критически не осмысленным ситуациям при неспособности выявить действительные движущие силы, определяю
  • ПСЕВДОСИНКРЕТИЗМ

    характерный для второго глобального периода особый гибридный идеал. Он тождествен и одновременно противоположен господствующему идеалу первого глобального периода. Они тождественны, так как об
  • РАБОЧИЙ КЛАСС в псевдосинкретизме

    на языке науки в модернизированной форме воспроизводит идею своеобразного посредника, трикстера между массой крестьян и государственностью, между традиционным типом производства и современным.
  • ПСЕВДОСРЕДА

    Фиктивная (идеальная) среда, которую стихийно (или в той или иной степени целенаправленно) полагают в силу каких-либо потребностей. П. противостоит реальным субъективным средам. Псевдосредный объе
  • ПСЕВДОУРБАНИЗАЦИЯ

    процесс формирования социокультурно значимых территориальных различий, возникающих в расколотом обществе в результате нарушений закона соотношения хозяйственных отраслей, в результате способ
  • ПСЕВДОЭКОНОМИКА

    хозяйственная система, возникающая в результате систематического нарушения Закона соотношения хозяйственных отраслей, развития на вне и доэкономической основе сложного, многоотраслевого раско
  • ПИФАГОРЕЙСКИЕ ПСЕВДОЭПИГРАФЫ

    ПИФАГОРЕЙСКИЕ ПСЕВДОЭПИГРАФЫ, разнообразные по тематике и жанрам апокрифы (трактаты, поэмы, письма), приписываемые Пифагору и историческим или вымышленным пифагорейцам. В большинстве своем псевд