ПРОФЕССИОНАЛИЗМ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ
высокое мастерство, глубокое овладение профессией, качественное, профессиональное исполнение.

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.

Профессионализм
практическая адаптация работника к производственной системе, дисциплинированность, овладение технологическими операциями; способность обеспечить технологическую надежность и безопасность; совершенное знание предмета, свободная ориентация в потоке информации; корректное принятие решений в проблемных ситуациях.

Источник: Культурология. Учебный словарь. 2014 г.

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ
систематическое овладение определенной субкультурой, соответствующей форме деятельности. Включает квалификацию, ответственность, этику, этикет, навыки, личностное знание и т. д., стремление к поддержанию на определенном уровне эффективности деятельности, ее повышение. П.
важнейшее проявление и результат медиации. П. является результатом осознания ценности специализации, разделения труда, необходимости соответствия человека, его личностной культуры, его способностей, ценностей и т. д. выполняемых им функциям и, следовательно, возможности как развивать соответствующую личностную культуру, так и свободно получать соответствующую квалификацию, образование, искать себе учителей и добиваться соответствующей свободы избрания и перемены профессиональной деятельности. П.
основывается на общекультурном представлении о ценности профессионального труда вообще и нацелен на культивирование его личностью в особой форме, например медицинской деятельности, делопроизводства, сапожного ремесла, государственного строительства и т. д. П. приводит к росту социальных групп, само существование которых усиливает дискомфортное состояние, людей с более высоким доходом, чуждых данной среде по своим культурным, возможно этническим и т. д. характеристикам, например, среди профессиональных торговцев может оказаться сравнительно мало людей коренной национальности.
П. в создании и эксплуатации техники требует изменений отношений, на производстве, организационных перестроек, иных людей с иными связями, разрушения различного рода клик и т. д. П. формируется на протяжении жизненного пути личности в процессе освоения соответствующей формы деятельности. Культивирование П. - один из важнейших элементов либеральной культуры, хотя он зародился значительно раньше.
В обществе промежуточной цивилизации, отягощенном расколом, груз традиционализма, а также необходимость ориентации на него при решении медиационной задачи, воспроизводстве интеграции общества вступает в конфликт с П. как ориентацией на эффект особой, специальной формы деятельности. Развитому П.
противостоит стремление к воспроизводству сложившегося порядка вещей, жесткое подчинение функции сложившейся структуре, консерватизму отношений, ориентированному на закрепление монополии на дефицит.
на личные связи. Это общество не способно учитывать индивидуальные склонности и степень эффективности личной деятельности. Значительная часть общества не стремится к росту эффективности производства, к росту П. свыше некоторого сложившегося уровня. Система псевдо... противоречит П., так как принцип "все во всем" заставлял человека заниматься разнообразными формами деятельности, например, выполнять задания партии в разных областях, помогать сельскому хозяйству и т. д. Во время террора страдали прежде всего более квалифицированные, профессиональные слои в каждой группе.
В идеале логика П. определяется логикой соответствующей деятельности, например логикой лечения больного на основе науки, всего накопленного опыта человечества, включающего этику, формирование соответствующих организационных форм и т. д. Решение медиационной задачи может следовать иной логике, например сохранению сложившихся отношений, борьбе с людьми, попадающими в условия данной версии псевдосинкретизма в разряд носителей мирового зла. "Мы должны очень частою поступаться хозяйственной целесообразностью для того, чтобы подвести под себя прочный фундамент для нашей власти..." (Н.Бухарин). Е.
Преображенский писал о крестьянине, что если он может быть образцовым коммунистом лишь ценой превращения в худого хозяина, то нужно предпочесть этот последний исход (Классовые нормы пролетариата после завоевания власти//Каким должен быть коммунист. Старая и новая мораль. М., 1926.
С.,71). Врач мог сказать: "Я прежде всего чекист, а затем врач" (Воспоминания заключенного). В этом случае П. разрушается, медицина в лучшем случае превращается в элемент некоторого здравого смысла, а в худшем случае - в орудие, в элемент насилия, что, кстати говоря, подрывает нравственные устои общества. Аналогичная ситуация имела место в сельском хозяйстве, где ограниченный П., направленный на медленный подъем культуры земледелия, вступил в конфликт со стремлением подавить массовое соборное начало, не склонное бесплатно кормить общество. В этой ситуации профессиональный труд был подавлен трудом специалистов по интеграции общества.
В особенно сложной ситуации находится деятельность самой правящей элиты, деятельность бюрократии, где постоянно осознается необходимость роста собственного П. (Однако именно это мешает работе, так как противостоит использованию методов, разрушающих эффективность управления (Принцип чрезвычайной связи; Принцип шаха, перерастающего в мат; Волны дезорганизации), что свидетельствует о внутреннем расколе самого управления. Теоретически возможно доведение П. до включения и этих принципов как научно обоснованных в совершенно исключительных условиях инверсионного типа развития и раскола. Однако это требует иного уровня науки и культуры и иного уровня самосознания общества, при достижении которого все эти методы стали бы анахронизмом.
На разных этапах отношение к П. может существенно меняться. Например, в период массового террора сам П. рассматривался как признак буржуазности, метка мирового зла, как первая жертва массового террора, антимедиации. В период застоя (шестой этап) резко усилилось влияние различного рода клик, которые сами нуждались в П., но еще больше они нуждались в условиях укрепления своих отношений, что превращало очаги П.
например вузы, в центры, разрушительные для П. В условиях перестройки (седьмой этап) делается попытка поднять П., выдвинуть его на первый план, что, однако, не снимает вопроса о возможности в этой ситуации решать медиационную задачу соединить и то и другое.
Конфликт между П. и решением медиационной задачи может быть разрешен в конечном итоге лишь на основе преодоления раскола, на основе господства медиации и либерального идеала.

Источник: Социокультурный словарь по книге Критика исторического опыта

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Соотношение понятий «Профессионализм» и «Компетентность» в современном культурном контексте

Родермель Татьяна Алексеевна
Сделан сравнительный анализ понятий «профессионализм» и «компетентность».
Читать PDF
0.00 байт

Проблема профессиональной ответственности в практической психологии

Розин Вадим Маркович
В статье с этических и методологических позиций обсуждается состояние и статус современной психотерапии. Делается акцент на проблеме, связанной с оценкой эффективности методов психотерапии.
Читать PDF
0.00 байт

Профессиональная специфика образа пространства и времени

Черемискина И. И.
В данной статье представлены результаты исследования образа пространства и времени, как компонента «образа мира», на разных этапах профессионального становления отдельных специалистов.
Читать PDF
0.00 байт

Формирование профессиональной философской среды в Российской империи в первой половине XIX века

Куценко Н. А.
Рассматриваются вопросы формирования профессиональной философской среды в России в первой половине XIX века в университетской и духовно-академической ее составляющих. Подчеркивается неизученность данного материала.
Читать PDF
0.00 байт

Современная деловая этика как синтез прикладной и профессиональной этики

Сафонов К. В.
Читать PDF
0.00 байт

Профессиональное самоопределение социально-исторических типов личности

Читать PDF
0.00 байт

Социально-профессиональная компетентность личности в контексте современного информационно-коммуникат

Конюхова Татьяна Васильевна, Арляпова Елена Викторовна
Рассматривается сущность компетенции и компетентности, социально-философские и практические подходы к изучению природы данных феноменов.
Читать PDF
0.00 байт

Философ-профессионал в системе образования

Зорина Елена Владимировна
Философский проект эпохи, транслируемый в процессе преподавания философии, проециру# ет господствующую мировоззренческую парадигму и в то же время предполагает индивиду# ализацию, субъектность, психологические предпочтения (мотиви
Читать PDF
0.00 байт

Оптимизация кризисных явлений в профессиональной деятельности: акмеологический аспект

Мельник Лилия Игоревна
В условиях современных экономических преобразований, детерминированных кризисными явлениями, острую актуальность обрели вопросы оптимизации профессионального становления, развития и самореализации будущих специалистов, сущность ко
Читать PDF
0.00 байт

Развитие профессионального двуязычия в процессе обучения иностранному языку студентов спортивных спе

Рассказов Алексей Филиппович
В статье раскрывается процесс развития профессионального двуязычия студентов спортивных специальностей посредством применения специальных методических средств в процессе обучения иностранному языку.
Читать PDF
0.00 байт

Свобода как социокультурное условие профессионального самоопределения личности в России

Удалова Е. С.
В статье рассматривается социокультурная детерминация профессионального самоопределения, и в качестве важного его условия предлагается ценность свободы, понимание её в обществе.
Читать PDF
0.00 байт

Духовность профессионала

Андронов В. П.
Читать PDF
0.00 байт

Отчуждение в профессиональной деятельности как философская проблема

Ляхова Яна Юрьевна
В статье рассматривается феномен отчуждения индивида вследствие его профессиональной деятельности.
Читать PDF
0.00 байт

Инновационное образование и проблемы развития профессионализма специалиста-юриста

Ноздрин-плотницкий Вячеслав Иосифович
На методологическом уровне рассматриваются аспекты становления профессионализма будущих юристов в условия инновационного многоуровневого высшего образования.
Читать PDF
0.00 байт

Социально-психологический анализ проблемы отчуждения в сфере профессионального труда

Першина Евгения Михайловна, Левина Наталия Александровна
Рассматривается актуальная проблема современности – отчуждение в сфере профессионального труда. Дается теоретическое обоснование проблемы отчуждения в диаде работник – работодатель.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Профессионализм врача

    понятие, включающее знания на уровне последних достижений медицинской науки; знания в области практической и социальной психологии; умение логически мыслить, наличие развитой интуиции и способн
  • Профессиональные союзы и профсоюзное движение 

    массовые организация и движение рабочего класса, других слоев трудящихся, имеющие своей целью защиту их экономических и политических интересов. Возникновение профсоюзов в капиталистических стр
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА

    особая отрасль прикладной этики, совокупность норм и правил, регулирующих поведение специалиста на основе общечеловеческих моральных ценностей, с учетом особенностей его профессиональной деяте
  • ШКОЛЬНАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ

    выбор наилучшего школьного и профессионального пути, открывающегося перед субъектом. Устанавливается в зависимости от способностей и сознательных устремлений личности. Имеет важное значение, о
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

    от лат. profiteer — объявляю своим делом) — система худож. деятельности, основанная на исторически сложившемся разделении труда и специализации в определенном виде искусства. Можно говорить о П. и. жив
  • Корпоративность профессиональная

    медицинская) (от лат. corporatio – объединение, сообщество) – преданность узким групповым интересам в рамках профессиональных объединений (корпораций), проявляющаяся: 1) в сохранении и культивировании
  • Профессиональная культура

    интегративное понятие, отражающее достигнутый в трудовой деятельности уровень мастерства; означает творчески-созидательное отношение к труду, способность к принятию решений и их оценки одновре
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

    ответственность ученого перед научным сообществом за качество проводимых им исследований и получаемых результатов, за добросовестное выполнение других профессиональных ролей, за сохранение це
  • Профессионал

    человек, занимающийся какой-либо деятельностью в качестве зарабатывания средств к существованию, то есть это человек, работающий в каком-либо отделе, структуре и т.п. Обычно профессионалы приобре
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗНАКИ

    специальный «язык жестов», используемый самыми разными группами людей, поскольку существует множество ситуаций, в которых выражение информации словами либо нежелательно, либо затруднено и даже
  • КВАЛИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

    ступени профессиональной подготовленности работника, позволяющие ему выполнять трудовые функции определенного уровня и сложности в конкретном виде деятельности. Ее показателем являются квалиф
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

    многофакторное явление, включающее в себя систему знаний и умений педагога, его ценностные ориентации, интегративные показатели его культуры (отношение к себе и своей деятельности, к смежным обла
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

    помощь при выборе профессии, планировании профессиональной карьеры в соответствии с возможностями, которые предоставляет личности общество и ее индивидуальные качества. Профессиональная консу
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ

    предоставление информации и консультационной помощи обучающемуся в реализации его прав в области образовательных и профессиональных возможностей, свободном и осознанном выборе профессии и мес
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

    общий термин, обозначающий различные виды обучения, сориентированные на формирование и обогащение установок, знаний, умений и навыков, необходимых для успешного выполнения идеологических задач
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ

    совокупность интеллектуальных, физических, психологических свойств, а также специальных компетенций, необходимых для достижения приемлемой эффективности труда. В понятие профпригодности также
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

    процесс формирования и обогащения установок, знаний, умений и навыков, требуемых для занятия определенным видом оплачиваемой деятельности. Термин употребляется в трех значениях: 1) учебная деятел
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ

    [от лат. profiteor объявляю своим делом; interest важно] – элементы мотивационной потребностной сферы. Обращены на различные виды профессиональной деятельности и побуждают к овладению ими. В ряду др. форм
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ

    учебное заведение, реализующее общеобразовательные учебные программы общего среднего образования и профессиональные учебные программы технического и профессионального образования по подгото
  • Профессиональный союз

    добровольное формирование, возникающее в результате свободного волеизъявления граждан, объединившихся на основе общности профессиональных интересов с целью защиты своих прав и свобод.