ПРИЧАЩЕНИЕ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

ПРИЧАЩЕНИЕ
евхаристия, одно из 7 таинств, совершаемых в правосл. церкви, к-рое состоит в том, что верующие едят хлеб и пьют вино, являющиеся будто бы воплощением «тела и крови» Христа. Тем самым они якобы приобщаются к Христу, к «божеств. естеству». Приверженцев православия уверяют, будто при произнесении священнослужителем соответствующих молитв хлеб и вино лишь по внешнему виду остаются таковыми, а их внутр. природа мистич. преобразуется (пресуществляется), что составляет непостижимую тайну, в к-рую необходимо верить, не пытаясь осмыслить ее с рациональных позиций. П. занимает центр, место в литургии, ибо, по учению церкви, оно было установлено самим Иисусом Христом. Однако в действительности у первых христиан подобного обряда не было. П. появляется в период становления христ. культа не ранее второй пол. 1 нач. 2 в. как обрядовое действие, заимствованное из древн. религий. Ее истоки лежат в тотемистич. обрядах, в частности в поедании тотемного животного с целью приобрести его свойства. Во время мистерий, существовавших во многих древн. культах, поедалось мясо и кровь принесенных в жертву животных. Имели место и человеч. жертвоприношения. Впоследствии стали делать из теста фигурки животных и богов, к-рые заменяли ритуал, жертвы. Легко заметить прямую связь между этими действиями и христианск. П. Предшественниками П. были совместные трапезы, практиковавшиеся в раннем христ-ве. В наши дни П. служит одним из важных средств идеологич. и эмоц.-психологич. воздействия церкви на верующих.

Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7

ПРИЧАЩЕНИЕ
евхаристия (греч. eucharistia) - христ. «таинство», признаваемое в той или иной форме всеми христ. вероисповеданиями. По церк. учению, оно состоит в том, что верующие едят хлеб, пьют разбавл. вино, в к-рых будто бы воплощены «истинное тело» и «истинная кровь» Христа, и тем самым соединяются с Христом, становясь сопричастными «жизни вечной». Сомнение в «пресуществлении», т. е. превращении хлеба и вина в тело и кровь бога в результате действий (заклинаний) священника, карается церк. проклятием - анафемой. Церковники утверждают, что «таинство» П., как и др. «таинства», введено Иисусом Христом. В действительности первые христиане не знали ни П., ни крещения. Практика П. была установлена в I—II Вв., в период формирования христ. культа, на основе переосмысливания и усвоения христианством нек-рых обрядов др. религий. Уходя своими корнями в древние тотемистич. верования и культы (поедание тотема), эти обряды составляли гл. содержание мистерий, посвящавшихся Дионису, Кибеле, Митре и др. божествам др.-греч. и вост. религий. Участники таких мистерий поедали сырое мясо и пили кровь животного или человека, приносимого в жертву. Позднее для подобных жертвоприношений употреблялись вместо людей и животных изображения бога, сделанные из теста. Так, в митраизме существовало П. хлебом и водой, смешанной с вином.
Первонач. христианство отвергало жертвоприношения, выдвигая учение о заменившей их «великой жертве» Христа - его распятии, к-рое сразу «искупило» всех людей и все их «грехи». Однако в дальнейшем, учитывая силу влияния старых верований и стремясь привлечь и обратить в христианство последователей иных религий, христ. церковь пошла на включение в свой культ символич. жертвоприношения, к-рым и стало «таинство» П. Введению этого «таинства» способствовали устраивавшиеся раннехрист. общинами совместные ужины - вечери - всех их членов за одним столом (трапезой). Развитие христ. культа придало таким вечерям, известным и по др. религиям, мистич. смысл «жертвоприношения бога» - «причащения» (т. е. приобщения к богу). Постепенно П. выдвинулось в центр христ. богослужения - литургии (обедни). В православии все верующие «причащаются» и хлебом, и вином, как и в протестантизме, где, однако, сторонники кальвинизма и нек-рых др. течений придают П. Значение не «таинства», а только символич. обряда. В католицизме П. вином составляет привилегию только духовенства, чем подчеркивается «свящ. миссия» церковников как «учителей» паствы, а паства, миряне «причащаются» только хлебом. Обряд П. и все разработанные для пего церемонии имеют своей целью, воздействуя гл. о. на чувства верующих, внести мистику в их сознание, воспитать в них «смирение» и слепое повиновение служителям культа. Отравляя сознание верующих, П. вместе с тем опасно и для их здоровья, т. к. сама процедура П. (и больные и здоровые «причащаются» из одной ложки) создает условия для распространения инфекции.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

Похожие термины:

  • ПРИЧАЩЕНИЕ, евхаристия

    одно из семи христ. таинств. При совершении его верующие под видом вина и хлеба вкушают якобы «тело и кровь Христа». В православии и протестантизме все верующие причащаются хлебом и вином, в католи