ПРИЧАЩЕНИЕ, евхаристия
Евхаристия причащение
одно из семи христ. таинств. При совершении его верующие под видом вина и хлеба вкушают якобы «тело и кровь Христа». В православии и протестантизме все верующие причащаются хлебом и вином, в католицизме долгое время миряне причащались только хлебом (по решению II Ватиканского вселенского собора стало возможным причащение и вином). Служители церкви утверждают, что при исполнении Е. действительно происходит таинственное «пресуществление» (превращение) хлеба и вина в тело и кровь господа, что таинство Е. установлено самим Христом в память о своих страданиях. В действительности таинство Е. есть пережиток древнего тотемического обычая «богоедства», при к-ром участники мистерий поедали сырое мясо священного животного и пили его кровь. Позже для подобных жертвоприношений стали употреблять изображения животных и богов. В раннем христианстве таинство Е. отсутствовало, т. к. считалось, что Христос своей жертвой уже искупил все грехи человечества. Современные богословы рассматривают Е. как «очистительную и умилостивительную» жертву за грехи человеческие.
ПРИЧАЩЕНИЕ, евхаристия
греч. eucharistia) - одно из 7 таинств в католич. и правосл. церквах, состоящее в том, что верующих потчуют хлебом и вином, в к-рых якобы воплощены «тело и кровь» Христа. Тем самым верующие, по учению церкви, становятся «стелесниками Иисуса Христа», «участниками божеского естества». Иисусу приписывается и установление П. В действительности же это пережиток др. обычая поедать мясо и пить кровь св. животного. Эти обычаи, тесно связанные с то-тсмистич. верованиями (см. Тотемизм) , имели место в мистериях, посвященных различным богам гл. обр. вост. религий, многие элементы к-рых были заимствованы христианами. П. называют гл. таинством христ. религии. Оно занимает центр, место в литургии. До последнего времени порядок совершения П. в православии отличался от установленного в католицизме. Кепи правосл. верующие причащались и хлебом и вином, то у католиков мирянам разрешалось совершать П. только хлебом. Лишь II Ватик. собор принял решение разрешить им П. и вином. В протест, церквах П. рассматривается не как таинство, а как символич. обряд, лишенный мистич. смысла. Однако во всех случаях П. служит закреплению в сознании верующих отсталых, антинауч. представлений.
Источник: Атеистический словарь