обоснованные предположения о будущих состояниях объектов, неизвестных в данный момент, но поддающихся выявлению.
ПРЕДВИДЕНИЕ
ПРЕДВИДЕНИЕ
ПРЕДВИДЕНИЕ
одна из функций (прогностическая) науки; знание о не данных пока в опыте или не существующих событиях, основанное на опережающем отражении, а также на повторяемости событий и их регистрации. Различаются два типа П.: 1) знание о существующем, но неизвестном в опыте; 2) знание о будущем. По др. основаниям выделяется дедуктивное П. (гипотетико-дедуктивное и эмпирико-дедуктивное) и индуктивное П. Последнее имеет вероятностный характер и включает два этапа: а) исследование эмпирич. фактов и б) экстраполяция. П. — это не столько прорыв из наст. в будущее, сколько выход за пределы наблюдаемого события, знание результатов его развития. В.И.Полищук
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь
Предвидение
Предвидеть значит видеть что‑то заранее. Но разве можно увидеть будущее? Разумеется, нет (нельзя видеть то, чего нет). Но можно увидеть знаки или причины, являющиеся частью настоящего, и истолковать их. Предвидение не следует путать с надеждой. Если метеорологи предвидят грозу, это не значит, что они на нее надеются. Если турист надеется, что будет хорошая погода, это не значит, что он ее предвидит. Основой надежды служит желание; основой предвидения – знание. Насколько оно надежно? Это зависит от области знания. Самое лучшее предвидение не обязательно самое надежное; это такое предвидение, которое учитывает и измеряет поле вероятной ошибки и в случае надобности заранее указывает, с помощью каких средств ее можно исправить. В таком предвидении знание смыкается с волей, а предвидение обращается в стратегию.
Источник: Философский словарь.
Предвидение
предположение о будущем, которое может быть научным (прогноз) и вненаучным. Научный прогноз есть отчетливо выраженное обоснованное предположение о возможном состоянии какого-либо сущего, исходя из тенденций его изменения (развития), и допущения, что эти тенденции и условия, в которых будет находиться данное сущее, не изменят свое качество. Оба эти допущения, следовательно, и сам прогноз носят в той или иной мере вероятностный характер, поскольку существует неопределенность и возможность «вторжения из бесконечности». Вненаучное П. может быть предположением по аналогии (без соблюдения требования строгой научной проверки); чувственным предвосхищением, опирающимся на личный или родовой опыт; предсказанием, источники которого достоверно неизвестны (можно лишь выдвигать догадки вроде доступа пророков к «информационному полю» и т.п.).
ПРЕДВИДЕНИЕ
предсказание наступления тех или иных событий, знание о событиях или о явлениях, к-рые существуют, но еще не зафиксированы в опыте. Отвергая в принципе возможность мистического или религиозного пророчества как следствия таинственного «откровения», марксистская философия исследует объективные условия и познавательные механизмы научного П., прогнозирования. Научное П. делается возможным в силу существования объективной взаимосвязи явлений, их взаимообусловленности, закономерной смены временных состояний того или иного объекта и т. д. Но одних объективных предпосылок для осуществления научного П. недостаточно. Чтобы предсказать развитие объективного процесса, ученый должен опираться на теорию, отображающую его существенные связи и закономерности. Чем истиннее теория, чем глубже она проникает в объект, тем правильнее П. Успех социальных предвидений, сделанных на основе марксистской теории, обусловлен тем, что эта теория, выделив определяющий фактор общественного развития—изменение способа производства материальных благ, дала знание о существенных закономерностях, управляющих социальными процессами. Ученыйестествоиспытатель способен с уверенностью предвидеть результаты наблюдения или эксперимента, если он руководствуется в достаточной мере точным исходным знанием и ставит эксперимент таким образом, чтобы исключить влияние случайных но отношению к исследуемому процессу факторов. Поскольку научная теория не может учитывать всех связей объекта и ограничивается лишь наиболее существенными, то предсказания, сделанные на ее основе, не могут касаться всех деталей будущих состояний объекта и с той или иной долей вероятности определяют основное направление движения объекта. П. поведения сложного объекта требует обычно использования нескольких теорий, открываемых на основе этих законов.
Источник: Краткий словарь по философии. 1970
ПРЕДВИДЕНИЕ
научное, обоснованные предположения о будущем состоянии явлений природы и общества или о явлениях, неизвестных в настоящий момент, но поддающихся выявлению (напр., залежи полезных ископаемых). Разделяется на научное, обыденное (по нар. приметам) и интуитивное. От подлинного П. отличается религ. (мантическое) П. в виде прорицаний, пророчеств, «откровений», а также различных гаданий. П. имеет неск. форм конкретизации: предчувствие (простое предвосхищение), свойственное живому организму; предугадывание (сложное предвосхищение) - вид интеллектуальной деятельности человека, размышление о будущем на основе личного опыта; прогнозирование - спец. науч. исследование перспектив к.-л. явления, собственно науч. П.- вывод из законов развития природы и общества, открытых наукой; предсказание - локализованное во времени конкретное П., и др. Встречается также квазипредвидение неизвестных явлений прошлого и настоящего, к к-рым, с целью их изучения, подходят так, как если бы они относились к будущему; реконструктивное - П. явлений прошлого по нек-рым сохранившимся фрагментам (напр., мысленная реконструкция древних зданий или текстов), реверсивное П. (логич. продолжение тенденции от настоящего к прошлому), презентивное П. (напр., П. возможных действий противника, совершенных или совершаемых им в настоящий момент, но еще неизвестных субъекту П.), имитационное (П. известного развития явления от более к менее отдаленному прошлому с целью выявления надежности того или иного метода П.).
К филос. вопросам науч. П. относятся гносеология и логика П., соотношение между П. и гипотезой, законом, опережающим отражением действительности в сознании людей и т. п.
Отд. элементы науч. П., существовавшие еще в древнем мире (напр., предсказание Фалесом солнечного затмения в 585 до н.з.), в 15-17 вв. одновременно с развитием совр. науки начали складываться в систему. Этот процесс особенно ускорился к сер.19 в., с к-рого обычно датируют начало истории собственно науч. П. в обществ. науках, связанного с возникновением марксизма.
В бурж. обществе П. осложняется противоречиями капиталистич. способа произ-ва, что приводят к концепциям, в принципе отрицающим возможность науч. П., особенно обществ. явлений (Поппер и др.).
В трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина заложены общеметодологич. основы науч. П. в социальной сфере. Они развиты в теории и практике социалистич. и коммунистич. строительства, в программных документах КПСС и др. братских компартий. Как один из важнейших инструментов управления социальными процессами при социализме, марксистско-ленинское П. опирается на законы обществ. развития, на изучение реальных тенденций историч. процесса.
К филос. вопросам науч. П. относятся гносеология и логика П., соотношение между П. и гипотезой, законом, опережающим отражением действительности в сознании людей и т. п.
Отд. элементы науч. П., существовавшие еще в древнем мире (напр., предсказание Фалесом солнечного затмения в 585 до н.з.), в 15-17 вв. одновременно с развитием совр. науки начали складываться в систему. Этот процесс особенно ускорился к сер.19 в., с к-рого обычно датируют начало истории собственно науч. П. в обществ. науках, связанного с возникновением марксизма.
В бурж. обществе П. осложняется противоречиями капиталистич. способа произ-ва, что приводят к концепциям, в принципе отрицающим возможность науч. П., особенно обществ. явлений (Поппер и др.).
В трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина заложены общеметодологич. основы науч. П. в социальной сфере. Они развиты в теории и практике социалистич. и коммунистич. строительства, в программных документах КПСС и др. братских компартий. Как один из важнейших инструментов управления социальными процессами при социализме, марксистско-ленинское П. опирается на законы обществ. развития, на изучение реальных тенденций историч. процесса.
Источник: Советский философский словарь