Футурология
(от лат. futurum – будущее) – учение о будущем человечества, дальнейшем ходе истории и развитии общества.
Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.
Футурология
совокупность социальных учений и представлений о будущем человеческого общества, перспективах социальных изменений.
Источник: Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
Футурология
наука о будущем, опирающаяся в своих прогнозных выводах и заключениях на разработанные квалифицированными экспертами сценарии развития событий, мира в целом или отдельных его сфер и отраслей.
Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов
Футурология
от лат. futurum — будущее + логия) — в основе своей — общая концепция будущего Земли и человечества; в узком значении — наука о будущем, занимающаяся систематизированным изучением прогнозируемых процессов, происходящих как в практической жизни, так и в сфере научно-технического прогресса.
Источник: Начала современного естествознания: тезаурус
Футурология
лат. futurum – будущее + logos – учение, слово) – в широком значении – общая концепция будущего Земли и человечества, в узком – область научных знаний, охватывающая перспективы социальных процессов, синоним прогнозирования и прогностики. Употребляется для обозначения современных концепций будущего.
Источник: Большой толковый словарь по культурологии
ФУТУРОЛОГИЯ
в широком значении общая концепция будущего Земли и человечества; в узком - наука о будущем, занимающаяся систематизированным изучением прогнозируемых процессов, происходящих как в практической жизни, так и в сфере научно-технического прогресса, а также разработкой математических методов обработки статистической и иной информации для составления верифицируемых прогнозов, которые могли бы послужить основой для планирования не только в области экономики, науки и техники, но и в социальной и политической сфере.
Источник: Философский энциклопедический словарь
ФУТУРОЛОГИЯ
[от лат. futurum будущее + гр. logos слово; понятие, учение] – первоначально (1943 г.) один из философских подходов к действительности, предполагающий объективное изучение тенденций и перспектив развития, в отличие от идеологии (оправдания действительности) и утопии (отрицания действительности). Затем (начало 60-х гг. ХХ в.) – «наука о будущем», в отличие от существующих наук о прошлом и настоящем. Оказалась невозможной ввиду того, что прогноз, равно как анализ и диагноз, является имманентной функцией каждой науки. В настоящее время — образный синоним терминов «исследование будущего», «прогностика».
Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.
Футурология
(лат. futurus – будущее + греч. logos – наука) – научная дисциплина (раздел философии), предметом которой является прогнозирование и проектирование будущего человеческого общества. В рамках футурологии работают большие группы экспертов, проводящих комплексные исследования перспектив и тенденций развития социума, социальной жизни (как в глобальном, так и в региональном масштабах), перспектив развития хозяйства, науки, техники, политики, коммуникаций, образования, использования полезных ископаемых и т. п. Предвидение будущего не сводится только к анализу статистических данных, которые слишком быстро меняются и устаревают, а является творческим проектированием, разработкой сценариев будущей жизни общества. Представителем футурологии как отрасли научного знания является нобелевский лауреат Э. Тоффлер.
Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017
ФУТУРОЛОГИЯ
наука, предметом которой является изучение будущего, а именно причин, ускоряющих развитие современного мира (прогресс е сфере коммуникаций, усиление мощи техники). Дж. Бергер, основатель футурологии как отдельной науки, определяет ее так: нужно «оценивать то, какие мы сегодня, исходя из будущего, вместо того, чтобы делать обратное, а именно так обычно и делается – рассматривать будущее, отталкиваясь от сегодняшнего». Футурология требует отстраненного взгляда на настоящее. Она отличается от прогнозирования и расчета вероятности, поскольку имеет дело лишь с общими процессами, которые могут повлиять в будущем на жизнь человека (например, увеличение необходимости в отдыхе), а не с отдельными фактами. Таким образом, ее предмет – ситуация будущего в целом (а не отдельные факты); ее метод заключается в глубинном анализе человеческого мира; результаты ее деятельности выражаются в очень общих положениях, касающихся исключительно человеческой сферы. И наконец, эта наука позволяет сегодня создавать такой социальный порядок, который уже является нашим и будет таковым и через 10 и 20 лет.
Источник: Евразийская мудрость от а до Я
ФУТУРОЛОГИЯ
лат. futurum— будущее и греч. logos — учение, слово) — представления о будущем человечества, область знаний, охватывающая перспективы социальных процессов. Термин “Ф.” предложил в 1943 нем. социолог О. Флехтхейм, имея в виду некую надклассовую “философию будущего”, противостоящую идеологии и утопии. С начала 60-х гг. это понятие распространилось на Западе в смысле “истории будущего”, “науки о будущем”, призванной выявить прогностические (предсказательные) функции всех научных дисциплин. Поскольку перспективы социальных процессов изучаются мн. науками, термин “Ф.”, ввиду его многозначности и неопределенности, с конца 60-х гг. вытесняется понятием “исследование будущего”, к-рое охватывает теорию и практику прогнозирования. В зап. Ф. выделяются апологетическое, реформистское, леворадикальное и др. течения. В 60-х гг. господствовало первое, выдвинувшее “постиндустриального общества” теорию (Белл, Г. Кан, Арон, Б. де Жуве-нель). Реформисты выступали с позиций теории конвергенции (Ф. Бааде. Ф. Полак, И. Галтунг), леворадикалы доказывали неизбежность катастрофы “зап. цивилизации” перед лицом научно-технической революции (А. Уоскоу и др.). С конца 60-х гг. в Ф. выдвинулось течение, доказывающее неизбежность “глобальной катастрофы” при существующих тенденциях общественного развития, а затем, с конца 70-х гг.,— течение, отстаивающее необходимость перехода к “новой цивилизации”, построенной на принципах демилитаризации, экологизации, гуманизации об-ва.
Источник: Философский энциклопедический словарь
ФУТУРОЛОГИЯ
наука, предметом которой является изучение будущего, а именно причин, ускоряющих развитие современного мира (прогресс в сфере коммуникаций, усиление мощи техники). Дж. Бергер, основатель футурологии как отдельной науки, определяет ее так: нужно «оценивать то, какие мы сегодня, исходя из будущего, вместо того, чтобы делать обратное, а именно так обычно и делается — рассматривать будущее, отталкиваясь от сегодняшнего». Футурология требует отстраненного взгляда на настоящее. Она отличается от прогнозирования и расчета вероятности, поскольку имеет дело лишь с общими процессами, которые могут повлиять в будущем на жизнь человека (например, увеличение необходимости в отдыхе), а не с отдельными фактами. Именно в этом состоит отличие футурологии от статистического прогнозирования: она мыслит в более крупных масштабах, чтобы в целом изменить способ деятельности в его основании. Футурология изучает психологические и социальные изменения; она является синтетической и глобальной наукой: это гуманитарная наука, а не наука, изучающая исторические факты. Таким образом, ее предмет —- ситуация будущего в целом (а не отдельные факты); ее метод заключается в глубинном анализе человеческого мира; результаты ее деятельности выражаются в очень общих положениях, касающихся исключительно человеческой сферы. И наконец, эта наука позволяет сегодня создавать такой социальный порядок, который уже является нашим и будет таковым и через 10 и 20 лет. Футурология должна быть наукой, подчиненной правительственным задачам.
Источник: Философский словарь
Футурология
(от лат. futurum – будущее) – в широком значении – совокупность представлений о будущем Земли и человечества, в узком – область научных знаний, занимающаяся систематизированным изучением прогнозируемых процессов, происходящих в обществе. Термин «футурология» был введен немецким философом О.Флехтхеймом в 1943 году. В начале 60–х годов 20 века футурологию характеризуют как «науку о будущем», но ввиду отсутствия предмета такой науки вводят термин «исследование будущего», который подразумевает совокупность теории и практики прогнозирования. Прогнози- рование охватывает перспективы всех процессов, связанных с деятельностью человеческого общества: экономических, научно-технологических, социальных и политических. Прогнозы призваны предшествовать планам, программам, проектам, решениям. Прогнозируются также ход и последствия выполнения или невыполнения самих прогнозов. В конце 60 – начале 70-х годов на первый план в футурологии выходит изучение глобальных проблем. Ведущей организацией данного направления стал Римский клуб (А.Печчеи, А.Кинг, Д.Медоуз, Э.Пестель, М.Месарович, Э.Ласло, Дж.Форрестер, Я.Тинберген), инициировавший компьютерное глобальное моделирование перспектив развития человечества и «пределов роста» технологической цивилизации. В целом в рамках футурологии последней трети 20 в. можно выделить направления «экологического пессимизма» (Форрестер, Медоуз, Р.Хейлбронер), прогнозирующего негативные последствия наличных перспектив развития человечества и научно- технического оптимизма (Тоффлер, Месарович, Ласло, Пестель), обосновывающего воз- можность реализации позитивных потенций технологического развития.
Источник: Философия: основные понятия и определения. Учебно-методичесое пособие.
ФУТУРОЛОГИЯ
от лат. учение о будущем) - совокупность представлений о будущем человечества, охватывающая перспективы развития социальных процессов. Часто употребляется как синоним прогнозирования и прогностики. Термин «футурология» предложен немецким социологом О. Флехтхемом (1943) как название для «философии о будущем». В мировой Ф. различают несколько видов: апологетический, опирающийся на технологические теории и сводящий общественный прогресс лишь к возрастанию уровня технико-экономического развития (3. Бжезинский, Г. Кан, Р. Арон. Б. де Жувенель, Ж. Фурасье); леворадикальный, представители которого обосновывают неизбежность катастрофы «западной цивилизации» вследствие углубления НТП (А. Ускоу); реформистский, который опирается на теорию «конвергенции» (Д. Белл, А. Тофлер, Ф. Бааде, К. Юнг, Ф. Полак). В начале 70-х гг. доминирующей становится концепция неизбежности «глобальной катастрофы» при существующих тенденциях общественного развития. Ведущую роль в ее формировании играет Римский клуб, по инициативе которого развернулось «глобальное моделирование» перспектив развития человечества на основе использования компьютерной техники. В оценке перспектив развития человечества футурологи разделились на два лагеря. Представители одного развивают неомальтузианские идеи социального пессимизма, утверждая невозможность решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством (возрастание населения, которое опережает развитие продовольственной базы, загрязнение окружающей среды), не остановив возрастание народонаселения (Дж. Форрестер, Д. Медоус, Р. Хейлбронер). Представители другого возлагают надежды на решение глобальных проблем с помощью НТП (А. Тофлер, М. Месарович, Э. Ласло, Э. Пестель, К. Фрамен).
Источник: Тематический философский словарь
ФУТУРОЛОГИЯ
совокупность совр. буржуазных идей и представлений о будущем, о перспективах развития человеческого общества. Возникшее в условиях научно-технической революции, это направление буржуазного обществоведения характеризуется попытками включить в теорию общественного развития исследования и образы будущего в соответствии с задачами и целями буржуазии. Термин «Ф.» ввел в 1943 немецкий социолог О. Флехтхейм для обозначения своеобразной «философии будущего», противопоставленной всем социальным учениям прошлого и настоящего. Характерной чертой Ф. является тесная связь с идеалистическими философскими течениями, и в особенности с позитивизмом. Совр. Ф. представлена в первую очередь различными технократическими теориями общественного развития, используемыми буржуазными идеологами с целью доказать жизнеспособность государственно-монополистического капитализма, возможность его модернизации. Сущность многообразных концепций Ф. сводится к обоснованию того, что в совр. эпоху не борьба классов, а прогресс науки и техники полностью определяет формы общественного устройства, поэтому будущее принадлежит «постиндустриальному обществу», «информационному обществу», «экологическому обществу», «массовому» или, наоборот, «элитарному обществу» и т.д., но только не коммунизму. Вместе с тем Ф. заслуживает серьезного внимания, т. к. исследования футурологов нередко включают в себя большой пласт совр. знаний.
В отличие от Ф. марксистский подход к прогнозированию опирается на научную теорию исторического процесса. Стержневым моментом этой теории стал принцип единства предвидения и социального действия, явившийся одним из конкретных воплощений активного, революционного характера коммунистического мировоззрения и противопоставленный разновидностям созерцательного или узкопрагматического подхода к проблемам настоящего и будущего.
Источник: Современная идеологическая борьба. Словарь.
ФУТУРОЛОГИЯ
(Futurologie) — лишь в наше время образовавшееся наименование для науки о будущем, которая ставит себе целью больше не подвергать, как раньше, оценке все предвидимые события и изменчивые величины практической жизни или же научного прогресса с помощью случайных мнений и шатких прогнозов, а таким образом систематически изучать их предпосылки, чтобы сделать их доступными для строго методической разработки. Это должно не только собрать воедино разрозненные прогностические знания отдельных наук, которые пользуются математическими методами, прежде всего статистики и теории вероятностей; помимо этого, совместная работа нового вида распространяется преимущественно на области применения того большинства наук, которые должны раскрывать измерение будущего общего культурного процесса общественного существования в его полноте во всех соучаствующих компонентах. Футурология — это предпосылка и одновременно плод верифицируемых гипотез при планировании в больших областях экономики, техники, исследований и всей политической и социальной действительности в целом. То, что футурология как систематическая задача обрела значение лишь в наше время, можно было бы, пожалуй, связать с необычной динамикой современной жизни и прогресса, для которых больше недостаточно сознательно расширять современность только в измерение прошедшего, как это постоянно случалось в традиционном мышлении. Но мы видим себя вынужденными, планируя, заглядывать в будущее, отчего знания о будущем, пересмотр, дополнительная проверка формирующих его сил и соответствующие социально-этические размышления напрашиваются как важные, актуальные проблемы.
F. L. Polak. The Image of the Future, I—II. New York, 1961; A. C. Clarke. Profiles of the Future. London, 1962, dt. 1969; D. Gabor. Inventing the Future. London, 1963; B. De Jouvenel. L'art de la conjecture. Monaco, 1964, dt. 1967; О. K. Flechtheim. History and Futurology. Meisenheim, 1966; Zeitschrift «Futurum», О. K. Flechthei (Hg.), 1968— 1971; R. Jungk / J. Geltung (edd.). Mankind 2000. Oslo, 1969; G. Picht. Mut zur Utopie, 1969; H. Staudinger / W. Behler (Hgg.). Chance u. Risiko der Gegenwart, 1976; O. Helmer. Looking forward: a Guide to Futures Research. Beverly Hills, 1983; H. Afheldt (Hg.). Bilder einer Welt von morgen — Modelle bis 2009, 1985.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
ФУТУРОЛОГИЯ
(от лат. futurum — будущее + греч. logos — учение) — 1. «Объективная философия будущего», к-рую нем. социолог О.Флехтгейм в 1940-х гг. противопоставил «идеологии» и «утопии» (по терминологии К.Маннгейма, соц. учениям, оправдывавшим или отвергавшим тот или иной обществ. строй); в этом значении термин употребляется редко. 2. «Наука о будущем», или «история будущего», к-рую пытались создать в 1960-х гг.; в этом значении термин также не получил распространения, т.к. была выявлена неразрывность аналитич., диагностической и прогностической функций каждой науч. дисциплины, в связи с чем возникла необходимость разработки прогнозов (в т.ч. соц.) в рамках существующих наук. 3. Синоним прогнозирования и прогностики. 4. В широком смысле: все совр. публикации (и науч., и публ.) о перспективах развития чел. об-ва. 5. В еще более широком смысле: синоним всей лит-ры о будущем (не только совр.). Термин «Ф.» с конца 1960-х гг. постепенно вытесняется понятиями «исследование будущего», «исследование будущностей» и «анализ будущностей». Совр. Ф. датируется с конца 1940-х гг. (работы Дж.Бернала, Н.Винера и др.). На ее развитие наибольшее влияние оказали зародившаяся в то время концепция науч.-техн. революции, открытие эффекта использования поисковых и нормативных прогнозов для повышения действенности управления соц. процессами, становление соответствующей филос. базы (теории индустриализма, экзистенциализма, структурализма, социал-реформизма, тейярдизма и др). В 1950—60-х гг. на волне «бума прогнозов» (появления учреждений, специально занятых разработкой науч.-техн., соц.-экон. и военно-полит. прогнозов) на Западе началась интенсивная разработка вопросов методологии и методики прогнозирования (Г.Тейл, Б. де Жувенель, Д.Белл, Ф.Шлак и др.). Господствующее положение в Ф. того времени заняли теоретики постиндустриального общества (У.Ростоу, Дж.Гэлбрейт, Р.Арон, Д.Белл, Г.Кан и др.). Им противостояли реформисты, опиравшиеся на теорию конвергенции капитализма и социализма (Ф.Бааде и др.), а также неск. менее значительных течений. В дальнейшем произошла перестройка течений: на передний план выдвинулись т.н. «экол. пессимисты» неомальтузианского толка (Дж.Форрестер, Д.Медоуз и др.), предрекавшие гибель человечества, если не произойдут кардинальные изменения в глобальных топливно-энергетическом, продовольственном, демографическом, экол. и др. балансах, а также противостоявшие им «техн. оптимисты» (Г.Кан и др.), уповавшие на могущество науч.-техн. прогресса в его совр. формах. К концу 1970-х гг. центр тяжести в Ф. Запада постепенно сместился на поиски контуров новой цивилизации, способной разрешить совр. глобальные проблемы (О.Тоффлер, Э.Шумахер и др.). Лит:. Араб-Оглы Э.А. В лабиринте пророчеств. М., 1973; Шахназаров Г.Х. Фиаско футурологии. М., 1979. Л.Г.Скульмовская Х
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь
ФУТУРОЛОГИЯ
от лат. futurum - будущее и греч. слово, учение), в широком значении - совокупность представлений о будущем человечества, в узком - область науч. знаний, охватывающая перспективы социальных процессов; часто употребляется как синоним прогнозирования и прогностики. В СССР термин «Ф.» большей частью применяется для обозначения совр. немарксистских концепций будущего (бурж. Ф.). Термин «Ф.» предложил в 1943 нем. социолог О. Флехтхейм в качестве названия некоей надклассовой «философии будущего», к-рую он противопоставлял идеологии и утопии. В нач. 60-х гг. этот термин получил распространение на Западе в смысле «истории будущего», «науки о будущем», призванной монополизировать прогностич. (предсказательные) функции существующих науч. дисциплин. С кон. 60-х гг. термин «Ф.», ввиду многозначности и неопределенности, вытесняется термином «исследование будущего». Понятие Ф. сохранилось преим. в виде образного синонима последнего. В бурж. Ф. выделилось неск. течений: апологетическое, реформистское, леворадикальное и др. В 60-х гг. преобладало открыто апологетическое, к-рое опиралось на разного рода технологич. теории, сводившие социальный прогресс общества только к росту уровня техникоэкономич. развития (см. также «Постиндустриальное общество») и пыталось доказать жизнеспособность гос.-монополистич. капитализма, возможность его модернизации (З.Бжезинский, Г. Кан, Р.Арон, Б. де Жувенель, Ж. Фурастье). Представители реформистского течения доказывали необходимость «конвергенции» капитализма с социализмом [Д. Белл, А. Тофлер (США), Ф. Бааде (ФРГ), Р. Юнгк (Австрия), Ф. Полак (Нидерланды), Ю. Гальтунг (Норвегия)], леворадикального - неизбежность катастрофы «зап. цивилизации» перед лицом науч.-технич. революции [А. Ускоу (США) и др.]. С кон. 60-х гг. бурж. Ф. переживает кризис. В нач. 70-х гг. на передний план выдвинулось течение, к-рое выступило с концепцией неизбежности «глобальной катастрофы» при существующих тенденциях развития общества. Ведущее влияние в этом течении приобрел т. н. Римский клуб, по инициативе к-рого развернулось «глобальное моделирование» перспектив развития человечества на основе использования ЭВМ. Участники этих исследований и др. футурологи разделились на два осн. направления; одни из них развивают неомальтузиажские идеи социального пессимизма
[Дж. Форрестер, Д. Медоус, Р. Хейлбронер (США)], другие пытаются доказать возможность избежать катастрофы с помощью «оптимизации» гос.-монололистич. капитализма [Тофлер, М. Месарович, Э. Ласло, В. Феркисс (США), Э. Пестель (ФРГ), К. Фримен (Англия), И. Кайя (Япония), Г. Линнеман (Нидерланды), А. Эррера (Аргентина) и др.] (см. «Научно-технический оптимизм» и «Экологический пессимизм»).
Концепциям бурж. Ф. противостоит марксистско-ленинское науч. предвидение, к-рое опирается на теоретич. положения диалектич. и историч. материализма.
Источник: Советский философский словарь
ФУТУРОЛОГИЯ
обобщенное название концепций о будущем человечества; в узком значении - область научных знаний, охватывающая перспективы социальных процессов и явлений (в этом смысле Ф. синонимична прогнозированию и прогностике). Термин "Ф." был предложен немецким социологом О. Флехтхеймом как название "философии будущего", альтернативной всем предшествовавшим социальным учениям. В этом значении термин не получил распространения. С начала 1960-х под Ф. понималась "наука о будущем", "история будущего", ориентированная на познание перспектив всех явлений, и, прежде всего социальных. Такое понимание Ф. было связано с появлением в этот период специальных учреждений, разрабатывавших научно-технические и социально-экономические прогнозы, и содержало претензию на монополизацию прогностических функций существовавших научных дисциплин. Однако отсутствие у понятой таким образом Ф. собственного предмета и ограниченность понимания будущего по аналогии с прошлым выявило несостоятельность данного подхода, что к концу 1960-х привело к практическому выходу такого значения термина "Ф". из употребления. На смену ему пришла трактовка Ф. как комплекса широко понимаемого социального прогнозирования (тесно взаимосвязанной совокупности прогностических функций общественных наук и прогностики как науки о законах прогнозирования). С начала 1970-х ввиду многозначности и неопределенности термин "Ф". вытесняется термином "исследование будущего". Понятие Ф. преимущественно используется как образный синоним "исследования будущего". В 1960-е преобладающим в западной Ф. было технократическое направление Ф., апологизировавшее научно-технический прогресс как главное средство разрешения социальных проблем. Данным направлением была выдвинута концепция "постиндустриального общества", трактовавшая перспективы развития человечества со сциентистских позиций (Белл, Г. Кан, 3. Бжезинский и др.). В рамках леворадикального течения Ф. (А. Ускоу) научно-технический прогресс трактовался как катализатор неизбежного краха западного общества. В конце 1960-х - начале 1970-х в на первый план в Ф. выходит изучение глобальных проблем. Ведущей организацией данного направления стал Римский клуб (А. Печчеи, А. Кинг, Д. Медоуз, Э. Пестель, М. Месарович, Э. Ласло, Дж. Боткин, М. Эльманджра, М. Малица, Б. Гаврилишин, Г. Фридрихе, А. Шафф, Дж. Форрестер, Я. Тинберген и др.), инициировавший компьютерное глобальное моделирование перспектив развития человечества и "пределов роста" технологической цивилизации. В целом в рамках Ф. последней трети 20 в. можно выделить направления "экологического пессимизма" (Форрестер, Медоуз, Р. Хейлбронер), прогнозирующего негативные последствия наличных перспектив развития человечества, и научно-технического оптимизма (Тоффлер, Месарович, Ласло, Пестель), обосновывающего возможность реализации позитивных потенций технологического развития.
М.Н. Мазаник
Источник: Новейший философский словарь
Футурология
от лат. futurum — будущее и греч. logos — слово, учение) — область обществознания, в которой представлены проекты будущего человечества, прогнозы перспектив социальных изменений. Термин ввел немецкий социолог О. Флехтхейм (1943). «Философия будущего» рассматривалась им в качестве научной альтернативы идеологическим утопиям. Однако впоследствии прогностика стали идеологическим орудием в «холодной войне». Наиболее интенсивный период в развитии Ф. — 60-е гг. XX в. (США и Западная Европа), в 70—80-х гг. интерес к социальной прогностике снизился. Область исследования в Ф. нечетко определена и объединяет предсказательные функции различных социальных наук. В Ф. рассматриваются перспективы развития как человечества в целом (глобальное прогнозирование), так и отдельных сфер общественной жизни (наука и техника, культура и образование, экономика и политика). В прогностических исследованиях проявились две ценностные ориентации общества: пессимистическая (обоснование неизбежности катастрофы западной цивилизации и всего человечества) и оптимистическая (своеобразная апология постиндустриального общества). Популярность Ф. оказала определяющее влияние на формирование мировоззренческих ориентации современности. Социальное прогнозирование становится «пропагандистским элементом» в выборе целей общественного развития, предпосылкой программирования и планирования, основой принятия управленческих решений любого уровня общности и длительности. Прогноз рассматривается как вероятностное утверждение о будущем, с относительно высокой степенью достоверности. Хотя прогнозирование скорее искусство, чем строгая наука, применяемые для прогноза методы опираются на научные законы, используя прогностическую функцию научных теорий. Наиболее эффективным методом в Ф. является моделирование общественных процессов, разработка сценариев возможного (поисковая модель — экстраполяция выявленных тенденций) и желательного будущего (нормативная модель, учитывающая общественные идеалы, потребности, нормы) с учетом изменяющего воздействия самого прогноза. Прогностические модели строятся посредством интегрирования результатов опроса экспертов, «мозговых атак» специалистов, специальных игровых ситуаций. Мировоззренческо-методологической основой моделирования в Ф. являются концепции «постиндустриального общества» (Д. Белл, 3. Бжезинский, Г. Кан, Р. Арон, Ж. Фурасье), «конвергенции» (А. Тоф-лер, Ф. Бааде, Дж. Гэлбрейт, У. Ростоу, Г. Маркузе, Ю. Хабермас), исторического материализма (К. Маркс). Их идеи определяют как содержание, так и способ построения прогностических моделей. Над повышением эффективности прогнозирования в США, Европе и России работают специальные научно-исследовательские организации.
Источник: Философия. Словарь по обществознанию
ФУТУРОЛОГИЯ
от лат. futurum – будущее и греч. ????? – слово, учение) – область науч. исследований, охватывающая перспективы социальных процессов. Термин "Ф." предложил в 1943 нем. социолог О. Флехтхейм в качестве названия "науки о будущем", к-рую он противопоставлял науч. коммунизму. Но в этом смысле понятие Ф. не получило распространения, т.к. перспективы социальных процессов изучаются мн. науками и "наука о будущем" не имеет предмета исследования. Термин "Ф." обычно обозначает комплекс социального прогнозирования – одного из направлений конкретных социальных исследований (включая прогностику – науку о законах и методах прогнозирования). В марксистской социологии этот термин употребляется в образном смысле, как синоним прогнозирования и прогностики, а чаще – для обозначения бурж. лит-ры в этой области. Социальное прогнозирование, будучи одной из форм конкретизации науч. предвидения (наряду с планированием, программированием и т.п.), является этапом в истории последнего, к-рая открылась трудами Маркса, Энгельса, Ленина. Ф. как синоним социального прогнозирования в широком смысле охватывает перспективы всех процессов, связанных с деятельностью человеч. общества (в отличие от природных, технич., биологич. процессов спонтанного характера, напр. прогнозов погоды, землетрясений, урожаев, хода болезни и т.п.), включая перспективы социальных аспектов науки и техники, экономики, социальных отношений, демографич. и этнич. процессов, здравоохранения и физич. культуры, нар. образования, градостроительства, лит-ры и иск-ва, междунар. отношений, военного дела, освоения Земли и космоса и др. В узком смысле Ф. часто отождествляют с прогнозированием собственно социальных отношений. Особую группу образуют философско-методологич. проблемы (гносеология и логика науч. предвидения, методология и методика разработки прогнозов). Совр. социальные прогнозы – разработки, параллельные планированию, программи- рованию, проектированию, управлению социальными процессами в целом, имеющие целью повысить их науч. уровень, эффективность. Прогнозы призваны предшествовать планам, программам, проектам, решениям. Прогнозируется также ход и, главное, последствия выполнения или невыполнения самих прогнозов. С этой целью используется анкетирование (особенно опрос экспертов), экстраполирование на базе методов математич. статистики (с применением теории вероятностей, теории игр и др.), прогностич. моделирование (в т.ч. на основе анализа патентной и т.п. информации). Прогностич. модель связана, как правило, с разработкой шкалы возможностей (от минимального до максимального значений) и построением на ней функции распределения вероятности (менее вероятно – более вероятно). Прогнозирование разделяется на поисковое (определение наиболее вероятного состояния процесса в будущем на основе выявленных тенденций) и нормативное (определение наиболее желательного состояния, исходя из социальных идеалов, потребностей, норм). В последние годы были разработаны эффективные методики прогнозов. В ряде стран возникли десятки (в СССР и США – сотни) спец. науч. учреждений или отделов по проблемам социального прогнозирования. Издаются спец. журналы ["Futurist" (Wash., с. 1967–); "Futures" (Guilford, с. 1968–); "Analyse et pr?vision" (Р., с. 1966–); "Futurum" (Meisenheim am Glan, с. 1968–); "Futuribili" (с 1967–) и др.]. В СССР Ин-т социального прогнозирования при ССА опубликовал в "Информац. бюллетенях ССА" "Проблемы общей и социальной прогностики" (вып. 1-2, 1969). Изданы "Вопросы науч. прогнозирования" (вып. 1-8, II, 1966–69). Лит.: Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В. И., О научном коммунизме. Сб., М., 1963; Какое будущее ожидает человечество? Материалы Междунар. обмена мнениями, пер. с франц., Прага, 1964; Будущее науки [Междунар. ежегодник], вып. 1–2, М., 1966–68; Бестужев-Лада И. В., Социальное прогнозирование, М., 1969; Гвишиани Д. М. и Лисичкин В. ?., Прогностика, М., 1968; Ямпольский С. М., Хилюк Ф. М., Лисичкин В. ?., Проблемы научно-технич. прогнозирования, М., 1969; Ландсберг Г. Г., Фишман Л. Л., Фишер Дж. Л., Ресурсы США в будущем, пер. с англ., т. 1–2, М., 1965; Gabor D., Inventing the future, N. Y., 1964; Jouvenel des Ursins B. de, L´art de la conjecture, Monaco, 1964; Civilizace na rozcesti, Praha, 1966 (имеется библ.); Flechtheim О. К., History and futurology, Meisenheim, 1966; Technological forecasting in perspective, P., 1967; Kahn H., Wiener A. J., The year 2000, N. Y.–L., 1967; ?deling H., Prognostik und Sozialismus, В., 1968; Haberland F., Haustein H.-D., Die Prognostik als neues Element der F?hrungst?tigkeit zur Meisterung der wissenschaftlich-technischen Revolution, В., 1968; ?olак F., Prognostica, Deventer, 1968; Bright J. R. [ed.], Technological forecasting for industry and government, Prentice Hall, 1968; Philosophie und Prognostik, В., 1968; Bell D. [ed.], Toward the year 2000, Boston, 1968; Sici?ski ?., Prognozy a nauka, Warsz., 1969. И. Бестужев-Лада. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
ФУТУРОЛОГИЯ
собирательный термин для обозначения различных исследований будущих состояний общества и социальных процессов вообще.
Термин "Ф." был введен в научный оборот в 1943 г. немецким социологом О. Флехтхеймом для обозначения социальной дисциплины, основным предметом которой должно было стать будущее человечества и человеческого общества. Попытка построения Ф. как научной дисциплины была инициирована рядом обстоятельств. Ход истории в XX в. поставил под сомнение истинность различных исторических версий развития общества. Тема "конца истории", понимаемой как закономерный результат предшествующего развития общества, поставила проблему неизвестности будущего. Глобальные проблемы, начавшие проявляться во второй половине XX в., поставили под вопрос возможность будущего человечества. Крупные сдвиги в социальной и экономической сфере требовали хотя бы относительной определенности масштаба и направленности социальных изменений. Это во многом определило такую характерную черту Ф. как отказ от философских, а зачастую и вообще теоретических оснований исследования будущего. Однако невозможность непосредственного наблюдения и изучения объекта исследования создавала для построения Ф. определенные трудности.
Пути решения данной проблемы различны. Один из них - построение базовой модели нынешнего состояния общества. Это дает возможность определить некоторые процессы, тенденции и явления как формирующиеся доминанты будущей социальности. Таковы определения будущего общества как "информационного", "технотронного" и т. п. За базовые структуры нового общества могут приниматься самые различные социальные сферы и подсистемы различного уровня. К примеру, из сферы культурноидеологического обеспечения социума выделяется область масс-медиа (М. МакЛюэн), из производственной сферы - техника (концепции технократического общества), а из последних - компьютерная отрасль (компьютерная Ф.). Данный подход отличает признание доминирования одной из социальных сфер. Другой разновидностью является определение общества как вышедшего за рамки своих старых границ, к примеру - как постиндустриального. Тем самым констатируется, что общество будущего не будет радикально отличным от существующего, скорее оно станет результатом синтеза старых и пока еще маргинальных тенденций, институтов, форм деятельности и т. д. Современное общество в рамках данного подхода трактуется как конгломерат высокодифференцированных, в значительной степени автономных, слабо скоординированных между собой социальных сфер. Изучая логику, тенденции и темп развития каждой из подсистем (осевой принцип Д. Белла), футуролог в своем описании будущего дает не целостную картину, а некий коллаж различных сторон социума в конкретный момент времени. Так, к примеру, сохранение либерального политико-государственного устройства будущего общества может вполне успешно сочетаться с этатизированной экономикой и наоборот.
Разнообразны и методы футурологических исследований. Принятие нынешнего состояния общества в качестве базы для прогноза обычно предполагает использование метода математического моделирования. Прогноз делается на основе изучения различных состояний модели изучаемого социума с определенным числом переменных (к примеру таких, как население, капиталовложения, использование невозобновимых ресурсов, загрязнение окружающей среды и производство продовольствия в моделях Дж. Форрестера). Возможно также построение модели взаимодействия нескольких систем, изучение противоречий между различными экономическими регионами мира (М. Месаровичем и Э. Пестелем). Некоторые футурологи (Г. Кан) пытаются спрогнозировать грядущее путем сравнительного анализа стран различного культурного и экономического уровня. Изучаются результаты достижения ими целей, поставленных в прошлом. Возможность единого будущего человечества здесь отрицается.
Ряд исследователей принимает тезис "открытого будущего", в отношении которого нельзя дать более или менее адекватные прогнозы (Б. де Жувенель). Роль футуролога т. о. сводится к тому, чтобы представить ряд эффективных комбинаций различных факторов, согласованных с приоритетными социальными целями, либо несколько сценариев возможного развития общества (Стэнфордская группа). Исследовательский метод большинства футурологов принципиально эклектичен. Во многом это определено трактовкой объекта исследования. Так, О. Тоффлер констатирует невозможность описывать децентрализованное фрагментарное, функционально-диффузное общество будущего с помощью какого-либо одного метода.
Различно также и понимание статуса Ф. В зависимости от трактовки предмета и метода исследования она понимается теперь и как строгая наука, должная возникнуть в будущем, и как попытка сформулировать принципы нового мировоззрения и "цели для человечества" (А. Печчеи), и как новая мифология, признанная сплотить жителей "мировой деревни" (Д. Шелл). Такое разнообразие интерпретаций Ф. не позволяет говорить о ней как о конституированной социальной дисциплине. Различен и уровень футурологических исследований. Это мир и человечество в целом, мировая экономика (Римский клуб), будущее конкретных стран (Г. Кан), и грядущие изменения мирового порядка (Ж.-Ж. Серван-Шрайбер), и возможные изменения этических ценностей и социальных приоритетов (С. Ниринг). Наиболее интересной и продуктивной представляется позиция О. Тоффлера, исследовательская логика которого - своеобразное воспроизведение условий возникновения Ф. В центре его анализа - сознание, испытывающее дискомфорт вследствие неоправдавшихся ожиданий по отношению к будущему, вторгающемуся в жизнь "на гребне третьей волны". Ф. в этом случае - скорее постоянное разрушение ожиданий и стереотипов по поводу какого-либо конкретного определенного будущего.
М. С. Белоковыльский
Источник: Современный философский словарь
ФУТУРОЛОГИЯ
(от лат. futurum — будущее) — область социальных и культурологических знаний, охватывающих перспективы развития общества и цивилизации, совокупность предсказаний и научных предвидений о будущем человечества в западной социологии и теории культуры, начиная с 60-х гг. ХХ в., в целом — «наука о будущем». Развитие Ф. как отрасли знания связано с признанием в качестве субъекта истории и культуры всего человечества в его целостности и всеохватности. Глубокие и всеобъемлющие преобразования всех сфер жизни и деятельности людей, глобальный подход к ряду таких общечеловеческих проблем, как развитие и внедрение высоких технологий, угроза экологической катастрофы, необходимость гуманизации социальных отношений, а также сама атмосфера завершения ХХ в. — все это несомненно способствовало развитию Ф. Связанная с некоторыми формами утопического сознания Ф., в отличие от утопии, занятой проектами новых социальных отношений, намечает общие перспективы разрешения проблем человека и научно-технического прогресса и ставит вопросы преобразования среды обитания и окружающего человека пространства цивилизации. Активное обсуждение перспектив будущего для всего человечества выявило исчерпанность теории локальных цивилизаций, и Ф. находит для себя основание в концепции единого поступательного движения мирового сообщества и культуры, утверждая новые возможности их глубокой и всеобъемлющей модернизации. В конце 60-х гг. сложилась международная форма развития Ф., и в 1968 г. был создан Римский клуб, объединивший ученых и общественных деятелей из 30 стран мира. С исследованиями членов Римского клуба связано формирование глобальных моделей и определение основных тенденций развития мировой цивилизации. Римский клуб известен своими докладами и проектами, которые в виде отдельных изданий получили широкое распространение. В деятельности Римского клуба рельефно проявились основные направления современной футурологической мысли. Большая часть ученых придерживалась концепции «глобальной катастрофы», выступая с призывами стабилизировать экономическую, военную, демографическую и экологическую ситуации и достичь тем самым к концу ХХ в. «глобального равновесия» (Доклад группы Дж. Форрестера и Д. Медоуса «Пределы роста», 1972). В этом же ключе в докладе М. Месаревича и Э. Пестеля «Человечество у поворотного пункта» (1974) предлагалось от идеи единого мира вернуться к развитию системы региональных самобытных обществ, функционирующих как «живые организмы» и подчиняющихся законам «органического роста». Ближайшие перспективы западной цивилизации рассматривались также в русле идеологии техницизма в книгах известного американского социолога Э. Тоффлера «Столкновение с будущим» (в др. пер. «Футурошок», 1970) и «Третья волна» (1980). В первой кн. А. Тоффлер утверждал, что при резком изменении привычных для человека индустриального общества условий его существования появилась реальная угроза слома устоявшихся механизмов социальной адаптации, нарушения процессов мышления и сложившейся картины мира. Однако в «Третьей волне» основное внимание было уделено необратимым изменениям, которые произойдут под влиянием дальнейшего научно-технического прогресса в среде обитания, жизнедеятельности и сознании человека, что будет означать закономерный переход Запада от постиндустриального к «сверхиндустриальному обществу». Это должно произойти на основе развития новой цивилизации, концепцию которой Тоффлер назвал «практопией», предлагающей новый, более практичный и благоприятный образ жизни не только для отдельного человека, но и для всей планеты. Для развития Ф. большое значение имела гуманитарная направленность исследований членов Римского клуба, и к подобным работам относился проект А. Печчеи «Человеческие качества» (1977). Признавая, что техника стала главным фактором изменений на Земле, Печчеи заявил, что нынешний глобальный кризис «является прямым следствием неспособности человека подняться до уровня, соответствующего его новой могущественной роли в мире, осознать свои новые обязанности и ответственность в нем. Проблема в самом человеке, а не вне его, поэтому и возможное решение связано с ним; и отныне квинтэссенцией всего, что имеет значение для самого человека, являются именно качества и способности всех людей», а не только правящих и интеллектуальных элит. Для гуманистически ориентированной современной футурологической мысли характерно стремление предостеречь от эйфорического увлечения идеями техницизма, от бездумной веры в решение проблем будущего цивилизации только через технику, технологию и удовлетворение ближайших жизненных потребностей людей. Поэтому концепция совершенствования человека, развертывания и всемерной реализации его творческого потенциала определяет одно из самостоятельных направлений современной Ф. В то же время в качестве методологической основы Ф. предлагается синергетика — междисциплинарная наука, занимающаяся изучением комплексных процессов самоорганизации. Исходя из признания современного мира в качестве открытой, сложной системы, обладающей креативным потенциалом, ученые предлагают нетрадиционную методику прогнозирования будущего развития человечества. Так С.П. Курдюмовым и Е.Н. Князевой выдвигаются пять основных характеристик синергетического мышления, ориентированного на будущее. Это рассмотрение множественных возможностей будущего развития; ориентация не только на желаемое, но на достижимое будущее; понимание горизонтов этого будущего; признание широкого или глобального контекста всякой исследуемой проблемы и осознание возможностей касания неограниченно отдаленного будущего в ходе сегодняшней человеческой активности. Таким образом предлагается, анализируя сегодняшние сложные структуры и процессы, увидеть и прогнозировать реальные черты будущей организации человеческого сообщества и культуры.
Источник: Введение в теорию и историю культуры. Словарь.
ФУТУРОЛОГИЯ
от лат. futurom — будущее время и греч. logos — слово, учение) — учение о будущем применительно к историческому и социальному времени. Термин «футурология» предложил в 1943 немецкий социолог О. Флехтхейм в качестве наименования новой «философии будущего». Будущее всегда было предметом внимания философии, постигавшей фундаментальные основы бытия человека, мира и его переустройства. Конкретизировалось и концентрировалось извечное стремление предвидеть будущее в специальных магических практиках (гаданиях, предсказаниях, пророчествах, толкованиях примет и т. п.), в религиозных учениях, в частности в иудео-христианской эсхатологии, наконец, в связи с концепциями общественных преобразований — в утопических и социалистических учениях. Предложение разработать специальное философское и научное знание о будущем оказалось своевременным. Радикальное ускорение исторического процесса, кризисы 20 в., бурное развитие экономики, науки и техники, интенсивность социальных и культурных изменений вызвали острую потребность объяснить ход истории и предсказать его результаты, определили массовый интерес к историческим перспективам мира и конкретных обществ. До сер. 20 в. анализ этих перспектив был сосредоточен в марксистском учении о будущем человечества, а вне рамок этого учения -ничивался представлением о завершении истории наличным этапом ее эволюции, исключающим значительные исторические инновации, мобилизацию общества для решения больших исторических задач, возникновение в будущем новых исторических объектов.
В кон. 50-х — нач. 60-х гг. 20 в. в западном обществознании произошли радикальные перемены. К проблемам развития и его результатам обратились все отрасли знания: и естественно-научного (энергетика, биология, экология, информатика, коммуникации и т. д.), и философского, и социального. Сравни гельно быстро в конкретных социальных науках и в большой теории началось проектирование будущего в форме новых эпох, новых цивилизаций, новых сдвигов и даже революций сознания, культуры образа и форм жизни, экологических, технологических, демографических, военных и пр. кризисов и катастроф (пессимистическое крыло теории) и создания «иных», процветающих посткапиталистических обществ (оптимистическое направление футурологии). Начались поиски нового этоса человеческого бытия, новых представлений о механизмах жизнедеятельности, о становлении новой социальности того или иного типа, об эффективном функционировании социальных систем разных типов и развитии самого человека. В 60—70-е гг. были разработаны и основные концепции будущего — «нового индустриального общества» (Дж. К. Гэлбрейт и др.), постиндустриального общества (Р. Арон, Д. Белл и др.), а затем и множества разновидностей этого архетипа новой «технотронной эры» (3. Бжезинский): «процветающего», «благого», «организованного», «информационного» и др. обществ. Футурология, однако, не стала ни особой наукой, ни специфической философией, но превратилась в общее движение научной мысли, обращенной к анализу социальной динамики и ее результатов. Футурологическая ориентация обществознания привела к созданию концепций социального изменения в социологии (Т. Пирсоне, Р. Мертон и др.), теорий роста (экономического, социального, культурного и др.), социального развития и формирования новых мировых систем (экономические, политические, этические теории нового мирового порядка). Собственно футурологические научные исследования переросли в быстроразвивающуюся, оснащенную собственной методологией и математическим аппаратом прогностику (или проспекцию).
Прогностика, как и футурология, в целом исходила из представления о мире как едином образовании, целостном теле, в котором протекают общие процессы индустриального, постиндустриального, цивилизационного развития, и явилась одним из направлений теорий социального развития, попыткой создать методологию теорий прогресса с идеологией постоянной смены эпох, непрерывной модернизацией общества (см. Модернизация социальная).
Можно выделить два вида прогностического исследования — интуитивное предсказание, которое, исходя из анализа настоящего положения дел, дает возможные варианты будущего хода событий, и нормативное, или предписывающее, предсказание, имеющее целью определение альтернатив, выбора желаемого варианта развития и мер для его достижения (исследования Римского клуба).
Предсказание будущего становится тем самым практической задачей, составной частью социального, политического, экономического управления на основе современных методов сбора и обработки информации и принятых на этой основе научно оправданных решений. Футурология в научно-технической, экологической, социально-политической и др. областях уже сыграла значительную роль в объяснении, предупреждении и устранении ряда кризисов нашего времени и в организации современного мира.
Общий поток футурологических исследований разделился на два основных направления: оптимистическое и пессимистическое (теории кризисов и катастроф). Оба они в свою очередь дифференцированы по содержанию и тональности на ряд школ и тенденций: футурология участия, т. е. участие масс в управлении (Ф. Полак, Р. Юнг, А. Уоскоу, Ю. Гальтунг); футурология «поворотного будущего» (Т. Джонс, Б. Фуллер, Г. Кан и др.); фугурология непрофессиональных (для обществознания), гуманистически ориентированных естествоиспытателей (Д. Габор, К. Ф. фон Вейцзекер); проектирование моделей мирового порядка (С. С. Менделовац, Дж. Бхагвати, А. Мазрун, Р. Котари, Р. Фальк); гуманистическая группа — Римский клуб и авторы его докладов (Б. де Жувенель); американское оптимистическое направление — «неумеренные пророки», технологические оптимисты, обсуждающие дилемму крушения или спасения (Б. Фуллер и Дж. Макчейл); сциентистское прогностическое направление — «МИТР корпорейшн», «Рэнд корпорейшн» (Г. Кан, О. Хелмер, Т. Гордон и др.), Стэнфордский исследовательский институт (центр исследования политики обучения под руководством У. Хармена). Американская академия искусств и наук, Комиссия-2000 (под руководством Д. Белла) и др.
Лит.: Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1995; Белявский А. В., Лишчкин В. А. Тайные предвидения. Прогностика и будущее. М., 1977; Бестужев-Лада И. В. Прогнозное обоснование социальных нововведений. М., 1993; Он же. Социальное прогнозирование. Особенность и принцип. М., 1997; Он же. Россия накануне XXI века, 1904—2004: от колосса к коллапсу и обратно. М., 1997; Он же. Нормативное специальное прогнозирование: возможные пути реализации целей общества. Опыт систематизации. М., 1998; Тоффлер О. Футурошок. СПб., 1997; Bell D. The Cultural Contradictions of Capitalism. N.Y., 1976; Idem, BouldingK. The Meaning f the Twentieth Century: The Great Transition. N.Y., 1964; BnevnskiZ. Between two Ages: Americas Role in the Technotronic Era. N. Y., 1970; Harman W. The Coming Transformation.— «Futurist», 1977, N 4; Idem. An Incomplete Guide to the Future. San Francisco, 1976; Kahn H., Wiener A. I. The Year 2000: A Framework for Speculation n the next 33 Years. N. У., 1967; Kahn H. The next 200 Years. N. Y, 1976; Folk R. A. A Study of Future World. N. Y, 1974; Me HaleJ. The Future of the Future. N. Y, 1969; Mendelovi S. H. On the Creation of a Just World Order. N. Y, 1974; Picht G., Flechtheim 0. K. Futurologie: Der Kampf um der Zukunft. Koln, 1971; PolakF. L. The Image of the Future. Amsterdam, 1993; Wager W. W. Building the City of Man: Outlines of a World Civilization. N.Y, 1971.
И. И. Кравченко
Источник: Новая философская энциклопедия
Футурология
от лат. futurum — будущее и греч. logos — учение) — область знаний, охватывающая перспективы социальных процессов. Немецкий социолог О. Флехтгейм предложил термин «футурология» в 1943 г. в качестве названия некой надклассовой «философии будущего», противопоставлявшейся им «идеологии» (учениям, оправдывавшим действительность) и «утопии» (отвергавшим ее). Однако новая «философия», как и ее бесчисленные предшественницы, оказалась мертворожденной, и термин был надолго забыт. Он получил на Западе распространение в начале 60?х гг. в связи с разработкой глобальных прогнозов социально-экономического характера и попытками подвести теоретическую базу под практику современного прогнозирования, обозначая на сей раз «науку о будущем», «историю будущего», призванную монополизировать прогностические (предсказательные) функции научных дисциплин. Но так как перспективы различных процессов изучаются многими науками, термин «футурология» ввиду многозначности и неопределенности с конца 60?х гг. вытесняется понятием «исследование будущего», которое охватывает весь сложный комплекс теории и практики разработки прогнозов, включая прогностику — науку о законах прогнозирования. В настоящее время термин «футурология» в СССР и за рубежом употребляется преимущественно в публицистике как образный синоним прогнозирования и прогностики, обозначая всю совокупность «литературы о будущем». В советской литературе он чаще относится лишь к современным немарксистским концепциям будущего человечества (буржуазная футурология). Предыстория футурологии связана с развитием религиозно-эсхатологических, утопических и идеалистических философско-исторических представлений о будущем. Марксизм произвел переворот в этих представлениях, с него началась собственно история предвидения научного. В условиях борьбы марксизма-ленинизма против идеалистических концепций будущего, а также позитивизма, отрицавшего возможность научного предвидения, во второй половине XIX — начале XX в. некоторые писатели и ученые (П. Гартинг, Ш. Рише, Г. Тард, Э. Говард, М. Бертло, Г. Уэллс, И. И. Мечников, Д. И. Менделеев, К. Э. Циолковский и др.) выступили с работами футурологического характера (так наз. ранняя футурология). Число таких выступления умножилось в 20 — начале 30?х гг. в связи с долгосрочными планами развития экономики и культуры СССР, что вызвало на Западе дискуссию о возможностях научного предвидения (работы Дж. Б. С. Холдейна, А. Лоу, Ф. Джиббса, Э. Биркенхеда и др.). С середины 30?х гг. из-за второй мировой войны эта литература сошла на нет, но с конца 40?х гг. ее количество вновь стало быстро расти. На этот раз рост был связан с зарождением концепции научно-технической революции, ее наблюдаемых, ожидаемых и желательных социально-экономических последствий (труды Дж. Бернала, Н. Винера, Р. Юнгка, Дж. Томсона, А. Кларка и др.). «Бум прогнозов» в начале 60?х гг. придал росту «литературы о будущем» беспрецедентно огромные масштабы. В 60?х гг. сложилось три основных течения буржуазной футурологии: преобладавшее в то время открыто апологетическое, опиравшееся на концепции, пытавшиеся доказать жизнеспособность государственно-монополистического капитализма, возможность его модернизации и выступавшее под знаменем теории «постиндустриального общества», противопоставлявшейся научному коммунизму (У. Ростоу, Дж. Гэлбрейт, Д. Белл, Г. Кан (США), Ж. Фурастье, Р. Арон, А. Турэн, Б. де Жувенель (Франция) и др.); гораздо белее слабое — реформистское, проповедовавшее «конвергенцию» капитализма и социализма (Ф. Бааде (ФРГ), Р. Юнгк (Австрия), Ф. Полак (Нидерланды), И. Галтунг (Норвегия) и др.); наконец, еще более слабое — «апокалипсическое», опиравшееся на философию экзистенциализма, тейярдизма, неопозитивизма и развивавшее концепции первой половины XX в. (О. Шпенглер, П. Сорокин, А. Тойнби) о неизбежности гибели «западной цивилизации» в условиях социальных последствий НТР (П. Тейяр де Шарден, Ж. П. Сартр (Франция), К. Ясперс (ФРГ) и др.). В конце 60?х гг. первые два течения подверглись резкой критике, причем не только со стороны марксистов, как ранее, но и из самого лагеря буржуазных идеологов, а также со стороны леворадикальных кругов (А. Уоскоу, Дж. Платт, О. Тоффлер (США) и др.), так как выяснилась несостоятельность оптимистических прогнозов в свете социальных последствий НТР для капитализма. Буржуазная футурология оказалась в состоянии глубокого кризиса. В этих условиях ведущую роль в буржуазной футурологии занял Римский клуб — международная общественная организация, объединившая несколько десятков видных ученых, политических деятелей, бизнесменов Запада во главе с итальянским экономистом А. Печчеи и выступившая инициатором исследования глобальных проблем современности, стоящих перед человечеством, методами моделирования социальных процессов. При содействии Римского клуба было проведено несколько таких исследований: «Мировая динамика» под рук. Дж. Форрестера (США, 1971); «Пределы роста» под рук. Д. Медоуза (США, 1972); «Человечество на поворотном пункте» под рук. М. Месаровича (США) и Э. Пестеля (ФРГ, 1974); «Пересмотр международного экономического порядка» под рук. Я. Тинбергена (Нидерланды, 1976), «Цели человечества» под рук. Э. Ласло (США, 1977); «За пределами века расточительства» под рук. Д. Габора (Великобритания) и У. Коломбо (Италия, 1978); «Перспективы образования человека и общества» под рук. Дж. Боткина (США), М. Малицы (СРР) и М. Эльманджры (Марокко, 1979); «Энергия: игра на понижение» Т. де Монбриаля (Франция, 1979); «Диалог о богатстве и благосостоянии» О. Джиарини (Швейцария, 1980); «Третий мир — три четверти мира» М. Гернье (Франция, 1980); «Путеводитель в будущее» Б. Гаврилишина (США, 1980) и др. В центре внимания современной буржуазной футурологии остается дискуссия о степени вероятности и путях преодоления грядущих кризисных ситуаций. В ходе ее западные футурологи разделились на два новых течения: «экологические пессимисты» неомальтузианского толка (Дж. Форрестер, Д. Медоуз, Р. Гейлброунер (США) и др.), доказывающие невозможность преодоления нарастающих кризисных ситуаций без приостановки роста населения и промышленного производства (концепции «нулевого роста»), и «технологические оптимисты» (К. Фримэн (Великобритания), Г. Кан, В. Феркисс (США) и др.), возлагающие надежды в данном отношении на огромный потенциал научно-технического прогресса (концепции «органического» или «сбалансированного» роста по отдельным регионам планеты и отраслям производства). Затяжной кризис футурологии на Западе — одно из проявлений общего кризиса капитализма, включая буржуазную идеологию. Концепции буржуазной футурологии подвергаются развернутой критике с марксистских позиций (см. Лавалле Л. За марксистское исследование будущего. М., 1974; Будущее человеческого общества: критика буржуазных философских и социально-политических концепций. М., 1971; Араб-Оглы Э. А. В лабиринте пророчеств. М., 1973; Ожелов Ю. П. Социальное прогнозирование и идеологическая борьба. М., 1975; Бовш В. И. Футурология и антикоммунизм. Минск, 1977; Косолапов В. В., Лисичкин В. А. Критика буржуазных концепций будущего. М., 1978; Борьба идей в современном мире. М., 1975—1978, т. 1—3; Шахназаров Г. X. Фиаско футурологии. М., 1979; Бестужев-Лада И. В. Кризис буржуазных концепций будущего человечества. М., 1979). Многообразным и противоречивым концепциям буржуазной футурологии противостоит подлинно научное предвидение, основы которого заложены в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина. Марксистско-ленинское научное предвидение основано на положениях диалектического и исторического материализма, тесно связано с теорией научного коммунизма, со всем марксистско-ленинским учением. Методы и техника прогнозирования в условиях социализма и капитализма имеют некоторые общие черты, но существуют принципиальные различия методологии и характера прогнозов с позиций буржуазной футурологии и с позиций марксизма-ленинизма (см. Предвидение научное). С конца 70?х гг. оба течения буржуазной футурологии стали отходить на задний план, выступая все чаще оппонентами по отношению к третьему, представители которого развернули поиски «новой цивилизации», способной преодолеть назревающие опасности. В рамках буржуазной футурологии эти поиски связываются преимущественно не столько с необходимостью социальных преобразований, сколько с различными техническими факторами; переходом на «чистую» энергетику (гелио-, гидро-, ветро-, геотермоэнергетика, энергия приливов, волн, разница температур, способная давать электроток на полупроводниках, и пр.), на рациональное потребление с преодолением расточительства сырья в развитых странах Запада, на «рациональное жилье» и «рациональное расселение» с преодолением тех же нежелательных тенденций, на сокращение транспортных перегрузок путем более интенсивного использования возможностей кабельного ТВ и т. д. Типичны в этом отношении работы Г. Гендерсон, М. Сатина, М. Фергюсон, Дж. Рифкина (США), последние работы О. Тоффлера и др.
Источник: Научный коммунизм. Словарь