ПРАВДОПОДОБИЕ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ПРАВДОПОДОБИЕ
эстетическое понятие, в котором фиксируется особое качество художественного изображения — его подобие действительности, сходство с ней.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

ПРАВДОПОДОБИЕ
эстетическое понятие, в к-ром фиксируется особое качество худож. изображения — его подобие действительности, сходство с ней. Стремление к созданию худож. изображений, воспроизводящих жизнь в формах «самой жизни», уходит своими корнями в глубокую древность и опирается на способность человеческого сознания, согласно Ленину, копировать, фотографировать, отображать объективную реальность. Отношение к П. и его роли в худож. творчестве изменялось исторически. Оно высоко ценилось в иск-ве и эстетике древности, ориентировавшихся на принцип худож. подражания (Мимесис, Подражания теория). В этот период нередко издавались даже особые законы для художников (Фивы), требовавшие от них под страхом наказания «лучше подражать природе». Такое отношение к П. сохраняется в эстетике Возрождения. Леонардо да Винчи уподобляет ум живописца зеркалу, хотя и не считает, что следует механически копировать действительность. Принцип «П.», трактуемый как требование иллюзорного сходства условного мира иск-ва с реальностью, является основой эстетики классицизма. Значительно меньшее значение придается П. в эстетических теориях, созданных критиками теории подражания (Кант, Гегель, Гете). В них в противовес П., рассматриваемому в качестве синонима натуралистического копирования реальности (Натурализм), выдвигается принцип худож. правды (Правда художественная). Во второй половине XIX и XX в., на новом этапе развития худож. реализма, для к-рого было характерно сочетание широких образных обобщений с «объективной манерой» воспроизведения в иск-ве жизненной конкретики («натуральная школа»: И. С. Тургенев, Достоевский, Толстой, А. П. Чехов, «передвижники» — в России; Г. Флобер, Доля, импрессионисты, веристы — в Европе) , вновь возрождается интерес к проблеме П. Диалектический подход к вопросу о взаимосвязи П. и худож. правды нашел отражение в эстетике рус. революционных демократов (Революционно-демократическая эстетика), прежде всего в работах Чернышевского. Марксистско-ленинская эстетика исходит из диалектического взгляда на соотношение в иск-ве реальности и фантазии, П. и худож. правды. Напротив, в эстетике и иск-ве модернизма (сюрреализм, поп-арт, гипперреализм) П. нередко противостоит реалистической образности.

Источник: Эстетика: Словарь



Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
321.83 кб

Альтернатива истине: смысл или правдоподобие?

Огурцов Александр Павлович
Читать PDF
415.03 кб

Дискуссии студентов об истине и правдоподобии

Плохова Мария Александровна
Студенческие дискуссии какими они могут быть? Если в студенческих спорах не рождается истина, то рождается как минимум понимание многогранности этого понятия. Статья М.А.
Читать PDF
338.29 кб

Прагматика мнения: правдоподобность versus вероятность

Нехаев Андрей Викторович
В статье предпринимается попытка найти и обосновать критерий для оценки таких референциально непрозрачных повествовательных структур, как мнение
Читать PDF
2.28 мб

Вероятность и правдоподобные рассуждения

Рузавин Г.И.
Читать PDF
445.58 кб

Признание научности в эпистемологии правдоподобных рассуждений

Креймер Михаил Абрамович
Государственный стандарт, определяющий содержание отчетов научно-исследовательских работ (НИР), не отражает принципы (законы) достаточного основания.

Похожие термины:

  • ПРАВДОПОДОБНЫЕ РАССУЖДЕНИЯ

    получивший распространение в настоящее время термин для охвата всех рассуждений недедуктивного характера. В П. р. истинность посылок не гарантирует истинности заключения (как в дедуктивных рассу