ПОСТ

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ПОСТЫ

        распространенное в индуизме обрядово-магич. средство, к-рое служит ритуальному очищению верующего и т. обр. делает более безопасными его контакты с сакральными уровнями бытия (в части., во время праздников). Соблюдение П. считается и определенной нравственной заслугой для верующего.
Н. Краснодембская

Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь

Пост
Временное ограничение в пище или в удовлетворении других потребностей (в католичестве, например, распространен 40‑дневный пост, заканчивающийся в святую пятницу, в память о 40 днях, проведенных Христом в пустыне). Вольтер задается вопросом о причинах возникновения поста, предполагая, что он вызван либо медицинскими соображениями с целью лечения желудочных расстройств, либо отсутствием аппетита, связанным с какими‑либо огорчениями. Затем его тон заметно повышается: «Богач‑папист, стол которого уставлен блюдами с рыбой на пятьсот франков, спасется, а бедняк, умирающий с голода и съевший на четыре су солонины, погибнет! […] Глупые и жестокие священники! Кому вы предписываете посты? Богатым? Они и не думают их соблюдать. Бедным? Они и так постятся круглый год». Мне нравится этот гнев Вольтера. Но нравятся также и люди, еще и сегодня способные поститься, если, конечно, они делают это не из гигиенических соображений и не из кокетства.

Источник: Философский словарь.

ПОСТЫ
религ. запреты или ограничения на употребление пищи вообще или нек-рых продуктов. Духовенство рассматривает П. как одно из средств психологич. воздействия на верующих для «очищения и обновления человеч. души». Истоки пищевых запретов уходят в древн. времена, когда из-за нехватки продуктов питания люди вынуждены были прибегать к самоограничениям в еде. Впоследствии эти запреты получили религ. освящение, В рус. православии П. занимают около 200 дней в году, среди них 4 многодневных: предшествующий пасхе великий П., продолжающийся 7 недель; Петров П. - от 8 до 42 дней; успенский П. - две недели, с I по 15 августа по ст. стилю; рождественский, или Филиппов, П. - с 15 ноября до рождества Христова. Помимо этого существуют однодневные П. - в дни праздников воздвижения креста господня, усекновения главы Иоанна Предтечи, в канун богоявления. Налагаются запреты на нек-рые виды пищи по средам и пятницам каждой недели, не считая недели пасхи, недели троицы и 12 дней после рождества Христова. Церк. требования воздержания в пище не имеют ничего общего с медицин, рекомендациями, ибо не учитывают особенностей организма того или иного человека. Их цель - создать особый эмоциональн. настрой у верующих, вызывающий стремление к покаянию.

Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7

Посты
религиозные запреты или ограничения на пищу вообще или на нек-рые ее виды. Во всех религиях П. придано духовно-нравственное, «очистительное» значение, как наиболее «действенному средству очищения и обновления человеческой души». В православии многодневные и однодневные посты занимают более двухсот дней в году. К многодневным относятся великий пост — перед пасхой, рождественский, или Филиппов, — перед рождеством, Петров пост — перед праздником ап. Петра и Павла (от одной до пяти недель, в зависимости от ранней или поздней пасхи) и двухнедельный успенский П. — перед праздником успения. Однодневными являются за небольшим исключением среда и пятница и ряд праздников (воздвижение креста, крещенский сочельник и т. д.). Наряду с воздержанием от пищи верующим запрещается в период П. совершение таинства брака, а находящимся в браке предписывается воздержание от супружеского общения, запрещается участие в к.-л. светских увеселениях. В совр. условиях православная церковь не требует строгого исполнения всех без исключения П., однако, обязывает верующих знать церк. предписания на этот счет для выработки у каждого постящегося и непостящегося «покаянного настроения». В католицизме П. не столь строги — допускается принятие молочной пищи. В иудаизме существуют общественные П. (в судный день, в дни памяти легендарных событий) и индивидуальные П. по обету, а также П. в день годовщины смерти родителей. В исламе важное место занимает пост ураза. Соблюдение П. преследует цель укрепления религиозности.

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

ПОСТ...
приставка, с помощью которой образованы названия ряда философских направлений конца XX в. (постмодернизм, постпозитивизм, постструктурализм). В этих названиях определения направлений даются не через указание на их предмет, метод, ценностные ориентации, а через своеобразное отрицание непосредственных предшественников. Особенность этого отрицания - в отличие от диалектического или негативного отрицаний - состоит в том, что оно не преодолевает предшествующую форму, а ограничивает ее значение (и притязания) постановкой в ряд или "круг" других форм. Это - "порядковое", "комбинаторное" отрицание, сохраняющее сложившуюся предметность философской деятельности, но меняющее (или разрушающее) принятые представления о иерархии установок и методов.
Подобный же способ форм и типов человеческой деятельности мы обнаруживаем и за пределами философии. В конце XX в. широкое хождение в обществе приобретают термины "постиндустриализм", "посткапитализм", "посткоммунизм", "постфордизм" и т. п. Это - парадоксальные термины, поскольку они точно не указывают на П., а лишь фиксируют связь П. с определенным содержанием (индустриализм), с ограничением этого содержания, с возможностью взаимодействия этого содержания с другими содержаниями жизни и деятельности людей. Понятия эти определены "с одной стороны", "с другой стороны", они открыты для преобразования и конкретной переработки. Судя по всему, ориентиры, содержащиеся в подобных П., указывают на условность общей системы, в которой даются определения (философии, общества, культуры, типа деятельности), а стало быть, и на необходимость доведения общих определений до конкретного представления об особом способе организации характеризуемого предмета.
В. Е. Кемеров

Источник: Современный философский словарь

Посты
Учреждение христ. церкви, имеющее целью содействовать господству в христианине духовно-нравственных стремлений над чувственными. П. существовал еще в ветхом завете. В христианстве учреждение его современно самой церкви: он основан на примере И. Христа (Mф. IV, 2) и апостолов (Деян. XIII, XIV). Посты православной церкви разделяются на многодневные и однодневные. К числу многодневных принадлежат посты: 1) св. четыредесятницы; 2) пост ап. Петра и Павла, иначе называемый Петровым, или апостольским. Так как начало этого П. зависит от праздника Пасхи, то он бывает то короче, то продолжительнее. При наибольшей продолжительности он обнимает шесть недель, при наименьшей – неделю с днем. 3) Успенский П. (в просторечии – госпожинки), в честь Пресв. Богородицы, продолжается от 1 до 15 августа ст. ст. По строгости пощения он приближается к великому; ослабляется по субботам и воскресным дням, а также в праздник Преображения Господня. 4) Рождественский пост предваряет собой праздник Рождества Христова за сорок дней, почему называется также четыредесятницей. Другое название его филипповский пост (в просторечии филипповки), так как в день его начала, 14 ноября ст. ст., празднуется памать ап. Филиппа. По правилам воздержания он приближается к посту апостольскому. Строгость его особенно усиливается с 20-го декабря ст. ст., т. е. в дни предпразденства Рождества Христова, и достигает высшей степени в последний день, так называемый сочельник. К числу однодневных постов принадлежат: а) пост в среду и пяток, установленный церковью по причине вспоминаемых в эти дни событий – предания Спасителя на страдания и смерть и самих страданий и смерти Его; б) пост в праздник Воздвижения Креста Господня, 14 сентября (ст. ст.); в) пост в день Усекновения главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, 29 августа, и г) пост в навечерие Богоявления Господня, 5 января ст. ст.

Источник: Православный церковный словарь.

ПОСТЫ
религ. запреты или ограничения на пищу вообще или нек-рые ее виды. Используются в разных религиях как одно из важных средств церк. регламентации жизни верующих, углубления их религиозности. По словам богословов, П. являются .действенным средством очищения и обновления человеческой души». Существуют многодневные и однодневные П. В православии к первым относятся великий П. перед пасхой, рождественский, или Филиппов, - перед рождеством, Петров - перед праздником апостолов Петра и Павла и успенский - перед успением. Однодневные П. предписываются верующим по средам и пятницам, а также в др. дни года (напр., в крещенский сочельник, в праздник воздвижения креста и. т. д.). Во время П. запрещается совершение таинства брака, участие в к.-л. светских увеселениях. В исламе важное место занимает поет ураза, во время к-рого запрещается прием пищи от восхода до заката солнца. В иудаизме наряду с обществ. П. (в судный день или в дни памятных событий в жизни иудеев) существуют индивидуальные — по обету, в день почитания памяти родителей. Пищевые запреты уходят корнями в далекое прошлое, когда вследствие недостатка продуктов питания люди вынуждены были идти на самоограничения в еде. Со временем эти запреты получили релит, санкцию. Требуя от верующих строгого соблюдения П., релит, проповедники ставили в пример подвижников, к-рые доводили себя П. до изнурения. В дни П. в храмах царит особая обстановка, к-рая способствует выработке у верующих «покаянного настроения», желания исповедоваться в грехах, укрепляет их в убеждении, что человек, «предоставленный самому себе, не в силах победить низкую природу и грех», он должен возложить надежды на бога и церковь, связать с ними свою жизнь. В наст. вр. духовенство делает нек-рые послабления в требованиях соблюдать П., разрешая в отд. случаях лицам, к-рым противопоказано воздержание от пищи, не столь строго придерживаться ре-лиг. предписаний. Однако при этом они призываются к неукоснительному соблюдению «духовного воздержания», «очищению от грехов» и покаянию. Т. о., П. остаются важным средством идеологич. и эмоц. воздействия на верующих.

Источник: Атеистический словарь

ПОСТ
религ. запрет на пищу вообще или на мясную, рыбную, молочную пищу, устанавливаемый на определ. время. П. служит одним из средств углубления религиозности среди верующих. Возникновение постов относится к глубокой древности, к тем временам, когда вследствие неразвитости производит, сил люди не в состоянии были обеспечивать себя достаточным количеством пищи для регулярного нормального питания, вынуждены были временами голодать и ограничивать питание. Эти голодовки и ограничения принимали форму узаконенных обычаями запретов - табу. Возникали пищевые запреты и по др. причинам: на плоды до общего их созревания, на мясо животных в период выведения ими потомства (для сохранения ресурсов питания) и т. п. Эти запреты никакого отношения к религии не имели и лишь впоследствии были освящены ею, в частности в форме П. Пищовым запретам было придано «очистит.» и аскетич. значение. В православии П. делятся на многодневные я однодневные. К первым относятся весенний «великий» П., летний петровский, осенний успенский и зимний рождественский. К однодневным - среда и пятница, а у особо ревностных верующих также понедельник почти жаждой недели и нек-рые др. постные дни. Всего православие санкционирует свыше двухсот постных дней в году. Во время П. в правосл. церквах устраиваются длит. службы, верующие приводятся к исповеди, им запрещаются участие в к.-л. увеселениях, вступление в брак, вводятся и др. ограничения.
Таковы же в общих чертах П. и в католицизме. У мусульман одной из гл. обязанностей верующих является соблюдение поста-уразы, во время к-рой запрещается принятие пищи, утоление жажды, курение и проявление жизнерадостности от восхода до захода солнца на протяжении месяца рамазана. В иудаизме установлены П. как дни покаяния (судный день - иом кипур) или в память разл. легендарных событий в истории народа и индивидуальные П. - по обету, в день годовщины смерти родителей. П. принят также в буддизме и у сектантов. Продолжительные П. изнуряют, истощают организм и наносят огромный вред здоровью, снижают умств. и физ. работоспособность человека. Особенно тяжело П. отражаются на детях, стариках, беременных женщинах. В условиях социализма П. являются пережитком и соблюдаются очень немногими верующими.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

ПОСТ
(Fast, Fasting). Полное или частичное воздержание от пищи в течение какогото времени, к к-ром у прибегают обычно из религиозных или нравственных соображений. Религиозные предписания, касающиеся отношения к пище, могут быть самыми разными. Так, зороастризм запрещает воздерживаться от пищи, а джайнизм учит бесстрастию и отрешенности, предполагая, что вершина всех устремлений верующего  добровольный уход из жизни посредством поста.
Почти все религии поощряют или освящают пост в той или иной форме. В религиях первобытных и примитивных обществ он часто становится средством воздействия на богов или их умилостивления, борьбы с неурожаем и подготовки к совершению таких обрядов, как инициация или оплакивание. Древние греки постились перед тем, как обратиться к оракулу; американские индейцы считали, что пост необходим воину для обретения тотема; африканские шаманы воздерживались от пищи, когда общались с духами. Для многих восточных религий характерно представление о том, что, голодая, можно обрести ясновидение и мистические способности. В иудаизме, нескольких христианских конфессиях и исламе существуют определенные периоды, установленные для поста, крый связывают либо с усмирением плоти, либо с раскаянием в грехах. По требованиям ислама, во время рамадана, ежегодного поста, мусульмане воздерживаются от пищи и питья от рассвета до заката солнца.
В иудаизме, согласно закону, для всеобщего поста выделялся только один день в году  день Очищения (Лев 16:2931; 23:2632; Чис29:711). Темне менее в ВЗ есть упоминания и о других постах, всеобщих и частных, крые в сочетании с молитвой были установлены в знак скорби (1 Цар 31:13; 2 Цар 1:12), печали и раскаяния (2 Цар 12:1523; 3 Цар 21:2729; Неем 9:12; Иоил 2:1213), а также для того, чтобы показать смирение перед Богом (2 Пар 20:14; Пс 34:13; 68:11; 108:24; Дан 9:3). Однако Св. Писание устами пророков осуждает пост, если он не сопровождается праведными делами, и обличает его как пустое законничество(Ис50:8; Иер 14:1112).
Иисус постился в пустыне, перед тем как выйти на служение (Мф 4:12; Лк 4:12). Однако, по свидетельству НЗ, Он упоминал о посте только дважды  когда предостерегал учеников от показного благочестия и когда указывал на то, что они будут поститься лишь после того, как Он их покинет (Мф 6:1618; 9:1415; ср. Мк 2:1820; Лк 5:3335). В отличие от Иоанна Крестителя и фарисеев Иисус не настаивал на необходимости поста и не устанавливал для своих учеников никаких правил, связанных сего соблюдением.
Первые христиане не придавали особого значения посту, однако постились в связи с важными событиями в жизни общины (Деян 13:23; 14:23). Более того, иудеохристиане соблюдали еврейский обычай поста и молитвы по понедельникам и четвергам (в нач. II в.  очевидно, в ходе борьбы с иудействующими  эти дни были заменены средами и пятницами). Как бы то ни было, посты обычно заканчивались в полдень и не считались строго обязательными. Позже пост по средам и пятницам подготавливал христиан к празднованию Пасхи.
ВIV в. христианство получило официальное признание в Римской империи. Как государственный институт Церковь все больше значения придавала форме, обряду и литургии. Все теснее становилась связь между постом, теологией законнического толка, а также концепцией воздаяния за добрые дела. В том же IVв. вместо двухдневного поста перед Пасхой, принятого в древней Церкви, был введен сорокадневный, крый в Хв. считался уже обязательным для всего западного христианского мира. К-ром е того, с самого начала пост стал необходимым элементом в жизни первых монашеских общин. Когда мученичество как высший акт жертвенного служения Богу вытеснил в IV в. монашеский путь спасения, то под влиянием аскетической практики воздержания от пищи, распространенной у монахов, среди мирян развилась любовь к постничеству.
В Средние века были установлены и включены в церковный календарь еще несколько постных дней, приходящихся на начало важнейших сельскохозяйственных операций. В Италии дни обязательного поста среда, пятница и суббота, следующая после великопостного воскресенья, а также день Пятидесятницы и 14 сент. Четвертый пост  с 13 дек. и до праздника Рождества  был установлен позже.
Протестантские реформаторы XVI в. (исключая англикан) отвергали обязательные посты наряду со многими другими обрядами и формальными предписаниями Католической церкви. Анабаптисты, оказавшиеся в этом вопросе гораздо решительнее остальных религиозных течений той эпохи, лишили пост обязательного характера, сделав его частным делом верующих. Каждый анабаптист мог сам для себя решать, насколько пост способствует его молитве, самодисциплине и благочестию.
Католическая церковь продолжала сохранять календарь постных дней вплоть до XXв., пока решениями нескольких актов Второго Ватиканского собора календарь не подвергся изменениям. Более того, в наше время католики связывают пост с призывом любить ближнего и видят в практике поста символ братского уподобления нищим и голодным. В некрых христианских кругах  католических и некатолических, евангелических и неевангелических  все популярнее становится обычай совместной ск-ром ной трапезы, после чего сумму, соответствующую стоимости обычного обеда, жертвуют на нужды гододающих. В этом видят современный вариант поста. В XX в. участники движения пятидесятниковхаризматов много писали о преимуществах поста, указывая на то, что в сочетании с молитвой пост служит средством углубления духовной жизни и обретения благодати Божьей. Некрые лидеры этого движения даже утверждают, что с помощью поста и молитвы можно придать определенное направление ходу истории.
Однако пост, как и другие религиозные практики, не исключает возможности злоупотреблений, особенно в тех случаях, когда его значимость преувеличивается за счет других учений, содержащихся в Св. Писании, либо когда он становится средством достижения эгоистических целей. Библия предостерегает от искажения истинных целей поста и прочих религиозных практик, чтобы они не превратились лишь в средства получить от Бога те или иные материальные блага, не стали простой формальностью и самоцелью, подменяя подлинное раскаяние показной религиозностью (Ис 58; Зах 7:5; Мф 6:16). Более того, психологические исследования показывают, что иногда постом злоупотребляют, чтобы вызвать "видения", крые могут причинить вред. С другой стороны, Библия свидетельствует о том, что пост и молитва могут стать ценной составляющей в общинной и частной жизни христианина, хотя к ним следует обращаться с величайшей осторожностью, чтобы они не выродились в пустую обрядность или в попытку манипулировать Богом.
R.D. l1nder (пер. В. Р.)
Библиография: Н. Franke, Lent and Easter; A. Wallis, Gods Chosen Fast; J. L. Beall, TheAdventure of Fasting; D. Prince, Shaping History Through Prayer and Fasting; ?. N. Rogers, Fasting: The Phenomenon of SelfDenial; A. Cott et al., Fasting: A Way of Life; A.M. Fulton, ed.,The FastingPrimer;O. Dewelt, What the Bible Says about Prayer and Fasting.

Источник: Теологический энциклопедический словарь

ПОСТ-
Oт ПОСТ-культуры) (сущ. ср. рода — оно, нечто, не имеющее определенного рода) Рабочее понятие, используемое В.Бычковым для обозначения современной (условно — с сер.ХХ в., с поп-арта в искусстве, хотя истоки его коренятся в начале нашего столетия) ситуации в сфере культуры, и прежде всего, в художественной культуре. П. рассматривается как некий переходный период (переходная среда) от Культуры (с большой буквы — см: Художественная культура XX века) к чему-то принципиально ИНОМУ. Если под Культурой в ее средиземноморско-европейском варианте, по крайней мере, иметь в виду одухотворенное сущностное ядро цивилизации, всеобъемлющую материализованную носительницу Духа, то П. — это: или 1. идущая ей на смену в XX в. супертехнизированная, компьютеризированная потребительская цивилизация, изгнавшая Дух и оставленная Духом; или 2. некий уникальный переходный период в культурно-цивилизационном процессе, соответствующий астральному переходу из эры Рыб в эру Водолея; глобальному переходу человечества в новый эон бытия, предпосылки которого закладываются НТП (см.: НТП и искусство) XX в., но были в какой-то мере предопределены всем ходом исторического бытия человечества; переход от Культуры к чему-то принципиально иному; соответственно — к иным формам и способам материализации, актуализации, выражения Духа и духовного, слабо доступным восприятию человека традиционной Культуры. XX век — особый, уникальный век в человеческой истории; последний век традиционной Культуры (Культуры Книги, Культуры творческой Личности, в частности) и одухотворенного Искусства и первый век какой-то грядущей глобальной ИНАКОВОСТИ, которая пока на уровне искусства знаменуется, прежде всего, хаосогенной (почти энтропийной) вакханалией артефактов — плодов атомно-компьютерной цивилизации, обоготворившей материю и материальность, вещь и вещность, тело и телесность и отринувшей Дух и духовное, нравственное, эстетическое, да и собственно человеческое в его традиционном гуманистическом смысле. Антропный принцип и гуманистические ценности, как сущностные основания Культуры, уходят в историю, уводя с собой и Культуру. Им на смену приходит нечто (П.), слабо поддающееся пониманию и описанию в рамках традиционных мыслительных практик. Художественно-вне-художественная культура-анти-кулътура XX столетия — это причудливая смесь, мозаика из все еще ярких кубиков смальты Культуры и бесчисленных поделок и отбросов новейшей цивилизации; поделок, однако, не лишенных значения и своеобразных смыслов, во многом, правда, непонятных носителям Культуры, тем, кто еще — в Культуре. П. — это принципиально иное, вынесенное за («по ту сторону», как говаривал Ницше) рамки традиционных континуальных, каузальных, аксиологических отношений. Это — вне(сверх)смысловое завершение, алогичный конец логического развития; плод, впитавший в себя все, но являющий собою нечто, отрицающее все, его питавшее; это — отрицание и утверждение одновременно. Отрицание Духа и Культуры; утверждение на их основе чего-то принципиально иного, неведомого, почти недоступного пониманию представителей традиционной Культуры. То ли знамение конца человеческой истории и человечества, как тупиковой ветви жизни вообще; то ли начало триумфа глобальной бездуховности, свидетельствующего о нарождении нового типа человека-робота; то ли пред-чувствие каких-то совершенно иных форм космической духовности, выводящей человечество на новый уровень космического бытия, где место человеческой личности займет некий единый планетарный космо-антропо-организм с новым уровнем сознания, состоящий из множества клеток-людей, функционирующих в единой системе; то ли предвестие чего-то совсем непредставимого пока человеческому сознанию. Во всяком случае П., как феномен художественно-эстетичского сознания, всегда наиболее чутко и рано реагирующего на все космо-социоантропные изменения, знаменует собой некий глобальный переход подобного уровня. Художественно-вне-художественная культура-анти-культура нашего столетия — это «строматы» из множества авангардных ликов Культуры — арте-феноменов, завершающих развитие многовековой истории европейско-средиземноморской Культуры, начала которой теряются в исторических глубинах Шумера, Вавилона, Древнего Египта, античной Греции, и из бесчисленных уже, хотя и часто эфемерных, неустойчивых мгновенно возникающих и исчезающих артефактов — своеобразных иероглифов П. Арте-феномены нашего века, особенно такие столпы авангардного искусства, как Пикассо, Матисс, Кандинский, Шагал, Малевич, Клее, Миро, Дали, Мур, — последние носители Духа и, отчасти, предтечи (в этом один из закономерных парадоксов XX в.) новой эпохи бездуховного или мио-духовного П., пророки Апокалипсиса Культуры. Артефакты — отринувшие Дух и все духовное (в их традиционном бытии) произведения и поделки П. ИНАКовость артефактов П. хорошо ощущается (во всяком случае начиная с поп-арта), но смысл и сам факт их бытия пока плохо поддается, если поддается вообще, традиционной искусствоведческо-эстетической дескрипции. Ибо ИНАКовость не столько в форме, которая тоже — иная, но достаточно понятна на уровне эстетического опыта и, как и любая форма, поддается определенному дискурсу; сколько — в принципиально ином духе, смысле, содержании (если все эти термины классической эстетики уместны и применительно к явлениям какого-то иного уровня) этой арт-не-арт-культуры-не-культуры, или арт-реальности, а точнее всего — арт-ИНАКовости. Иной объект требует и иной дескрипции. В.Бычковым разработан и применяется на практике специальный метод вербализации эстетического опыта проникновения в арте-феномены и артефакты XX в. — ПОСТ-адеквации. Можно выделить 3 более-менее отчетливых этапа и состояния П.: 1. Предметный — начинается с рэди-мэйд Дюшана и характеризуется возведением в ранг произведения искусства любого утилитарного, часто самого незначительного предмета цивилизации, изъятого из его утилитарно-функционального контекста и помещенного в среду и пространство художественного музея или художественной выставки, галереи в качестве полноправного произведения искусства. 2. Предметно-композиционный, когда из утилитарных предметов цивилизации и их частей (деталей, обломков etc) художником создаются специальные инсталляции, ассамбляжи, на их основе и с их использованием организуются особые пространства — энвайронменты и пространственно-временные действа: перформансы, акции, хэппенинги. Он начался с того же Дюшана, поп-арта и достиг своего апогея в последней трети XX в. в творчестве Й.Бойса, Я.Кунеллиса, Р.Хорн и др. Здесь важнейшую роль приобретают семантика и специфическая поэтика случайных (как правило, алогичных, часто абсурдных — см.: Абсурд) сочетаний несочетаемых в утилитарной практике вещей и предметов и их частей; внутренняя неявная энергетика визуальных, тактильных, пластических, динамических и т. п. связей, реализованных только в данной конкретной композиции и в данном пространстве; возникновение некой новой пространственно-временной среды, в которую реально погружается реципиент. 3. Электронный — здесь в качестве главных элементов для создания Art-объектов используются уже не сами реальные предметы цивилизации, но их аудиовизуальные симулякры — кино-, видео-, компьютерные образы в бесчисленных комбинациях с принципиально новыми электронными видеоаудио-образованиями. На первый план выходят видео-инсталляции и компьютерные объекты, хотя в сочетании с ними еще часто используются и реальные предметы и их элементы. Все большую роль начинают приобретать виртуальные объекты и активные кибер-пространсгва, создаваемые в сети Internet (см.: Нет-арт); активно осваиваются приемы моделирования многообразных, многоуровневых виртуальных реальностей, в которых реципиент выступает в качестве активного действующего персонажа. На втором и третьем этапах П. большую роль играет фотография в ее документальной функции. Фото выступает здесь полноправным активным, поддающимся морфингу и другим электронным манипуляциям заместителем предмета вне зависимости от того, существует ли еще сам оригинал. В последние два-три десятилетия заметное место в П. занял постмодернизм. Однако П. не сводится к постмодернизму. Это более глобальное явление, включающее постмодернизм в качестве одной из многих составных частей. П. — это качественный скачок в сознании и материи; стремительный процесс снятия одного и становления иного: нового общечеловеческого унифицированного менталитета, новой мыслительной пластики, иного бытия в социуме, иного арт-мышления, иной структурности, иных форм выражения; иной пространственности и иной образующей ее телесности и т. д. и т. п. П. сменяет Культуру и несет с собой и в себе все ПОСТ-. Лит.: КорневиЩе ОБ. Книга неклассической эстетики. М.,1998; КорневиЩе ОА. Книга неклассической эстетики. М., 1999; Бычков В.В. К историософии современного искусства (Дескриптивно-лексикографический срез) // Пространства жизни. К 85-летию академика Б.В.Раушенбаха. М., 1999. С. 353 - 383; КорневиЩе 2000. Книга неклассической эстетики. М., 2000; Коrnе-wiSHCHe. A Book of Non-Classical Aesthetics. Moscow, 1998. В.Б.

Источник: Художественно-эстетическая культура XX века

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
147.91 кб

От теории «общественного договора» к «философии истории» ХIХ-ХХ веков (предпосылки формирования пост

Соколов Андрей Сергеевич
В статье рассматриваются различные когнитивные, социокультурные, антропологические факторы, обусловившие возникновение социальной философии и теоретическое своеобразие основных этапов ее развития.
Читать PDF
472.79 кб

Исповедальное слово и «Поток сознания»: экзистенциальный текст как неосуществленная исповедь в «Пост

Ибатуллина Гузель Муртазовна
В статье анализируются проблемы соотношения исповедального сознания и слова с экзистенциальным «потоком сознания».
Читать PDF
394.56 кб

Концепция пост-постмодернистской культурной парадигмы в социальной философии пола Куртца

Погодина О. А.
В статье рассматриваются взгляды американского мыслителя и общественного деятеля Пола Куртца.
Читать PDF
339.87 кб

Восстание обреченных: заметки о политической логике пост-Модерна

Мартьянов В. С.
Читать PDF
79.59 кб

Пылаев М. А. Западная феноменология религии: теоретико-методологические основания и перспективы пост

Антонов Константин Михайлович
Читать PDF
233.09 кб

Историческая эпистемология в состоянии «Пост-»

Подлевских Леонтий Геннадьевич
В статье выявляется наличие в исторической эпистемологии ситуации неопределенности. Она создается разрушением принципов модерна и постепенным утрачиванием доминирующих позиций постмодернизмом.
Читать PDF
355.48 кб

Виртуальное net-бытие пост(сверх)человека

Беляев Дмитрий Анатольевич
В статье рассматривается феномен эволюции человека к пост(сверх)человеку в пространстве виртуальной компьютерной реальности. При этом выделяются свойства виртуальной реальности и структура ее внутренней топологии.
Читать PDF
235.32 кб

Степень свободы социального субъекта в пространстве пост-идеологии

Гатауллин Адель Искандэрович, Лебедев Алексей Борисович
В статье описывается процесс трансформации субъекта модерна, напрямую связанной с классической бинарной оппозицией «субъект объект».
Читать PDF
213.36 кб

Постконтинентальная философия: пост- и неометафизический поворот

Тлостанова Мадина Владимировна
В статье рассматриваются основные понятия, идеи и установки постконтинентальной, преимущественно незападной философии как философии после континентальности (основного принципа разделения разума, мышления, субъектности в эпоху моде
Читать PDF
95.78 кб

97. 03. 042. Игнатов А. Антропологическая философия истории: в пользу философии истории в эпоху пост

Кимелев Ю. А.
Читать PDF
553.17 кб

97. 02. 009. Игнатов А. Антропологическая философия истории. В пользу философии истории в эпоху пост

Кимелев Ю. А.
Читать PDF
319.77 кб

Методология «Пост-» между философией и литературой (аспекты проблемы)

Ажимов Ф. Е.
В статье анализируются проблемы соотношения философии и литературы в контексте современных методологичес-ких проблем гуманитарного знания.
Читать PDF
494.49 кб

Оператор истины для классической сентенциональной логики и ее расширения на область неправильно пост

Павлов С. А.
In the paper axiomatic truth theory with truth operator for classical sentential logic is proposed. Such theory is extended on domain of not well-formed formulae and on sentential logic that was enriched by quantiers.
Читать PDF
0.00 байт

Философское понимание политики и современная (пост-)политическая ситуация

Шевчук Дмитрий Михайлович
Рассмотрены основные проблемы, с которыми сталкивается философская рефлексия политических проблем в контексте современности.
Читать PDF
0.00 байт

О метафоре «Пост» в применении к современному развитию России

Лобанов Сергей Дмитриевич
В статье рассматривается проблема отношения России и современности через дилемму свое/чужое.

Похожие термины:

  • ПОСТ-адеквации

    Термин, введенный В.Бычковым для обозначения особого метода вербализации опыта медитативно-ассоциативного проникновения в художественные феномены и артефакты XX в., в объекты ПОСТ-культуры. П. — о
  • ПОСТ ЭМИЛЬ ЛЕОН

    Post Emu Leon) (11 февраля 1897, Августов, Польша — 21 апреля 1954, Нью-Йорк) — американский логик и математик. В 1920 получил степень доктора философии в Колумбийском университете. Читал лекции по математике и ло
  • Ницше и ПОСТ-культура

    Фридрих Ницше — немецкий мыслитель, одним из первых в Европе наиболее остро ощутивший кризис культуры и своим творчеством и пророческими идеями предвосхитивший и отчасти спровоцировавший многи
  • Великий Пост

      Традиция Великого Поста возникла в древней христианской церкви и до настоящего времени сохранилась в основном в православной церкви. Великий Пост – это подготовка к Светлому Христову Воскресе
  • ПОСТ. ПОЩЕНИЕ

    Воздержание не только телесное (преимущественно от употребления в пищу продуктов животного происхождения), но и духовное. Цель поста – овладение собой и победа над страстями плоти, освобождение о