ПОСТ. ПОЩЕНИЕ

Найдено 1 определение
ПОСТ. ПОЩЕНИЕ
Воздержание не только телесное (преимущественно от употребления в пищу продуктов животного происхождения), но и духовное. Цель поста – овладение собой и победа над страстями плоти, освобождение от зависимости сему миру и сосредоточение на Царствии Божием, а также укрепление души против искушения и греха. “Как во множестве нечистот рождается много червей: так и от множества яств происходит много падений, лукавых помыслов и сновидений”, – писал Иоанн Лествичник (26: 231). Пост является незаменимым средством приобретения плодов Св. Духа и существует отнюдь не для того, чтобы верующие подвергали себя страданиям. Смысл поста не в том, чтобы голодом искупить свои грехи, и не в том, что “Господу приятно, когда Его рабы не едят”. Он существует единственно для того, чтобы избавиться от страстей и более действенно служить Богу. Пост как простое воздержание от пищи, без стремления к добродетели – пустая трата сил.
“Сей же род изгоняется только молитвою и постом” (Мф. 17: 21), – говорит Иисус Христос о борьбе с силами зла, таким образом, человек, не соблюдающий постов, становится беспомощным перед бесовской силой. Поэтому во время поста нужно решительно настроиться на борьбу со всеми своими дурными привычками, а также со страстями. Отказаться от рассеянной, веселой жизни, игр, зрелищ, ограничиться постной и весьма умеренной пищей. При многодневном посте также необходимо исповедоваться и причащаться. Человек, не соблюдающий постов, попирает церковные законы и постановления, отрекается от святоотеческого предания, а значит отпадает от церкви и обрекает себя на вечную гибель. “Аще кто не хранит поста святых Апостол, и Рождества Христова, и Богородицы, в церковь сего не приемлеши”, – гласит внутренний церковный устав (Номоканон).
Указание на необходимость поста встречается во всех книгах Священного Писания. Даже самая первая заповедь, данная первому человеку на земле Адаму, понимается как призыв к ограничению; “от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него” (Быт. 2: 16–17). Иисус Христос после Своего крещения удалился в пустыню и провел там в строгом посте и молитве 40 дней. Там Его трижды безуспешно искушал дьявол. Христос отвечал ему, сначала: “Не хлебом единым жив человек”, затем: “не искушай Господа Бога твоего” и наконец: “отойди от меня сатана, Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи” (Мф. 4: 1 11). Только после этого Христос отправился проповедовать.
По Его примеру в церкви установлены посты, готовящие верующих к встрече великих праздников. В православии существует 4 больших поста:
1. Великий Пост или четыредесятница – самый длительный и строгий пост, длится шесть недель, не считая Страстной, перед праздником Пасхи; в это время рыбу и мясо разрешается употреблять только в праздник Благовещения и в Вербное воскресенье;
2. Апостольский или Петров пост, начинающийся через неделю после Троицы и длящийся до праздника Петра и Павла – 12 июля;
3. Успенский или Спасов пост – близок по строгости к Великому посту, длится две недели перед Успением Богородицы (28 августа) от 14 августа до 27 августа; этим постом Церковь почитает Пресвятую Богородицу.
4. Рождественский Пост или Моисеев – начинается за сорок дней до Рождества, с 28 ноября.
В эти строгие посты рыбу можно вкушать только 3 раза – в праздник Благовещенья (7 апреля), Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье) и Преображения Господня (19 августа).
Кроме того, днями строго поста являются: рождественский Сочельник (день перед Рождеством Христовым, 6 января), крещенский Сочельник (день накануне Крещения Господня, 18 января), день усекновения главы Иоанна Крестителя (11 сентября) и день Воздвижения Креста Господня (27 сентября).
Также постными днями в православии считаются Среды и Пятницы. В среду в память продажи Христа Иудой, в пятницу – в память крестных мук Спасителя. В эти дни запрещено вкушать мясную и молочную пищу, яйца, рыбу (по Уставу от Фомина воскресенья (первое воскресенье после Пасхи) до среды Св. Троицы рыбу и постное масло вкушать можно), а в период от Недели всех святых (первое воскресенье после Троицы) до Рождества Христова следует воздержаться и от рыбы, и от постного масла.
Пост в среду и пятницу отменяется в следующие недели: в Пасхальную неделю, на Святки (период времени от Рождества до Крещения Христова), в неделю Троицы (от праздника Св. Троицы до начала Петрова поста), в неделю мытаря и фарисея (за две недели перед Великим постом) и в неделю Сырную, или масляную (Масленица, последняя неделя перед Великим постом), в которую разрешается только молоко и яйца.
Рыбу не едят в понедельник, среду и пятницу. После праздника Св. Николая (19 декабря) рыбу можно есть лишь по субботам и воскресеньям; период с 2 по 6 января – наиболее строгий.
Послабление в других постах дается больным, занятым тяжелым физическим трудом, беременным женщинам и детям. Но такое послабление должно даваться духовником, а не накладываться на себя самопроизвольно.
Смысл поста не исчерпывается одними причинами “невидимой брани”. Немаловажное значение имеет здесь и физический аспект. Каждый из четырех основных постов имеет в этом отношении свое благоприятное воздействие на здоровье человека, поскольку они совпадают с физиологическими моментами перестройки человеческого организма на летне осенний, осенне зимний, зимне весенний и весенне летний периоды. Например, Петров и Успенский посты облегчают перенесение летней жары, потому что при питании растительной пищей и рыбой организм меньше зашлаковывается и соответственно уменьшается энергетический обмен в организме, проявляющийся выделением тепла.

Источник: Православие. Основные понятия.