1) ясная и четкая организация какой-либо сферы действительности (примеры: математический порядок, политический, в сфере психического и т. д.); порядок как метафизический принцип существовал уже в античной космологии (слово «космос» для греков и означало «порядок»); лучший пример порядка — естественный порядок в том виде, как он воплощается в организме (целесообразном единстве многообразия); 2) (в биологии) таксономическая категория (ранг) в систематике растений, бактерий и грибов, где в порядок объединены родственные семейства, далее близкие порядки образуют класс. В систематике животных порядку соответствует отряд.
ПОРЯДОК
Порядок
ПОРЯДОК
(Ordnung) — ясная и четкая организация какой-либо сферы действительности (в отношении человеческого существования, например, его позитивные нравственные свойства). Математический порядок — группировка всего многообразия величин в соответствии с математическими закономерностями. Политический порядок — установление жизненно важных отношений в зависимости от характера народа на правовых основах. Порядок как метафизический принцип имеет место уже в древнейшей космологии (слово «космос» для греков и означало «порядок»). Убедительнейший пример порядка — естественный порядок в том виде, как он воплощается в организме (целесообразном единстве многообразия), функциональность его зависит от структуры. Категории бытия, «слои» бытия (см. Учение о слоях) и законы природы постигаемы как принципы порядка (особенно отчетливо выявляющиеся в константах). Порядок в образовании научных понятий ведет к систематике; см. Иерархия зависимости. В сфере психического правило прегнантности (см. Понятие) и закон хорошей формы (см. Гештальт) также означают первоначальную упорядоченность.
К. Muhs. Die Prinzipien der Freiheit und das System der natürl. O., 1950; H. Barth. Die Idee der O., 1958; H.-E. Hengstenberg. Freiheit u. Seins-O., 1961; H. Kuhn (Hg.). Das Problem der O., 1962; W. Strombach. Natur u. O., 1968; W. Dahlberg. O., Sein u. Bewußtsein, 1984; B. Waldenfels.
O. im Zwielicht, 1987.
К. Muhs. Die Prinzipien der Freiheit und das System der natürl. O., 1950; H. Barth. Die Idee der O., 1958; H.-E. Hengstenberg. Freiheit u. Seins-O., 1961; H. Kuhn (Hg.). Das Problem der O., 1962; W. Strombach. Natur u. O., 1968; W. Dahlberg. O., Sein u. Bewußtsein, 1984; B. Waldenfels.
O. im Zwielicht, 1987.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
Порядок
Беспорядок, который легко запомнить, узнать и использовать. Таков порядок букв в слове или алфавитный порядок, в соответствии с которым слова расположены в словаре. «Порядок, – пишет Марсель Конш в связи с Лукрецием, – это всего лишь особый вид беспорядка»; это удобный, приносящий пользу или значимый беспорядок. Эту точку зрения ясно излагает Спиноза в Прибавлении к части I своей «Этики»: «Если вещи расположены таким образом, что мы легко можем схватывать их образ в чувственном восприятии и, следовательно, легко припоминать их, то мы говорим, что они хорошо упорядочены, если же наоборот – что они находятся в дурном порядке или в беспорядке. А так как то, что мы легко можем вообразить, нам приятнее другого, то люди порядок ставят выше беспорядка, как будто бы порядок составлял в природе что‑либо независимо от нашего представления». Но это не более чем иллюзия, и порядок – тот же беспорядок, только такой, который нас устраивает, а беспорядок – порядок, которого мы не понимаем. Вот почему второй принцип термодинамики, основанный на понятии энтропии, лишает нас стольких надежд – беспорядок более вероятен, чем порядок, следовательно, в замкнутой системе он может только нарастать. Это, конечно, не отменяет законов термодинамики, но заставляет нас пересмотреть свои взгляды. Наши надежды могут иметь основание только в том случае, если Вселенная не является замкнутой системой (если существует что‑то еще, кроме Вселенной, и это что‑то может воздействовать на нее, например Бог или провидение).
Источник: Философский словарь.
Порядок (cosmos, taxis)
На пороге структурных эстетических форм мы встречаемся с тремя принципами структурного построения: «порядок», «мера» и «гармония».
Целое само по себе еще не есть законченная структура, если неизвестно, какое конкретно целое имеется в виду. Целое конкретизируется определенным порядком своих внутренних частей, той или иной мерой. Эта упорядоченность, мера превращают целое в гармонию. Поэтому определенным образом упорядоченное и гармонически размеренное целое и есть уже структура.
а) Как и все прочие эстетические формы, порядок у Платона — не только чистая эстетическая форма, но она содержит в себе общеонтологические, теоретические и этические моменты. Самое слово «порядок» (cosmos) означает, что порядок прославляется прежде всего в космосе (Tim., 31b, 32 с). Но другая область, где, по Платону, должен по преимуществу царить порядок, — это общество и государство, ибо в них отражены четыре способности души. «Это какой-то космос», — говорит Платон о гармонии добродетелей в человеческой душе (R. Р., IV 430е). «Мудрецы говорят... что общительность, дружба, благонравие, целомудрие и, справедливость сохраняются на небе и на земле, у богов и у людей, и что по этой причине... мир называется у них благоустройством (cosmos) а не неустроенностью и необузданностью» (Gorg., 508a). До возникновения космоса царил беспорядочный хаос Tim(53a). После века Кроноса произошло частичное распадение космического порядка, впоследствии восстановленного (Politic, 269c—274d, Tim., 88 de).
б) Платон вообще любит и, можно сказать, боготворит порядок решительно во всем. Он недоволен «нестройными криками толпы» зрителей вместо спокойной и авторитетной оценки искусства. (Legg., Ill 700 с). Надзиратели в гимнасиях пекутся, прежде всего о порядке (Legg., VI 764 с). Ради «государственного благоустройства», т. е. порядка, все должны владеть ремеслами (Legg., VIII 846 d). Много раз говорится о поддержании порядка на дорогах (Legg., VI 759 а), о порядке проведения состязаний (Legg., VIII 834 е), хороводов (Legg., VI 772 а) и о «государственном благоустройстве» вообще (упоминается часто, а в общей форме — Legg., VI 751 а).
Словом, все в космосе, сверху донизу, содержит или должно содержать порядок. На одном конце космоса двенадцать богов следуют в самом строгом порядке во главе с Зевсом, который тоже «все приводит в порядок» (Phaedr, 246е — 247а). На другом конце космоса человек (и только он один из живых существ) от природы «обладает чувством порядка в телодвижениях и звуках» (Legg., 664e).
в) И тем не менее принцип порядка у Платона довольно бессодержателен. Отсюда — суждения Платона, где говорится не о порядке вообще, но о специфическом порядке, о той цели, которую преследует данный порядок. Зевс послал людям «стыд и правду» и велел насадить среди них в соответствии с этим и порядок (Prot., 322 с). «Государство будет у нас хорошо устроено» тогда, когда за ним будут смотреть стражи-знатоки (R. Р., VI 506 Ь). «Государство надо устроить так, чтобы оно побеждало на войне остальные государства» (Legg., I 626 bc).
Самый космос, происхождение вещей и это все создано устроителем потому, что «он был благ, в благом же никакой ни к чему и никогда не бывает зависти ...И вот, чуждый ее, он пожелал, чтобы все было по возможности подобно ему... Пожелав, чтобы все было хорошо, а худого, по возможности ничего не было, бог таким-то образом все, подлежащее зрению,что застал не в состоянии покоя, а в нестройном и беспорядочном движении, из беспорядка привел в порядок, полагая, что последний всячески лучше первого. Но существу превосходнейшему, как не было прежде, так не дано и теперь делать что иное, кроме одного прекрасного» (Tim., 29e—30а). Здесь трактовка понятия порядка обычна для платоновской эстетики, т. е. ему придан сразу и онтологический (в частности космологический и эстетический смысл. И связь эта подчеркивается не раз: «Мысль об устрояющем все уме кажется достойною зрелища, представляемого и миром, и солнцем, и луною, и звездами, и всем круговращением» (Phileb., 28 de); «причина... устрояющая и упорядочивающая годы, годовые времена и месяцы, весьма справедливо может быть названа мудростью и умом» (Phileb, 30 с).
г) «Порядок» у Платона, следовательно, есть не что иное как только абстрактная сторона «ума». Ум как абсолютная неизменность есть по этому самому и абсолютная упорядоченность. Отсюда уму «подражают» и философы: «Обозревая и создавая что бы то ни было стройное, никогда не изменяющееся, не наносящее и не терпящее вреда, все существующее упорядочено и по известным основаниям (cosmoi cai cata logon echonta), подобные люди подражают этому и, насколько возможно, уподобляются этому» (R. Р., VI 500с); «философ, общаясь с божественным и добропорядочным (cosmion) делается... добропорядочным и божественным» (R. Р., 500 d). Уму, «эйдосу», как принципу упорядоченности, «подражают» и художники:
«Например, человек добрый и говорящий для наилучшего, что бы он ни говорил, иначе ли будет выражаться не попусту, чем путем взирания на что-нибудь». Все художники, создавая собственное произведение, придерживаются определенного порядка (eidosti). «Вот посмотри, если хочешь, на живописцев, строителей дома, корабельных мастеров и на всех прочих художников, на любого из них, как всякий, что ни кладет, кладет в каком-нибудь порядке (eis taxin) и требует, чтобы одно соответствовало другому и было к нему прилажено (prepon te einai cai harmottein), пока целое не придет в состояние упорядоченного и благоустроенного произведения» (tetagmenon te cai cecosmenon pragma) (Gorg., 503 de). «Эйдосу» как принципу порядка подражают у Платона и прочие работники. «А как поступают именно эти, теперь только упомянутые, художники, так поступают с нашими телами врачи и гимнасты, т. е. известным образом приводят в порядок (cosmoysi... cai syntattoysi)» (Gorg., 504 а). Наконец, так поступают и все «добрые» люди и так происходит со всеми хорошими вещами: «добротность каждой пещи — и сосуда, и тела, и души, и всякого живого существа, — имеется в ней как нечто прекраснейшее не как попало, но в результате порядка, правильности и искусства, которое сообщается всем им... Добродетель каждого не есть ли упорядоченность и благоустроенность (tetagmenon cai cecosmenon)?. Следовательно, какая-то благоустроенность (cosmos), специфичная для каждой вещи, привходит в нее, делает каждую вещь из существующего добротной (agathon). И душа, обладающая своим собственным благоустроением лучше той, которая этого благоустроения лишена (acosmetoy)» (Gorg., 506 de).
Платон, говоря о порядке, употребляет кроме слова cosmos, слово taxis с соответствующим глаголом tattein. Значение почти то же самое: cosmos — «порядок», taxis — «распорядок». Слово cosmos, однако, имеет еще другое значение — «украшение».
Итак, «порядок» у Платона телесен и пластичен уже по одному тому, что связывается, в основном, с учением о космосе.
Источник: Эстетическая терминология Платона