ПОРЯДОК

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Порядок
1) ясная и четкая организация какой-либо сферы действительности (примеры: математический порядок, политический, в сфере психического и т. д.); порядок как метафизический принцип существовал уже в античной космологии (слово «космос» для греков и означало «порядок»); лучший пример порядка — естественный порядок в том виде, как он воплощается в организме (целесообразном единстве многообразия); 2) (в биологии) таксономическая категория (ранг) в систематике растений, бактерий и грибов, где в порядок объединены родственные семейства, далее близкие порядки образуют класс. В систематике животных порядку соответствует отряд.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

ПОРЯДОК
(Ordnung) — ясная и четкая организация какой-либо сферы действительности (в отношении человеческого существования, например, его позитивные нравственные свойства). Математический порядок — группировка всего многообразия величин в соответствии с математическими закономерностями. Политический порядок — установление жизненно важных отношений в зависимости от характера народа на правовых основах. Порядок как метафизический принцип имеет место уже в древнейшей космологии (слово «космос» для греков и означало «порядок»). Убедительнейший пример порядка — естественный порядок в том виде, как он воплощается в организме (целесообразном единстве многообразия), функциональность его зависит от структуры. Категории бытия, «слои» бытия (см. Учение о слоях) и законы природы постигаемы как принципы порядка (особенно отчетливо выявляющиеся в константах). Порядок в образовании научных понятий ведет к систематике; см. Иерархия зависимости. В сфере психического правило прегнантности (см. Понятие) и закон хорошей формы (см. Гештальт) также означают первоначальную упорядоченность.
К. Muhs. Die Prinzipien der Freiheit und das System der natürl. O., 1950; H. Barth. Die Idee der O., 1958; H.-E. Hengstenberg. Freiheit u. Seins-O., 1961; H. Kuhn (Hg.). Das Problem der O., 1962; W. Strombach. Natur u. O., 1968; W. Dahlberg. O., Sein u. Bewußtsein, 1984; B. Waldenfels.
O. im Zwielicht, 1987.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Порядок
Беспорядок, который легко запомнить, узнать и использовать. Таков порядок букв в слове или алфавитный порядок, в соответствии с которым слова расположены в словаре. «Порядок, – пишет Марсель Конш в связи с Лукрецием, – это всего лишь особый вид беспорядка»; это удобный, приносящий пользу или значимый беспорядок. Эту точку зрения ясно излагает Спиноза в Прибавлении к части I своей «Этики»: «Если вещи расположены таким образом, что мы легко можем схватывать их образ в чувственном восприятии и, следовательно, легко припоминать их, то мы говорим, что они хорошо упорядочены, если же наоборот – что они находятся в дурном порядке или в беспорядке. А так как то, что мы легко можем вообразить, нам приятнее другого, то люди порядок ставят выше беспорядка, как будто бы порядок составлял в природе что‑либо независимо от нашего представления». Но это не более чем иллюзия, и порядок – тот же беспорядок, только такой, который нас устраивает, а беспорядок – порядок, которого мы не понимаем. Вот почему второй принцип термодинамики, основанный на понятии энтропии, лишает нас стольких надежд – беспорядок более вероятен, чем порядок, следовательно, в замкнутой системе он может только нарастать. Это, конечно, не отменяет законов термодинамики, но заставляет нас пересмотреть свои взгляды. Наши надежды могут иметь основание только в том случае, если Вселенная не является замкнутой системой (если существует что‑то еще, кроме Вселенной, и это что‑то может воздействовать на нее, например Бог или провидение).

Источник: Философский словарь.

Порядок (cosmos, taxis)

На пороге структурных эстетических форм мы встречаемся с тремя принципами структурного построения: «порядок», «мера» и «гармония».
Целое само по себе еще не есть законченная структура, если неизвестно, какое конкретно целое имеется в виду. Целое конкретизируется определенным порядком своих внутренних частей, той или иной мерой. Эта упорядоченность, мера превращают целое в гармонию. Поэтому определенным образом упорядоченное и гармонически размеренное целое и есть уже структура.
а) Как и все прочие эстетические формы, порядок у Платона — не только чистая эстетическая форма, но она содержит в себе общеонтологические, теоретические и этические моменты. Самое слово «порядок» (cosmos) означает, что порядок прославляется прежде всего в космосе (Tim., 31b, 32 с). Но другая область, где, по Платону, должен по преимуществу царить порядок, — это общество и государство, ибо в них отражены четыре способности души. «Это какой-то космос», — говорит Платон о гармонии добродетелей в человеческой душе (R. Р., IV 430е). «Мудрецы говорят... что общительность, дружба, благонравие, целомудрие и, справедливость сохраняются на небе и на земле, у богов и у людей, и что по этой причине... мир называется у них благоустройством (cosmos) а не неустроенностью и необузданностью» (Gorg., 508a). До возникновения космоса царил беспорядочный хаос Tim(53a). После века Кроноса произошло частичное распадение космического порядка, впоследствии восстановленного (Politic, 269c—274d, Tim., 88 de).
б) Платон вообще любит и, можно сказать, боготворит порядок решительно во всем. Он недоволен «нестройными криками толпы» зрителей вместо спокойной и авторитетной оценки искусства. (Legg., Ill 700 с). Надзиратели в гимнасиях пекутся, прежде всего о порядке (Legg., VI 764 с). Ради «государственного благоустройства», т. е. порядка, все должны владеть ремеслами (Legg., VIII 846 d). Много раз говорится о поддержании порядка на дорогах (Legg., VI 759 а), о порядке проведения состязаний (Legg., VIII 834 е), хороводов (Legg., VI 772 а) и о «государственном благоустройстве» вообще (упоминается часто, а в общей форме — Legg., VI 751 а).
Словом, все в космосе, сверху донизу, содержит или должно содержать порядок. На одном конце космоса двенадцать богов следуют в самом строгом порядке во главе с Зевсом, который тоже «все приводит в порядок» (Phaedr, 246е — 247а). На другом конце космоса человек (и только он один из живых существ) от природы «обладает чувством порядка в телодвижениях и звуках» (Legg., 664e).
в) И тем не менее принцип порядка у Платона довольно бессодержателен. Отсюда — суждения Платона, где говорится не о порядке вообще, но о специфическом порядке, о той цели, которую преследует данный порядок. Зевс послал людям «стыд и правду» и велел насадить среди них в соответствии с этим и порядок (Prot., 322 с). «Государство будет у нас хорошо устроено» тогда, когда за ним будут смотреть стражи-знатоки (R. Р., VI 506 Ь). «Государство надо устроить так, чтобы оно побеждало на войне остальные государства» (Legg., I 626 bc).
Самый космос, происхождение вещей и это все создано устроителем потому, что «он был благ, в благом же никакой ни к чему и никогда не бывает зависти ...И вот, чуждый ее, он пожелал, чтобы все было по возможности подобно ему... Пожелав, чтобы все было хорошо, а худого, по возможности ничего не было, бог таким-то образом все, подлежащее зрению,что застал не в состоянии покоя, а в нестройном и беспорядочном движении, из беспорядка привел в порядок, полагая, что последний всячески лучше первого. Но существу превосходнейшему, как не было прежде, так не дано и теперь делать что иное, кроме одного прекрасного» (Tim., 29e—30а). Здесь трактовка понятия порядка обычна для платоновской эстетики, т. е. ему придан сразу и онтологический (в частности космологический и эстетический смысл. И связь эта подчеркивается не раз: «Мысль об устрояющем все уме кажется достойною зрелища, представляемого и миром, и солнцем, и луною, и звездами, и всем круговращением» (Phileb., 28 de); «причина... устрояющая и упорядочивающая годы, годовые времена и месяцы, весьма справедливо может быть названа мудростью и умом» (Phileb, 30 с).
г) «Порядок» у Платона, следовательно, есть не что иное как только абстрактная сторона «ума». Ум как абсолютная неизменность есть по этому самому и абсолютная упорядоченность. Отсюда уму «подражают» и философы: «Обозревая и создавая что бы то ни было стройное, никогда не изменяющееся, не наносящее и не терпящее вреда, все существующее упорядочено и по известным основаниям (cosmoi cai cata logon echonta), подобные люди подражают этому и, насколько возможно, уподобляются этому» (R. Р., VI 500с); «философ, общаясь с божественным и добропорядочным (cosmion) делается... добропорядочным и божественным» (R. Р., 500 d). Уму, «эйдосу», как принципу упорядоченности, «подражают» и художники:
«Например, человек добрый и говорящий для наилучшего, что бы он ни говорил, иначе ли будет выражаться не попусту, чем путем взирания на что-нибудь». Все художники, создавая собственное произведение, придерживаются определенного порядка (eidosti). «Вот посмотри, если хочешь, на живописцев, строителей дома, корабельных мастеров и на всех прочих художников, на любого из них, как всякий, что ни кладет, кладет в каком-нибудь порядке (eis taxin) и требует, чтобы одно соответствовало другому и было к нему прилажено (prepon te einai cai harmottein), пока целое не придет в состояние упорядоченного и благоустроенного произведения» (tetagmenon te cai cecosmenon pragma) (Gorg., 503 de). «Эйдосу» как принципу порядка подражают у Платона и прочие работники. «А как поступают именно эти, теперь только упомянутые, художники, так поступают с нашими телами врачи и гимнасты, т. е. известным образом приводят в порядок (cosmoysi... cai syntattoysi)» (Gorg., 504 а). Наконец, так поступают и все «добрые» люди и так происходит со всеми хорошими вещами: «добротность каждой пещи — и сосуда, и тела, и души, и всякого живого существа, — имеется в ней как нечто прекраснейшее не как попало, но в результате порядка, правильности и искусства, которое сообщается всем им... Добродетель каждого не есть ли упорядоченность и благоустроенность (tetagmenon cai cecosmenon)?. Следовательно, какая-то благоустроенность (cosmos), специфичная для каждой вещи, привходит в нее, делает каждую вещь из существующего добротной (agathon). И душа, обладающая своим собственным благоустроением лучше той, которая этого благоустроения лишена (acosmetoy)» (Gorg., 506 de).
Платон, говоря о порядке, употребляет кроме слова cosmos, слово taxis с соответствующим глаголом tattein. Значение почти то же самое: cosmos — «порядок», taxis — «распорядок». Слово cosmos, однако, имеет еще другое значение — «украшение».
Итак, «порядок» у Платона телесен и пластичен уже по одному тому, что связывается, в основном, с учением о космосе.

Источник: Эстетическая терминология Платона

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Единство ценностного и рационального как социальный порядок личности

Працко Г. С.
Читать PDF
0.00 байт

Конфликт и порядок в цивилизационных структурах

Хен Михаил Павлович
Автор статьи изучает конфликты цивилизаций. Он считает, что причины этих конфликтов обусловлены ценностными ориентирами.
Читать PDF
0.00 байт

Порядок человека в диалогах о бессмертии

Маковецкий Е. А.
Читать PDF
0.00 байт

Хаос и порядок дискретных систем в свете синергетической теории информации

Вяткин Виктор Борисович
С помощью синергетической теории информации проведена оценка хаоса и порядка в структуре таких систем как электронные системы атомов, белковые молекулы, паутины пауков, поэтические произведения.
Читать PDF
0.00 байт

Мировой порядок в трансдисциплинарной системе координат

Мокий Владимир Стефанович
В статье рассмотрены объективные причины, обусловливающие непонимание и неприятие содержания сущностных и статусных потребностей, благ и ценностей, идей и мировоззренческих позиций людей, проживающих на различных континентах, в ра
Читать PDF
0.00 байт

Хаос скептической мысли и символический порядок

Воронина Наталья Николаевна, Ткачев Андрей Николаевич
Данная статья посвящена проблеме соотношения сомнения и порядка в мировоззрении. Рассматривается роль скепсиса, как порождающего неопределенность и хаос.
Читать PDF
0.00 байт

Война и социальный порядок: ultima ratio или conditio humana?(Гоббс - Клаузевиц - Шмитт - Фуко)

Кильдюшов О.В.
Рассматривая эвристические проблемы, связанные с прояснением роли войны в процессах (вос)производства и трансформации социального порядка, О.В.
Читать PDF
0.00 байт

Институциональный человек и порядок социума: платоно-аристотелевская традиция и современная демократ

Артемов Владимир Николаевич
В статье рассматриваются проблемы институционального человека как представителя сообщества в философском наследии Платона и Аристотеля.
Читать PDF
0.00 байт

Социальный порядок и хаос – динамическое равновесие (синергетический подход)

Овшинов Алексей Николаевич
Существенная роль архаического представления о феномене «хаос» в структуре сознания делает понятным то значение, которое термин «хаос» имеет в социальной философии и социологии.
Читать PDF
0.00 байт

ХАОС versus ПОРЯДОК ЯК КОНТРОВЕРЗА МИСЛЕННЯ У КРИЗОВІЙ КУЛЬТУРІ. ЧАСТИНА І

Людмила Горбунова
На етапі історії, що пов'язується із кінцемXIX— початком XXI століть, цивілізація вступила в період звільнення від ключових детермінацій колишнього соціального порядку і через хаотизацію соціокультурних цілісностей проривається до
Читать PDF
0.00 байт

Порядок и хаос в динамике социально-экономических систем

Поздняков Александр
В развитии материи, Вселенной в целом действуют два противоположно направленных процесса.
Читать PDF
0.00 байт

Хаос и порядок как антропологические интенции организации разума

Красиков Владимир
Как известно, Кант в своей «Критике чистого разума» ограничил число антиномий четырьмя не потому, что больше не видел других возможных, он скорее руководствовался принципом достаточности в представлении содержательных примеров, ил
Читать PDF
0.00 байт

Картины мира и дискурсивный порядок

Павлов А.П.
В статье исследуется картина социального мира как идеальный компонент социального порядка. Социальный порядок осмысливается автором как устроение, обустройство людьми совместного бытия.
Читать PDF
0.00 байт

Порядок и революция в политической философии Канта

Чалый Вадим Александрович
Философия Канта испытывает колоссальное напряжение на стыке морального и политического.
Читать PDF
0.00 байт

Радикализм и сетевой порядок общества: социально-философский ракурс

Данилов Сергей Александрович, Иванов Андрей Валерьевич
Статья посвящена анализу трансформации политического порядка сетевого общества, выявляются механизмы функционирования неформальных радикальных сетей. На примере концептов «власть» и «контрвласть», предложенных М.

Похожие термины:

  • ПОРЯДОК ДИСКУРСА

    инаугурационная лекция Фуко в Коллеж де Франс, прочитанная 2.12.1970; текст опубликован в 1971, считается одной из программных работ в рамках постмодернистской парадигмы (см. Постмодернизм). Основная пр
  • Явочный порядок

    порядок реализации того или иного действия его фактическим исполнением, без применения тех или иных бюрократических процедур.
  • ПОРЯДОК КУЛЬТУРНЫЙ

    1. Совокупность мировоззренческих правил, особый образный язык. 2. Нормы, управляющие отношениями между различными культурными элементами, связями человека с реальностью. Примеры культурного поря
  • Украшение, наряд, порядок, устройство, строй войска

    Философский смысл термина: Упорядоченность (Гомер); надлежащая мера, благопристойность (Геродот); мировой (высший) порядок, мироздание (Пифагор); честь, слава (Ксенофонт); совокупность согласованных
  • символический порядок

    Такая технология, как письмо, несмотря на то, что является экстравертной, дополняет и расширяет нашу внутреннюю систему памяти мозга. Подобно Тени вне Времени, мечты и книги сливаются воедино в дол
  • ПОРЯДОК СОЦИАЛЬНЫЙ

    см. СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК
  • НОВЫЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОРЯДОК

    политическая концепция перестройки международных экономических отношений и торговых связей на справедливой, демократической основе. Выдвинута на IV Конференции неприсоединившихся государств (А
  • НОВЫЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРЯДОК

    концепция развивающихся государств по перестройке отношений в области информации. Впервые была выдвинута в 1976 в Коломбо (Шри-Ланка) на Конференции глав государств и правительств неприсоединивши
  • ПОРЯДОК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ПРОМЫШЛЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ

    рассматриваемый порядок основано на следующем принципиальном условии: патент на них (объекты промышленной собственности) принадлежит нескольким лицам и определяется договором между ними.