ПОРЯДОК СОЦИАЛЬНЫЙ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ПОРЯДОК СОЦИАЛЬНЫЙ
см. СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК

Источник: Новейший философский словарь

СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК
философско-социологическое понятие, представляющее объяснение того, каким образом форма появляется в общественных отношениях, с одной стороны, а с другой - каким образом социальные системы и их элементы связаны во времени и пространстве. В широком смысле концепции "СП." призваны ответить на вопрос: "как возможно общество?". В более узком контексте понятие "СП." используется в философии, социологии, политологии и других социальных науках для обозначения установленных образцов, постоянных структур, процессов и изменений, присущих социуму, отражающихся на поведении и взаимодействии индивидов и на функционировании социальной системы в целом. Часто употребимыми также являются близкие по смыслу "СП." понятия "морального порядка" и "нормативного порядка". Последний представляет собой систему правил и разделяемых ожиданий, которые регулируют частные социальные ситуации. Идея существования некоей всеобщей формы - порядка - бытия социума возникает в философии античности (Платон, Аристотель). Однако в качестве понятия и конструирующих его концепций "СП." формулируется только в эпоху Просвещения в теории общественного договора. Наиболее известные социально-философские концепции ее принадлежат Гобсу, Локку и Руссо. По утверждению Гоббса, безопасность и порядок в обществе могут быть достигнуты только посредством заключения договора, согласно которому каждый гражданин уступает свою индивидуальную власть в пользу центральной власти (суверена), получая взамен защиту своей жизни и собственности. Альтернативную концепцию предлагал Локк. "Социальный договор", предложенный им, основывается на "природных законах" - стяжательстве и личном интересе. Руссо представлял "социальный контракт" как основанный на выражении "всеобщей воли" и требующий полного равенства индивидов и возможности демократического участия. Теории "социального договора", предложенные эпохой Просвещения, оказались достаточно привлекательными и плодотворными, разрабатываясь впоследствии (хотя и в существенно измененном виде) гораздо более поздними авторами. Так, Спенсер трактовал СП. в индустриальном обществе, как основанный на совместимых личных интересах и договорных отношениях; к анализу проблематики СП. через условия общественного договора подходили Поппер и Хай-ек. С некоторой степенью условности можно выделить два классических направления анализа СП. Первое связывают с именами Дюркгейма, Парсонса и социально-философской традицией функционализма. Дюркгейм исходил из критики утилитаристских концепций, в том числе концепции социального договора. Он постулирует центральность морали и духовности в объяснении процессов социальной интеграции и порядка. Продолжая данное рассуждение, Парсонс определил СП. в обществе как основанный на поддержании и принятии социальных норм и ценностей. Различие концепций Парсонса и Дюркгейма в том, что последний не отрицает наличия и необходимости конфликтов и других деструктивных элементов, особенно в периоды быстрых социальных изменений. Парсонс, напротив, ставит во главу угла социальную солидарность и гармонию как необходимое условие СП. Само понятие СП. в теории Парсонса является антитезой "дезинтеграции". Последовательная позиция Парсонса в наделении социального консенсуса и солидарности решающим значением в концепции СП., справедливо подвергалась резкой критике со стороны теоретиков социального конфликта и социальных изменений. Второе направление анализа СП. развивалось в рамках марксистской традиции. Акцентуируя неравенство материального положения и политической власти в капиталистическом обществе как источник постоянного всеобъемлющего конфликта, Маркс определяет СП. как поддерживаемый насильственно, за счет экономического, политического и правового принуждения в обществе. Впоследствии в данную материалистическую трактовку СП. привносится и ценностный нормативный элемент - доминирующая идеология. Наиболее интересные современные концепции СП. не обнаруживают тенденции строгого следования одному из заданных направлений, скорее - напротив. Например, Бурдье основывает теорию С. П. на понятии воспроизводства "современной культуры, которая благоприятствует интересам находящихся у власти через дифференцированную систему дистрибуции знания через образовательные институты", что, по сути, представляет собой оригинальное соединение классических подходов. С критикой обоих направлений выступает в своей работе "Солидарность и раскол" (1992) Д. Локвуд, демонстрируя, что и Маркс, и Дюркгейм оказались не в состоянии удовлетворительно решить поставленную задачу, поскольку использовали в своих доказательствах категории, дополняющие друг друга. Как правило, концепции СП. представляют собой теории макроуровня, но существует ряд социально-философских направлений, анализирующих воспроизводство и реализацию СП. на микроуровне (теория символического интеракционизма, теория социального обмена и т.п.).
Е.А. Угринович

Источник: Новейший философский словарь

ПОРЯДОК СОЦИАЛЬНЫЙ
понятие, выражающее устойчивость и организованность общественной жизни, а также возможность объективирования социального и, следовательно, его концептуализации. П. с. был проблематизирован Гоббсом через вопрос: как возможно общество? Проблема П. с. необходимо связана с проблемой воспроизводства общественной жизни, социальных регулярностей и рекурсивности человеческой деятельности.
В пору зарождения социологии проблема П. с. формулируется в гносеологическом аспекте, поскольку традиционные мифологические, религиозные и метафизические представления об обществе и, соответственно, различные трактовки П. с. (судьба, проявление божественной воли и гипостазированные сверхъестественные силы и механизмы) замещаются анализом гносеологических и логико-методологических проблем становления социологии и в целом социального знания как объективной науки.
Социальная теория складывается под воздействием норм и идеалов естественнонаучного мышления, поскольку именно естественные науки обнаружили достаточную степень объективности. Стремление использовать естественнонаучную парадигму с необходимостью требует трактовки проблемы П. с. с натуралистических позиций. Повторяемость естественного, природного порядка, проявляю щаяся в признании объективных законов природы, служит образцом решения проблемы П. с. в общественной жизни. Т. о., анализ проблемы П. с. переформулируется как проблема "признания всех явлений подчиненными неизменным естественным законам" (Конт), моделируемым по аналогии с физическими законами.
Успехи биологических наук предопределили единство натурализма и функционализма в анализе проблемы П. с. "Социальный реализм" Дюркгейма построен на объективности социального, внешнего и принудительного относительно индивидов. В рамках структурного функционализма проблема П. с. разрабатывается в теории социальных систем Парсонса.
Согласно Парсонсу, любая социальная система имеет наличное физическое основание, в роли которого выступают индивиды, которые в процессе взаимодействия организуются, чтобы образовать коллективы. Последние, в свою очередь, управляются в соответствии со все более высокими порядками обобщенных институализированных норм. Существенное отличие социальных систем, согласно Парсонсу, заключается в том что, важнейшим компонентом их элементного состава является набор безличных связей, норм и ценностей, целенаправленно вводимых в отношения между людьми. Нормы и ценности являются той мерой, которая определяет стандарт поведения людей, составляющих социальную систему: посредством их упорядочивается и организуется, а также оценивается деятельность индивидов и определяются санкции по отношению к тем, кто допускает отклоняющееся от норм и ценностей поведение. Нормы и ценности вырастают из многократных повторений ситуаций взаимодействия ролей, выполняемых индивидами в рамках социальных систем.
Теории "интерпретативной социологии" (феноменологическая социология симвопический интеракционизм, этнометодология) основное внимание при анализе проблемы П. с. уделяют повторяющемуся характеру повседневных взаимодействий. Однако в этих теориях предпочтение отдается не анализу упорядоченности социальных процессов, а анализу неопределенных ситуаций и новых форм взаимодействия (в символическом интеракционизме), ситуативности и контекстуальности (в этнометодологии). Это предпочтение объяснимо, если учесть т. н. "лингвистический поворот" в исследовании общественной жизни и обусловленный им интерес к феномену языка и языкового взаимопонимания. Именно язык и языковые формы взаимопонимания предопределяют повторяемость социальных взаимодействий. Но, поскольку язык принимается теориями "интерпретативной социологии" как наличная данность и далее непроблематизируемый компонент любого социального взаимодействия, природа воспроизводства социального порядка и регулярностей отодвигается на второй план. Вся аналитическая проблема разворачивается внутри повторяющихся форм поведения, но с исключительным вниманием к нюансам и деталям, инновации и творчеству. В результате анализ П. с. ограничивается выяснением природы воспроизводства через и с помощью лингвистических форм.
Современная социальная теория отвергает принцип однородности и упорядоченности по типу естественной, природной упорядоченности, но в то же время противопоставляет себя и теориям "интерпретативной социологии" по вопросам рекурсивности и регулярности социальных практик. Проблема П. с. предполагает анализ структур производства и воспроизводства социальных реглярностей, обусловленных повторяемостью человеческой деятельности. Язык оказывается не надситуативным образованием, предопределяющим и, соответственно, ограничивающим социальное взаимодействие, а выступает необходимым компонентом повторяющихся форм социального взаимодействия. Повторяемость языка обусловлена повторяемостью и воспроизводимостью социальных практик. Социальные регулярности, повторяющиеся формы взаимодействия зависят не от рефлексивной индексальности объяснений, не от символических определений и интерпретаций, а от институционально воспроизводимых контекста и формы взаимодействия, "габитуса" (Бурдье), "модальностей структурации" и "дуальности структуры во взаимодействии" (Гидденс), "нетранзитивных объектов" (Бхаскар). Динамичность общественной жизни обусловлена именно упорядоченностью, повторяемостью социальных взаимодействий.
Т. X. Керимов

Источник: Современный философский словарь