ПОКРОВ
Покров
Белая льняная ткань, используемая для покрытия чаши. Она тем самым символизирует плащаницу, которой было обернуто тело Христа.
Источник: Православный церковный словарь.
ПОКРОВ
один из наиболее значимых праздников православия, хотя и не относимый к двунадесятым, но именуемый «великим». Отмечается 1 (14) октября. В его основу положен миф о том, как в 910 в Константинополе юродивому Андрею и его ученику Епи-фанкю явилась во Влахернском храме богородица, простерла над молившимися белое покрывало (омофор) и вознесла молитву о спасении мира от бед и страданий. Эта идея покровительства богородицы и составила содержание праздника П. В действительности он был установлен в Визант. империи для отвлечения народи. масс, выражавших недовольство политикой правящих кругов. Сфабрикованное «чудо» должно было убедить народ, что сама богородица покровительствует императ. власти. На Руси П. был использован для вытеснения осеннего празднества славян в честь окончания полевых работ. В силу того что богородица считалась покровительницей земледельцев, праздник этот прижился в крестьян. быту и пользовался популярностью. В ритуале праздника сохранились мн. обычаи др.-славян. празднества: чествование пожи-нального снопа, праздничн. базары и др. В наши дни религ. смысл П. почти забыт, хотя по традиции этот праздник продолжают еще порой отмечать в сельской местности.
Источник: Атеистический словарь
ПОКРОВ
в православном культовом обиходе украшенная шитьем ткань, возлагающаяся на священные предметы. Покровы, предназначенные для богослужебных сосудов, во время литургии носят специальные названия — воздух и сударь. Особые покровы полагаются на престолы и на гробницы святых. По легенде, императрице Констанции, требовавшей от святого Григория Великого (540–640) святых реликвий, был дан покров, или саван, Иоанна Евангелиста, который она отвергла с презрением как ложный. Тогда Григорий пронзил ткань ножом, и из нее вытекла кровь, доказывавшая подлинность покрова. Природа знания символически представлена в образах вуали или покрова. Е. П. Блаватская один из своих фундаментальных трудов, посвященных этой проблеме, назвала «Разоблаченная Исида». Проблема передачи посвятительного знания решалась каждый раз по-иному. Один из наиболее надежных, хотя и ограниченных, методов — устная трансмиссия «от учителя к ученику». Другой, экстенсивный способ — создание кодированных текстов, предполагающих наличие у читателя ключа. Таковы Священные Писания Востока и Запада, таковы апокрифические и эзотерические тексты и карты посвященных. Например, Каббала и суфизм разработали идеи экзоэзотерического симбиоза, основанного на аллегорической экзегетике традиционных текстов. В дзен-буддизме существует практическая методика применения учения вне традиционных инструментов и технологий на чисто импровизационном уровне. Конечно, на пути истолкования возникает опасность подмены лица или ядра вуалью, однако обнажение последних приводит к еще более катастрофическим последствиям — к их мгновенному окостенению или взрыву при взаимодействии с экзотерическим (профаническим) уровнем восприятия. То есть существует различие между сакральным содержанием и условным, относительным, временным сосудом. Мусульмане говорят о первом как об Аллахе, а о втором — как об исламе (покорности, стремлении к абсолюту), а индуисты как о дхарме (законе). Источ.: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. М., 1997; Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.
Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия