ПЕТРАРКА Франческо

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Петрарка Франческо
1304-1374) - выдающийся поэт, создатель знаменитой «Книги песен». С его именем многие последователи связывают начало гуманизма в Европе. Петрарка ставит сознательную задачу поворота философии к новой системе ценностей, перенеся центр внимания философии на внутренний мир человеческой личности в ее земном существовании. Основные философские труды: «Моя тайна», «Об уединенной жизни», «Старческие письма», «Книга о делах повседневных».

Источник: Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»

ПЕТРАРКА Франческо
1304-1374) — основоположник итал. нац. поэзии, родоначальник гуманизма эпохи Возрождения. Выступал против средневек. авторитетов, схоластики, в т. ч. аверроизма, считал, что философия должна носить практич. характер. П. положил начало гуманистич. культуре, в основе к-рой лежала возрожденная античность. Не отказываясь от веры в бога, П. отвергал христ. аскетич. мораль, идею презрения к миру и ничтожества человека. В диалоге «Моя Тайна» оправдывал радости земной жизни, стремление человека к земной славе. Поворот от геоцентризма к антропоцентризму, начатый П., способствовал формированию новой светской антропологии и этики.

Источник: Атеистический словарь

ПЕТРАРКА Франческо
(Petrarca, 1304—1374) - первый итальянский гуманист, знаменитый поэт и ученый, горячий патриот Италии. Долгое время жил в Авиньоне, где принял духовное звание и имел доступ к папскому двору. По феод.-религ. мировоззрению он противопоставлял, хотя и не последовательно, не порывая с религией и католицизмом, новое, гуманистич. мировоззрение. Гуманистич. идеалы, любовь к жизни, земную любовь он защищал в стихах и трактатах, напр., в своеобр. исповеди «О презрении к миру», Он гневно обличал также пороки духовенства, в «Письмах без адреса» и стихотворениях бичевал разврат и алчность папской курии. П. явился одним из родоначальников культуры Возрождения.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

ПЕТРАРКА Франческо
итальянский гуманист и поэт; р. 20.7.1304 (Ареццо) — ум. 18.7.1374 (Арква под Падуей); до 1353 жил преимущественно уединенно под Авиньоном. Его гуманистическая деятельность началась с открытия им трудов Августина и Цицерона, которые стали для него живыми носителями новой духовной эпохи. В его трудах по философии морали, представляющих собой синтез греко-римских идеалов нравственности, определяются гуманистические цели, которые дали европейской духовной жизни на многие века материал для собственного развития. Осн. соч.: De contemptu mundi, 1342—1343 (рус. пер.: О презрении к миру, 1959, сокращ.); De vita solitaria, 1346; De remediis utriusque fortunae, 1355—1366 (рус. пер.: О средствах против всякой фортуны, 1959, сокращ.); Rerum memorandarum libri, 1368—1369. Собр. соч.: Opera, I—IV, Basileae, 1554 (1965); Edizione nationale delle opere di F. R, 1926 f.; Briefe und Gespräche, 1910; Dichtungen, Briefe, Schriften, 1956 (на рус. яз.: Эстетические фрагменты, 1982). Zeitschrift: Studi petrarcheschi, Firenze, 1948 ff.; G. Billanovich. Un nuovo esempio delle scoperte e delle letture del R, Firenze, 1954; E. H. Wilkins. Studies in the Life and Works of R, Cambridge, 1955; K. Heitmann. Fortuna und Vitrus. Eine Studie zu P.s Lebensweisheit, 1958; F. Schalk (Hg.). P. — Beiträge zu Werk und Wirkung, 1975; A. Buck (Hg.). P., 1976; E. Kessler. R und die Gesch., 1978; С. E. Trinkaus. The Poet as Philosopher. New Haven, 1979; A. Kamp. P.s philos. Programm, 1989.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ПЕТРАРКА Франческо
20 июля 1304, Ареццо — 19 июля 1374, Арква, возле Падди) — итальянский поэт и мыслитель, родоначальник гуманистической культуры Возрождения. Как величайший поэт был увенчан лавровым венком на Капитолийском холме в Риме по обычаю античной древности ( 1341 ), не приняв для этого ритуала приглашения Парижского университета — центра средневековой теологии и схоластики. Сын нотариуса, изучал право в Болонском университете; оставив юридический факультет, принял духовный сан, что не связало его с церковью, но позволило заняться свободным творчеством. Совсем молодым он приобрел славу лучшего лирического поэта своего времени, гл. о. благодаря блестящим сонетам, посвященным встреченной в церкви женщине — Лауре, платоническую любовь к которой он пронес через всю жизнь. Сонеты, канцоны, мадригалы, баллады, написанные на народном языке, составили его «Книгу песен» (Canzoniere, 1373). Петрарка демонстративно провозгласил себя «невеждой» в схоластике, отвергая, в частности в инвективе «О своем и чужом невежестве» (De sui ipsius et multorum ignorantia, 1370), аристотелевско-аверроистские традиции средневековых университетов, всю систему средневековой философии. Вместе с тем Петрарка, исходя из гуманистической идеи — человек способен творить себя, облагораживать свою природу, — постоянно, всю жизнь занимался самообразованием и самовоспитанием, которые считал предпосылкой плодотворной деятельности для людей. Имел одну из богатейших библиотек, где были представлены древнеримские писатели, поэты, историки, философы, а также отцы Церкви, в первую очередь Августин. Стремился овладеть «новым знанием», выстроить новую, гуманистическую культуру, основой которой должна была стать возрождаемая античность. Открытый традициям и обычаям разных народов и стран, Петрарка много путешествовал, в т. ч. с дипломатическими миссиями, устанавливал личные контакты с учеными, обследовал монастырские библиотеки в поисках забытых рукописей античных авторов; нашел, в частности, неизвестные речи и письма Цицерона.
Петрарка явил собою тип человека, вырывающегося из средневековых традиций. Создавая себя, совершенствуя свой внутренний мир, он особое значение придавал одиночеству, не тяготясь им, как Данте, но понимая, что оно дает возможность человеческому духу успокоиться на Боге, на самом себе, своих устремлениях («Об уединенной жизни», 1346). Противоречия внутреннего мира человеческой личности с ее страстями, творческим и нравственным поиском отразились в исповеди-диалоге «Моя тайна» (Secretum, 1343), где в споре между двумя персонами — Августином и Франциском — сталкиваются исторически различные трактовки человека. Самоанализ и самоописание себя как «нового человека», писателя-гуманиста осуществлены Петраркой и в др. произведениях исповедального характера, прежде всего в письмах, которые собирались и неоднократно тщательно перерабатывались, — «О делах личных в 24 книгах» (Familiarium rerum libri XXIV, 1353—66), «Старческие письма» (Seniles, 1361—74).
Среди произведений Петрарки нет текстов, посвященных непосредственно проблемам литературы и искусства, однако именно он в борьбе за классическую, укорененную в античности латынь против навязываемого «ученого» языка схоластов — средневековой латыни заложил основы филологии. Стремление разработать методы идентичного прочтения текстов древности, создание художественных произведений на классической латыни стали основанием нового гуманистического знания — «наук о человечности» (studia humanitatis). Классическая филология Петрарки, наполненная новыми гуманистическими идеями и общественно-политическим содержанием, предстает как философия гуманизма.
Петрарка первым в Новое время, отвергнув абсолютизацию авторитета Аристотеля, которого считал «великим и ученейшим», но лишь мыслителем в ряду других греческих философов, человеком, а не орудием божественного откровения, поставил выше него Платона. Господство одного учения он заменил диалогом и сочетанием многих. Петрарка и его последователи — это новые представители философии, непрофессионалы, мыслящие вне схоластической традиции, вне кафедр и университетов и отвечающие духовным потребностям эпохи, которая нуждалась в обосновании, этических санкциях и новых идеалах. Главное в созданной ими гуманистической философии — «новый человек», освободившийся от традиционной теологии, ставший в центр философских рассуждений.
Соч.: Opere... А сига di E. Bigi. Mil., 1966; в рус. пер.: Лирика. Автобиографическая проза. М., 1989; Эстетические фрагменты. М., 1982; Африка. М., 1992.
Лит.: Холодовский Р. И. Франческо Петрарка. Поэзия гуманизма. М., 1974; Гарэн Э. Рождение гуманизма: от Франческо Петрарки до Колюччо Салютами. Он же. Проблемы итальянского Возрождения. Избранные работы. М., 1986; The Renaissance philosophy of Man, ed. by E. Cassirer a. o. Chi., 1954.
Л. А. Микешина

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF

Флорентийское содержание персональных мифов о Франческо Петрарке и Джованни Боккаччо в русской литер

Гребнева М. П.