ПАТРИОТИЗМ

Найдено 16 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Патриотизм
эмоционально положительное отношение к родине – любовь, преданность, готовность служить отечеству, своему народу.

Источник: Культурология. Учебный словарь. 2014 г.

Патриотизм
любовь к Родине, служение ее интересам. Нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

Патриотизм
Любовь к родине, свободная от ослепления и ксенофобии. Отличается от национализма (Национализм) и иногда служит для его маскировки. Национализм это, как правило, чужой патриотизм, тогда как патриотизм – национализм от первого лица. Одно из свойств слепоты заключается в том, что человек не видит сам себя. Поэтому патриотизм ценен только в том случае, если подчинен разуму, носящему универсальный характер, или справедливости, тяготеющей к универсальности. Именно таков сегодняшний смысл прав человека и смысл существования международных трибуналов.

Источник: Философский словарь.

Патриотизм
(от греч. patris – родина, отечество) – признание самоценности своего отечества. Поскольку отечество является таковым для определенной нации, П. пересекается с национализмом. Но отечество не просто страна как место проживания, но определенным образом социально и исторически организованная страна. Поэтому П. распространяется на все общество, которое может быть многонациональным, и его государственную организацию. Патриот может быть недовольным характером организации общества его страны в тот или иной момент. Но он любит и гордится историей своей страны в целом, её вкладом в развитие человечества и готов к служению ей во имя её совершенствования, реализации её возможностей.

Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.

Патриотизм
нравственный принцип, нравственная норма и нравственное чувство, возникшие еще на заре становления человечества и глубоко осмысленные уже античными теоретиками. Патриот – человек, выражающий и реализующий в своих поступках глубокое чувство уважения и любви к родной стране, ее истории, культурным традициям, ее народу. Как стойкое нравственное чувство патриотизм вырастает из особенностей образа жизни и культурных традиций того или иного этноса, формируется в процессе овладения подрастающими поколениями языком и господствующими формами мышления, нормами и эталонами культуры и закрепляется в определенных фиксированных установках поведения благодаря общению с представителями старших поколений, одобряющих или порицающих поведение молодых.

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

ПАТРИОТИЗМ
греч-родина): моральная позиция, выражающаяся в любви к родине, гордости за ее успехи и достижения, в уважении к ее историческому прошлому, культурным традициям, в готовности прийти на помощь в трудные времена, отстоять ее независимость перед лицом завоевателей, пожертвовать жизнью за ее независимость и свободу. Патриотизм выражается и в критическом отношении к существующей социальной несправедливости, в желании отдать свои силы для ее ликвидации и для процветания и благополучия отечества. Вместе с тем патриотизм предполагает и уважительное отношение к другим народам и их культурам, исключающее высокомерие, чувство превосходства над ними, признание прав народов на свою независимость и самостоятельность. Чувство патриотизма помогает человеку осознать свою принадлежность к той или иной культуре, усвоить ее богатства, без чего он не может состояться как личность. «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит человечеству» (В. Г. Белинский).

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

ПАТРИОТИЗМ
греч. patris — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием к-рого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины. П.— “одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств” (Ленин В. И. Т. 37. С. 190). Исторически элементы П. в виде привязанности к родной земле, языку, традициям формируются уже в древности. С углублением социальных антагонизмов в содержании П. складываются классовые компоненты, что порождает сложную проблему взаимоотношения классового и общечеловеческого, классового и национального в П. Исторический опыт показал недопустимость подмены любви к отечеству приверженностью узкопонятым интересам, ценностям классов и социальных групп. П.— одна из форм диалектического сочетания личных и общественных интересов, единения человека и об-ва. Патриотические чувства, идеи возвышают личность, когда они сопряжены с уважением к народам др. стран и не вырождаются в психологию национальной исключительности.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ПАТРИОТИЗМ

(от лат. pater - отец) - благородная любовь к Родине как к месту рождения или же как к стране, принявшей человека и признаваемой им самим в качестве таковой согласно своему внутреннему чувству принадлежности. Ап. Павел, к примеру, связывал сознание своего человеческого достоинства с гражданством родного г. Тарса (Деян.21.39) и в этом смысле был патриотом, но совершенно очевидно для него первенствующее значение небесного гражданства всех христиан. П.Чаадаев: мы в России в основном "имеем пока только патриотические инстинкты", а не развитое и зрелое патриотическое сознание, вырастающее из свободы духа и продуманности личного выбора, чувства высшей правды и ответственности, самоотверженности и нравственной чистоты. Вл.Соловьев, Н.Бердяев, Г.Федотов и др. русские философы были людьми, чей патриотизм вытекал из христианской веры в Бога, в замыслах которого Россия имеет особое религиозное призвание. Отсюда - специфически духовное понимание ими русской идеи и убеждение в том, что лишить народ такой идеи - значит сделать его жизнь бессмысленной, превратить ее в бездумное существование. Патриотизм противостоит национализму и шовинизму, главный мотив которых - греховное самоутверждение и жажда господства, которые не могут иметь религиозного и нравственного оправдания. "Религиозная вера есть величайшая сила, призванная углублять, очищать и облагораживать инстинкт личного и национального самосохранения" (И.Ильин). "Мы должны сделать все усилия для того, чтобы исступленный национализм не становился продолжателем - в какой-то новой форме - извращений тоталитаризма" (Папа Иоанн Павел II).

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

ПАТРИОТИЗМ
Любовь к Родине и соотечественникам— отнюдь не предрассудок, это добродетель, которая достойна всяческой поддержки, так же как любовь к семье и т.д. Однако с патриотизмом связаны два предрассудка: один из них превращает патриотизм в национализм, второй путает патриотизм с национализмом и даже с расизмом.
Если кто-то любит свою страну, это не означает, что он непременно должен обожествлять ее либо испытывать презрение, а тем более ненависть к другим странам. Он вовсе не обязан считать нацию «высшей ценностью», как того требует национализм. Итак, превращение патриотизма в национализм — не что иное, как суеверие.
Гораздо более опасен второй, весьма типичный в наши дни предрассудок. Особенно часто им грешат «левые» (термин, смысл которого очень трудно определить): каждого, кто осмелится утверждать, что свою страну он любит больше, чем, например, Эквадор или Вьетнам, обвинят в «расизме». Того же, кто, столкнувшись с необходимостью выбора, отдаст предпочтение соотечественнику перед иностранцем, сочтут злодеем-расистом, гитлеровцем. Совершенно очевидно, что это заблуждение, ведь неотъемлемое право каждого человека составляет забота прежде всего о близких людях, и он вовсе не обязан задумываться, какая раса или народность является высшей, а какая нет. Надеюсь, следующая история поможет понять, о чем идет речь. У одного из моих друзей, Яна, была очень некрасивая, косоглазая мать, которая вдобавок была еще и клептоманкой и однажды уже была осуждена за воровство. На чей-то вопрос: «Почему же ты считаешь ее лучше всех других людей?» — Ян ответил: «Почему? Да потому, что это моя мать!» Примерно так же всякий порядочный человек относится и к своей родине. Кто возражает против этого, тот— жертва предрассудка, в основе которого лежит вера в человечество и в равенство людей.

Источник: Сто суеверий. Краткий философский словарь предрассудков

Патриотизм
любовь к отечеству, «одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств» (В. И. Ленин, т. 28, с. 167). П. порождается не таинственным «национальным духом» или «расовой душой», как это утверждают буржуазные социологи, а определенными социально-экономическими условиями. Это — явление историческое, имеющее в разные эпохи различное содержание. Как элемент общественного сознания П. приобрел особое значение в эпоху подымающегося капитализма в связи с образованием наций и национальных государств. Однако по мере дальнейшего развития и обострения антагонизма классов все более обнаруживалась фальшь и лицемерие «П.» буржуазии, к-рая выше интересов своего отечества ставит прибыль и «охрану своего союза капиталистов всех стран против трудящихся» (В. И. Ленин, т. 27, с. 330). Подлинным выразителем национального интереса может быть только тот класс, к-рый связан с прогрессивными тенденциями развития об-ва. Такими классами буржуазного об-ва, а потому и действительными патриотами являются трудящиеся массы, и прежде всего пролетариат. Хотя при капитализме пролетариат не имеет и не может иметь своего подлинного отечества, он, борясь за революционное переустройство об-ва и построение социализма, выражает самые глубокие национальные интересы своей страны, всего народа. Только в результате социалистической революции любовь к родине сливается с преданностью новому общественному строю, новому государству, созданному самими трудящимися под руководством рабочего класса и Коммунистической партии. Трудящиеся впервые обретают свое действительное отечество. На этой основе развивается новый, социалистический П., к-рый становится одной из движущих сил развития социалистического об-ва. Социалистический П. неразрывно связан с пролетарским интернационализмом и исключает как национализм, так и космополитизм.

Источник: Философский словарь. 1963

ПАТРИОТИЗМ
нравственный и политический принцип, любовь к отечеству, преданность ему, стремление служить его интересам. П.— «одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств» (Ленин В. И. Полн. собр. соч.; т. 37, с. 190). Исторически П. складывался из чувства кровной связи между людьми, естественной привязанности и любви к родной земле, родному языку и культуре, становясь мощным фактором сплочения и развития общества. В нем закреплялись и передавались от поколения к поколению чувство преданности своему отечеству, идея долга перед своим народом, стремление всячески содействовать его счастью и процветанию, готовность защитить родину от посягательств извне.
В классовом обществе П. неизменно носит классовый характер. В период формирования наций и образования национальных государств буржуазный П. включал в себя прогрессивные элементы. Однако по мере утверждения господства буржуазии и превращения капитализма в империализм он утрачивает свое общенациональное значение и растворяется в узкоклассовом буржуазном национализме, шовинизме или космополитизме. В совр. эпоху, в условиях национально-освободительных движений, часть национальной буржуазии может участвовать в патриотической борьбе за национальную независимость и социальный прогресс. Однако ее позиции весьма противоречивы и непоследовательны, всегда существует опасность того, что эгоистические классовые интересы возьмут верх над интересами отечества, народа. Подлинным и наиболее последовательным выразителем П. в буржуазном, эксплуататорском обществе является рабочий класс, трудящиеся массы.
Высшая форма П.— социалистический П. Он впервые становится частью мировоззрения всего народа, органически связан с пролетарским интернационализмом. Социалистический П. несовместим с любыми формами буржуазного национализма и шовинизма. В своей идеологической работе КПСС придает огромное значение тому, чтобы в советском человеке любовь к родине Октября, к земле, где родился и вырос, сочетались с пролетарским, социалистическим интернационализмом, чувством классовой солидарности с трудящимися братских стран, со всеми, кто борется против империализма, за социальный прогресс и мир.

Источник: Современная идеологическая борьба. Словарь.

ПАТРИОТИЗМ
нравственный принцип, означающий любовь к отечеству, готовность служить интересам своей родины. «Патриотизм — одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств» (Ленин). Естественна привязанность человека к родным местам, к родному языку, национальным традициям. Естественна его заинтересованность в судьбах страны, с к-рой связана вся его жизнь. Но патриотическое чувство порождается не какими-то таинственными причинами, не «голосом крови», расы, как утверждают буржуазные идеологи. Оно возникает исторически под влиянием социально-экономических условий жизни людей, в связи с изменением этих условий изменяет свое содержание и П. В эксплуататорском обществе он проявляется по-разному у людей, принадлежащих к различным классам. П. буржуазии как правящего класса носит ограниченный характер, т. к. «выше интересов отечества, народа и чего угодно капитал ставит охрану своего союза капиталистов всех стран против трудящихся» (Ленин). Ради сохранения своих привилегий, своего господства буржуазия может пожертвовать интересами своей страны, народа. Она стремится посеять среди трудящихся масс враждебное отношение к народам других стран, направить их патриотические чувства в русло национализма. Наиболее последовательным носителем идей П. в капиталистическом обществе является рабочий класс. Как и все трудящиеся, он не может быть равнодушен к социальным, политическим и культурным условиям, в к-рых ему приходится жить и бороться. Поэтому народные массы всегда дружно поднимались на защиту своей страны, когда приходилось давать отпор иноземным завоевателям. Но в условиях неравенства и угнетения народ не является хозяином своей страны. Отсюда наиболее полно П. трудящихся проявлялся в их борьбе за социальное освобождение, против власти капитала в своем отечестве. В результате социалистической революции трудящиеся обретают свое подлинное отечество, в к-ром все материальные и духовные богатства принадлежат им самим. На этой основе возникает П. нового, высшего типа. В нем органически сочетается преданность и верность социалистической Родине с заботой о сохранении и укреплении нового общественного строя. Социалистический П. носит всенародный характер. Он проявляется не только в героических подвигах защитников Родины, но и в повседневном труде, умножающем ее богатства. Социалистический П. неотделим от интернационализма. Его характерная черта — солидарность с революционной борьбой трудящихся других стран, верность содружеству стран социализма.

Источник: Краткий словарь по философии. 1970

ПАТРИОТИЗМ
греч. patre - родина) - общественный и нравственный принцип, характеризующий отношение людей к своей стране, к-рое проявляется в определенном образе действий и сложном комплексе общественных чувств, обычно называемом любовью к родине. «Патриотизм, - писал В. И. Ленин, - одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств» (т. 37, с. 190). Любовь к родине включает: заботу об интересах и исторических судьбах страны и готовность ради них к самопожертвованию; верность родине, ведущей борьбу с врагами; гордость социальными и культурными достижениями своей страны; сочувствие к страданиям народа и отрицательное отношение к социальным порокам об-ва; уважение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям; привязанность к месту жительства (к городу, деревне, области, стране в целом). П. как общественное явление прежде всего относится к области социальной психологии, однако одновременно имеет и моральное значение. Все указанные проявления П. нашли отражение в моральном сознании человечества и в содержании различных моральных требований. Именно поэтому понятие П. и представляет собой один из принципов нравственности. В эксплуататорском об-ве П. имеет противоречивую природу, поскольку он характеризует отношение людей к нации в целом, тогда как она разделена на антагонистические классы. Подлинная любовь к родине в эксплуататорском об-ве в наибольшей степени свойственна трудящимся, но, поскольку они не являются хозяевами страны и подвергаются у себя на родине угнетению, любовь к отечеству совмещается у них обычно с ненавистью к господствующим в нем порядкам и его правящей верхушке, а часто также с общественной пассивностью. Народ мог принимать активное участие в делах родины лишь во время больших исторических потрясений. Именно в эти периоды резко обострялись патриотические чувства масс, хотя сами они никогда не пользовались плодами своих побед. П. революционных деятелей прошлого всегда был тесно связан с ненавистью к господствующим порядкам, подавляющим творческие силы народа, к паразитической верхушке об-ва. В социалистическом об-ве патриотические чувства народа получают свободное развитие; П. впервые становится всенародным. Социалистическому П. присуще органическое слияние любви к родине и преданности делу коммунизма. Поскольку подлинные интересы социалистической родины совпадают с интересами международного рабочего движения, социалистический П, тесно связан также с пролетарским интернационализмом. В социалистическом об-ве П. народных масс носит не пассивный, а активно-деятельный характер, и не только в периоды войн, но и в повседневном труде на благо родины. Социалистический П.-один из важнейших принципов коммунистической нравственности. Все ее осн. требования, затрагивающие вопросы отношения к труду, общественно-политической деятельности, межнациональных отношений, формирования личности, так или иначе связаны с социалистическим П., т. к. их выполнение является вместе с тем обязанностью перед своим народом.

Источник: Словарь по этике

ПАТРИОТИЗМ
от греч. соотечественник, родина, отечество), любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. П.- «... одно из наиболее глубоких чувств. закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств» .
Исторически элементы П. в виде привязанности к родной земле, языку, традициям формируются уже в древности. В классовом обществе каждый класс выражает свое отношение к отечеству через присущие ему специфич. интересы.
В условиях развития капитализма, формирования наций, образования нац. гос-в П. становится неотъемлемой составной частью обществ. сознания. Однако по мере обострения классовых антагонизмов, с превращением буржуазии в господствующий класс ее П. перестает отражать общенац. моменты, как это было в период борьбы с феодализмом, смыкается с национализмом и шовинизмом, ограничивается эксплуататорскими интересами, ибо «... выше интересов отечества, народа и чего угодно капитал ставит охрану своего союза капиталистов всех стран против трудящихся...». Для мелкой буржуазии характерны нац. ограниченность и нац. эгоизм, определяющие ее отношение к отечеству и к др. народам.
В бурж. обществе пролетариат выступает выразителем коренных нац. интересов народа, а потому и носителем подлинного П. В ст. «О национальной гордости великороссов», написанной в годы 1-й мировой войны, В. И. Ленин отмечал: «Чуждо ли нам, великорусским сознательным пролетариям, чувство национальной гордости? Конечно, нет! Мы любим свой язык и свою родину, мы больше всего работаем над тем, чтобы е е трудящиеся массы (т. е. 9/10 ее населения) поднять до сознательной жизни демократов и социалистов» .Подлинный П. несовместим ни с космополитизмом, ни с национализмом.
В ходе социалистич. революции меняется социальная сущность отечества, гл. содержанием этого понятия становится социализм - объект нац. гордости и подлинное отечество трудящихся, формируется социалистич. всенар. П., гармонически сочетающий любовь к лучшим нац. традициям своего народа с беззаветной преданностью социализму и коммунизму и с уважением к др. народам. Социалистич. П. неразрывно связан с пролет. интернационализмом. По словам Ленина, «без этого патриотизма мы не добились бы защиты Советской республики, уничтожения частной собственности... Это - лучший революционный патриотизм» (там же, т. 42, с. 124). В условиях консолидации и развития в СССР новой историч. общности - советского народа - происходит формирование общесоветских политич. и социально-психологич. ценностей. Возникает общенац. гордость сов. человека - важный элемент социалистич. П. С образованием мировой социалистич. системы «... патриотизм граждан социалистического общества воплощается в преданности и верности своей Родине, всему содружеству социалистических стран» (Программа КПСС, 1974, с. 120). Идеи и чувства социалистич. П. выступают как важный фактор политич. и трудовой активности масс в ходе коммунистич. строительства. Воспитание сов. людей в духе органич. сочетания социалистич. П. и интернационализма КПСС считает одной из своих важнейших задач.

Источник: Советский философский словарь

ПАТРИОТИЗМ
от греч. ????????? – соотечественник, лат. patria – отечество) – любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам; "... одно из глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств" (Ленин В. И., Соч., т. 28, с. 167). Зачатки П. возникли в первобытном обществе, где они основывались на чувстве кровной связи между всеми членами рода или племени. С разложением первобытнородового общества чувство естеств. привязанности к родной земле, родному языку и т.п. соединяется с осознанием гражд. обязанностей по отношению к усложнившемуся обществ. целому. П. выражается в стремлении людей к экономич., социальному и культурному развитию родной страны, к защите ее от чужеземных захватчиков. В эксплуататорских обществах чувство П. сочетается у трудящихся с возмущением несправедливостью существующих обществ. порядков. В добурж. эпоху П. не был оформлен идеологически, оставаясь гл. обр. элементом социальной психологии. П. складывается в идеологию в связи с образованием наций и нац. гос-в. Бурж. революционеры, боровшиеся с феод.-сословными порядками, выступали от имени отечества, скрывая от самих себя за общенац. лозунгами классово ограниченное содержание своей борьбы. По мере развития капитализма и выявления антагонистич. характера буржуазных обществ. отношений в пролет. среде вырабатывается все более враждебное отношение к экономич. и политич. устоям бурж. отечества. Первый программный документ марксизма "Манифест Коммунистической партии" выразил это в словах: "Рабочие не имеют отечества. У них нельзя отнять то, чего у них нет" (Maркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 444). В эпоху империализма с обострением классовой борьбы внутри бурж. отечеств прежняя, национальная идеология буржуазии сменяется национализмом и космополитизмом. П. трудящихся, особенно крестьянства, становится для буржуазии объектом шовинистич. спекуляции. Пролетариат, борясь за революц. переустройство общества и построение социализма, наиболее последовательно выражает коренные интересы своей страны, всего народа. В статье "О национальной гордости великороссов", написанной в годы первой мировой войны, в обстановке шовинизма, Ленин писал: "Чуждо ли нам, великорусским сознательным пролетариям, чувство национальной гордости? Конечно, нет! Мы любим свой язык и свою родину, мы больше всего работаем над тем, чтобы е е трудящиеся массы (т.е. 9/10 е е населения) поднять до сознательной жизни демократов и социалистов" (Соч., т. 21, с. 85). Отд. представители и группы буржуазии, особенно в условиях нац.-освободит. движения, участвуют в совр. эпоху в патриотич. борьбе народов за нац. независимость и мир. Но позиция буржуазии весьма противоречива и двойственна в этой борьбе, в конце концов свои эгоистич. классовые интересы буржуазия ставит выше интересов отечества, родины. Напротив, пролетариат в справедливых, нац.-освободит. войнах защищает и бурж. отечество: ему не безразлично, в каких обществ.-политич. условиях он борется за свое освобождение – в условиях бурж. республики или империалистич., колониального угнетения и деспотизма. Но, защищая бурж. отечество, пролетариат защищает прежде всего права и свободы народа, его родину и культуру, а не власть и господство буржуазии. В этом смысле понятия "отечество" и "родина" у рабочего класса и трудящихся в антагонистич. обществе не совпадают: понятие родины фиксирует лишь страну и ее культуру, созданную народом, тогда как в понятие отечества включается и обществ.-политич. строй, т.е. господство одного класса над другим. Однако в условиях социализма эти понятия сливаются и полностью совпадают: П. как чувство естеств. любви к своему народу сливается с преданностью обществ. и политич. строю страны. Высшая форма П. – социалистич. П. Поскольку в ходе социалистич. преобразований складывается единый народ, состоящий из рабочих, крестьян и трудовой интеллигенции, спаянных общностью целей борьбы за коммунизм, социалистич. П. становится всенародным. Он основан на высокой сознательности масс и носит активный, действенный характер; характерной чертой его является распространение на область повседневного труда нар. масс, что нашло свое яркое выражение в социалистич. соревновании. Социалистич. П. органически сочетается с пролет. интернационализмом. Об этом свидетельствует дружба между народами Советского Союза и та большая помощь, к-рую оказал и оказывает сов. народ народам др. стран в их освободит. борьбе против империализма и в строительстве новой жизни. С возникновением мировой системы социализма расширилось само социалистич. отечество трудящихся, обогатилось и содержание понятия социалистич. П. "... С образованием мировой системы социализма патриотизм граждан социалистического общества воплощается в преданности и верности своей Родине, всему содружеству социалистических стран" (Программа КПСС, 1961, с. 120). Воспитание всех сов. людей в духе органического сочетания социалистич. П. и пролетарского интернационализма КПСС считает первоочередной задачей своей идеологич. работы. Н. Губанов. Москва, П. Рогачев, М. Свердлин. Волгоград.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Патриотизм

- любовь к отечеству. Когда собирательная жизнь человечества держалась на кровной связи между членами отдельных небольших групп, чувство общественной солидарности совпадало с чувством семейным. Такой первичный патриотизм рода или племени совместен и с кочевым бытом. При переходе племени к оседлому земледельческому быту, патриотизм получает свое специфическое значение, становясь любовью к родной земле. Это чувство естественно слабеет в городском быту, но здесь развивается новый элемент патриотизма - привязанность к своей культурной среде или к родной гражданственности. С этими естественными основаниями патриотизма, как природного чувства, соединяется его нравственное значение, как обязанности и добродетели. Основной долг благодарности к родителям расширяясь в своем объеме, но не изменяя своей природы, становится обязанностью по отношению к тем общественным союзам, без которых родители произвели бы только физическое существо, но не могли бы дать ему преимуществ достойного человеческого существования. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма, которая издревле имела и религиозное значение. Отечество не было только географическим и этнографическим термином - оно было вотчиной особого бога, который сам, по всей вероятности, был более или менее отдаленной трансформацией умершего родоначальника. Таким образом, служба родине была деятельным богослужением, и патриотизм совпадал с благочестием. Не культ зависел от родины, а родина, как такая, создавалась культом: отечество было землею отцовских богов, и потому беглецы, уносившие с собой этих богов, через них основывали новое отечество. Забирать к себе чужих богов было самым прочным средством для завоевания чужих земель, как это и делалось римлянами. Мирный синкретизм различных культов, преобладавший у эллинов, также содействовал ослаблению местного патриотизма. К концу древнего мира греческое смешение и римское поглощение привели к образованию двоякого патриотизма, окончательно упразднявшего этнографические и географические границы: патриотизм общей государственности (воплощенный окончательно в лице императора, на которого в учреждении кесарской апофеозы было перенесено и религиозное значение общего отечества) и патриотизм высшей культуры. У евреев патриотизм хотя сохранил преобладающий религиозный характер, но при этом стал также универсальным. Через духовную работу пророков еврейский народ дошел до сознания, что его племенной и местный Бог есть единое божество над всем миром. В сознании пророков и апостолов первое, земное отечество должно было погибнуть, чтобы возродиться во всеобъемлющем царствии Божием. К познанию и созиданию этого царства призывались все народы и этим освящался патриотизм национальный, но лишь под условием всечеловеческой солидарности, то есть как любовь к своему народу не против других, а вместе со всеми другими. Не только для исполнения, но и для сознания большинством человечества этого высшего требования нужен был еще не окончившийся доныне переходный процесс, характеризуемый преобладанием исключительно-национального патриотизма и враждебного соперничества народов. В средние века народная вражда не имела принципиального значения, уступая теократической идее (царства Божия), в двух ее исторических материализациях - церковной (папство) и государственной (империя). Естественная любовь к ближайшему отечеству существовала, но решительно подчинялась в нравственном сознании требованиям высшего универсального порядка. Как некогда пророк Иеремия проповедовал евреям политическое самоотречение и покорность чужому завоевателю, как второй Исаия видел спасителя своего народа в персидском царе Кире, так величайший патриот Италии Дант призывал для спасения своего отечества немецкого императора из-за Альп. В чисто национальном виде патриотическое чувство ярко проявилось в начале XV в. во Франции в лице Иоанны д&Арк. Столетняя война французов с англичанами не имела принципиального характера в других отношениях: в религиозном обе стороны принадлежали к одной и той же церкви, в политическом - к одному и тому же феодально-монархическому строю; основы быта общественного были одни и те же; война представлялась сначала лишь династической борьбой Валуа и Плантагенетов за престол Франции. Но постоянные встречи с чужим народным характером мало помалу пробуждали у французов ревнивое чувство своей народности и вызвали, наконец, откровение национальной идеи. Иоанна д&Арк впервые дала простую и ясную формулу чисто национальному патриотизму: быть независимыми от чужеземцев на своей земле и иметь среди себя своего собственного верховного главу. В Германии столетием позднее возбуждение национального патриотизма в борьбе с чужеземной церковной властью ослаблялось и осложнялось принципиальным религиозным значением этой власти, которая для многих перевешивала национальные требования. Вследствие этого произошел раскол между немцами-католиками и немцами-протестантами, и национальный патриотизм Германии мог утвердиться только в XIX в. с ослаблением религиозного чувства и под влиянием внешней борьбы за политическое существование против двух Наполеонов. Подобным же образом в борьбе с чужими элементами развивался национальный патриотизм и в других странах. В настоящее время он достигает, по-видимому, своего кульминационного пункта. В передовой европейской стране - Франции - патриотизм, для большинства нации, заменил собой религию. Первоначально отечество было священно как вотчина своего, настоящего бога; теперь оно само признается чем-то абсолютным, становится единственным или, по крайней мере, самым высшим предметом поклонения и служения. Такое идолопоклонство относительно своего народа, будучи связано с фактической враждой с чужим, тем самым обречено на неизбежную гибель. В историческом процессе все более и более обнаруживается действие сил, объединяющих человечество, так что исключительное национальное обособление становится физической невозможностью. Повсюду сознание и жизнь приготовляются к усвоению новой, истинной идеи патриотизма, выводимой из сущности христианского начала: "в силу естественной любви и нравственных обязанностей к своему отечеству полагать его интерес и достоинство главным образом в тех высших благах, которые не разделяют, а соединяют людей и народы".
Вл. С.

Источник: Философский словарь Владимира Соловьева

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
158.93 кб

Патриотизм сквозь призму этической теории Алена Бадью

Щеглов Александр Фёдорович
В статье на примере патриотизма анализируется этическая позиция Алена Бадью, выступающего с критикой традиционной морали и предлагающего альтернативную конструкцию «мораль истин» с этической системой координат «от добра к злу», ко
Читать PDF
48.33 кб

Патриотизм и нация как источники моральной мотивации в национализме* (часть 3)

Беспалова Татьяна Викторовна
В статье анализируется проблема формирования политической идентичности, доказывается его детерминированность суперфреймами, которые в отличие от моральных фреймов являются более яркими и узнаваемыми.
Читать PDF
678.65 кб

Патриотизм в концептуальной версии Н. А. Бердяева: социально-философский анализ

Беспалова Татьяна Викторовна
Статья посвящена социально-философскому анализу работ Н.А.
Читать PDF
674.08 кб

Патриотизм как духовное состояние в социально-философской интерпретации И. А. Ильина

Беспалова Татьяна Викторовна
Автор в рамках концепции патриотизма И.А. Ильина исследует данное понятие как духовно-творческий акт самоопределения личности и нации.
Читать PDF
139.49 кб

Патриотизм: предельные основания и оценка. Теологический (христианский) аспект

Щеглов Александр Фёдорович, Либеров Юрий Александрович
В статье рассматриваются, с точки зрения христианства, сущностные основания патриотизма: любовь, верность и преданность, самоотверженность. Анализируется соотношение верыипатриотизма.
Читать PDF
2.73 мб

Патриотизм и патристика (об историософии и политике в событиях 1812 года)

Шамшурин Виктор Иванович
Огромную роль в культуре России играют религиозные традиции, основанные на Святоотеческом наследии Восточно-Христианского Православия.
Читать PDF
836.47 кб

Демократия, западничество и патриотизм в «Оптике экзистенциального рассмотрения» (ответ профессору А

Грановский Виктор Владимирович
Статья представляет собой развёрнутое возражение на группу тезисов, адресованную автору редактором университетского альманаха, освещающего проблемы национального самосознания и патриотического воспитания.
Читать PDF
10.34 мб

Русский патриотизм и «Русофобия» как детерминанты политической культуры (экзистенциальный аспект)

Даренский Виталий Юрьевич
В статье рассматривается проблема экзистенциальных корней патриотизма и русофобии в русской культуре.
Читать PDF
1.05 мб

Православный патриотизм А. С. Хомякова: философско-культурологические и богословские контексты

Липич Т.И., Рубежанский С.И.
В данной статье дается авторская интерпретация понимания личности и творчества Алексея Степановича Хомякова.
Читать PDF
523.67 кб

Патриотизм в эпоху глобализации

Пороховская Татьяна Ивановна
Предметом исследования статьи является патриотизм как ценность и норма гражданской этики, его содержание, основания и функции, а также те трансформации патриотизма, которые произошли в последние два-три десятилетия.
Читать PDF
246.16 кб

Патриотизм – необходимое условие успешности модернизационного проекта

Киселёв Анатолий Иванович
В статье исследуется концептуальный статус патриотизма и его положительная роль в качестве детерминанта и гаранта прогрессирующих преобразований российского общества.
Читать PDF
249.29 кб

Социальный концепт «Патриотизм» в русской общественной мысли

Никифоров Я.А.
В статье рассматриваются трактовки социального концепта «патриотизм» в отечественной социально-философской, общественно-политической, художественной литературе, которые сосредоточены на поиске и вычленении базового фактора, формир
Читать PDF
0.00 байт

Патриотизм. Очень краткая история идеи

Павлов Александр
В статье раскрывается понятие патриотизма и предлагается очень краткая история его идеи.
Читать PDF
1.13 мб

ПАТРИОТИЗМ КАК НРАВСТВЕННЫЙ ПРИНЦИП В ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ Н.Н. СТРАХОВА (1828-1896)

Мухина З.З., Канныкин С.В.
В статье проанализированы воззрения Н.Н. Страхова, связанные с патриотической тематикой.
Читать PDF
148.29 кб

О концепции «Конституционного патриотизма» Юргена Хабермаса

Тихомиров Геннадий Александрович

Похожие термины:

  • Патриотизм и критическое отношение к России, русскому народу — совместимы ли они

    Патриотизм, любовь к России, боль и тревога за нее красной нитью проходили сквозь рассуждения сколько-нибудь известных и влиятельных мыслителей России XX в., независимо от того, как именно каждый из
  • Социал-патриотизм

    течение, захватившее все социал-демократические партии II Интернационала во время империалистической войны. Сущность его взглядов сводится к тому, что социалисты каждой страны во время войны обяз
  • Патриотизм социалистический

    греч. patris — родина, отечество) — преданность трудящихся стран социализма социалистическому общественному и государственному строю, социалистическому Отечеству, делу коммунизма. Патриотизм во