ХРИСТОС

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ХРИСТОС
см. Иисус Христе.

Источник: Атеистический словарь

ХРИСТОС
см. ИИСУС ХРИСТОС

Источник: Новейший философский словарь

ХРИСТОС
(греч. christos - помазанник, мессия) - мифич. основатель христианства. Согласно христ. учению, сформировавшемуся в осн. чертах к концу II в. и нашедшему выражение в евангелиях, Иисус X. - «спаситель» людей, «богочелочек», к-рый был непорочно зачат девой Марией, проповедовал новую религию в Палестине, совершил множество чудес, был распят на. кресте, а па третий день после смерти воскрес и вознесся на небо, причем в будущем состоится его второе пришествие на землю для окончат, победы над «силами зла», для воскрешения мертвецов «во плоти» и последующего страшного суда, на к-ром воздастся по заслугам и праведникам и нечестивцам. Этот религ. рассказ о X. подвергался резкой критике уже в древности - Цельсом во II, Порфирием в III в. и др. Вновь возражения против него стали высказываться все чаще с XVII в. В научной критике учения о X. особенно важную роль сыграли тюбингенская и мифологическая школы, критич. труды к-рых нанесли жесточайший удар по церк. положениям. Представители первой, хотя и отстаивали истор. существование Иисуса, но видели в нем не бога, а человека и показали несостоятельность еванг. сообщений о его «чудесах», а также противоречия евангелий в рассказе о X. Ученые второй школы уже доказывали, что Иисус X. - мифич. фигура.
В первой пол. XX в. рядом бывших теологов - А. Луази, П. Альфариком, Швейтцером - было признано, что о жизни Иисуса X. фактически ничего достоверного не известно и что, возможно, существовал лишь какой-то отдаленный прообраз, к-рый впоследствии мог стать основой для еванг. рассказа. В евангелиях сведения о X. достаточно четко делятся на две группы: сообщения о разл. сверхъестеств. явлениях, сопровождавших рождение, проповедь, смерть и воскресение X., и приписываемые ему изречения. Первая группа, в глазах верующих являющаяся наиболее важным доказательством божественности X., была отвергнута тюбингенцами и их последователями как явная выдумка евангелистов. Вторая группа указанных еванг. материалов, если абстрагироваться от положений, общих для христианства и иудаизма, действительно принадлежит одному или неск. проповедникам новой религии, но никак не свидетельствует ни о божественности авторов изречений, ни о принадлежности их именно Христу. Для выяснения вопроса, существовал ли X., многое дает сопоставление еванг. «биографии» X. с сообщениями о нем же, взятыми из др. писаний Нового завета. При таком сопоставлении легко обнаруживается, что ни в посланиях, ни в «Откровении Иоанна», за единств, исключением (1 Кор. И, 24 и ел.), не встречаются приписываемые X. изречения. Отсутствуют в них и подробности земной жизни X. Это не может быть делом случая, т. к. в борьбе разл. течений и сект внутри христианства решающим аргументом должны были бы быть слова «самого спасителя». Отсюда следует вывод: евангелия, насыщенные «биогр.» сведениями, не были известны авторам посланий и, т. о., они были составлены позже, чем послания. В наиболее раннем новозаветном сочинении - «Откровении Иоанна» X. (Лгне-Иисус) представляется еще чисто космич. существом: он здесь бог, а не богочеловек, каким представлен в евангелиях. Следовательно, развитие представлений о X. шло по линии не обожествления человека, а очеловечения божества. Поэтому источником еванг. рассказа о X. не могли быть воспоминания о к.-л. реальном «основателе христианства».
Сделанный вывод подтверждается тем, что в дошедших до нас сочинениях иудейских писателей I в. Филона и Иосифа Флавия, равным образом как и у жившего в то же время Юста Тивериадского, не говорится ни о X., ни о христианстве (упоминание о X. в рукописи «Иудейских древностей» Иосифа Флавия, по общему мнению ученых, - позднейшая вставка, подделка). Все три автора, прекрасно знавшие Палестину I в., молчат о «чудесах», якобы сотворенных X. в Иерусалиме, потому, что ни чудес, ни X. но было. Иначе подобное молчание было бы абсолютно невозможным.
Подлинным источником мифа о X. были прежде всего ветхозаветные «пророчества» о мессии, привлекавшие внимание верующих и до возникновения христианства. Большие подборки таких пророчеств были найдены среди папирусов в Оксиринхе (Египет), встречаются они и в кумранских рукописях. Генеалогия Иисуса, место его рождения, бегство в Египет, въезд в Иерусалим и его гибель - все это изложено в евангелиях так, чтобы создалось впечатление, что Иисус был мессией, предсказанным пророками. Если отбросить всю аргументацию евангелистов, исходящую от «пророков», то от еванг. «биографии» X. не останется почти .ничего. Вторым источником еванг. мифа, в частности рассказа о мученич. смерти X. и об его воскресении, являются представления, к-рые были широко распространены в Пер. Азии и Сев. Африке, об умирающем и воскресающем божестве (Адонисе, Аттисе и др.) и о том, что добровольная смерть бога или его сына искупает собой «грехи» верующих и соплеменников. Следы таких верований обнаруживаются в легендах о гибели афинского царя Кодра, о страждущем и о побеждающем мессии в Талмуде, в кумранских представлениях о «наставнике праведности» и т. д. Кроме того, имеются довольно многочисл. данные о дохрист. культе бога Иисуса (Иешуа), бывшем, по-видимому, также одним из источников еванг. мифа. Нек-рые элементы мифа (рождение X.) связаны с мифами о Митре.
Новый свет па проблему возникновения еванг. мифа пролили данные кумранских рукописей. Члены кумранской секты в сер. I в. до н. э. верили, что «наставник праведности», казненный нечестивым первосвященником, воскреснет и будет судить все народы. Вполне возможно, что здесь мы имеем дело еще с одним из источников мифа о X.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
88.41 кб

Иисус Христос в учении валентиниан II века нашей эры

Толмачева Т. В.
Читать PDF
1.60 мб

Ложь на Христа : по поводу книги О.Д. Дурново «Так говорил Христос»

А. А. Бронзов
Читать PDF
1.20 мб

Христос и ангелы

Н. Н. Глубоковский
Читать PDF
1.27 мб

Христос и ангелы

Н. Н. Глубоковский
Читать PDF
142.90 кб

Христос в мировоззрении Ф. М. Достоевского и Л. Н толстого

Палибрк Владимир
Статья посвящена анализу произведений Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого в антропологическом ключе и ставит своей целью показать, какое значение имел образ Христа в их жизни, и в жизни их героев.
Читать PDF
105.21 кб

Рец. На кн. : Иларион (Алфеев), митр. Иисус Христос: жизнь и учение: в 6 кн. Книга 2: Нагорная пропо

Алексеев Анатолий Алексеевич
Читать PDF
315.98 кб

Основоположение евхаристической метафизики в труде С. Н. Булгакова "христос в мире"

Даренский В.Ю.
Статья посвящена анализу онтологического значения концепции евхаристического богословия С. Н. Булгакова, представленной в работе «Христос в мире».
Читать PDF
153.46 кб

Вопрос о тождестве Ипостаси Христа Ипостаси предвечного Логоса в православной христологии VI—IX вв

Давыденков Олег
Читать PDF
706.99 кб

Концепция «Индивидуальная природа» в христологии Леонтия Византийского

Давыденков Олег Викторович
Статье рассматривается концепция «индивидуальная природа», впервые использованная защитником Халкидонского собора Леонтием Византийским в ответ на появившееся в монофизитской христологии понятие «частная природа (сущность)».
Читать PDF
4.69 мб

Диалогические основания христологии

Возняк Ореста Тарасовна
Обосновывается идея о том, что то, на чём акцентируют внимание православные мыслители при рассмотрении христологии, внутренне согласовано с методологическими принципами диалогической философии, поэтому наличие созвучныхмотивов выз
Читать PDF
454.58 кб

Проблема соотношения общего и единичного в христологии умеренного монофизитства VI века: Севир Антио

Давыденков О. В.
В статье рассматривается вопрос о соотношении общего и единичного в христологии виднейшего представителя т.н.
Читать PDF
542.77 кб

Проблемы ориентальной христологии и христологии вообще

Юрченко Андрей
Читать PDF
222.93 кб

Понятие «Воипостасное» в дифизитской христологии после Леонтия Византийского

Олег Викторович Давыденков
В статье исследуется использование терминов «воипостасное» и «воипостасная сущность» в работах греческих богословов-халкидонитов с середины VI в.
Читать PDF
292.25 кб

Христологический и пневматологический аспекты историософской концепции Иоахима Флорского

Лаврентий Собко
Читать PDF
800.22 кб

Концепции «Сложная ипостась» и «Сложная природа» в контексте христологических споров VI в

Давыденков Олег Викторович
В статье рассматривается введение в контекст христологических споров VI в.

Похожие термины:

  • Фарисеи и Христос

    НЗ не дает ясной картины взаимоотношений фарисеев с Иисусом Христом. Фарисеи предупреждают Его о заговоре против Его жизни (Лк 13:31); несмотря на строгое соблюдение связанных с едой законов, они при
  • ХРЕСТОС, ХРИСТОС

    Греч.) Ранняя гностическая форма Христа. Она употреблялась в пятом веке до Р.Х. Эсхилом, Геродотом и другими. Первый упоминает ("Choeph.", 901) Manteumata pythochresta, или "пророчества, сообщенные богом пифий" через п
  • Иисус Христос в христианской культуре

    богочеловек. В Библии Христос обладает всей полнотой божественного совершенства. Он выступает в ипостаси Бога — сына. В то же время, согласно понятию Троицы, Бог един во всех лицах, поэтому Бог-сын
  • ОФИС ХРИСТОС

    Греч.) Христос-змий гностиков.
  • ИИСУС ХРИСТОС

    (от греч. Christos — помазанник) — согласно христианскому вероучению — это основатель христианства, богочеловек, во искупление грехов человеческих принявший смерть на кресте, затем воскресший и возн
  • Христос как краеугольный камень

    (Cornerstone, Christ as). В НЗ народ Божий это духовный храм, где Христос  краеугольный камень, поевр. ebenpinna, погреч. akrogdniaios (Ис 28:16; Еф 2:20; 1 Пет 2:6). Теологическое значение этого понятия проясняется в контексте е
  • БОТЕВ Христо

    болгарский поэт и философ-материалист, один из вождей Апрельского национально-освободительного восстания (1876). В мировоззрении Б. тесно сливались революционный демократизм и утопический социали
  • Кабакчиев, Христо

    1878-1940) - вождь болгарских тесняков (марксистское крыло болгарского социализма) и основатель болгарской коммунистической партии. После установления белой диктатуры в Болгарии бежал в СССР и работа
  • День Христов, Божий, Господень

    (Day of Christ, God, the Lord). В еврейской литературе было принято называть важные исторические события словом "день". Это могли быть решающие моменты израильской истории (день разрушения Иерусалима, Пс 136:7) ил
  • ЗЛАТАРОВ Асен Христов

    (4 февр. 1885 – 22 дек. 1936) – болг. ученый-химик, философ и обществ. деятель. Окончил Женевский ун-т (1907). С. 1910 – ассистент по химии. Член Болг. с.-д. партии (группа широких социалистов) (с 1905). По филос. взгляд
  • КИСЕЛИНЧЕВ Асен Христов

    13.9.1905, София - 3.1.1960, там же), болг. философ-марксист, психолог и обществ. деятель, акад. Болг. АН (1958). Чл. БКП с 1927. Директор Ин-та философии Болг. АН (1952-60). Д-рфилос. наук СССР (1954). Димитровская пр. (1950, 1959). О
  • Апостол Христов

    Именем апостолов (от греч. посланник) назывались 12 лиц, избранных Иисусом Христом для распространения Его учения. Они были постоянными спутниками и учениками Иисуса и после его смерти стали во гла
  • Близость пришествия Христова

    (Imminence). Учение о том, что Христос может прийти в любой миг и Его приходу не будет предшествовать никакое предсказанное событие. Эту точку зрения отстаивают те, кто верит, что восхищение Церкви произ
  • ЛЕТОСЧИСЛЕНИЕ ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА

    см. Лето-счисление религиозное.
  • Христограмма

    Монограмма, вензель, составленный из греческих букв Х и Р, начальных букв имени Христос на греческом языке, призванный символизировать его самого, его покровительство и его победу над смертью. Евс
  • Христодельфийцы

    американская секта. Эта группа была основана в 1848г. Джоном Томасом (1805-1871), который верил в близкое пришествие Христа, отрицал божественную сущность Христа и не признавал Троицу. Во многом христоде
  • ЗИГВАРТ Христоф

    нем. логик, близок к неокантианству. Широко известен своей “Логикой” (1873—78). По 3., логика основывается на психологии, это — техническое, нормативное учение о мышлении. Критерием истинности считал
  • ШИНГАРОВ Георгий Христович

    (р. 7.9.1934) — спец. по теории познания, филос. проблемам психол., физиологии высшей нервной деятельности и нейрофизиологии; д. филос. н., проф. Р. в с. Ладарево (Болгария). Окончил мед. ф-т Софийского мед. и
  • РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

    Великий христианский праздник в воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме, празднуемый 25 декабря. Впервые об этом празднике на Востоке упоминается у Климента Александрийского; он совершалс
  • ХРИСТОВОВЕРЫ

    , «люди божьи», хлысты - одна из форм старого рус. сектантства, возникшая во вт. пол. 17 в. в центр, губ. России среди оброчных крестьян. Основателем христововерия считается костромской крестьянин Дани