ПАРАНАУКА

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Паранаука
(от греч. para – около, возле, при) – термин, обозначающий многообразие сопутствующих науке идейно-теоретических учений и течений, существующих за ее пределами, но связанных с ней определенной общностью проблематики или методологии и позволяющих заниматься научными исследованиями непрофессионалам. Другие известные околонаучные течения не обладают какой-либо общностью с наукой и в той или иной степени противостоят ей.

Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.

ПАРАНАУКА
идеи и концепции, относительно которых не существует твердого консенсуса среди членов соответствующего сообщества ученых в признании их полноправными элементами системы научного познания (парапсихология, евгеника и др.). Как правило, в паранауке фиксируется ряд действительно имеющих место фактов и опытных данных, но либо количество и содержание этих фактов трудно поддаются объективной, научно—общезначимой оценке, либо они вступают в противоречие с имеющимися теориями, относящимися к данной предметной области. Поскольку паранаука — амбивалентна по своему существу и значимости, постольку она может быть как точкой будущего научного прогресса, так и отвлекающим фактором в ее развитии, требующим значительных усилий для доказательства либо неадекватной формулировки действительно важной проблемы, либо ее неразрешимости в принципе. (См. наука, лженаука, научный консенсус).

Источник: Философия науки: Словарь основных терминов

Паранаука
(лат. para – около) – собирательное название идейно-гипотетических концепций и учений, характеризующихся антисциентистской направленностью. Термин «паранаука» относится к утверждениям и теориям, которые в большей или меньшей степени отклоняются от стандартов науки и содержат в себе как существенно ошибочные, так и, возможно, истинные положения. Близость по смыслу понятий «квазинаука» и «паранаука» позволяет использовать их как синонимы. К паранауке относят: 1) различные устаревшие научные концепции, как алхимия, астрология и др., сыгравшие определенную историческую роль в развитии современной науки; 2) народную медицину и другие «традиционные», но в определенной степени оппозиционные современной науке учения; 3) спортивные, семейные, кулинарные, трудовые и т.п. «науки», представляющие собой образцы систематизации практического опыта и прикладных знаний, но не соответствующие определению науки как таковой.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

ПАРАНАУКА
совокупность разл. отраслей знания, претендующих на объяснение действительности вне рамок науч. знания в его собств. смысле, но с использованием его средств и форм выражения. П. не представляет собой концептуальную или теор. целостность и фактически не имеет под собой к.-л. системного парадигматического основания. Возникновение и развитие П. связано с кризисом классич. естествознания (вторая половина XIX — начало XX вв.) и уверенности в возможности точного, непротиворечивого и фактически обоснованного знания, основанного на некой универсальной объяснительной схеме (напр., теор. механика Ньютона). Однако сам соблазн построения такой завершенной картины мира сохранился и реализовался в целом спектре «паранауч. теорий» (из к-рых наиболее известны парапсихология и парафизика). Наиболее общим признаком разл. паранаучных концепций явл. апеллирование к идеям и принципам оккультизма, стремление объяснить действительность с т.зр. древних, тайных, забытых и т.п. знаний. Однако в отличие от традиц. оккультизма, П. носит популярный характер и явл. одним из типичных феноменов массовой культуры. Во второй половине XX в. возник ряд направлений П., отразивших достижения науч.-техн. прогресса, к числу крых относятся т.н. уфология (от англ. UFO — Unidentified Flying Object — неопознанный летающий объект; исследование НЛО как свидетельств посещения инопланетными цивилизациями Земли в настоящем) и теория «палеоконтактов» Э. фон Деникена (объяснение феноменов прошлого с т.зр. влияния инопланетных цивилизаций). С конца XX в. в П. все большее внимание уделяется т.н. «пси-феноменам», под к-рыми подразумеваются ресурсы чел. психики, недоступные «офиц. науке» (ясновидение, телепатия и т.п.). В англоязычной лит-ре под названием П. иногда фигурируют «пограничные» отрасли науч. знания, разрабатывающие проблемы, не имеющие на данный момент адекватного объяснения в совр. науке, но не выходящие за пределы общепринятых стандартов и установок науч. исследования. Как синонимы термина «П.» в его общем значении употребляются термины «квазинаука» и «псевдонаука». Е.В.Гутов

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ПАРАНАУКА
Древнегреческая приставка «пара-» означает «около, подле, возле»; соответственно паранаучные знания – это околонаучные знания. Понятие «паранаука» пересекается с понятием «квазинаука» («псевдонаука») и может быть определено как такое знание, которое, не являясь научным, тем не менее выдает себя за научное. Специфику паранаучного знания можно определить через предмет, метод и язык.
Предмет паранаук – это паранаучные (паранормальные) феномены. Можно выделить несколько классов таких феноменов, взяв за критерий их отношение к науке: 1) оккультные явления (спиритизм, магия), которые находятся в оппозиции к научному знанию; 2) явления, не согласующиеся с современными научными теориями (при этом их существование не доказано и ставится под сомнение), но и не противоречащие науке как таковой (снежный человек, лохнесское чудовище, HЛО); 3) явления, существование которых не вызывает сомнений, но они не имеют научных объяснений (напр., йога, тибетская медицина и т. п .); 4) явления, существование которых ставится под сомнение, противоречит научным принципам и на основании которых создаются новые квазинаучные дисциплины (телекинез, телепатия, экстрасенсорика).
Метод паранаук определяется через отрицание экспериментального метода «нормальной» современной науки. Паранауки могут использовать наблюдения и спекулятивные построения, но в случае использования экспериментального метода терпят крах. Экспериментальный метод предполагает повторяемость и воспроизводимость опыта, а значит и его законосообразность и возможность эмпирического подтверждения или опровержения
Язык паранаук характеризуется тремя чертами: 1) маскировкой символического (многозначного) употребления языка под однозначное, терминологическое (напр., использование многозначных алхимических символов как обозначений химических веществ или, наоборот, математических чисел как многозначных символов нумерологии, а звезд – как символов астрологии); 2) образованием квазинаучных «кентаврических» терминов (напр., психологическая энергия); 3) смешением эзотерического языка с неспециализированным и общеупотребительным языком массовой культуры (введение неологизмов, которые позволяют обыденному сознанию ощутить себя причастным тайному знанию, напр. биогравитационное поле). Отношение науки к паранауке может строиться в соответствии с несколькими стратегиями: 1) разоблачение претензий паранаук на научность (на уровне решений Академии наук), 2) объяснение паранаучных явлений с помощью методов и языка науки, социокультурная интерпретация самого паранаучного знания как определенной синкретической формы сознания, в которой объединены научное, мифологическое, религиозное и идеологическое сознание.
Если попытаться более точно развести понятия паранауки и квазинауки, то следует обратиться к истории их возникновения. В этом случае паранаука обнаруживает свои глубинные исторические корни и включает в себя такие типы знания, которые появились одновременно с современной экспериментальной наукой и являются альтернативными по отношению к ней (т. е. несоизмеримы, несоотносимы и несовместимы с ней, развиваются параллельно и не пересекаются с наукой). К паранаукам можно отнести, напр., алхимию, астрологию, магию, которые основаны на символическом и мифологическом мышлении в противоположность понятийному. Квазинаука же будет включать в себя такие феномены, интерес к которым возникает как реакция на современную экспериментальную, точную и математизированную науку (т. е. не ранее XVII столетия), несколько позже ее возникновения, а развитие квазинауки будет идти по линии, пересекающей линию развития науки как таковой и претендующей на ее замещение. К квазинаукам можно отнести, напр., уфологию, которая использует научный тип мышления в ненаучных целях. Поэтому причина возникновения паранаук – историческое и культурное разнообразие форм рациональности и освоения мира человеком, а причина возникновения квазинаук – кризис научной рациональности, развитие антисциентистских тенденций в обществе, крах или расцвет тоталитарных идеологий, развитие массового потребительского общества с его спросом на неомифы и т. д. Ю. Л . Халтурин

Источник: История философии науки и техники.

ПАРАНАУКА
термин, обозначающий многообразие сопутствующих науке идейнотеоретических учений и течений, существующих за ее пределами, но связанных с ней определенной общностью проблематики или методологии.
Понятие паранауки сформулировано в рамках философии и социологии науки и фиксирует ряд результатов рефлексии о природе науки и ее взаимодействии с окружением, в частности стремление провести демаркационную линию между наукой и иными типами знания.
Во-первых, в понятии паранауки отражается то обстоятельство, что содержание самой науки неоднородно и некоторые из ее элементов могут не укладываться в идеалы научной рациональности, соответствующие доминирующей теоретической парадигме. Тогда название паранауки может получить новая и еще не завоевавшая авторитета теория (космонавтика К. Э. Циолковского в нач. 20 в. или гелиобиология А. Л. Чижевского), которая со временем имеет шанс войти в сферу «нормальной науки» (Т. Кун). Ее отличает отсутствие развитой теоретической схемы на фоне провозглашения новой научной картины мира, в результате чего теоретическая интерпретация эмпирического материала строится непосредственно на основе последней. Наряду с блестящими теоретическими гипотезами в ней присутствует опора на непроверенные факты, противоречивость логических построений, неразработанность вспомогательных теорий или практических приложений. Название паранауки нередко получают и устаревшие, деградировавшие научные теории, не учитывающие многочисленных опровержений и новых научных данных. В подобных случаях паранаука тождественна понятиям «альтернативной» или «девиантной» наук.
Во-вторых, понятие паранауки фиксирует то, что идеалы научной рациональности не обязательны также и для целого ряда иных видов познания (практического и практически-духовного освоения мира, в частности). Некоторые практические традиции, порой намеренно демонстрируя оппозиционность к науке, выступают в форме «народных наук» («органическая агрикультура» Р. Штейнера, народная медицина, народная архитектура, народная педагогика, народная метеорология и синоптика и пр.). «Народные науки» обычно представляют собой концентрированное выражение практического и обыденного опыта, приспособленное к традиционным условиям жизни. «Народные науки» могут органически дополнять науку и технологию или даже заменять их при определенных обстоятельствах (народная медицина в эпоху «культурной революции» в Китае). Нередко они содержат знания, дающие позитивный импульс развитию науки и техники (форма поморского коча была использована при проектировании первых ледоколов). Вместе с тем превознесение результатов «народной науки» приводит к ее деградации (противопоставление мичуринской опытной селекции научной генетике). В последнем случае велик шанс превращения «народной науки» в псевдонауку. В США, напр., широко распространено присвоение имени «наука» (science) всякой системе знания, оформленной в школьную или университетскую специальность. Возникает широкий спектр «сельскохозяйственных наук», «семейных наук», «кулинарных наук», «музыкальных наук», «спортивных наук» и пр. Эти дисциплины учат полезным знаниям и навыкам, но не содержат системы идеальных объектов, процедур научного объяснения и предсказания и потому не поднимаются выше систематизированного и дидактически оформленного опыта, оставаясь прикладными руководствами по различной тематике. Др. вид псевдонаук представляет собой околонаучная публицистика, спекулирующая на имеющей громкое общественное звучание или, напротив, таинственной тематике. Такова «уфология», или «наука об НЛО» (UFO — английская аббревиатура «неопознанных летающих объектов»), содержащая фантастические гипотезы и массу малодостоверных фактов. Здесь и исследования паранормальных феноменов (парапсихология, теория биоригмов, биоэнергетика и т п.), постулирующие существование особых, неизвестных науке субстанций и природных сил или преувеличивающие роль определенных природных закономерностей.
Самостоятельный тип паранаук представляют собой «оккультные науки» (алхимия, астрология, френология, геомантия, хиромантия, физиогномика, толкование сновидений). В каждой из них существует свое теоретико-подобное учение, основанное на вере в сверхъестественное, и выдвигаются амбициозные претензии на чрезвычайную эффективность практических приложений. «Оккультные науки» опираются на натурфилософские теории и древние мифы, народный опыт и некоторые научные факты и методы, направляя все это синкретическое единство на то, чтобы «предсказывать судьбу» и способствовать ее оптимальному развертыванию. Деятели таких наук создают академии и университеты, присуждают и получают ученые степени и звания, открывают журналы, тщательно имитируя структуру науки и научного образования, и в то же время критикуют науку за догматизм и сциентизм.
Именно для таких паранаук типично выдвижение претензий на статус науки в целях обеспечения себе более благоприятных социальных условий. Паранауки нередко бывают связаны со всякого рода оппозиционными или маргинальными общественными движениями, политическим радикализмом и т. п. Адепты и сторонники таких паранаук избегают присущей науке самокритики, культивируют фанатизм, сектантство, идеологическую пропаганду, популистскую риторику, не чужды стремления к политической власти или влиянию. Значение паранауки не только в том, что они удовлетворяют духовные потребности невежественных людей. Паранаука в ее современном виде — естественный спутник науки и вместе с тем вызов ей в условиях демократического общественного устройства, когда наука вынуждена вести диалог с другими социокультурными системами и не может окончательно устранить оппонентов.
Лит.: Волъкенштейн М. В. О феномене псевдонауки.— «Природа», 1983, № 11 ; Заблуждающийся разум. Многообразие вненаучного знания. М., 1990; КасавинИ. Т. Познание в мире традиций. М., 1990;
МигдалА. Поиски истины. М., 1983; Филатов В. П. Научное познание и мир человека. М., 1989; Philosophy of Science and the Occult. Albany, 1982; RadnerD., Radner М. Science and Unreason. Belmont, 1982; Velikovskyl. Worlds in Collision. L., 1950.
И. Т. Касавин

Источник: Новая философская энциклопедия

паранаука
ПАРАНАУКА (от греч. рага — здесь: «около», «возле», «при», «вне») — термин, обозначающий многообразие сопутствующих науке идейно-теоретических учений и течений, существующих за ее пределами, но связанных с ней определенной общностью проблематики или методологии.         Понятие «П.» сформулировано в рамках философии и социологии науки и фиксирует ряд результатов рефлексии о природе науки и ее взаимодействии с окружением, в частности — стремление провести демаркационную линию между наукой и иными типами знания.         Во-первых, понятие «П.» выражает то обстоятельство, что содержание самой науки неоднородно и некоторые из ее элементов могут не укладываться в идеалы научной рациональности, соответствующие доминирующей теоретической парадигме. Тогда название «П.» может получить новая и еще не завоевавшая авторитета теория (космонавтика К.Э. Циолковского в начале 20 в. или гелиобиология А.Л. Чижевского в наши дни), которая со временем имеет шанс войти в сферу «нормальной науки» (Т. Кун). Ее отличает отсутствие развитой теоретической схемы на фоне провозглашения новой научной картины мира, в результате чего теоретическая интерпретация эмпирического материала строится непосредственно на основе последней. Наряду с блестящими теоретическими гипотезами в ней присутствует опора на непроверенные факты и противоречивые логические построения, неразработанность вспомогательных теорий или практических приложений. Название «П.» нередко получают и устаревшие, деградировавшие научные теории, не учитывающие многочисленных опровержений и новых научных данных. Их сторонники продолжают строить вечные двигатели, истолковывать таблицу химических элементов в рамках гипотезы У Праута, искать квадратуру круга или детерминистскую интерпретацию квантовой механики. В подобных случаях «П.» тождественна понятиям «альтернативной» или «девиантной» науки.         Во-вторых, понятие «П.» фиксирует то, что идеалы научной рациональности не обязательны также и для целого ряда иных видов познания (практического и практически-духовного освоения мира в частности). Оппозиционные науке практические традиции нередко выступают в форме «народных наук» («органическая агрикультура» Р. Штейнера, народная медицина, народная архитектура, народная педагогика, народная метеорология и синоптика и пр.). «Народные науки» обычно опираются на организмически-мифическую картину мира и представляют собой концентрированные выражения практического и обыденного опыта, приспособленные к традиционным условиям жизни. Их ценность определяется тем, насколько традиционные обычаи и знания применимы за пределами данных традиций. «Народные науки» могут органически дополнять науку и технологию или даже заменять их при определенных обстоятельствах (народная медицина в эпоху «культурной революции» в Китае). Нередко они содержат знания, дающие позитивный импульс развитию науки и техники (форма поморского коча была использована при проектировании первых ледоколов). Превознесение результатов «народной науки» приводит к ее деградации (противопоставление мичуринской опытной селекции научной генетике).         В последнем случае велик шанс превращения «народной науки» в псевдонауку. В США, напр., широко распространено присвоение имени «наука» (science) всякой системе знания, оформленной в школьную или университетскую специальность. Возникает широкий спектр «сельскохозяйственных наук», «семейных наук», «кулинарных наук», «музыкальных наук», «спортивных наук» и пр. Эти дисциплины учат полезным знаниям и навыкам, но не содержат системы идеализированных объектов, процедур научного объяснения и предсказания и потому не поднимаются выше систематизированного и дидактически оформленного опыта, оставаясь прикладными руководствами по различной тематике. Другой вид псевдонаук представляет собой околонаучная публицистика, спекулирующая на имеющей громкое общественное звучание или, напротив, таинственной тематике. Такова «уфология», или «наука об НЛО» (UFO — английская аббревиатура «неопознанных летающих объектов»), содержащая фантастические гипотезы и массу малодостоверных фактов. Аналогична ей и «теория мировых катастроф», американского психиатра И. Великовского, претендующая на объяснение якобы реальных явлений природы, описанных в Ветхом Завете. Здесь и исследования паранормальных феноменов (парапсихология, теория биоритмов, биоэнергетика и т.п.), постулирующие существование особых, неизвестных науке субстанций и природных сил или преувеличивающие роль определенных природных закономерностей.         Самостоятельный тип П. представляют собой «оккультные науки» (алхимия, астрология, френология, геомантия, хиромантия, физиогномика, толкование сновидений). Они представляют собой в той или иной мере теоретикоподобные учения, основанные на вере в сверхъестественное и отличающиеся выраженными претензиями на эффективность своих практических приложений. «Оккультные науки» (см. Оккультизм) опираются на натурфилософские теории и древние мифы, народный опыт и некоторые научные факты и методы, направляя все это синкретическое единство на то, чтобы предсказывать судьбу и способствовать ее оптимальному развертыванию. Этому призваны служить поиск «жизненного эликсира» или составление гороскопа, прослеживание «линий судьбы» по руке или прогноз, исходящий из символики сновидений. Современные шаманы создают академии и университеты, присуждают и получают ученые степени и звания, открывают специальные журналы, тщательно имитируя структуру науки и научного образования, и в то же время критикуют науку за догматизм и сциентизм.         Именно для таких П. типично выдвижение неоправданных претензий на статус науки в целях обеспечения себе более благоприятных социальных условий. П. нередко связаны с самыми разными оппозиционными или маргинальными общественными движениями, политическим радикализмом, крайним экологизмом, агрессивным феминизмом. Адепты и сторонники таких П. избегают присущей науке самокритики, культивируют фанатизм, сектантство, идеологическую пропаганду, популистскую риторику, не чужды стремления к политической власти или влиянию.         Значение П. не только в том, что они удовлетворяют духовные потребности невежественных людей. П. в ее современном виде — естественный спутник и вызов науки в условиях демократического общественного устройства, когда наука вынуждена вести диалог с другими социокультурными системами и не может окончательно устранить оппонентов. Это способствует формированию более широкого мировоззрения, развитию критического мышления и активной социальной позиции ученых по пропаганде науки и техники.         И. Т. Касавин         Лит.: Волькенштейн М.В. О феномене псевдонауки // Природа. 1983. № 11; Мигдал А. Поиски истины. М., 1983; Филатов В.П. Научное познание и мир человека. М., 1989; Заблуждающийся разум: Многообразие вненаучного знания. М., 1990; Касавин И. Т. Познание в мире традиций. М., 1990; Velikovsky L Worlds in collision. L., 1950; Philosophy of Science and the Occult. Albany, 1982; Radner D., Radner M. Scienceand Unreason. Belmont, 1982.

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки



Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
295.64 кб

Наука паранаука человек в условиях современной цивилизационной модернизации

Калинина Г. Н.
Рассматривается проблема отношения между наукой и паранаучной формой ментальности и культуры.
Читать PDF
373.30 кб

Парапсихология: наука или паранаука?

Скоморохов Михаил Витальевич
Предпринята попытка рассмотреть дискуссионную проблему о статусе парапсихологии.
Читать PDF
184.92 кб

Наука и паранаука

Бессонова Л. А.
Содержание статьи отражает современное состояние научных поисков в сфере изучения паранормальных явлений.
Читать PDF
311.03 кб

Паранаука – маргинальное знание или. Спор за науку?(в чьи паруса дует ветер века?)

Калинина Г. Н.
Основной интенцией данной статьи выступает положение о том, что под влиянием культуры постмодернизма, утверждающей легитимность плюрального мировидения, создаются предпосылки для распредмечивания научной области, в результате чего
Читать PDF
210.33 кб

Паранаука в контексте культуры и философско-культурологических интерпретаций

Калинина Г. Н.
Рассматривается проблема паранауки как подсистемы целостной системы культуры (то есть как субкультуры), осуществляется идентификация паранауки как «пограничного» и маргинального феномена культуры европейского рационализма, то есть
Читать PDF
341.12 кб

Паранаука: дискурс и субкультура

Калинина Г. Н.
В статье рассматривается паранаука как форма субкультуры и контексты ее формообразования; обозначаются дискуссионные концептуальные и эпистемологические проблемы субкультурного паранаучного дискурса.
Читать PDF
200.17 кб

Паранаука в феноменологии современной культуры

Калинина Г.Н.
Статья посвящена исследованию паранауки в феноменологии постмодерна, выявлению ее субкультурной специфики и характеристики в рамках системного самоопределения.
Читать PDF
366.26 кб

Массовое сознание и паранаука в контексте постнеклассической рациональности: социально-философский а

Андреев Артём Андреевич
В статье проведён социально-философский анализ взаимосвязи массового сознания современного общества и стиля мышления в паранауке в контексте постнеклассической рациональности.
Читать PDF
84.57 кб

К дефиниции паранауки

Головин Денис Витальевич
В статье очерчиваются контуры смыслового поля термина «паранаука». Приводятся и анализируются различные точки зрения по данному вопросу. Рассматриваются некоторые паранаучные проявления.
Читать PDF
284.27 кб

О специфике паранауки в современной культуре в аспекте естественно-научного знания

Андреев А. А.
Проведён анализ паранауки в аспекте естественно-научного знания. Показана взаимосвязь науки и паранауки в познавательном, методологическом и мировоззренческом аспектах.
Читать PDF
145.50 кб

О статусе паранауки: возможна ли наука о чудесах?

Ермошина Ксения Александровна
Статья посвящена анализу феномена паранауки в его взаимодействии с академическим знанием.
Читать PDF
317.48 кб

Проблема демаркации науки и паранауки: история и современное состояние

Скоморохов Михаил Витальевич, Внутских Александр Юрьевич
Статья посвящена проблеме демаркации науки и паранауки, а также проблеме их критериев. Исследуется история постановки и альтернативных решений этой проблемы у И. Канта, К. Поппера, И.
Читать PDF
362.76 кб

Проблема культурной ценности паранауки

Андреев Артем Андреевич
В статье проводится философский анализ проблемы культурной ценности паранауки. Выявляется онтологический и экзистенциальный смысл паранаучных мифов. Определяется эвристическая ценность паранаучных учений.
Читать PDF
0.00 байт

Социально-философские проблемы паранауки в контексте постнеклассической рациональности

Андреев Артём Андреевич
В статье проведён анализ социально-философских проблем паранауки и выявлены ее методологические и мировоззренческие особенности в контексте постнеклассической рациональности.
Читать PDF
0.00 байт

Социокультурные аспекты паранауки: социально-философский анализ

Андреев Артём Андреевич
В статье осуществляется социально-философский анализ такого социокультурного феномена современности, как паранаука. Выявляются психологические, социальные и культурно-исторические предпосылки ее возникновения и распространения.