ОУЯН ДЭ
ОУЯН ДЭ
Оуян Чунъи, прозе. Нанье. 1496, Тайхэ (на территории совр. пров. Цзянси), - 1554. Философ, ученик и последователь Ван Янмина. Имел высшую ученую степень цзиньши. Состоял на службе в Гос. академии (Гоцзы), ведомствах историографии, ритуалов, судебном, дослужился до постов главы ведомства ритуалов и Ханьлинь академии. Будучи нач-ком г. Люаня (пров. Аньхой), основал учебное заведение - академию Лунцзинь. Осн. соч. - "Нанье лунь сюэ шу" ("Книга рассуждений Нанье о науке"). Полемизировал с Ло Циньшунем, обвинявшим янминистов в отождествлении "интуиции" (чжи цзюэ) и "индивид, природы" (син II]). Подчеркивал, что понятие "благосмыслие" (ляп чжи) - врожденное "знание блага", с к-рым последователи Лу Цзююаня и Ван Янмина отождествляли априорно добрую "индивид, природу", не идентично "интуиции", подразумевающей чувственное восприятие и выраженность в речи и движении. Аналогам, образом лян чжи не тождественно "мысли/идее" (и [3]), содержащей и добро, и зло. "Благосмыслию" внеположны также "движение и покой" (дун - цзин) оно тождественно "коренной пустотности" (бэнь сюй), поэтому "достижение [предельного] знания" (чжи чжи), подразумевающее постижение онтологии, сути мироздания, есть "достижение пустотности/вместимости" (см. Сюй). См. лит-ру к ст. [Ван] Янмина школа.