ОУЯН ЦЗЯНЬ
ОУЯН ЦЗЯНЬ
Оуян Цзянь-ши. Ок. 269, Наньпи обл. Бохай (северо-восток совр. уезда Наньпи пров. Хэбэй),- 300. Философ из гос-ва Зап. Цзинь. Происходил из аристократич. рода империи Вост. Хань (1 - 3 вв. н.э.). Занимал высокие гос. посты, погиб в междоусобной борьбе (казнен по приказу Сыма Луня - правителя гос-ва Чжао). Осн. соч. - "Янь цзинь и лунь" ("Об исчерпании смысла речами"). Выступил с опровержением популярного в его время тезиса "речи не исчерпывают смысла" (янь бу цзинь и), подразумевающего невербализуемость истины. "Форма (сии [2]) не нуждается в том, чтобы быть поименованной, и квадратное и круглое уже существуют [сами по себе]"; черное и белое объективны независимо от того, названы они как-то или нет. Любое общепринятое назв., относящееся к объективной реальности - конкр. "вещам", всегда адекватно выражает ее. Если назв. "исходит от вещи", т.е. вторично по отношению к ней, то понятийно-организованная "речь" (янь) "исходит из принципов (ли [1])"- организующего начала реальности, определяется им и адекватна ему. В то же время перед "совершенномудрыми" (см. Шэн [1]) постоянно стоит задача "исправления имен" (чжэн мин), что не позволяет пренебрегать "речью". "Исходящие из сердца (синь [1])", т.е. не выраженные вербально "принципы" не м.б. "распространены" в сферу человеч. жизни без "речи"; отсутствие названий - "имен" (мин [2]) не позволило бы разграничивать противоположные стороны "двойственного" (би [3]) вещного мира. Подобно тому, как "имена" появляются вслед за появлением "вещей", "речь" (понятия) изменяется под воздействием "принципов", т.е. комбинаций структурных связей мироздания. Т.о. в построениях О.Ц. предпринята попытка диалектически обосновать совместимость индивид, в невербального познания, с одной стороны, и необходимости и возможности адекватной вербализации его результатов - с другой. Ли Си