ОРТОДОКСИЯ

Найдено 14 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Ортодоксия
греч. "ortoz", "прямой" и "doxa", "мнение") - "правомыслие".

Источник: Философия политики: глоссарий

ОРТОДОКСИЯ
правоверие, согласие с учениями, проповедуемыми церковью. Ортодоксии противостоят иноверие и ересь.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

ОРТОДОКСИЯ
твёрдая приверженность традиционным положениям церкви, сформулированным в вероучительных книгах, постановлениях соборов, в творениях отцов церкви и учителей церкви.

Источник: Культура и межкультурное взаимодействие 2018

ОРТОДОКСИЯ (ОРТОДОКСАЛЬНЫЙ)
следующий чему-либо без отклонений; неуклонно придерживающийся основ какого-либо учения, концепции, определенного мировоззрения: ортодоксальная теология, ортодоксальный марксизм и пр.

Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)

ОРТОДОКСИЯ
(Orthodoxie; от греч.) — правоверие, согласие с учениями, проповедуемыми церковью. Ортодоксальной называют главным образом церковь ближневосточных стран (например, греческая ортодоксальная церковь). Ортодоксии противостоят иноверие и ересь.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Ортодоксия
любое религиозное движение или вероучение, принадлежащее к основному руслу какой-либо религии и сохраняющее главные положения ее вероучения; истинное или правильное (называемое «православным» в некоторых переводах трудов протестантских теологов,- прим. ред.) вероучение. Антоним ортодоксии - ересь, или отступление от исторических традиций в каком-либо из вероучений.

Источник: Новые религиозные движения.

ОРТОДОКСИЯ
греч. - правильное мнение) - твердая последовательность, приверженность к традициям, основам к.-л. учения, мировоззрения, полностью исключающая даже незначит. отклонения. О. в религии — правоверие, неуклонное следование традиц. учению церкви. Понятие О. возникло в христианстве во 2 в. С появлением первых ересей этот термин используется как противопоставление иноверию.

Источник: Атеистический словарь

Ортодоксия
(греч. orthodoxia – правильное мнение) – твердая последовательность, приверженность к традициям, основам какого-либо учения, полностью исключающая даже незначительные отклонения. Ортодоксия в религии – правоверие, неуклонное следование традиционному учению церкви. Понятие «ортодоксия» возникло в христианстве во 2 в. С появлением первых ересей этот термин используется как противопоставление иноверию.

Источник: Философия: основные понятия и определения. Учебно-методичесое пособие.

Ортодоксия
(греч. orthodoxia — правильное мнение) — твердая последовательность во взглядах, исключающая какие бы то ни было отклонения. Понятие О. появляется в христианстве во 2 в. в связи с возникновением первых ересей, как противоположность «разномыслию» еретиков — гетеродоксии. В более позднее время под О. понимается неизменность христ. учения, догматов и установлений церкви. В идейной борьбе внутри христианства борющиеся стороны, взаимно обвиняя друг друга в ереси, всегда стремились представить себя в качестве поборников О.

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

Ортодоксия
(от греч. ortos – прямой, правильный + doxa – мнение) – учения, представления, истинность и правильность которых основывается на авторитете. В религиозных учениях таким авторитетом является церковь, священные книги. В философских или политических учениях – авторитет основателя или партии. Все, что отличается от О., объявляется ересью или «ревизионизмом» (как это было, например, в марксизме). Несостоятельность О. обнаруживается уже в этимологии этого слова: мнение может быть только гипотетическим, кому бы оно ни принадлежало

Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.

ОРТОДОКСИЯ
греч.-правильное мнение): основное и наиболее древнее течение в любой религиозно-мистической традиции; характеризуется умеренным консерватизмом, обладает продуманной и исторически сложившейся системой заповедей и ритуалов и имеет большое влияние в народе. Таковы, в частности, современные православие и католичество, суннизм, брахманизм, государственный иудаизм Израиля и буддийское учение Хинаяны. Ортодоксию следует отличать от религиозного фундаментализма – ультраконсервативного течения, отвергающего любые реформы и призывающего вернуться к «исконной» вере и традициям многовековой давности.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

ОРТОДОКСИЯ
от греч прямой, правильный и мнение), «правильная» доктрина, фиксированная авторитетными инстанциями религ. общины (церкви в христианстве, алумма в исламе и т. п.) и обязательная для всех членов этой общины; противоположность О. - ересь. Понятие О. имеет смысл применительно к тем религиям, в к-рых необходимым условием выполнения долга перед богом признается не только культ (как в антич. язычестве, не знавшем теологии), но и «чистое учение». Можно говорить об О. ислама, зрелого иудаизма, различных направлений буддизма; особенно четко разработана О. христ. вероисповеданий. В авторитарно организованных филос. школах, основанных на культе основателя (напр., позднем неоплатонизме), также наблюдаются явления, аналогичные О. и ереси.

Источник: Советский философский словарь

ОРТОДОКСИЯ
(греч. - правильное мнение) - неизменное следование исходным принципам, основам к.-л. учения, исключающее даже незначит. отклонения от него. В религии О. выражается в твердой приверженности традиц. положениям учения церкви, сформулированным в вероучит. книгах, постановлениях соборов, в творениях отцов и учителей церкви. Правосл. церкви считают неизменными, абсолютно истинными и непогрешимыми все догматы, изложенные в Никео-Цареградском Символе веры. В отличие от католицизма. придерживающегося концепции «догматического развития», к-рая позволяет дополнять вероучение новыми догматами, и протестантизма, отказавшегося от мн. христ. догматов, православие считает догматы благочестием Христа» закрепленным в свящ. предании и сохраняемым церковью в «неповрежденном» виде. Правосл. принцип в отношении к вероучению гласит: «всегда следовать всеобщности, древности, согласию». Это означает, что благочестие непогрешимо раскрыто в соборных постановлениях. к-рые церковь не должна пересматривать и обязана строго охранять. Постановления навсегда остаются незыблемой истиной, правилом веры. Признавая незыблемость догмата, правосл. церкви допускают возможность разл. истолкования догматов (теологумен) и частного богослов, мнения по тому или иному вероучит. установлению. Теологумен и богослов. мнение не являются обязательными для церк. сознания. Однако православие, строго следуя традиции в вероучит. определениях, почитании таинств, признании иерархии, принципов, не поощряет буквализм, считает необходимым умеренное обновление. Используя в богослуж. практике устаревший церк.-славян. язык, РПЦ допускает возможность замены некрых языковых архаизмов и перевод их на совр. литературный язык.

Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7

ОРТОДОКСИЯ
лат. ortos - правильный, doxa - мнение) - 1) в теологии: эквивалент православия (не в конфессиональном, но в оценочно-семантическом его смысле); 2) в философии культуры: феномен канонического воспроизведения в рамках традиции определенной теоретической системы, обретшей аксиологически
акцентированный статус учения , - вне значимых семантических трансформаций ее содержания, однако, при неизбежной редукции последнего с течением времени. В своем становлении каждая О. проходит такие этапы, как: а) содержательное становление концепции; б) оформление вокруг концептуального ядра будущей О. пояса культурных поведенческих программ, фиксирующих ее предпочтительный по отношению к другим концептуальным системам статус; в) конституирование соответствующей концептуальной системы в качестве собственно О., что предполагает официальное санкционирование ее со стороны внеконцептуальных структур (государство, церковь и др.) посредством придания ей статуса единственно легитимной интерпретационной стратегии в соответствующей предметной области. Оформившаяся О. исключает релятивизм трактовки, обретая черты социальной мифологии и функционируя в режиме идеологии, и - в перспективе - имеет тенденцию к трансмутации от организованной в форме проблемного знания концепции к замкнутому и формализованному догматическому кодексу (см. "Скандал в философии"), тяготеющему - при аппликации на массовое сознание - к катехическим жанрам бытия в культуре. В философии постмодерна О. интерпретируется в качестве аксиологически выделенной "метанаррации", или "большой наррации", в рамках классики и модерна (Лиотар) - в отличие от принципиально плюральных постмодернистских нарративных практик (см. Нарратив, Закат метанаррации).

Источник: История Философии: Энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF
123.79 кб

Новое разделение: романтическая vs. классическая ортодоксия

Милбанк Джон
В статье представлены современные тенденции европейской теологической науки.
Читать PDF
374.06 кб

Человечность и ортодоксия: протоиерей георгий Флоровский - М. И. Лот-бородина - Н. А. Бердяев

Полухин Виктор Павлович
В статье рассматривается герменевтико-диалогический контекст антропологической мысли крупного русского философа, богослова и историка протоиерея Георгия Флоровского.
Читать PDF
147.19 кб

Дискурсивная стратегия ортодокса: проблема объективации политического мира

Соловей Ирина Викторовна
Анализируется актуальная для философии политики проблема «конца политического», а также логически выявляются пределы объективации политического бытия в дискурсе ортодокса.
Читать PDF
147.57 кб

Дискурсивная стратегия ортодокса: проблема объективации политического мира

Соловей Ирина Викторовна
Анализируется проблема «конца политического», а также выявляются логически пределы объективации политического бытия в дискурсе ортодокса.
Читать PDF
384.25 кб

Ортодоксальная теология в религиозно-философских проявлениях неоортодоксии

Стасюк Лариса Александровна
В статье рассматриваются условия становления, развития неоортодоксии и особенности реализации ее представителями принципа возвращения к первоосновам Реформации, а именно к протестантской ортодоксии М. Лютера и Ж. Кальвина.
Читать PDF
327.79 кб

Миссия «Радикальной Ортодоксии» как богословская деконструкция понятия «секулярный»

Денисенко Анатолий
Читать PDF
12.89 мб

Проблема природы философии в «Ортодоксальном» витгенштейнианстве

Золотков Григорий Алексеевич
В статье дается обзор «ортодоксальных» рецепций философии Людвига Витгенштейна. Под «ортодоксальными» рецепциями понимаются трактовки идей философа, сделанные либо учениками мыслителя, либо учениками его учеников.
Читать PDF
137.59 кб

Истоки и смысл имманентистского дискурса в контексте радикальной ортодоксии Джона милбанка

Белжеларский Евгений Александрович
В статье рассматривается проблема имманентистского дискурса современности.
Читать PDF
6.02 мб

Диалектика ортодоксии в опыте русской философско-религиозной культуры

Бойко Павел Евгеньевич, Бухович Анна Борисовна, Бухович Евгений Викторович
Осмысление феномена ортодоксии для христианской культуры не теряло своей актуальности, более того остается таковым и в ситуации рубежа тысячелетий.

Похожие термины:

  • ЕРЕСЬ И ОРТОДОКСИЯ

    от греч. hairesis — особое вероучение, orthodoxia — следование учению) — противоположные категории, входящие в универсальную шкалу оценок систем убеждений: абсолютное заблуждение — ересь (Е.) — обычное мн
  • ОРТОДОКСАЛЬНОСТЬ

    [от гр. orthodoxos правоверный] – склонность твердо придерживаться определенных убеждений, строго соблюдать правила и линию действий.
  • Ортодоксальный

    от греч. ortos – прямой, правильный, doxa – мнение) – правильный, фиксированный авторитетными инстанциями.