ОРТОДОКСИЯ
Ортодоксия
греч. "ortoz", "прямой" и "doxa", "мнение") - "правомыслие".
Источник: Философия политики: глоссарий
ОРТОДОКСИЯ
правоверие, согласие с учениями, проповедуемыми церковью. Ортодоксии противостоят иноверие и ересь.
ОРТОДОКСИЯ
твёрдая приверженность традиционным положениям церкви, сформулированным в вероучительных книгах, постановлениях соборов, в творениях отцов церкви и учителей церкви.
ОРТОДОКСИЯ (ОРТОДОКСАЛЬНЫЙ)
следующий чему-либо без отклонений; неуклонно придерживающийся основ какого-либо учения, концепции, определенного мировоззрения: ортодоксальная теология, ортодоксальный марксизм и пр.
Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)
ОРТОДОКСИЯ
(Orthodoxie; от греч.) — правоверие, согласие с учениями, проповедуемыми церковью. Ортодоксальной называют главным образом церковь ближневосточных стран (например, греческая ортодоксальная церковь). Ортодоксии противостоят иноверие и ересь.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
Ортодоксия
любое религиозное движение или вероучение, принадлежащее к основному руслу какой-либо религии и сохраняющее главные положения ее вероучения; истинное или правильное (называемое «православным» в некоторых переводах трудов протестантских теологов,- прим. ред.) вероучение. Антоним ортодоксии - ересь, или отступление от исторических традиций в каком-либо из вероучений.
Источник: Новые религиозные движения.
Ортодоксия
(греч. orthodoxia – правильное мнение) – твердая последовательность, приверженность к традициям, основам какого-либо учения, полностью исключающая даже незначительные отклонения. Ортодоксия в религии – правоверие, неуклонное следование традиционному учению церкви. Понятие «ортодоксия» возникло в христианстве во 2 в. С появлением первых ересей этот термин используется как противопоставление иноверию.
Источник: Философия: основные понятия и определения. Учебно-методичесое пособие.
Ортодоксия
(греч. orthodoxia — правильное мнение) — твердая последовательность во взглядах, исключающая какие бы то ни было отклонения. Понятие О. появляется в христианстве во 2 в. в связи с возникновением первых ересей, как противоположность «разномыслию» еретиков — гетеродоксии. В более позднее время под О. понимается неизменность христ. учения, догматов и установлений церкви. В идейной борьбе внутри христианства борющиеся стороны, взаимно обвиняя друг друга в ереси, всегда стремились представить себя в качестве поборников О.
Ортодоксия
(от греч. ortos – прямой, правильный + doxa – мнение) – учения, представления, истинность и правильность которых основывается на авторитете. В религиозных учениях таким авторитетом является церковь, священные книги. В философских или политических учениях – авторитет основателя или партии. Все, что отличается от О., объявляется ересью или «ревизионизмом» (как это было, например, в марксизме). Несостоятельность О. обнаруживается уже в этимологии этого слова: мнение может быть только гипотетическим, кому бы оно ни принадлежало
ОРТОДОКСИЯ
греч.-правильное мнение): основное и наиболее древнее течение в любой религиозно-мистической традиции; характеризуется умеренным консерватизмом, обладает продуманной и исторически сложившейся системой заповедей и ритуалов и имеет большое влияние в народе. Таковы, в частности, современные православие и католичество, суннизм, брахманизм, государственный иудаизм Израиля и буддийское учение Хинаяны. Ортодоксию следует отличать от религиозного фундаментализма – ультраконсервативного течения, отвергающего любые реформы и призывающего вернуться к «исконной» вере и традициям многовековой давности.
Источник: Евразийская мудрость от а до Я
ОРТОДОКСИЯ
от греч прямой, правильный и мнение), «правильная» доктрина, фиксированная авторитетными инстанциями религ. общины (церкви в христианстве, алумма в исламе и т. п.) и обязательная для всех членов этой общины; противоположность О. - ересь. Понятие О. имеет смысл применительно к тем религиям, в к-рых необходимым условием выполнения долга перед богом признается не только культ (как в антич. язычестве, не знавшем теологии), но и «чистое учение». Можно говорить об О. ислама, зрелого иудаизма, различных направлений буддизма; особенно четко разработана О. христ. вероисповеданий. В авторитарно организованных филос. школах, основанных на культе основателя (напр., позднем неоплатонизме), также наблюдаются явления, аналогичные О. и ереси.
Источник: Советский философский словарь
ОРТОДОКСИЯ
(греч. - правильное мнение) - неизменное следование исходным принципам, основам к.-л. учения, исключающее даже незначит. отклонения от него. В религии О. выражается в твердой приверженности традиц. положениям учения церкви, сформулированным в вероучит. книгах, постановлениях соборов, в творениях отцов и учителей церкви. Правосл. церкви считают неизменными, абсолютно истинными и непогрешимыми все догматы, изложенные в Никео-Цареградском Символе веры. В отличие от католицизма. придерживающегося концепции «догматического развития», к-рая позволяет дополнять вероучение новыми догматами, и протестантизма, отказавшегося от мн. христ. догматов, православие считает догматы благочестием Христа» закрепленным в свящ. предании и сохраняемым церковью в «неповрежденном» виде. Правосл. принцип в отношении к вероучению гласит: «всегда следовать всеобщности, древности, согласию». Это означает, что благочестие непогрешимо раскрыто в соборных постановлениях. к-рые церковь не должна пересматривать и обязана строго охранять. Постановления навсегда остаются незыблемой истиной, правилом веры. Признавая незыблемость догмата, правосл. церкви допускают возможность разл. истолкования догматов (теологумен) и частного богослов, мнения по тому или иному вероучит. установлению. Теологумен и богослов. мнение не являются обязательными для церк. сознания. Однако православие, строго следуя традиции в вероучит. определениях, почитании таинств, признании иерархии, принципов, не поощряет буквализм, считает необходимым умеренное обновление. Используя в богослуж. практике устаревший церк.-славян. язык, РПЦ допускает возможность замены некрых языковых архаизмов и перевод их на совр. литературный язык.
Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7
ОРТОДОКСИЯ
лат. ortos - правильный, doxa - мнение) - 1) в теологии: эквивалент православия (не в конфессиональном, но в оценочно-семантическом его смысле); 2) в философии культуры: феномен канонического воспроизведения в рамках традиции определенной теоретической системы, обретшей аксиологически
акцентированный статус учения , - вне значимых семантических трансформаций ее содержания, однако, при неизбежной редукции последнего с течением времени. В своем становлении каждая О. проходит такие этапы, как: а) содержательное становление концепции; б) оформление вокруг концептуального ядра будущей О. пояса культурных поведенческих программ, фиксирующих ее предпочтительный по отношению к другим концептуальным системам статус; в) конституирование соответствующей концептуальной системы в качестве собственно О., что предполагает официальное санкционирование ее со стороны внеконцептуальных структур (государство, церковь и др.) посредством придания ей статуса единственно легитимной интерпретационной стратегии в соответствующей предметной области. Оформившаяся О. исключает релятивизм трактовки, обретая черты социальной мифологии и функционируя в режиме идеологии, и - в перспективе - имеет тенденцию к трансмутации от организованной в форме проблемного знания концепции к замкнутому и формализованному догматическому кодексу (см. "Скандал в философии"), тяготеющему - при аппликации на массовое сознание - к катехическим жанрам бытия в культуре. В философии постмодерна О. интерпретируется в качестве аксиологически выделенной "метанаррации", или "большой наррации", в рамках классики и модерна (Лиотар) - в отличие от принципиально плюральных постмодернистских нарративных практик (см. Нарратив, Закат метанаррации).
акцентированный статус учения , - вне значимых семантических трансформаций ее содержания, однако, при неизбежной редукции последнего с течением времени. В своем становлении каждая О. проходит такие этапы, как: а) содержательное становление концепции; б) оформление вокруг концептуального ядра будущей О. пояса культурных поведенческих программ, фиксирующих ее предпочтительный по отношению к другим концептуальным системам статус; в) конституирование соответствующей концептуальной системы в качестве собственно О., что предполагает официальное санкционирование ее со стороны внеконцептуальных структур (государство, церковь и др.) посредством придания ей статуса единственно легитимной интерпретационной стратегии в соответствующей предметной области. Оформившаяся О. исключает релятивизм трактовки, обретая черты социальной мифологии и функционируя в режиме идеологии, и - в перспективе - имеет тенденцию к трансмутации от организованной в форме проблемного знания концепции к замкнутому и формализованному догматическому кодексу (см. "Скандал в философии"), тяготеющему - при аппликации на массовое сознание - к катехическим жанрам бытия в культуре. В философии постмодерна О. интерпретируется в качестве аксиологически выделенной "метанаррации", или "большой наррации", в рамках классики и модерна (Лиотар) - в отличие от принципиально плюральных постмодернистских нарративных практик (см. Нарратив, Закат метанаррации).
Источник: История Философии: Энциклопедия