ОРГАНИЦИЗМ,

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Органицизм
организмизм) — методологический принцип, одна из форм целостного подхода к изучению объектов органической природы. В основе органицизма идея о том, что организм обладает специфическими свойствами, обеспечивающими его целостность и особыми законами организации, которые могут быть выявлены лишь на уровне целого.

Источник: Концепции современного естествознания. Словарь основных терминов

ОРГАНИЦИЗМ
доктрина, согласно которой жизнь возникает не из какой-то силы, оживляющей собой органы, но просто от игры органов (Декарт, Биша, Бернар и особенно В. Ру). Органицизм представляет собой не что иное, как приложение законов механики к живому организму. Органицизм — это также социальная теория, рассматривающая общество как организм и переносящая биологические законы на социальные феномены (Конт, Эспинас).

Источник: Философский словарь

ОРГАНИЦИЗМ
философско-методологическая и общенаучная концепция, кладущая в основу объяснения широкого круга природных явлений понятия организации и организма.
Термин «органицизм» ввел в 1918 английский биолог Дж. С. Холдейн, создавший концепцию, направленную против господствовавших в теоретической биологии 20 в. механистических и неовиталистических взглядов. Однако концепции, лежащие в русле органицистских идей, выдвигались задолго до этого. В несколько более широком плане идеи органицизма в 1920—30-х гг. были конкретизированы Дж. Вуджером, давшим им формально-логическую интерпретацию. Органицистский принцип был развит Берталанфи в предложенной им общей теории систем. Вместе с тем органицизм испытал сильное влияние гештальтпсихологии, «органической философии» А Уайтхеда, эмерджентной эволюции С. Александера и К. Л. Моргана и холизма Я. Смэтса и А. Мейер-Абиха. Выступая против редукционизма и механистического подхода к феноменам биологической и социальной организованности, сторонники органицизма разрабатывали концепцию уровней организации И анализировали взаимоотношение части и целого (в особенности — обоснование примата целого перед частями и иерархии частей в органической целостности). Вместе с тем для органицизма характерно преувеличение роли фактора организованности и целостности в структуре объективной реальности и целостности в структуре объективной реальности. В последние десятилетия концепции, развивавшие идеи органицизма, практически прекратили существование, поскольку на первый план выдвигается исследование популяций и популяционистский способ мысли.
Лит.: Афанасьев В. Г. Проблема целостности в философии и биологии. М-, 1964; Кремянский В. И. Структурные уровни живой материи. М., 1969; Проблема взаимосвязи организации и эволюции в биологии. М., 1978; Карпинская Р. С., Лисеев И. К., Огурцов А. П. Философия природы: коэволюционная стратегия. М.. 1995, с. 31—316; Ritler W. E. Unity of the Organism, or the Organismal Conception of Life. 1—2. Boston, 1919; Glad D. D. «Mind» as an organic Integration.— Theories of the Mind. L.-N.Y, 1962.
Б. А. Старостин

Источник: Новая философская энциклопедия

ОРГАНИЦИЗМ,
филос.-методологич. и общенауч. концепция, кладущая в основу объяснения широкого круга природных явлений понятия, организации и организма.
Термин «О.» ввел в 1918 англ. физиолог Дж. С. Холдейн, создавший материалистич. в своей основе концепцию, направленную против господствовавших в теоретич. биологии 20 в. механистич. и неовиталистских взглядов. Однако концепции, лежащие в русле органицистских идей, выдвигались задолго до формулирования О. (см. Организмические теории). В сходном, но несколько более широком плане (не только для физиологии, но и для др. биологич. дисциплин, включая таксономию, экологию и т. н.) идеи 0. в 1920- 1930-х гг. были конкретизированы Дж. Вуджером, давшим им формально-логич. интерпретацию. Органицистский принцип был развит Берталанфи в предложенной им общей теории систем. Начиная с 50-х гг. как организмич. логика, так и теория систем под влиянием кибернетики выросли в самостоят. специальнонауч. направления. Вместе с тем др. течения в рамках О. испытали сильное влияние гештальтпсихологии, «органич. философии» А. Уайтхеда, эмерджентной эволюции С. Александера и К. Л. Моргана и холизма Я. Смэтса и А. МейерАбиха. Выступая против редукционизма и механистич. подхода к феноменам биологич. и социальной организованности, сторонники О. нередко выдвигают ряд принципов, находящих применение в диалектич. объяснении нек-рых сторон действительности. Заслуги О. связаны с последоват. разработкой концепции уровней организации и анализом нек-рых аспектов диалектики части и целого (в особенности - обоснование примата целого перед частями и иерархии частей в органич. целых). Вместе с тем абсолютизация О. приводит к преувеличению роли фактора организованности и целостности в структуре объективной реальности, а гносеологич. О. приобретает формы, родственные интуитивизму. В последние десятилетия термин «О.» постепенно выходит из употребления, а концепции, развивавшие идеи О., практически прекратили существование.
Проблематика, связанная с диалектикой части и целого, уровней организации, интегрированностью и относит. целесообразностью устройства организма, разрабатывается на основе методологии диалектич. материализма.

Источник: Советский философский словарь

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF
198.73 кб

Интуитивизм, органицизм и синергетика в учении Н. О. Лосского

Маслобоева Ольга Дмитриевна
В статье раскрывается внутреннее единство концепции оригинального русского мыслителя, принадлежащего к отечественному органицизму и космизму, а также значимость идей Н.О.
Читать PDF
127.53 кб

Всеединство, органицизм и устойчивое развитие в системе универсальных представлений о мире

Кузьмина Галина Павловна, Глухова Ольга Юрьевна
Рассмотрены реалии и перспективы обобщающего изучения бытия, на основании, главным образом, трех известных концепций недавнего прошлого и современности: философии всеединства, органицизма и концепции устойчивого развития.
Читать PDF
370.86 кб

Социально-философский органицизм о проблеме объективности и закономерности исторического процесса

Фатенков А. Н.
Читать PDF
204.30 кб

Российский органицизм и космизм о роли субъективного фактора в современном мире

Маслобоева Ольга Дмитриевна
Раскрывается вклад российского органицима и космизма в разработку современного философско-антропологического проекта.
Читать PDF
201.15 кб

2011. 04. 001-003. Гендерный конструкт, логика органицизма и прагматика согласия. (Сводный реферат)

Панов С. В., Ивашкин С. Н.
Читать PDF
356.88 кб

Теоретико-методологический потенциал российского органицизма и космизма в контексте современной науч

Маслобоева Ольга Дмитриевна
The article shows the world outlook, theoretical and methodological substance of Russian organicism and cosmism which ideas obviously promoted the change from classical to modern science, and also caused the world outlook reorient
Читать PDF
439.58 кб

Органицистская модель г. Спенсера: актуальность подхода

Комиссаров И.И.
В данной статье представлен анализ органицистской модели Г. Спенсера. В ходе структурирующего описания были выявлены как ее преимущества, так и недостатки.
Читать PDF
312.29 кб

Российские органицисты и космисты о природе человека

Маслобоева Ольга Дмитриевна
В статье раскрывается вклад российского органицизма и космизма в развитие философской антропологии. Начиная с рубежа XIX-XX вв.