СПЕНСЕР Герберт

Найдено 20 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

СПЕНСЕР Герберт
английский философ и социолог. Считал, что в основе общественного развития лежат принципы постепенного перехода от однородности к разнородности, возрастающей связанности и определенности всех элементов социальных систем. Выделил основные сферы жизнедеятельности общества; материально-экономическую, распределительную и регулятивную.
Даты жизни. Родился 27.4.1820 в Дерби. Умер 8.12.1903 в Брайтоне.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

СПЕНСЕР Герберт
1820-1903) - англ. философ-позитивист и эволюционист. В теории познания - сторонник агностицизма. Считал, что наука, религия и «положит. философия» сходятся в признании непостижимой «причины» познаваемых явлений, поскольку религия и есть «сознание непостижимой силы, называемой вездесущею, по нашей неспособности определить ее границы». Однако, поскольку механистич. эволюционизм С. допускал материалистич. истолкование, его концепция резко критиковалась релит, философами и теологами.

Источник: Атеистический словарь

СПЕНСЕР Герберт

английский философ (Дерби, 1820 — Брайтон, 1903), основатель эволюционистской философии. Его работы посвящены, прежде всего, процессу дифференциации, или переходу от гомогенного к гетерогенному, представляющему собой закон развития организма. Так, например, трансформация оплодотворенной яйцеклетки в живой организм — это переход от элемента к крайне сложной целостности. Спенсер выводит из этого принципы эволюционистской психологии и социологии. Сочинения: «Начала психологии» (1855), «Основные начала» (1862), «Начала биологии» (1864), «Начала социологии» (1877-1896).

Источник: Философский словарь

Спенсер Герберт
английский философ-позитивист, социолог и либерал. Спенсер был ведущим мыслителем второй половины Х1Хв. Применив взгляды Чарльза Дарвина по отношению к обществу, он разработал философию прогресса, изложенную в «Первичных принципах» (First Principles, 1862), и внес огромный вклад в развитие антропологии и социологии. Его претенциозный труд «Принципы социологии» (Principles of Sociology, три тома, 1876-1896) можно считать предтечей теории общих (генеральных) систем, т.к. Спенсер настаивал на том, что социальные системы общества обладают саморегулирующейся природой. Он с нетерпением ожидал прихода новой научной религии, которая займет место христианства.

Источник: Новые религиозные движения.

СПЕНСЕР Герберт
(Spencer, 18201903) - бурж. англ. философ-позитивист, биолог и социолог, сторонник теории плавного эволюционизма. В «Основаниях социологии» (1876-1896) С. исследовал вопрос о происхождении и развитии религии. Его взгляды близки к анимистич. теории Э. Тэйлора, но они гораздо уже и одностороннее. Исходной точкой развития религ. верований С. считал веру в душу человека, особенно в душу умершего, покинувшую тело. Древнейшая форма культа, но С, - это культ умерших и культ предков. Все религ.-мифологич. образы любой религии С. возводил к древней вере в души предков, считая аксиомой, что бог - это обожествл. предок. По существу эта теория была возрождением античного эвгемеризма и строилась на предвзятом и искусств. толковании фактов.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

СПЕНСЕР Герберт
род. 27 апр. 1820, Дерби - ум. 8 дек. 1903, Брайтон) - англ, философ, главный представитель эволюционизма, получившего во второй пол. 19 в. широкое распространение. Под философией он понимал совершенно однородное, целостное, основанное на конкретных науках знание, достигшее универсальной общности, т.е. высшей ступени познания закона, охватывающего весь мир. Согласно Спенсеру, этот закон состоит в развитии (эволюционизм). Развитие подчиняется закону сохранения силы и материи и является накоплением (интеграцией) вещества при одновременном рассеивании (диссипации) движения. При этом развитие идет от относительно неопределенной, несвязанной однородности (гомогенности) к конкретной, связанной разнородности (гетерогенности). Разрушение (дисолюция) есть оборотная сторона "любого" развития. Оно заключается в поглощении (абсорбции) движения и сопровождающем его распадении на составные части (дезинтеграции) соответствующих образований. Поскольку в универсуме господствуют антигонистические силы, то он должен вечно следовать этому ритму развития и разрушения. Осн. произв.: "A system of synthetic philosophy", 10 vol., 1862-1896; "Education", 1861; "The study of sociology", 1873; "An autobiography", 1910; на рус. яз. - "Сочинения". СПБ, 1899-1900.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Спенсер, Герберт
Spencer, Herbert) (1820-1903) - английский философ, один из основоположников эволюционного мировоззрения. Его главный труд - "Система синтетической философии". Спенсер исходит в своей философии из противопоставления между познаваемым и непознаваемым. Анализ "основных начал" познания приводит, по мнению Спенсера, к заключению, что за пределами познаваемых явлений есть нечто, абсолютно недоступное познанию и поэтому составляющее законную область веры (принцип ignorabimus). Задачей философии, как высшего обобщения наших научных знаний, является установление закона, господствующего над всеми явлениями. Таковым Спенсер считает закон эволюции, которому подчинен мир в целом и все его явления. Изучая специальные формы эволюции, Спенсер останавливается, главным образом, на развитии организмов, общественных форм и психической жизни. В своих социологических положениях Спенсер широко пользуется аналогией между обществом и организмом, строя на ней свою систему социологии. В области социальной политики он был противником всякого государственного вмешательства в жизнь личности и с этой точки зрения выступал против социализма. В этой защите "свободы личности" против "тиранической" власти коллектива, равно как и в дуалистическом противопоставлении знания и веры, ярко сказалась классовая буржуазная природа этого выдающегося мыслителя. /Т. 20/

Источник: Исторический справочник русского марксиста

СПЕНСЕР Герберт (1820—1903)
англ. философ и социолог, один из родоначальников позитивизма, представитель идеологии либеральной буржуазии в канун эпохи империализма. Философские взгляды С. сложились под влиянием Юма, Канта, Милля. Значительное место в его системе занимало учение о “непознаваемом”. Любое научное понятие, по С., противоречиво, а потому непостижимо. Др. доказательство неспособности науки проникнуть в сущность вещей С. видел в том, что наука базируется лишь на ограниченном опыте индивида, т. е. на ложной основе. Признание “непознаваемого” лежит и в фундаменте религии; на этом основании С. утверждал близость науки и религии. Субъективно-идеалистические положения и агностицизм в учении С. сочетались с элементами объективного идеализма (признание “абсолютной реальности” как источника человеческих ощущений и впечатлений) и стихийно-материалистической трактовкой проблем частных наук. Последняя в наибольшей мере нашла место в учении С. об эволюции. Идею эволюции С. перенес с живых существ на все предметы и явления, понимая ее механистически, как перераспределение в мире вещества и движения, и стирая грани между различными областями материального мира. Спенсеровская концепция эволюции легла в основу его социологических взглядов — т. наз. органической теории общества, существенной особенностью к-рой была попытка анализировать общественную жизнь в терминах биологии. С. был противником социализма. Осн. соч.— “Система синтетической философии” (1862—96).

Источник: Философский энциклопедический словарь

СПЕНСЕР (Spencer) Герберт
1820— 1903) — англ. философ-позитивист, основатель органической школы в социологии. Биологическая и механистическая интерпретация общественных законов привнесена С. и в эстетику, имеющую позитивистский характер. Согласно С., после удовлетворения всех естественных потребностей у высших животных остается еще известный избыток сил, к-рый расходуется в игре, т. е. в процессе идеального, а не реального удовлетворения инстинктов. Удовольствие, получаемое от игры, состоит в торжестве над воображаемым противником, что равносильно успеху в борьбе за существование. Иск-во, по С.,— разновидность игры. Эта концепция противоположна шиллеровскому пониманию игры как процесса, в к-ром преодолевается раздробленность человеческой сущности, обусловленная разделением труда. У С. способность к игре ставит человека в один ряд с др. представителями животного мира, тогда как Шиллер, напротив, считает, что только в процессе игры человек бывает вполне человеком. В учении С. эстетическое значение приписывается только предметам и явлениям, лишенным практического, злободневного интереса. Понятие красоты С. метафизически противопоставляет добру, как понятию, характеризующему цель. Влияние на иск-во оказала не эстетика, а социология С. с ее натуралистической концепцией человека. Социальный дарвинизм С., направленный против коммунистического учения, был подвергнут критике уже Лафаргом. Осн. соч. С. по проблемам эстетики: «Польза и красота» (1854), «Основания психологии» (1855).

Источник: Эстетика: Словарь

СПЕНСЕР Герберт
английский философ; p. 27.4.1820 (Дерби)—ум. 8.12.1903 (Брайтон); главный представитель эволюционизма, получившего во второй половине XIX в. широкое распространение. Под философией он понимал совершенно однородное, целостное, основанное на конкретных науках знание, поскольку оно достигло универсальной общности, т. е. высшей ступени познания закона, охватывающего весь мир. Согласно Спенсеру, этот закон состоит в развитии (эволюции). Развитие подчиняется закону сохранения силы и материи и есть накопление (интеграция) вещества при одновременном рассеивании (диссипации) движения. При этом развитие идет от относительно неопределенной, несвязанной однородности (гомогенность) к определенной, связанной разнородности (гетерогенность). Разрушение (диссолюция) есть оборотная сторона любого развития. Оно заключается в поглощении (абсорбции) движения и сопровождающем его распадении на составные части (дезинтеграция) соответствующих образований. Так как в универсуме господствуют антагонистические силы, то он должен вечно следовать этому ритму развития и разрушения. Осн. соч.: A System of Synthetic Philosophy, 10 vol., 1862—1896, нем. изд. Веттера и Каруса, 1875—1901; The Study of Sociology, 1873, нем. изд. 1875; An Autobiography, 1904, нем. изд. 1905 (рус. пер.: Автобиография, ч. 1—2,1914). Собр. соч.: В 19 т., 1910 и далее. (На рус. яз.: Собр. соч.: В 7 т., 1866—1869, 1898—1900.)
J. Rumney. Н. S.s Sociology. London, 1934; L. v. Wiese. H. S.s Einf. in d«e Soziologie, 1960; R Kellermann. Kritik einer Soziologie der Ordnung, 1967; I. Peel. H. S. London, 1971; K. -D. Curth. Das Verhältnis von Soziologie und Ökonomie in der Evolutionstheorie von H. S., 1972. H. Hidson. An Introduction to the Philosophy of H. S. New York, 1974; I. Muhri. Normen von Erziehung — Analyse und Kritik von S.s evolutionistischer Pädagogik, 1982.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

СПЕНСЕР Герберт

(1820-1903) - англ. философ-позитивист, представитель эволюционной этики. С. исходит из идеи всемирной эволюции, к-рая охватывает как природу, так и об-во. Не видя качественного своеобразия общественной жизни, он не отличал нравственность от отношений в животном мире, рассматривал ее как частный случай поведения, присущего всем живым организмам, наивысший результат эволюционного развития. «Ряд истин, называемых... учением о нравственности, в существе своем однороден с истинами мира физического. Порядок вещей... к которому стремится человечество, это тот же порядок, к которому стремится вся природа». Подобно сторонникам утилитаризма, С. считал» что в основе нравственности лежит стремление к счастью, к-рое для него является моментом всеобщей эволюции. В ходе эволюции нравственность выступает средством смягчения свойственной об-ву и природе борьбы между эгоизмом и альтруизмом. Человеческое поведение, согласно С., исторически проходит ряд этапов, в процессе к-рых возникают ц совершенствуются нравственные чувства и понятия, осуществляется плавное разитие от зла к добру, от пороков к добродетели. Поведение человека, постепенно приспособляясь к условиям жизни направлено на сохранение человека как вида. При этом благо об-ва и благо личности все больше совпадают, поведение приближается к идеалу, с достижением к-рого будет упразднено всякое противоречие между личностью и об-вом, установлено их равновесие; действия индивида, направленные на удовлетворение своих потребностей, одновременно будут способствовать удовлетворению потребностей всего об-ва. Осн. правило жизни С. формулирует так «Преследование личного счастья в пределах, предписанных общественными условиями». Мораль, С., основывается на абстрактных принципах справедливости и благотворительности. Справедливость - это право каждого на абсолютиую свободу, к-рая должна быть совместима со свободой др. индивидов. Под благотворительностью С. понимал действия, приносящие др. наслаждение без расчета на вознаграждение. С, считал государстсо злом, поскольку оно стесняет свободу индивида. Метафизичность, идеализм и вульгарный биологизм воззрений С. не позволили ему понять природу нравственности как общественного явления и законы ее развития. Осн. этические соч.: «Социальная статика» (1850), «Основания этики» (1892-93).

Источник: Словарь по этике

СПЕНСЕР Герберт
27 апреля 1820, Дерби — 8 декабря 1903, Брайтон) — английский философ и ученый, представитель «первого» позитивизма. В отличие от Дж. С. Милля Спенсер не был философом логического склада. Его основной целью было создание синтетической философии, объединяющей данные всех наук и формулирующей их общие закономерности. Однако он успел осуществить лишь часть своего замысла, опубликовав «Основания психологии», «Основания биологии» и «Основания социологии». Спенсер никогда не занимался преподавательской деятельностью, хотя неоднократно приглашался различными университетами; отказывался он и от членства в Британском королевском обществе. До начала 1840-х гг. работал в качестве дорожного инженера и, лишь переехав в Лондон, занялся публицистической деятельностью, в частности, в журнале «Экономист». Спенсер неоднократно подчеркивал то обстоятельство, что еще за год до выхода знаменитой книги Ч. Дарвина «Происхождение видов» (1859) он разработал т. н. закон прогресса, предвосхищавший идею эволюции. Поэтому дарвиновское учение он воспринимал как биологическое подтверждение своего закона.
Спенсер испытал определенное влияние позитивизма О. Конта, с которым встречался во время поездок во Францию. Но это влияние было незначительным и Спенсер даже высказал свое критическое отношение к французскому философу в эссе «О причинах разногласия с философией Конта» (Собр. соч. в 7 т., т. 2. СПб., 1899). Пивным философским произведением Спенсера является книга «Основные начала» (First Principles, 1862; рус. пер. СПб., 1897), в которой изложено учение о Непознаваемом (первая часть) и Познаваемом (вторая часть). Ему принадлежат работы по проблемам образования, политической философии и вышедшая посмертно двухтомная автобиография. Спенсер занимал политически активную позицию, был противником англо-бурской войны 1899—1902, отношение к которой поляризовало английское общество того времени.
Философия в понимании Спенсера занимается феноменами, имеющими чувственный характер и поддающимися систематизации. Эти феномены обусловлены нашими познавательными способностями, но они суть проявления в сознании (mind) бесконечного, безусловного, не данного в познавательном опыте. «Любая история чего-либо, — писал Спенсер, — должна включать свое появление из невоспринимаемого и исчезновение в невоспринимаемое»

Источник: Новая философская энциклопедия

СПЕНСЕР Герберт
(1820 - 1903) - английский философ и социолог, один из главных представителей эволюционизма. Считал эволюцию всеобщим процессом в области мира явлений, описал всеобщие законы эволюции. Эволюцию понимал как процесс постепенных качественных изменений, главное содержание которых - переход от неопределенной бессвязной однородности к определенной связной разновидности. Эволюция, по Спенсеру, обусловлена законами сохранения материи и энергии, а в конечном счете - универсальным законом постоянства количества сипы. Этот закон имеет внеопытное происхождение и коренится в природе нашего мышления. Непознаваемость данного закона подводит нас к пониманию того важного обстоятельства, что в мире существует Непознанное, что сокровенная сущность мира не открывается нам в сфере опыта. Опытным путем, рациональным познанием (научным и философским) мы узнаем лишь проявления Непознанного. Рациональное познание и не должно претендовать на постижение его, - это дело религии. Между религией и наукой нет противоречий, ибо дело религии как раз и есть познавать недоступную для науки сущность, тайну мира. Наука и религия, таким образом, рассматривают одно и то же, но с разных сторон. Специальный раздел главной книги Спенсера «Основные начала» (1862) посвящен соотношению философии и науки, осмысление которого Спенсер осуществляет с ПОЗИЦИЙ контовского позитивизма. Философия сближается им с наукой. Из философии должны быть изгнаны метафизические вопросы (о сущности, природе вещей, предельных основаниях бытия), т. к. философия тоже ограничена опытом. Исследуя теми же методами ту же область, что и наука, философия отличается от нее степенью общности как знание «вполне объединенное» от знания, «объединенного отчасти». Истины философии есть объединение частных истин науки. Глобальный эволюционизм, всеобщие законы эволюции, разработанные Спенсером в «Основных началах», распространяются им и на область биологии, психологии, социологии, этики. Однако, по сути, это привело его к биологизации последних трех дисциплин. Важнейший принцип его социолог« и - уподобление общества организму (органицизм). Индивиды - это как бы клетки или физиологические единицы. В обществе существуют три системы «органов»: поддерживающая система, обеспечивающая производство необходимых продуктов; распределительная система, обеспечивающая связь частей социального организма на основе разделения труда; регулятивная система (государство), обеспечивающая подчинение частей целому.

Источник: Краткий философский словарь 2004

СПЕНСЕР Герберт
(1820–1903) – английский философ и социолог, представитель первого этапа позитивизма , автор эволюционной теории общественного развития. В своих сочинениях «Основные начала», «Основания социологии», «Социальная статика», «Социология как предмет изучения», «Основания этики» С. обосновывает всеобщность эволюционных процессов, понимаемых им механистически. Эволюционные изменения представляют собой механизм перехода от менее связанной формы к более связанной, от гомогенного, однородного состояния к гетерогенному, неоднородному, от неопределенного к определенному. Эволюция, с его точки зрения, есть интеграция материи, сопровождаемая рассеянием движения; в ней материя переходит от неопределенной и несвязанной гомогенности к определенной и связанной гетерогенности, в то время как сохраненное движение претерпевает параллельную трансформацию.
Предел, который эволюция не может перешагнуть, – это равновесие системы. Нарушение равновесия ведет к распаду, который со временем становится началом нового эволюционного процесса. Цикличность развития и распада присуща абсолютно всему. С. выделяет «неорганический, органический и надорганический» виды эволюции. Хотя все они подчинены общим законам, но принципы высших форм развития не могут быть сведены к низшим. С. принципиально отказывается искать причины эволюции; наука неспособна проникнуть в суть вещей, она, по его мнению, исследует лишь феномены, явления; материя, движение есть «символы неведомого».
Общество – часть природы. Оно не создано Божьей волей, не возникло в результате «общественного договора». Оно функционирует по законам живого организма. Развитие общества идет от гомогенного к гетерогенному состоянию. Наблюдается нарастание дифференциации социальных «органов» и возникновение между ними новых связей. Сословно-классовое деление общества С. уподоблял разделению функций организма и считал его необходимым для любого общества. Но отдельные личности не тождественны клетке организма, они более автономны. Поскольку общество, как и любой организм, способно к саморегуляции, то наличие государственных органов в обществе не является необходимостью, считал С.
Развитие идет волнообразным путем, через нарушение равновесия и его восстановление. Различие двух существующих типов общества – с «военным» и с «промышленным» строем – определяется характером исполнения людьми обязанностей по отношению к социальному целому. Военный строй принуждает, промышленный строй допускает личную свободу. Однако будущее – за третьим типом, в котором осознанное служение обществу будет одновременно и удовлетворением личных потребностей. Содержание исторического процесса представляет собой переход от принуждения к органическому объединению людей на основе общности интересов. С. рисует картины будущего индустриального общества, открытого для международного сотрудничества, основанного на принципах самоорганизации и самоуправления, охраняющего права и свободы человека. При этом социальные революции С. рассматривал как болезнь общества, а социалистическое переустройство – как аномалию органического единства социальной системы и эволюционного процесса, основанного на выживаемости наиболее приспособленных и одаренных.

Источник: Краткий философский словарь.

СПЕНСЕР Герберт
27.4.1820, Дерби, - 8.12. 1903, Брайтон), англ. философ и социолог, один из родо­начальников позитивизма. Работал инженером на жел. дороге (1837-41), затем сотрудничал в журн. «Econo­mist» (1848-53). Философия С. явилась дальнейшим развитием позитивизма Конта, хотя С. и отрицал свою зависимость от его взглядов. Влияние на С. оказали также агностицизм Юма и Дж. С. Милля, кантиан­ство, натурфилософские идеи Шеллинга и шотландская школа.
Философию С. понимал как максимально обобщенное знание законов явлений, считая, что она отличается от частных наук только количественно, степенью обоб­щенности знания. С. исходит из деления мира на познаваемое и непознаваемое (в этом смысле его философия может быть понята как упрощенная модификация уче­ния Канта: познаваемое - «мир явлений», непознавае­мое - «вещь в себе»). Наука способна познавать лишь сходства, различия и др. отношения между чувств. вос­приятиями, но не в состоянии проникнуть в их сущ­ность. С этой т. зр. «...материя, движение и сила лишь символы неведомого реального» («Основные начала», СПБ, 1897, с. 466). Непознаваемое выступает у С. как «первоначальная причина», в признании к-рой сходят­ся наука и религия (см. там же, с. 82-103).
В теории познания С. развивал концепцию т. н. трансформированного реализма, утверждая, что ощу­щения не похожи на предметы, однако каждому изме­нению предмета соответствует определ. изменение структуры ощущений и восприятий (вариант иероглифизма). С. пытался соединить эмпиризм с априоризмом, признавая априорное (самоочевидное) физиологически закрепленным опытом бесчисленных поколений пред­ков: то, что априорно для личности, апостериорно для рода. Специфич. особенность позитивизма С.- его уче­ние о всеобщей эволюции, основанное на механистич. интерпретации эмбриологии К. Бэра, геологич. концеп­ции Ч. Лайеля, физич. закона сохранения и превра­щения энергии и учения Ч. Дарвина. С. сводил понятие эволюции к непрерывному перераспределению телес­ных частиц и их движения, протекающего в направле­нии к соединению (интеграции) их самих и рассеянию (дезинтеграции) движения, что приводит к равновесию. Под это механистич. понимание эволюции С. пытался подвести все явления - от неорганических до нравст­венных и социальных. Отказываясь искать причины эволюции, С. понимал эволюционизм как простое опи­сание наблюдаемых фактов. Теория эволюции С. не мог­ла объяснить качеств. изменений в развитии.
С. является основоположником органической школы в социологии. Классовое строение общества и возник­новение в его рамках различных институтов С. истолко­вывал по аналогии с живым организмом, для к-рого ха­рактерно разделение функций между органами. Осн. законом социального развития С. считал закон выжи­вания наиболее приспособленных обществ. а из своей концепции эволюции выводил наибольшую приспособ­ленность «дифференцированного» (т. е. разделенного на классы) общества. С. - противник социализма, считав­ший революцию «болезнью» обществ. организма.
В этике С. стоял на позициях утилитаризма и гедо­низма. Нравственность, по С., связана с пользой, к-рая и есть источник наслаждения. Эстетич. воззрения С. сочетают различные мотивы: принцип бесцельной це­лесообразности Канта, понимание иск-ва как игры, иду­щее от Шиллера, и утилитаризм, согласно к-рому прек­расно то, что было в прошлом полезно. Психология С. явилась одним из источников психофизич. параллелиз­ма и генетич. психологии.
Философия С. резюмировала принципы и фактич. ма­териал естествознания сер. 19 в., давая им метафизич. истолкование; она внесла идею историзма в этнографию, историю религий, психологию. Идеи С. пользовались большой популярностью в кон. 19 в. и оказали значит. влияние на махизм (эмпириокритицизм) и неопозити­визм.

Источник: Советский философский словарь

СПЕНСЕР Герберт
(1820—1903) — англ. философ, социолог, публицист; один из основоположников позитивизма. Окончив в 1837 г. среднюю шк., отказался от предложенной ему стипендии Кембриджского ун-та и стал учителем, затем работал железнодорожным техником; позднее — помощником редактора в журнале «Экономист». Был знаком и активно общался со мн. выдающимися учеными, писателями, полит. деятелями своего времени. В их числе Т.Гексли (Хаксли), Ч.Дарвин, О.Конт, Дж.С.Милль и др. В 1853 г. он получил крупное наследство, что позволило ему полностью сосредоточиться на занятиях философией и наукой, ради чего он отверг должность проф. Лондонского ун-та и членство в Лондонском королевском об-ве. Осн. соч.: «Надлежащие границы государственной власти» (1843), «Социальная статика» (1851), «Гипотеза развития» (1852), «Образование умственное, моральное и физическое» (1862), «Социологические исследования» (1872), «Описательная социология» (В 8 т. 1873—81), «Данные этики» (1879), «Человек против государства» (1884), «Философия и религия. Природа и реальность религии» (1885), «Эссе: научные, политические и спекулятивные» (В 3 т. 1891), «Справедливость» (1891), «Факты и комментарии» (1902), «Автобиография» (В 2 т. 1904). В середине 1850-х гг. С. задумывает и последовательно осуществляет написание «Системы синтетической философии» (В 10 т.), воплощающей проект универсальной системы «позитивных наук» Конта. В нее вошли: «Принципы психологии» (1855; В 2 т. 1870—72), «Основные начала» (В 2 т. 1862), «Принципы биологии» (В 2 т. 1864—67), «Принципы социологии» (В 3 т. 1876—96), «Принципы этики» (В 2 т. 1892—93). С. полагал, что системное изложение астрономии, физики и химии уже представлено трудами создателей этих наук, от Кеплера и Ньютона до Гельмгольца и Менделеева, и не нуждается в филос. обработке. Не имея полноценного филос. и науч. образования, он черпал идеи из самых разнообразных источников; в результате его «Система» содержит явно поверхностные и ошибочные утверждения наряду с передовыми идеями (напр., предвосхищающими эволюционную теорию Дарвина). Общим мотивом науч.-филос. воззрений С. явл. принципы универсального эволюционизма и феноменализма. Используя достижения создателей эволюционной биологии (Ж.Б.Ламарк, К.Бэр, Ч.Дарвин, Т.Гексли), он вывел общую формулу эволюционных процессов, распространив ее действие на все сферы реальности — от физ. до социокульт. Ее суть сводится к представлению о том, что все сложные объекты и явления закономерно развиваются в направлении от гомогенного и функционально недифференцированного состояния к гетерогенному состоянию с многоуровневой функциональной дифференциацией их внутр. компонентов («переход материи от неопред. и бессвязной однородности к опред. и связной разнородности, сопровождаемый рассеянием движения»). Отсюда осн. методол. принцип «позитивного знания» С.: исследовать любые объекты с учетом их включенности (внешн. и внутр.) в соответствующие процессы развития. Феноменалистская установка реализуется в утверждении непознаваемого характера «последней» или «абсолютной» реальности. След-но, наука и философия должны оставить бесплодные попытки проникнуть в истинную сущность вещей (это сфера религии), а сосредоточиться на описании конкретно-чувственных феноменов в их причинно-следственной взаимосвязи. С. явл. основателем органической теории общества, возникновение, развитие и строение к-рого он рассматривает на основе дарвинизма социального. Однако вопреки Конту, акцентировавшему усиление соц. солидарности в процессе формирования индустриального общества, англ. философ считал, что соц. прогресс ведет к возрастанию индивидуации на разл. уровнях соц. структуры, а также в отношениях индивида и полит. власти. Соц.-полит. воззрения С. позволяют признать его одним из классиков полит. либерализма, а его социол. воззрения предвосхитили становление системного подхода к исследованию об-ва. Целое поколение деятелей англоязычной культуры, включая столь несхожих между собой людей, как Р.Киплинг, Дж.Джойс, А.Тойнби, считало его «учителем жизни». Соч.: Опыты научные, политические и философские. Минск, 1999. Е.В.Гутов

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

СПЕНСЕР ГЕРБЕРТ
1820-1903) – третий крупный представитель первого позитивизма.  Основные  работы:  «Основные  начала»,  «Основания  биологии»,«Основания психологии», «Основания социологии» и «Основания этики». Спенсер понимал цель научного  познания в описании явлений. Назначение и задачи философии,  состоят  в  систематизации  знаний,  получаемых  в  итоге  описанияявлений.  «Философия  –  вполне  объединенное  знание».  Этими  положениями позитивистская методология Спенсера указала на действительно важную проблему – достижение синтеза знаний. Он отмечал, что в развитии науки анализ взаимодействует с синтезом, дедукция с индукцией, в результате чего в познаниипроисходит движение от конкретного к абстрактному, а затем от абстрактного к конкретному.  На  этом  основании  Спенсер  критиковал  Конта  в  стремлении  в своей  классификации  наук  выстроить  науки  в  линейную  последовательность.Построение целостной классификации наук  представлялось  Спенсеру  важным шагом на пути достижения «вполне объединенного знания». Для осуществления этой идеи он предлагает свой эволюционный метод. В  основе метода Спенсералежит положение о всеобщности эволюции в области явлений. Последнее означает, что наука способна  познать лишь сходства, различия и прочие отношения между чувственными восприятиями, но не в состоянии  проникнуть в их сущность. Одним из главных стремлений Спенсера и особенностью его мировоззрения было желание примирить  науку с религией. Для обеспечения этого альянса Спенсер вводит понятия единой «Силы, или Мощи», которая будто бы проявляется для нас во Вселенной, оставаясь в принципе непознаваемой. Тайна – последний шаг науки и первый – религии. «...Материя, движение и сила являются лишь символами Неведомой Реальности», – пишет он. И хотя Спенсер Мощь или Силу прямо не называет Богом,  но достаточно прозрачно это делает, как и схоласты ссылкой на то, что коль скоро имеется относительное, то почему не существовать бы  и  чему-то  совершенному,  абсолютному?  Способность  тел  оказывать  при взаимодействии сопротивление истолковывается им как проявление непонятной и загадочной потусторонней Силы, которая остается на откуп религии и недоступна научному познанию. Особую заслугу Спенсера составляет его концепция эволюции, которую он понимает как непрерывное перераспределение телесных частиц и  их  движения,  в  результате  чего  происходит  либо  соединение  (интеграция) частиц и рассеивание движения, что  приводит к равновесию, либо рассеивание частиц с одновременно происходящим поглощением (концентрацией) движения. Первое течение эволюции он называет прогрессом, второе – регрессом. Отмеченную закономерность перераспределения телесных частиц и их движения Спенсер называет законом всеобщей эволюции. К всеобщему  закону философ добавляет законы, называемые им вторичными: 1) всюду в мире происходит увеличение числа следствий структурных перемен в материи и движении, их «размножение» в  геометрической  прогрессии;  2)  имеет  место  всеобщая  дифференциация как специфический вид дезинтеграции на том основании, что все однородное аморфно, неустойчиво, и потому оно переходит в гораздо более устойчивое состояние«определенной»,  расчлененной,  но  связной  разнородности.  Другими  словами,имеет место плавный переход из «неопределенной бессвязной однородности в определенную и связную разнородность». Этому закону Спенсер придавал оченьбольшое значение. Помимо вторичных, Спенсер вводит еще три дополнительных закона всеобщей эволюции: происходит нарастание местных интеграции, а затеми дифференциаций как внутри них, так и между ними, т.е. имеет место усиление всеобщей структурной организованности мира явлений: а) наблюдается всеобщая приблизительная ритмичность всех процессов природы и общества; б)  все болеевыявляется при этом неизбежная тенденция к всеобщему равновесию и покою.  В результате анализа законов Спенсер дает следующее общее определение эволюции: «Развитие... есть интеграция материи, сопровождаемая рассеиванием движения, во время которой материя переходит от состояния относительно несвязной инеопределенной однородности к состоянию относительно определенной и связной разнородности, а неизрасходованное движение претерпевает аналогичное же превращение». При помощи своих законов Спенсер хотел объяснить все процессы в окружающем нас мире, в том числе и в обществе. Последнее он рассматривал  как  наиболее интегрированную и дифференцированную материю. Именно в обществе осуществляется финал развития –  установление равновесия и покоя.Законы эволюции Спенсера предельно механистичны и метафизичны. Они описывают лишь самые поверхностные, внешние факты, не вскрывая их подлинные причины. Это особенно наглядно видно, когда они прилагаются к общественномуразвитию. Так, закон всеобщей эволюции истолковывается Спенсером как концентрация  людских  масс  с  одновременным  территориальным  «расширением» сферы их влияния в смысле переселенческой колонизации, а также сначала военной,  а  потом  экономической  экспансии.  Появление  электромагнитной  теории Максвелла в начале 70-х годов XIX века, открытие радиоактивности и других явлений подорвало значение законов эволюции Спенсера.

Источник: Философия науки и техники: словарь

СПЕНСЕР (Spencer) Герберт (1820-1903)
британский философ и социолог. С. отличался необыкновенной эрудицией и работоспособностью. Оставленное им наследие огромно. Фундаментальный десятитомный труд, задуманный как энциклопедический синтез всех наук на принципах эволюционизма, был опубликован в 1862-1896. Этот труд включал: "Основные начала" (1862), "Основания биологии" (1864-1867), "Основания психологии" (1870-1872), трехтомный труд "Основания социологии" (1876-1896), "Социология как предмет изучения" (1903), "Основания этики" (1879-1893). Творчество С. с наибольшей полнотой воплотило основные идеи эволюционизма, оказало большое влияние на интеллектуальную атмосферу своей эпохи. Теоретические взгляды С. формировались главным образом под влиянием достижений естественных наук, все чаще обращавшихся к идее эволюции. Так, в частности, С. высоко оценил "Происхождение видов" Дарвина. Большое влияние на С. оказали также труды А. Смита и Мальтуса, английских утилитаристов, проповедовавших идеи радикального буржуазного либерализма и индивидуализма. Придерживаясь крайней версии либерализма, С. горячо защищал принципы индивидуальной и свободы конкуренции. Всякое вмешательство в естественный ход событий, тем более социалистическое планирование, по мнению С, приводит к биологическому вырождению, поощрению "худших за счет лучших". С. выступал за ограничение роли государства в общественной жизни вплоть до отказа бедным в помощи или заботе о воспитании детей. Критиковал колониальную экспансию, поскольку она ведет к усилению государственной бюрократии. Основные идеи "синтетической философии" С. звучат в конце 20 в. как анахронизм, но в свое время они были популярны. Идея всеобщей эволюции - центральный пункт мировоззрения С.С. предлагает следующее определение центрального понятия своей философской системы: "Эволюция есть интеграция вещества, которая сопровождается рассеянием движения и в течение которой вещество переходит из состояния неопределенной, бессвязной однородности в состояние определенной, связной разнородности, а сохраненное веществом движение претерпевает аналогичное превращение". Предел, за который эволюция не может перейти, - равновесие системы. В случае нарушения равновесия начинается распад, который со временем переходит в новый эволюционный процесс. Все, что существует, проходит через этот цикл развития и распада. С. выделяет три вида эволюционных процессов: неорганический, органический и надорганический. Все они подчиняются общим законам. Однако специфические законы высших фаз не могут быть сведены к законам низших фаз. Так, в надорганической эволюции выступают явления, которые не встречаются в неорганическом и органическом мире. Общество - часть природы, и в этом смысле такой же естественный объект, как и любой другой, оно не создано искусственно, в результате "общественного договора" или божественной воли. На этой основе он переходит от общего рассмотрения идеи эволюции к характеристике общественного развития. Социология завершает философскую систему С. Программа социологии изложена в "Основаниях социологии". Здесь впервые дано систематическое изложение предмета, задач и проблематики общественной науки. Эта книга была переведена на многие языки, способствовала не только разработке, но и пропаганде социологии. С. опровергал не только теологические представления об обществе, но и теоретиков "свободной воли", философов, приписывающих решающую роль в истории "выдающимся мыслителям", "общественному договору", выдвигавших на первый план действие субъективных факторов или указывавших на отсутствие повторяемости в общественной жизни. История, по мнению С, не является продуктом сознательного творчества социальных групп или отдельных личностей, напротив, сама деятельность, ее цели и намерения должны получить естественное обоснование в законах социальной эволюции. Социальные факты для С. - это такие явления, в которых проявляются эволюционные процессы, например дифференциация структуры и функций, усложнение политической организации и т.д. Для понимания спенсеровского определения предмета социологии большое значение имеет его концепция социальных институтов. С. не дает строгого определения этого центрального понятия своей теоретической системы. Но из контекста его работ следует, что социальные институты - это механизмы самоорганизации совместной жизни людей. Социальные институты обеспечивают превращение асоциального по природе человека в социальное существо, способное к совместным коллективным действиям. Институты возникают в ходе эволюции помимо сознательных намерений или "общественного договора", но как ответ на рост численности популяции, и, согласно общему закону, - прирост массы приводит к усложнению структуры и дифференциации функций". Социальные институты - органы самоорганизации и управления. Как и Конт, С. начинает с семьи, брака, проблем воспитания (домашние институты), воспроизводит этапы эволюции семьи. Следующий тип социальных институтов С. обозначил как обрядовые, или церемониальные. Последние призваны регулировать повседневное поведение людей, устанавливая обычаи, обряды, этикет и т.п. Третий этап институтов - политические. Их появление С. связывал с переносом внутригрупповых конфликтов на сферу конфликтов между группами. Он был убежден в том, что конфликты и войны сыграли решающую роль в становлении политической и классовой структуры общества. Война и труд, по С, - те силы, которые создают государство, причем на начальных этапах роль насилия и военных конфликтов была решающей, так как потребность обороны или завоевания больше всего сплачивают и дисциплинируют общество. В последующем объединяющей силой становится общественное производство, разделение труда, прямое насилие уступает место внутреннему самоограничению. По С, сильное государство неизбежно ведет к ограничению индивидуальной свободы. Еще в своей ранней работе "Социальная статика" он сформулировал закон "равной свободы", согласно которому каждый человек свободен делать все, что он хочет, если он не нарушает равной свободы другого человека. Свобода, по С, ограничивается не государственным принуждением, а свободой другого человека. Следующий тип - церковные институты, обеспечивающие интеграцию общества. Завершают типологию профессиональные и промышленные институты, возникающие на основе разделения труда. Первые (гильдии, цеха, профессиональные союзы) консолидируют группы людей по профессиональным занятиям, вторые поддерживают производственную структуру общества. Значение этих институтов возрастает по мере перехода от военизированных обществ к индустриальным. Промышленные институты принимают на себя все большую часть общественных функций, регулируют трудовые отношения. С. был воинствующим противником социализма. Попытки глобального планирования он называл "социалистической химерой". Теория социальных институтов С. представляла попытку системного исследования общества. Концепция институтов воспроизводит образ общества по аналогии с биологическими организмами: "кровяные частицы уподобляются деньгам". С. не только уподоблял общество организму, но и свою биологию наполнял социологическими аналогиями. Пытаясь избежать грубого редукционизма, к которому так склонны были многие эволюционисты, С. использует термин "надорганизм", подчеркивая автономию индивида (в отличие от Конта или Дюркгейма). С. располагает все общества по шкале сложности структуры и функциональной организации от "малого простого агрегата" до "большого агрегата". С. выделяет два типа обществ: военные и промышленные. Военный и промышленный типы общества С. характеризует прямо противоположными социальными свойствами. Разработанная С. типология обществ менее известна, чем его теория эволюции. Между тем в творческом наследии С. она представляет наибольший исторический интерес. Содержание исторического процесса описывается как постепенный переход от механического принуждения к органическому объединению на основе общности интересов. С. рисует картину будущего индустриального общества, впечатляющую глубиной научного предвидения. В новом обществе управление децентрализовано и строится на принципах самоорганизации и самоуправления, широкое распространение получают различные неформальные объединения, подчинение индивида господству заменяется охраной прав человека, единство идеологии сменяется плюрализмом, общества станут открытыми для международного сотрудничества, восприимчивыми к инновациям и др. В своих попытках раскрыть движущие силы социальной эволюции С. так и не смог преодолеть дилемму номинализма и реализма. С одной стороны, он постоянно подчеркивал важную роль "человеческой натуры", с другой - так же ссылался на действие надындивидуальных сил, "социального организма", "искусственной среды". В итоге концепция факторов эволюции С. отличалась крайним эклектизмом и послужила источником развития прямо противоположных социологических направлений. Философская система С. оказалась слишком тесно связанной с духовной и интеллектуальной атмосферой викторианской эпохи. Другой причиной падения популярности С. явилось то, что созданная им интеллектуальная конструкция была последней попыткой создания всеохватывающей философской системы. Эта форма интеллектуального творчества окончательно изжила себя к концу 19 в. Тем не менее, стремление С. выйти за рамки абстрактных рассуждений по поводу общества, широко использовать данные общественных и естественных наук способствовали формированию новых стандартов научной деятельности в социологии. Начиная с 1950-х, вместе с развитием системных методов и возникновением неоэволюционизма, интерес к творчеству С. и других эволюционистов стал возрастать.
А.П. Лимаренко

Источник: Новейший философский словарь

ГЕРБЕРТ СПЕНСЕР
1820–1903)   Английский философ, главный представитель эволюционизма, получившего во второй половине XIX века широкое распространение. Под философией он понимал совершенно однородное, целостное, основанное на конкретных науках знание, достигшее универсальной общности, то есть высшей ступени познания закона, охватывающего весь мир. Согласно Спенсеру, этот закон состоит в развитии (эволюционизм). Главные сочинения: «Психология» (1855), «Социальная статистика» (1848), «Система синтетической философии» (1862–1896). Герберт Спенсер родился 27 апреля 1820 года в Дерби. Его дед, отец и дядя были учителями. Герберт имел настолько слабое здоровье, что родители несколько раз теряли надежду, что он выживет. Герберт в детстве не проявлял феноменальных способностей и только в восемь лет научился читать, правда, книги его не интересовали. В школе он был рассеян и ленив, к тому же непослушен и упрям. Дома же его воспитанием занимался отец. Он хотел, чтобы сын имел самостоятельное и неординарное мышление. Благодаря физическим упражнениям Герберт поправил здоровье. В 13 лет его отправили по английскому обычаю на воспитание к дяде, который был священником в Бате. Дядя Спенсера — Томас являлся «университетским человеком». По его настоянию Герберт продолжил образование в Кембриджском университете, но затем после окончания трехлетнего подготовительного курса уехал домой и занялся самообразованием. Герберт Спенсер никогда не раскаивался в том, что не получил академического образования. Он прошел неплохую школу жизни, которая помогла ему впоследствии преодолеть немало трудностей при решении поставленных задач. Отец Спенсера надеялся, что сын пойдет по его стопам и выберет педагогическую стезю. Действительно, получив среднее образование, Герберт в течение нескольких месяцев помогал преподавателю в школе, где когда-то учился сам. У него обнаружился несомненный педагогический талант. Однако Спенсер больше интересовался математикой и естествознанием, чем гуманитарными науками — историей и филологией. Поэтому, когда освободилось место инженера при строительстве железной дороги Лондон — Бирмингем, он без колебаний принял предложение. Новоиспеченный инженер чертил карты, набрасывал планы, даже изобрел инструмент для измерения скорости локомотивов — «велосиметр». Практический склад ума отличает Спенсера от большинства философов предшествующих эпох и сближает его с основателем позитивизма Контом и новокантианцем Ренувье, которые также никогда не заканчивали университетского курса гуманитарных наук. Эта особенность, без сомнения, сыграла не последнюю роль при формировании его философского мировоззрения, отличавшегося оригинальностью. Однако в этом были и свои недостатки. Так, например, подобно Конту, он совершенно не знал немецкого языка, поэтому не мог читать труды великих немецких философов в оригинале. Тем более что в течение первой половины XIX века немецкая философия (Кант, Фихте, Шеллинг и др.) оставалась совершенно неизвестной в Англии. Лишь с конца 1820-х годов англичане начинают знакомиться с трудами немецких гениев. Но первые переводы оставляют желать лучшего. В 1839 году в руки Спенсера попадает знаменитое сочинение Лайелля «Принципы геологии». Он знакомится с теорией эволюции органической жизни. Спенсер по-прежнему увлечен инженерными проектами, но теперь становится ясно, что эта профессия не гарантирует ему прочного материального положения. В1841 году Герберт возвращается домой и в течение двух лет занимается самообразованием. Он читает труды классиков философии. В это же время публикует первые сочинения — статьи для «Нонконформиста» по вопросу истинных границ деятельности государства. В 1843–1846 годах он вновь работает инженером и возглавляет бюро из шестидесяти человек. Спенсер все больше интересуется политическими вопросами. В этой области на него большое влияние оказал дядя Томас, священник англиканской церкви, который, в отличие от остальных членов спенсеровской семьи, придерживался строго консервативных взглядов, принимал участие в демократическом движении чартистов и в агитации против хлебных законов. В 1846 году Спенсер получает патент на изобретенные пилильной и строгальной машины. На этом его инженерная карьера заканчивается. Теперь его интересы обращены к журналистике. В 1848 году Спенсер получает место помощника редактора еженедельника «Экономист». Он неплохо зарабатывает, а все свободное время посвящает собственным работам. Он пишет «Социальную статистику», в которой рассматривал развитие жизни, как постепенно осуществленную божественную идею. Позднее он нашел это понятие слишком теологичным. Но уже в этой работе Спенсер применяет теорию эволюции к социальной жизни. Сочинение не осталось незамеченным специалистами. У Спенсера завязываются знакомства с Гексли, Льюисом и Эллистом; это же сочинение принесло ему таких друзей и почитателей, как Дж. Стюарт Милль, Георг Грот, Гукер. Только с Карлейлем у него не сложились отношения. Желчный пессимизм Карлейля хладнокровный и рассудительный философ не выносил: «Я не могу с ним спорить и не хочу больше слушать его вздора, а потому ухожу от него», — писал Спенсер. Успех «Социальной статистики» окрылил Спенсера. В период с 1848 по 1858 год он публикует ряд работ и обдумывает план, выполнению которого посвятил всю жизнь. В своей второй работе «Психология» (1855) он применяет гипотезу естественного происхождения видов к психологии и указывает, что необъяснимое индивидуальным опытом может быть объяснено родовым опытом. Дарвин поэтому считает его в числе своих предшественников. У Спенсера начинает складываться своя система. Какие течения философской мысли оказали на него влияние? Это эмпиризм предшествующих английских мыслителей, главным образом Юма и Милля, критицизм Канта, преломленный сквозь призму учения Гамильтона (представителя английской школы «здравого смысла»), натурфилософия Шеллинга и позитивизм Конта. Но основной идеей построения новой философской системы была идея развития. Главному своему труду «Синтетической философии» он отдал 36 лет жизни. Эта работа сделала его настоящим «властителем дум», и он был объявлен самым гениальным философом своего времени. Льюис в своей «Истории философии» спрашивает: «Производила ли Англия когда-нибудь мыслителя более высшего порядка, чем Спенсер?» Дж. Стюарт Милль ставит его на одну ступень с Огюстом Контом. Дарвин называет его «величайшим из живущих теперь философов Англии, может быть равному каждому из прежних философов». В 1858 году Спенсер решился объявить подписку на издание своего сочинения. Он публикует первый выпуск в 1860 году. В течение 1860–1863 годов выходили «Основные начала». Но издание из-за материальных трудностей продвигалось с трудом. Спенсер терпит убытки и нужду, находится на грани нищеты. К этому следует добавить нервное переутомление, систематически мешавшее ему работать. В 1865 году он с горечью сообщает читателям, что должен приостановить выход серии. Правда, через два года после смерти отца он получает небольшое наследство. В это же время Герберт знакомится с американцем Юмансом, который издает его труды в Соединенных Штатах, где Спенсер приобретает широкую популярность раньше, чем в Англии. Юманс и американские поклонники оказывают философу материальную поддержку, что позволяет возобновить издание книг серии. Дружба Спенсера и Юманса продолжается 27 лет, до смерти последнего. Постепенно имя Спенсера становится известным, спрос на его книги возрастает, и к 1875 году он покрывает свои финансовые убытки и получает первую прибыль. В последующие годы он совершает два продолжительных путешествия в Америку и на юг Европы, но в основном живет в Лондоне. Его цель — закончить свое громадное сочинение, которому он принес себя в жертву. То, что Спенсер потратил более двадцати лет на воплощение своего проекта, объясняется прежде всего его слабым здоровьем. Как только ему становилось получше, философ сразу начинал интенсивно работать. И так — до конца жизни. Работа, работа, работа… Его силы все больше слабели, и наконец в 1886 году он должен был прервать свой труд на долгих четыре года. Но постоянные физические страдания не ослабили его духовную мощь. Последний том своего главного сочинения Спенсер издает осенью 1896 года. Эта огромная работа состоит из десяти томов и включает «Основные начала», «Основания биологии», «Основания психологии», «Основания социологии». Спенсер считает, что в основе развития мира, включая и общества, лежит закон эволюции: «Материя переходит из состояния неопределенной, бессвязной однородности в состояние определенной связной разнородности», иначе говоря, дифференцируется. Этот закон он считает универсальным и на конкретном материале прослеживает его действие в различных сферах, в том числе и в истории общества. Признавая закономерность развития общества, Спенсер отказывается от различных теологических объяснений, а его понимание общества как единого живого организма, все части которого взаимосвязаны, наталкивает его на изучение истории и расширяет круг исторического исследования. По мнению Спенсера, в основе эволюции лежит закон равновесия: при всяком его нарушении его природа стремится вернуться к своему прежнему состоянию. Так как, по Спенсеру, главное значение имеет воспитание характеров, то эволюция совершается медленно, и Спенсер не так оптимистично настроен по отношению к близкому будущему, как Конт и Милль. Умер Герберт Спенсер 8 декабря 1903 года в Брайтоне. Несмотря на слабое здоровье он прожил больше восьмидесяти трех лет. Главные идеи Спенсера, чуждые при его жизни всему миру, теперь сделались достоянием всех образованных людей, и мы уже забываем и даже не думаем о том, кому мы ими обязаны.      

Источник: 100 великих мыслителей

СПЕНСЕР Герберт

(27 anp. 1820 – 8 дек. 1903) – англ. философ, один из родоначальников позитивизма. С. не получил университетского образования; работал инженером, затем сотрудником журн. "Economist", б?льшую часть жизни провел как кабинетный ученый. Философия С. во многом явилась дальнейшим развитием позитивизма Конта, хотя С. и отрицал свою зависимость от взглядов последнего, а с 1853 выступал с критич. оценкой его творчества. Влияние на С. оказали также агностицизм Юма и Милля, кантианство, натур-филос. идеи Шеллинга и (через Гамильтона и Мэнсела) шотландская школа. Гл. идеи С. изложены в соч. "Система синтетич. философии" ("System of synthetic philosophy", v. 1–10, L., 1862–96), в к-рую входят "Основные начала", "Основания биологии", "Основания психологии", "Основания социологии" и "Основания этики". Философию С. понимал в характерном для позитивизма духе, как Максимально обобщенное знание законов явлений. Т.о., философия отличается от частных наук чисто количественно, степенью обобщенности знания. С. исходит из деления мира на Познаваемое и Непознаваемое, и в этом смысле его философия может быть понята как упрощенная модификация кантовского феноменализма: Познаваемое – "мир явлений" Канта, Непознаваемое – "вещь в себе". Наука, по С., способна познавать лишь сходства, несходства и др. отношения между чувственными восприятиями, но не может проникнуть в сущность явлений. С этой т. зр., "...материя, движение и сила лишь символы неведомого реального" ("Основные начала", СПБ, 1897, с. 466). Непознаваемое выступает у С. как "первоначальная причина", в признании к-рой, якобы, сходятся наука и религия (см. тамже, с. 82–103). В т е о р и и п о з н а н и я С. утверждает, что гл. постулатом, без к-рого невозможно для нас мышление, является "неизвестная нам причина известных нам действий, называемых явлениями; сходства и несходства между известными нам действиями, и разделение этих действий на субъект и объект..." (там же, с. 141). С. называл эту точку зрения "трансформированным реализмом", утверждая, что ощущения не похожи на предметы, подобно тому, как отражение куба в цилиндрич. рефлекторе не похоже ни на куб, ни на цилиндр; однако каждому изменению предмета соответствует определ. изменение отражения ("иероглифизм"). С. пытался соединить эмпиризм с априоризмом, признавая априорное (самоочевидное) физиологически закрепленным опытом бесчисленных поколений предков. То, что априорно для личности, апостериорно для рода. т.о. сформировалось, напр., априорное представление о пространстве и времени, к-рым соответствует, однако, нечто объективное. Критерием истины С. считал невозможность "мыслить иначе". Специфич. особенность позитивизма С. – его учение о всеобщей эволюции, к-рая определяется как "...интеграция материи, сопровождаемая рассеянием движения, переводящая материю из неопределенной, бессвязной однородности в определенную, связную разнородность, и производящая параллельно тому преобразование сохраняемого материею движения" (там же, с. 331). Эта "формула эволюции" конкретизируется в "законах эволюции" – неустойчивости однородного возрастания числа следствий, группировки и уравновешения. Указанные "законы" – выражение механистич. понимания эволюции как простого перераспределения материи под действием механических внешних сил. Под "формулу эволюции" С. пытался подвести все явления, от неорганических до нравственных и социальных. Осн. направление эволюции – к равновесию. Однако С., желая избежать вывода о консервации равновесной системы, вводит понятие "распадения", вновь приводящего систему в первонач. состояние. Теория эволюции С. основана на механистич. интерпретации эмбриологии К. Бэра, геологич. учения Ч. Лайеля об изменении Земли под влиянием "ныне действующих факторов", физич. закона сохранения и превращения энергии ("закон постоянства силы") и дарвинизма. Отказываясь искать "причины" эволюции, С. понимал свой эволюционизм как простое описание фактов, показывающих, что эволюция действительно происходила. Отсюда возникает внутр. противоречие концепции С.: учение об эволюции не относится к сфере сущности, в области же явлений оно не вправе претендовать на объяснение связи между последоват. состояниями тел. Осн. недостатком эволюционизма С. является его неспособность объяснить качественные изменения в развитии. Биологическое С. понимал как приспособление внутр. отношений к внешним с целью сохранения существования. Сущность жизни непознаваема, поскольку "динамический элемент жизни" не может быть выражен виталистически, в понятии независимого "жизненного начала" (ибо это "псевдопонятие", не имеющее определ. признаков) и не может быть сведен к физико-химич. процессам ("Основания биологии", т. 1, СПБ, [1899], с. 74–77). Психическое С. рассматривал как возникшую на определ. ступени биологич. развития форму реакции на воздействие внешней среды. Оно может быть разложено на отд. элементы – атомы душевной жизни, представляющие собой однородные "нервные толчки", ассоциативно связанные между собой. Психология С. явилась одним из источников психофизич. параллелизма и бихевиоризма. С. является основоположником органической школы в социологии (см. "Социальная статика", L., 1851, рус. пер., СПБ, 1872; "Основания социологии", L., v. 1–3, 1876–96, рус. пер., т. 1–2, СПБ, 1876–77). Классовое строение общества и выделение в его рамках различных адм. органов С. понимал как аналог разделения функций между органами живого тела. Однако, в отличие от Конта, С. трактовал общество не в тоталитарно-иерархич. духе, но (вслед за Дж. С. Миллем) рассматривал его как совокупность индивидуумов, обладающих гораздо большей самостоятельностью, чем клетки биологич. организма. С. выступил против усиления роли гос-ва в обществ. жизни, видя в нем организацию, осуществляющую насилие над индивидуумом ("The man versus the state", L., 1884). Выделяя вслед за Сен-Симоном и Контом военный и промышленный типы организации общества, С. считал, что эволюция идет от первого ко второму. Осн. законом общества С. считал закон выживания наиболее приспособленных, а из "формулы эволюции" выводил преимущества "дифференцированного", т.е. разделенного на классы общества. С. – враг социализма, считавший революцию "болезнью" обществ. организма, а стремление к социалистич. переустройству – противоестественным, т.е. противоречащим органич. строению общества и закону выживания наиболее приспособленных. В э т и к е С. стоял на позициях утилитаризма и гедонизма. Нравственность, для С., связана с пользой, к-рая и есть источник наслаждения. Мораль С. подчиняет общебиологич. закономерностям, считая, что она возникла в ходе борьбы за существование, из страха перед неблагожелат. оценкой поступков соплеменниками и вождями. Поскольку же при благоприятной оценке возникает удовольствие, эгоистич. чувство приводит к альтруизму и осознанию долга. Принципы морали, по С., закрепляются в итоге естеств. отбора, передаются по наследству, а в дальнейшем определяются той пользой, к-рую они приносят социальным организмам в их борьбе за существование (так, справедливым оказывается то, что способствует благу нации). В рамках совершенного общества понятия счастья и нравств. долга совпадут, а между индивидами восторжествует равенство, состоящее в равной для каждого свободе добиваться личного преуспеяния. Эстетич. воззрения С. сочетают различные традиции: принцип бесцельной целесообразности Канта, понимание иск-ва как игры, идущее от Шиллера, и утилитаризм, согласно к-рому красиво то, что было в прошлом полезно. Педагогич. идеи С. связаны с пропагандой утилитарного, естественнонауч. образования. Философия С. выступила как бы резюме естествознания 1-й пол. 19 в. Общедоступность, близость нерефлектирующему, обыденному сознанию, созвучность эпохе великих побед естеств. наук, как бы утверждавших всемогущество науч. методов, обусловили огромную популярность философии С. В дальнейшем обнаружение филос. бесперспективности позитивизма, а также революция в естествознании на рубеже 19–20 вв., подорвавшая веру во всесилие принципов механицизма, свели спенсерианство с междунар. филос. сцены. Соч.: Works, v. 1–18, L.–?. ?., 1910; в рус. пер. – Собр. соч., т. 1–7, СПБ, 1866–69; Соч., т. 1–7, СПБ, 1898–1900; Автобиография, ч. 1–2, СПБ, 1914. Лит.: Энгельс Ф., Диалектика природы, М., 1948; Трахтенберг О. В., Очерки по истории философии и социологии Англии 19 в., [М.], 1959; Нарский И. С., Очерки по истории позитивизма, М., 1960, гл. 4; Богомолов А. С., Идея развития в бурж. философии 19 и 20 вв., [М.], 1962, гл. 2; Кон И. С., Позитивизм в социологии, [Л.], 1964, гл. 2; Мечников И., Задачи совр. биологии, "Вестн. Европы", 1871, кн. 4; Михайловский Н. К., Что такое счастье? (Г. С. "Социальная статика"), "Отечественные записки", 1872, No 3, 4; его же. Что такое прогресс?, там же, 1869, No 2, 9; его же, Записки профана, Соч., т. 3, СПБ, 1881; Яроцкий В., Отношение личности и гос-ва с точки зрения С., "Северный Вестник", 1885, No 3; Гаупп О., Г. Спенсер, пер. с нем., СПБ, 1898; Ибервег Ф., Гейнце М., История новой философии в сжатом очерке, [пер. с нем.], 2 изд., СПБ, 1899 (имеется библ.); Гальперин С. И., Органич. теория строения и развития общества. 1 – Изложение и критика учения С., Екатеринослав, 1900; Гефдинг Г., История новейшей философии, пер. с нем., СПБ, 1900; Соколова С., Критика этики С., СПБ, 1905; Каринский М. И., Разногласие в школе нового эмпиризма по вопросу об истинах самоочевидных, П., 1914; История философии, т. 3, М., 1959; Bowne В., The philosophy of H. Spencer, N. Y., 1874; его же, Kant und Spencer, N. Y., 1912; Guthrie M., On Mr. Spencer´s formula of evolution, L., 1879; его же, On Mr. Spencer´s unification of knowledge, L., 1882; Gaquoin K., Die Grundlage der Spenserschen Philosophie insbesondere als Basis f?r die Vers?hnung von Religion und Wissenschaft, В., 1888; Flint R., Agnosticism, Blackwood, 1903; Schwarze К., H. Spencer, Lpz., 1909; Ward J., Naturalism and agnosticism, 4 ed., v. 1–2, L., 1915; Rumney J., H. Spencer´s sociology, L., 1934; Ground W., An examination of the structural principles of... H. Spencer´s philosophy, Oxf.– L., 1883; Naumann ?., Spencer wider Kant, Hamb., 1885; ??nnies F., H. Spencer´s sociologisches Werk, "Philosoph. Monatshefte", 1889, Bd 25, H. 1–2; Roberty E., A. Comte et H. Spencer, P., 1894; Hudson W., An introduction to the philosophy of H. Spencer, ?. ?., 1894; Watson J., Comte, Mill and Spencer. An outline of philosophy, Glasgow–N. Y., 1895; Royce J., H. Spencer, N. Y., 1904; Boutroux ?., Religion according to H. Spencer, Edinb., 1907; H?berlin P., ?. Spencer´s Grundlagen der Philosophie, Lpz., 1908; Dunсan D., The life and letters of H. Spencer N. Y., 1908; Elliot H. S. R., H. Spencer, L., 1917; Diaconide Е., Etude critique sur la sociologie de H. Spencer, P., 1938. И. Нарский. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
101.76 кб

Теория исторического процесса в контексте взглядов Герберта Спенсера

Шувалов В. И.
В статье анализируются теоретические принципы, используемые в своих исследованиях известным английским позитивистом Гербертом Спенсером.
Читать PDF
192.42 кб

Роль Э. Л. Юманса в популяризации идей Герберта Спенсера в культуре США

Кутеева Неля Эдуардовна
Статья посвящена исследованию процесса распространения философско-культурологических идей Герберта Спенсера в американской культуре и науке второй половины XIX в.
Читать PDF
77.83 кб

Социология Герберта Спенсера в становлении российской «Субъективной» школы XIX столетия

Демьяненко Николай Валерьевич
Предложенная статья рассматривает влияние социологических идей Герберта Спенсера на российскую социологическую мысль дореволюционного периода.
Читать PDF
135.59 кб

2008. 02. 006. Гондерманн Т. Прогрессия и ретрогрессия: Герберт Спенсер о причинах социального нерав

Симонова О. А.
Читать PDF
7.77 мб

Роль социокультурных идей Герберта Спенсера в развитии науки и культуры США конца XIX - начала XX ве

Кутеева Неля Эдуардовна
В статье рассматривается влияние культурологических и социальных положений философии Г. Спенсера на развитие американской социальной науки и культуры рубежа XIX-XX века.

Похожие термины:

  • Эволюционный позитивизм Герберта Спенсера

    Герберт Спенсер (1820—1903) — английский философ и ученый, представитель позитивизма. В отличие от Д.С.Милля Спенсер не был логиком в узком смысле этого слова. Его основной целью стало создание синтет