ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
Олицетворение
риторическая фигура или представление в речи неодушевленных вещей живыми и одушевленными для большей силы речи.
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
элемент религ. представлений, заключающийся в наделении человеч. свойствами и обликом сил и явлений природы. Таково О. болезней, духов умерших, отд. растений как выражение силы земного плодородия, шаманских духов и т. д. Термин «О.» по значению очень близок к понятию персонификация.
Источник: Атеистический словарь
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
персонификация - представление о предметах неживой природы, а также о нек-рых человеч. действиях, свойствах, понятиях, как о живых существах. Близки к О. антропоморфизм, антропопатизм, ассимилятизм. Способность к О. в разной степени свойственна всем людям. О. нередко входит даже в научный язык - при описании физ., хим. и др. явлений («газ стремится занять наибольшее пространство», «молекула захватывает частицы» и т. п.). Важную роль играют О. в поэзии, участвуя в создании худож. образа, причем худож. О. природы как в фольклоре, так и в книжной поэзии сближает человека с природой, делает ее понятной, согревает человеч. теплом (напр., Лермонтов: «из-под куста мне ландыш серебристый приветливо кивает головой», «Терек воет, дик и злобен...»). Большое место занимает О. в религии. В отличие от поэтического, религ. О. навеяно страхом, беспомощностью человека перед грозными силами природы или перед обществ, силами, причем религ. О. предполагает действит. веру в жизнь олицетворяемого объекта, чего не предполагает поэтич. О. Суеверный человек, подавленный силами, от к-рых он зависит, наделяет их человеч. свойствами и обращается к ним с молитвой или заклинанием, как к живым и разумным существам. По словам Ф. Энгельса, «на известной ступени» человек «уподобляет себе» силы природы «путем О.». «Именно это стремление к О. создало повсюду богов».
В религии может олицетворяться все, что пугает человека или сулит ему призрачную надежду. Все образы религ. фантазии суть О.: олицетворяются болезни («сестры Лихорадки», «Трясовицы» и т. п.), предполагаемая опасность со стороны врага, колдуна или покойника и т. п. (образы злых духов), небесные и метеорология, явления (божества Солнца, Луны, грозы, дождя и пр.), рождающая сила земли (Мать-земля - женское божество) и т. д. Конечно, в большинстве фантастич. образы богов сложны, в них вплетены О. и природных и социальных сил (примеры - греч. боги Аполлону Афина, Гера, Зевс и др.). Образ бога в монотеистич. религиях (см. Монотеизм) - высшая степень обобщенного О. всех человеч. качеств в превосходной степени, со включением элементов О. природы.
В религии может олицетворяться все, что пугает человека или сулит ему призрачную надежду. Все образы религ. фантазии суть О.: олицетворяются болезни («сестры Лихорадки», «Трясовицы» и т. п.), предполагаемая опасность со стороны врага, колдуна или покойника и т. п. (образы злых духов), небесные и метеорология, явления (божества Солнца, Луны, грозы, дождя и пр.), рождающая сила земли (Мать-земля - женское божество) и т. д. Конечно, в большинстве фантастич. образы богов сложны, в них вплетены О. и природных и социальных сил (примеры - греч. боги Аполлону Афина, Гера, Зевс и др.). Образ бога в монотеистич. религиях (см. Монотеизм) - высшая степень обобщенного О. всех человеч. качеств в превосходной степени, со включением элементов О. природы.