ПЕРСОНИФИКАЦИЯ
ПЕРСОНИФИКАЦИЯ
наделение наблюдаемых предметов, существ и явлений человеческими качествами. Приписывание индивиду или группе (наделение индивида или группы) сверх наблюдаемых фактов вероятных причин поведения и личностных качеств.
Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.
ПЕРСОНИФИКАЦИЯ
(Personifikation; лат.) — понимание и изображение абстрактных понятий или неодушевленных вещей (таких, например, как справедливость, небо, источник) в качестве живых существ, наделенных, подобно личности, определенным характером; отсюда персонифицированный — наделенный свойствами личности (см. также Антропоморфный).
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
Персонификация
восприятия виртуальной реальности связана с эффектом психологической достоверности аудиовизуального общения, непосредственного контакта пользователя с автором и другими пользователями в режиме реального времени. Способствуя превращению зрителя в активного участника художественного процесса, интерактивное телевидение (сетевой экран) рассчитано на новую эстетику телекоммуникационного действа, чьи арт-формы только начинают разрабатываться. Н. М.
персонификация
ПЕРСОНИФИКАЦИЯ (от лат. persona — маска, личина, лицо и facere — делать) — мыслительный процесс и результат переноса на объект восприятия личностных качеств. В акте П. объект восприятия наделяется личностным статусом, именем и образом. В архаической культуре акты П. свидетельствуют о процессе выделения индивидуальности из общинного коллективизма и демонстрируют разложение «первобытного синкретизма». П. — одна из наиболее фундаментальных операций мифологического и религиозного сознания. В мифологическом мышлении П. проецирует на окружающий мир свойства человека. Посредством П. в мифологическом мышлении четче обособляется субъект мифического действия, что является важным условием конкретизации мифологического образа. В религиозном сознании П. оформляет акт отделения личного божества от первичной обожествленной субстанции (так, у индоевропейских народов на основе культа священного огня постепенно в процессе П. выделились личные божества; например, у индоариев — Агни, у римлян — Веста). П. непременно сопутствует становлению пантеона и появлению в пандемониуме личных духов. С развитием религиозной философии П. зачастую становится препятствием абстрагированию и трансцендированию представлений о божественном Абсолюте, что порождает противоположную тенденцию к деперсонификации. В процессе деперсонификации формируются имперсональные священные образы религиозного сознания (например, Брахман в Кенаупанишаде 1. 5 — 9, Брихадараньяка-упанишаде И.3.6). В художественном сознании П. обеспечивает формирование особой образности, построенной на переносе на явления природы, культурные феномены психических данностей и других черт человеческой личности. Особенное развитие П. получает в поэтических метафорах и аллегориях. Акты П. свойственны символическому мышлению, репрезентирующему в символических образах персон особые смыслы. В научном мышлении П. часто используется как средство образного (условного) обозначения феноменов, невыразим ы х в строгих терминах. Так, К. Г. Юнг использовал метод П. для описания архетипов коллективного бессознательного (Старец, Дитя, Герой и др.). См. также Антропоморфизм. А.П. Забияко
ПЕРСОНИФИКАЦИЯ
форма фетишизма, стремление интерпретировать, объяснять любое социальное явление, изменение как проявление личной воли конкретного лица или группы: явной, например, бюрократии, или скрытой, участников тайного сговора. П. идет от древних форм антропологизма, рассматривающего весь мир как некоторое скопище реальных субъектов.
Реальные процессы протекают не как результат чистой воли, потребностей субъекта и не как результат слепых обстоятельств, но как диалектический переход их друг в друга, который подлежит познанию, объяснению, пониманию.
Человеческие действия могут быть вовсе не результатом каприза или рационально продуманной цели, но сложной системой действий, окутанных мифологическими и идеологическими мотивациями.
Всегда существует конкретно-исторический уровень способности личности овладевать и управлять стихийными процессами. П. создает основу для переоценки возможности административного давления на личность с целью заставить ее совершить те или иные действия, например, лучше работать. П.
лежит в основе сведения проблемы преступности к личности преступника, упадка хозяйства - к личности экономистов, "культа личности" - к личности Сталина и т. д. П. противоположна и одновременно дополняется фетишистским отношением к среде как фактору, определяющему поведение личности. Мировой исторический процесс носит стихийный характер, хотя люди и пытаются постоянно эту стихийность преодолеть и не всегда безуспешно. Тем не менее абсолютизация этих успехов искажает реальную сложность жизни общества. Чем более значимый характер носят социально-исторические явления, тем большее количество людей оно должно охватывать.
П. является важнейшим приемом идеологии, позволяющим иллюзорно рассматривать любое массовое движение как результат козней "кучки экстремистов". При этом игнорируется, что суть проблемы заключается в том, почему массовое движение идет именно за этой группой или лидером, игнорируя других агитаторов и лидеров, если эта группа действительно существует. П.
позволяет иллюзорно возложить ответственность на отсутствие прогресса, например в экономической реформе, на первое лицо. При этом игнорируется главное, т.е., что миллионы людей не рассматривают реформу как свое личное дело.
Реальные процессы протекают не как результат чистой воли, потребностей субъекта и не как результат слепых обстоятельств, но как диалектический переход их друг в друга, который подлежит познанию, объяснению, пониманию.
Человеческие действия могут быть вовсе не результатом каприза или рационально продуманной цели, но сложной системой действий, окутанных мифологическими и идеологическими мотивациями.
Всегда существует конкретно-исторический уровень способности личности овладевать и управлять стихийными процессами. П. создает основу для переоценки возможности административного давления на личность с целью заставить ее совершить те или иные действия, например, лучше работать. П.
лежит в основе сведения проблемы преступности к личности преступника, упадка хозяйства - к личности экономистов, "культа личности" - к личности Сталина и т. д. П. противоположна и одновременно дополняется фетишистским отношением к среде как фактору, определяющему поведение личности. Мировой исторический процесс носит стихийный характер, хотя люди и пытаются постоянно эту стихийность преодолеть и не всегда безуспешно. Тем не менее абсолютизация этих успехов искажает реальную сложность жизни общества. Чем более значимый характер носят социально-исторические явления, тем большее количество людей оно должно охватывать.
П. является важнейшим приемом идеологии, позволяющим иллюзорно рассматривать любое массовое движение как результат козней "кучки экстремистов". При этом игнорируется, что суть проблемы заключается в том, почему массовое движение идет именно за этой группой или лидером, игнорируя других агитаторов и лидеров, если эта группа действительно существует. П.
позволяет иллюзорно возложить ответственность на отсутствие прогресса, например в экономической реформе, на первое лицо. При этом игнорируется главное, т.е., что миллионы людей не рассматривают реформу как свое личное дело.
Источник: Социокультурный словарь по книге Критика исторического опыта