ОБНОВЛЕНЦЫ
Обновленцы
сторонники движения в русской православной церкви, выступавшие с программой ее перестройки и приспособления к изменившимся в результате Октябрьской революции социально-экономическим условиям. О. требовали политической переориентации церкви, признания ею нового строя и лояльного отношения к Советской власти, критиковали реакционно-монархическую деятельность церк. руководства во главе с патриархом Тихоном. Борьба между этими двумя направлениями в церкви продолжалась четверть века. Обновленчество не было однородным ни по своему составу, ни по программным требованиям. Внутри «Живой церкви», созданной О. в 1922 г., вскоре оформилось несколько течений, из к-рых наибольшим влиянием пользовались союз «Церковное возрождение», «Союз общин древлеапостольской церкви», «Союз религиозно-трудовых коммунальных общин». Созванный О. в 1923 г. поместный собор принял решение о признании Советской власти, низвержении патриарха Тихона, ликвидации монашества и ряд других. Вместе с тем собор отклонил предложенные О. догматические и литургические реформы. О. не смогли до конца осуществить свою программу. Этому помешал массовый отход верующих от церкви и политическая переориентация Тихона и его сторонников. Но движение О. явилось важным этапом в эволюции православия. Патриаршая церковь ускорила пересмотр своей социальной концепции, заимствовала у О. программу модернизации православной церкви, приспособления ее к современности.
ОБНОВЛЕНЦЫ
сторонники течения внутри русской правосл. церкви, сложившегося после Окт. революции и гражд. войны и ставившего целью «обновление» церкви, т. е. приспособление ее деятельности к сов. условиям. Осн. группы О. - «Живая церковь», «Церк. возрождение», «Союз общин древлеапостольской церкви» (СОДАЦ) - образовались в 1922. Они отличались одна от другой характером намечаемых церк. преобразований, но в целом выступали против реакц.-монархич., контррев. позиции церк. руководства во главе с патриархом Тихоном, за лояльное отношение к Сов. власти. Нек-рая часть О. надеялась на перерождение коммунистич. партии и Сов. гос-ва, ожидала «самопроизвольной» реставрации бурж. общества. В своей церк. программе О. выдвигали и проводили в жизнь ряд новшеств, но затрагивавших, однако, осн. вопросов вероучения и обрядов и касавшихся гл. о. порядка церк. управления и быта духовенства (ликвидация патриаршества и монашества, отмена безбрачия епископов, второбрачие священников, ношение духовенством гражд. одежды, критич. отношение к культу мощей и т. п.). Под знаком идей О. прошел церк. поместный собор 1923 в Москве, принявший решение лишить Тихона патриаршего сана (Тихон не признал этого решения). Однако обновленчество имело лишь внутрицерк. значение: массовый отход верующих после Окт. революции от церкви был не половинчатым, а полным - громадное число людей становилось атеистами, а не сторонниками О. Те же, кто сохранял религ. веру, по преимуществу оставались приверженцами привычного уклада старой церкви. Этому способствовало изменение отношения патриаршего церк. руководства к Сов. власти после раскаяния Тихона, осудившего свою контррев. деятельность. Теряя почву для дальнейшего развития своего движения, обновленч. духовенство стало постепенно возвращаться в патриаршую церковь. Со смертью наиболее видного деятеля обновленчества - главы «Союза общин древлеапостольской церкви» Л. И. Введенского (1888—1946), возведенного своими сторонниками из священников в сан митрополита и именовавшего себя первоиерархом обновленч. церквей, - это течение окончательно ликвидировалось.