В бурят, ламаизме появилось в кон. 19—нач. 20 в. в среде национальной демократич., интеллигенции и части будд. духовенства, стоявшего на реформаторских позициях, как реакция на политику насильств. ассимиляции, русификации и христианизации и было тесно связано с национально-освободит. движением бурятского народа против русск. самодержавия. О. д. в Бурятии предшествовало аналогич. движение в монг. ламаизме, совпадавшее с бурятским по своим истокам и осн. пунктам программы. Целью О. л было очищение буддизма от грубых суеверий, невежества, шарлатанства, корыстолюбия, стяжательства и др. негативных явлений, получивших распространение среди будд. духовенства; повышение культурного, образоват. и профессионального уровня лам; восстановление«первонач. чистоты» религ.-философского учения Будды, возрождение идеалов и нравств. норм раннего буддизма; упрощение ламаистской обрядности и использование в проповедях более понятного для верующих бурят монгольского (а не канонич. тибетского) языка; синтез будд. духовных ценностей с достижениями зап. науки, культуры и техники; превращение монастырей в центры просвещения и образования, содействующие возрождению и развитию нац. культуры бурят и т. д. После Окт. революции О. д. стало распространяться в Калмыкии, а затем в Туве. В О. д. можно выделить три осн. этапа:1) период между русско-яп.войной и 1917, когда О. д. развивалось в русле нац. движения бурят за «культурную автономию» и в осн. носило культурно-просвет. характер; тогда «обновленцам» не удалось сломить сопротивление противников реформ в ламаизме и добиться законодат. закрепления новаций в церк. орг-ции; 2) период после установления в Бурятии сов. власти (1920—1923) и до кон. 30-х гг., когда «обновленцы» добились кодификации реформ на съездах монахов и верующих-мирян в 1922, 1925, 1927 гг. и приступили к их практич. реализации; хотя О. д. развивалось на принципах лояльности сов. власти, пропагандируя идеи общности между буддизмом и марксизмом, оно было жестоко подавлено в кон. 30-х гг. и уничтожено вместе со всей ламаистской церковью;3) послевоенный период, когда происходит восстановление ламаистской церкви на законодат. и идеологич. принципах О. д., закрепленных в ныне действующем Уставе Ц ДУБ. Л. Л. Абаева