О СВОБОДЕ

Найдено 1 определение
«О СВОБОДЕ»
On Liberty. L., 1859, рус. пер. 1861,1905) очерк Дж. С. Милля, составивший важную веху в развитии теории либерализма. Судя по утверждениям Милля в «Автобиографии», соавтором книга была его жена Гарриет. Миллъ считал, что очерк «О свободе» с литературной точки зрения превосходит другие его работы и наряду с «Системой логики» станет самой долговечной из них.
Милль подчеркивает, что не пользуется доводами, предоставляемыми идеей абстрактного права, которое не зависит от пользы. Верховным судьей в разрешении всех этических и общетеоретических вопросов он признает пользу, рассматриваемую с точки зрения постоянных интересов, присущих человеку как прогрессивному существу.
В 1-й главе Милль поясняет, что предмет его исследования — свобода гражданская или общественная, характер и границы власти, по праву принадлежащей обществу над индивидами. В условиях становления и развития демократических республик этот вопрос приобретает новое звучание, поскольку реальность демократии обнаруживает, что: 1) народ, облеченный властью, и народ, подчиненный этой власти, не всегда тождественны; 2) самоуправление — форма правления, где каждый управляется всеми остальными; 3) воля народа на деле — воля большинства (Милль говорит о «тирании большинства»). Средства тирании не ограничиваются теми, что доступны для правительства, но включают в себя также общественное мнение и чувство, его стремление насильно навязать свои идеи и представления индивидам, которые их не приемлют, наклонность общества прекращать самое развитие таких индивидуальностей. Поэтому должна быть установлена граница, далее которой общественное мнение не вправе вмешиваться в частную жизнь, которая должна разделять сферу гражданской свободы индивида и область законного вмешательства власти. Основную цель своего исследования Милль усматривает в установлении основополагающего принципа, определяющего отношения общества к индивиду, законные и контролирующие действия общества по отношению к индивиду, а также действия, представляющие собой нравственное насилие над индивидом через общественное мнение. По его мнению, люди (индивиды и коллективы) вправе вмешиваться в действия индивида только ради самосохранения, т. е. власть общества над дееспособным, взрослым и разумным индивидом законна только по отношению к тем его действиям, которые касаются других людей. В жизни человека есть сфера индивидуальной свободы, имеющая непосредственное отношение только к нему самому. К этой сфере принадлежат: 1) широко понимаемая свобода совести (свобода мысли, мнений и слова обо всех возможных предметах — практических, спекулятивных, научных, нравственных, теологических); 2) свобода выбора и преследования той или другой цели, свобода устраивать свою жизнь по личному усмотрению; 3) свобода действовать сообща с другими индивидами, вступать с ними в союзы ради достижения поставленных целей.
Во 2-й главе («О свободе мысли и критики») Милль утверждает, что стеснение свободы слова недопустимо ни по желанию правительства, ни по желанию народа. Действия, нарушающие свободу слова, представляют собой воровство по отношению ко всему человечеству. Если запрещаемое мнение правильно, то запрет на его выражение означает Запрет на знание истины, если же оно неправильно, то препятствовать его выражению — значит мешать людям достичь лучшего понимания истины, возможного в результате столкновения истины с заблуждением. Свобода мнений и их выражения необходима для умственного благосостояния людей по следующим причинам: 1) мнение, которому не позволяют выразиться, может быть истиной, и отрицать эту возможность значит считать себя непогрешимым; 2) даже если мнение, которому не дают выразиться, является заблуждением, оно все же может содержать в себе часть истины, и, поскольку господствующее мнение, как правило, не заключает в себе всей истины, только столкновение различных мнений выявит и заставит признать остальную, непризнанную часть истины; 3) если господствующее мнение заключает в себе всю истину, но оспаривать его непозволительно, то для большинства людей оно утрачивает рациональность и превращается в предрассудок; 4) недоступная для критики догма теряет влияние и становится пустой формальностью, занимающей место искренних убеждений, основанных на разуме или личном опыте.
В 3-й главе («Об индивидуальности как об одном из элементов благосостояния») Милль утверждает, что по тем же причинам, по каким необходима свобода мнений, необходима и полная свобода действий, что при современном несовершенном состоянии человечества должны существовать не только различные мнения, но и различные образы жизни, поскольку только при этом условии достижимо полное развитие индивидуальности. Главным препятствием является равнодушие людей к развитию индивидуальности как цели. Индивидуальность обладает собственной внутренней ценностью, а свободное развитие ее есть необходимая принадлежность и условие цивилизации, образования, воспитания, просвещения. В своей жизни человек не может ограничиться следованием традициям и обычаям, поскольку: 1) сообщаемый ими опыт может быть односторонен или неверно понят, 2) установившиеся обычаи могут не годиться для индивида, если он необычен, 3) сообразовываться с обычаем только потому, что он обычай, значит отказаться от развития в себе отличительных собственно человеческих качеств. Главное в истории человечества сводится к борьбе между стремлением к прогрессу в широком смысле и обычаем. Все собственно человеческие способности упражняются, когда человек делает выбор, и умственная и нравственная сила человека, необходимая ему для устроения собственной жизни, развивается только через упражнение. Общество, со своей стороны, нуждается в сильных натурах, имеющих собственные желания и побуждения, изменяемые под влиянием их собственного развития. Люди достигают высокого достоинства через развитие своей индивидуальности в тех пределах, что диктуются правами и интересами др. людей. Для общественного прогресса нужны сильные характеры, способные разорвать налагаемые на них цепи и послужить примером для менее развитых индивидов ради их же блага. Подлинные индивиды должны требовать для себя свободы указывать другим путь, но не принуждать их идти по этому пути. Они должны противодействовать общей тенденции к установлению господства посредственности, массы, общественного мнения. Современные политические перемены, современное просвещение, улучшения в средствах коммуникации, процветание торговли и промышленности — все это способствует сглаживанию разнообразий.
В 4-й главе рассматриваются пределы власти общества над индивидом. Индивид не должен нарушать законно установленные права др. индивидов и должен взять на себя часть трудов и жертв, необходимых жя нормальной жизни общества. Обязанности человека по отношению к самому себе как таковые не являются социальными обязанностями. Общество не должно вмешиваться в поступки, мысли, стремления индивида, касающиеся его лично и не причиняющие вреда др. людям. Общественное вмешательство в дела индивида неоправданно в т. ч. и с практической точки зрения. В заключительной главе Милль рассматривает конкретные образцы применения сформулированных им ранее общих тезисов, иллюстрируя последние на примерах торговли, предупреждения преступлений, продажи крепких напитков, воспитания детей и др.
И. В. Борисова

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
370.45 кб

О свободе и достоинстве человека

Соловьева Л. С.
Статья посвящена проблеме определения взаимосвязи свободы и достоинства человека. В данном контексте рассмотрены антропологические взгляды итальянских гуманистов эпохи Возрождения.
Читать PDF
149.26 кб

Учение о свободе воли в трактате Оригена «о началах»

Ерёмина А. В.
Рассматривается категория свободы воли и ее роль в учении Оригена на основании материала, содержащегося в трактате «О началах». Выявляется значение данной категории как одной из ключевых в его космологической системе.
Читать PDF
83.34 кб

Постановка вопроса о свободе воли

Ковров Александр Эдуардович
В статье предпринята попытка проследить то, каким образом может быть задан вопрос о свободе воли, и выделить его наиболее значимые аспекты.
Читать PDF
1.04 мб

96. 02. 014. Джон Стюарт Милль. О свободе

Читать PDF
1.82 мб

96. 03. 032. Джон Стюарт Милль. О свободе. С. -ПБ. , 1900

Читать PDF
697.67 кб

Место Лютера в дискуссии о свободе/ рабстве воли

Бандуровский К. В.
Читать PDF
161.63 кб

К вопросу о свободе субъекта в интерпретации реальности

Пыхтина Татьяна Федоровна
Рассматривается одна из ключевых проблем гносеологии – проблема свободы субъекта познания в её современной трактовке постмодернизма.
Читать PDF
158.63 кб

Представления о свободе, воле, обожении и самообожении в древнерусской литературе

Бузина Татьяна Вячеславовна
В статье рассматривается идея трансцендентного прорыва за пределы смертной человеческой природы, или обожения, как конечного телоса человеческого бытия.
Читать PDF
210.42 кб

Неолиберализм Милтона Фридмана как учение о свободе

Каримов Александр Владиславович
В статье анализируются социально-философские воззрения крупного экономиста М. Фридмана на свободу. Рассматриваются основополагающие принципы современного варианта неолиберальной теории свободы.
Читать PDF
276.53 кб

Эволюция представлений о свободе человека в философской мысли античности и нового времени

Шельгорн Дарья Сергеевна
Дается анализ развития представлений о свободе человека в истории философской мысли, начиная с античных мыслителей и завершая наиболее яркими представителями немецкой классической философией XVIII начала XIX в.
Читать PDF
10.82 мб

О свободе и эксплуатации

В. Н. Сагатовский
Читать PDF
956.47 кб

Поворот в лабиринте: Луис де Молина о свободе воли

Шмонин Д. В.
Читать PDF
338.43 кб

«Вольному — воля, спасенному — рай»: о свободе человека с христианской точки зрения

Василий Смагин
Читать PDF
0.00 байт

Новое о свободе в немецкой философской традиции: И. Кант г. Гегель К. Маркс

Дыдров Артур Александович, Пеннер Регина Владимировна
Статья посвящена философским воззрениям И. Канта, Г. Гегеля и К. Маркса на сущность свободы. В дискурсах немецких мыслителей проблема свободы не является магистральной, но важность ее, тем не менее, неоспорима.
Читать PDF
0.00 байт

А. И. Введенский о свободе воли и нравственном долге как механизмах регуляции социального поведения

Тихонова Э.В.
В статье рассматривается подход Александра Ивановича Введенского (1856-1925) к трактовке нравственного долга и свободы воли как основных механизмов регуляции социального поведения человека.

Похожие термины:

  • Закон о свободе совести и о религиозных объединениях

    Конституция РФ, принятая референдумом 12 дек. 1993, ликвидировала систему Советов народных депутатов, в результате чего в структуре государственноцерк. отношений исчез экспертно-консультативный со
  • Закон РСФСР О свободе вероисповеданий

    стал основополагающим нормативным актом, определяющим демократические основы государственно-церковных отношений в России в 20 в. В 1906 впервые была признана (хотя и ограниченная) свобода неправос
  • ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, СОВЕТСКОЕ О СВОБОДЕ СОВЕСТИ

    нормы сов. права, к-рые определяют понятие и содержание свободы совести и ее гарантии, обеспечивают право граждан исповедовать любую религию и отправлять ре-лиг. культы, свободу атеистич. убеждени
  • ДИАТРИБА ИЛИ РАССУЖДЕНИЕ О СВОБОДЕ ВОЛИ

    («De libcro arbitrio») — произведение Эразма Роттердамского, написанное в период Реформации; впервые издано в сентябре 1524 в Базеле. Долгое время Эразм сохранял нейтралитет в отношении католиков и протест
  • А.Бергсон: исходный пункт — свобода

    Еще в диссертации "Опыт о непосредственных данных сознания", вполне компетентно участвуя в споре "психофизиков" и философов об интенсивности ощущений и возможности их измерения, Бергсон пришел к о
  • Асимптотическая свобода

    кварков) — неограниченное ослабление взаимодействия (связи) между кварками при их неограниченном сближении, обсуловливающее пленение кварков в адронах.
  • ТЕОДИЦЕЯ, Опыты теодицеи о благости Божией, свободе человека и начале зла

    Essais de theodicee sur la bonte de Dieu, la liberte de lhomme et lorigine du mal) — свод философии Лейбница, созданный им после выхода в свет «Исторического и критического словаря» (1696—97) П. Бейля в полемике с ним и со всем религиозн
  • Разум и свобода человека в философии Спинозы

    Понятие свободы фигурирует в учениях философов XVII в. как бы на двух уровнях. Первый уровень — абстрактно-философский, метафизический, относящийся к сущности, природе человека, к свободе его воли. В
  • Свобода действия

    идеалистическое представление о свободах.
  • СВОБОДА

    возможность выбора, при условии осознания субъектом наличия вариантов такого выбора.
  • СВОБОДА ВОЛИ

    см. Воля.
  • Свобода человека

    категория, показывающая независимость сознания и воли человека от других субъектов, общества, власти и Бога. Согласно концепции Н. А. Бердяева, свобода человека предопределена ее корнями, находящи
  • Свобода, Свободная воля и детерминизм

    (Freedom, Free Will and Determinism). Существует три точки зрения на свободу выбора детерминизм, индетерминизм (непредсказуемость) и самоопределение. Детерминизм  это позиция, в соответствии с крой все человечес
  • СВОБОДА Эмиль

    Svoboda), (2 окт. 1878 – 19 авг. 1948) – чеш. философ, профессор гражд. права Карлова ун-та в Праге. В центре его внимания – этика и философия права. Взгляды С. формировались под влиянием инд. философии, франц. ра
  • Христианская свобода

    (Liberty, Christian). Жизнь это выбор, а выбор  это жизнь. Однако возможность выбора сама по себе еще не делает нас свободными. Выбор лишь ткацкий челнок, благодаря к-ром у возникает ткань нашего бытия. Но чт
  • СВОБОДА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

    свободная реализация в процессе профессиональной деятельности художника его творческих замыслов, воплощение намеченных идейно-эстетических задач, имеющих общественное значение. С. х. т. предпол
  • СВОБОДА И НЕОБХОДИМОСТЬ

    противоположные филос. категории, соотношение между к-рыми составляет одну из важнейших проблем концепции человека и истории. Известная в христ. теологии под названием проблемы свободы воли, она
  • СВОБОДНАЯ ОТ ЦЕННОСТЕЙ НАУКА

    см. Рационализм.
  • О СВОБОДНОМ ВЫБОРЕ

    («De libero arbitrio») трактат Ансельма Кентерберийского (написан в 1080-1085), в к-ром сделана попытка теоретически последовательно провести аналогию между психологическими, лингвистическими и волютивными п
  • СВОБОДНЫЙ МИР

    термин, употребляемый западной пропагандой для обозначения стран капиталистического мира. «Свободными» лицемерно провозглашаются только такие государства в которых общественный строй основыв