ДИАТРИБА ИЛИ РАССУЖДЕНИЕ О СВОБОДЕ ВОЛИ

Найдено 1 определение
ДИАТРИБА ИЛИ РАССУЖДЕНИЕ О СВОБОДЕ ВОЛИ
(«De libcro arbitrio») — произведение Эразма Роттердамского, написанное в период Реформации; впервые издано в сентябре 1524 в Базеле. Долгое время Эразм сохранял нейтралитет в отношении католиков и протестантов. Однако под давлением католической церкви он выступил публично против главы Реформации. «Д...» открывает его полемику с Лютером, имевшую широкий резонанс в обществе. Книга не имеет авторского деления на главы; условно ее можно подразделить на введение и основную часть. Сущность подхода Эразма к проблеме, его новизна раскрываются прежде всего во введении, в к-ром его мировоззрение обозначилось как гуманистическое. Проблема свободы воли предстает в нем в контексте мироотношения, сформировавшегося в течение двух веков в культуре Ренессанса, к-рое утверждало человека-творца самого по себе, вне зависимости от Бога. Традиционный христианский аспект проблемы - может ли человек самостоятельно продвигаться в деле своего спасения и обрести блаженство в ином мире — подменялся рассмотрением свободы воли как необходимого условия для самостоятельного достижения человеком гармонии, его успокоения и блаженства в земной жизни. Причем одним из основных положений указанного мировоззрения, обусловившим отношение к догматам веры, был гносеологический скептицизм и релятивизм, утверждение о невозможности постижения человеком истины. Свобода воли реализовывалась, по мысли гуманистов, в деятельности идеального человека — оратора. Предполагалось, что он обладает неограниченной свободой — свободой создания представлений о мире и потому способен внести в мир гармонию. Именно как «ораторскую» формулировал Эразм свою позицию во введении. Проблема свободы воли увязывается Эразмом с вопросом общественного согласия. Путь к его достижению — создание подходящих убеждений: мнение о свободе воли - полезно, даже если «прав Уиклиф», распространение его идей принесет лишь вред.
С другой стороны, Эразм стремился показать, что существует согласие относительно сути проблемы; для обеих сторон приемлема серединная позиция, и спор ведется лишь о словах. Серединной объявлялась принятая церковью «умеренная» томистская концепция, к-рая полагала бессилие человека в деле спасения, но в то же время допускала некоторую свободу воли. Основная часть «Д...» представляет собой анализ текстов Св. Писания, касающихся проблемы, половина к-рых подтверждает, а другая — отрицает наличие свободы воли. Вначале приводятся места, подтверждающие, а затем — отрицающие се, причем последние интерпретируются как в действительности ее предполагающие.
В «Д...» дается предельно широкая трактовка понятий «человеческая воля» и «Благодать», к-рые почти отождествляются. Выделены три вида Благодати: 1) присущая человеку по природе, 2) особая - акт воли, способность человека использовать возможность к раскаянию и обращению, 3) предполагающая указанный волевой акт Творящая Благодать, к-рая «все завершает». Лейтмотив комментариев к текстам, подтверждающим тезис о свободе воли, таков: само наличие призывов отвратиться от зла и следовать добру, выполнять заповеди свидетельствует о существовании свободы воли; нелепо требовать исполнения Закона, если нет никого, способного его исполнить. Комментируя тексты, опровергающие свободу воли как опровергающие ее лишь по видимости, Эразм указывает на недопустимость противоположного мнения: допущение абсолютной греховности человека, его неспособности самостоятельно обратиться к добру возлагало бы всю ответственность за зло на Бога. Вывод из анализа библейских текстов такой: Бог наделяет человека свободной волей... совершая нравственные дела, человек движется к спасению, стяжание Благодати — в его власти.
В заключении «Д...» Эразм вновь возвращается к гуманистической идее примирения сторон, к первой, умеренной позиции о свободе воли как примиряющей крайности Пелагия и Уиклифа. Л и т.: Эразм Роттердамский. Диатриба, или Рассуждение о свободе воли // Эразм Роттердамский. Философские произв. М.: Наука, 1986; Смирим М.М. Эразм Роттердамский и реформационное движение в Германии. М.: Наука, 1976; Boyle M.О. Rhetoric and Reform: Erasmus' Civil Dispute with Luther. Cambridge, Mass: Harvard U.P., 1983. С.Г.Гладышева

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001