О ЧЕЛОВЕКЕ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

"О ЧЕЛОВЕКЕ"
1773) – одно из осн. соч. Гельвеция.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

«О ЧЕЛОВЕКЕ»
De lHomme», L., 1773), одно из осн. филос. соч. Гельвеция, наиболее полное выражение социологич. и этич. учения франц. материализма 18 в. К. Маркс писал, что в этой книге «...материализм получает собственно французский характер», т. е. применяется к обществ. жизни (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 2, с. 144). Приписывая ощущениям универс. значение, Гельвеции отвергает теологич. и спиритуалистич. концепцию человека и развивает идеи эпикурейского антропологич. материализма, в соответствии с к-рым «...себялюбие, наслаждение и правильно понятый личный интерес...» (там же) составляют основу обществ. жизни. Гельвеции критикует теорию врожденных идей Декарта, но при этом он приходит к ошибочному отрицанию роли наследственности и абсолютизированию зависимости человеч. психики от изменения телесной организации под влиянием внеш. среды. Определяя воспитание как результат воздействия на личность социальной среды, в т. ч. определ. политич. режима, Гельвеции теоретически обосновывал необходимость уничтожения феодализма, религ. идеологии и католич. церкви. Основой воспитания он считал принцип единства личного и обществ. интересов. Идеалистич. представления о решающей роли законодательства и просвещения дополнялись отд. материалистич. догадками о роли экономич. факторов и материальных потребностей в прогрессивном развитии общества. Отвергая эгалитаристскую антибурж. пропаганду Руссо, Гельвеции считал частную собственность неотъемлемым правом человека. Критикуя деспотизм, он не видел возможности установления респ. формы правления в больших гос-вах и связывал свои социально-политич. идеалы с просвещенным абсолютизмом, осуществляющим бурж. демократию. Социологич. идеи Гельвеция, утверждавшие природное равенство человеч. духовных способностей, всемогущество воспитания и природную доброту человека, право на революц. уничтожение несправедливого обществ. устройства, сыграли большую роль в идейной подготовке Великой франц. революции и повлияли на развитие утопич. социализма 1-й пол. 19 в.

Источник: Советский философский словарь

О ЧЕЛОВЕКЕ
(«De 1'Homme, dc ses facultes inntellcctuelles ct de son education») — произведение K.A.Гельвеция, написанное в 1769 и посмертно изданное в 1773 в Гааге кн. Голицыным, российским послом в Голландии. Англ. пер. - 1777, нем. - 1877; рус. (в пер. П.С.Юшкевича) — 1938.
В «О ч.» автор продолжает развивать идеи, высказанные в первой книге «Об уме», хотя акцент в ряде случаев переносится с личного интереса на общественный, с природы на воспитание. Утилитаристский подход господствует и здесь, только иногда его требования облекаются в форму принципов эгоизма разумного. На этой почве строятся рассуждения Гельвеция о политике и нравственности, во многом развивающие идеи Б.Мандевиля (см. «Басня о пчелах»). Исходный пункт - индивид как природное существо, причем природа сведена к физической чувствительности, а индивидуальные потребности - к личному интересу, за к-рым скрывается желание физических удовольствий. Стремление к удовольствиям и страх перед страданиями определяет все поведение человека. Деятельность человека в целом, его действия в нравственном плане следует оценивать сквозь призму физических удовольствий: труд людей и все их чувства именно таковы. Личный интерес обусловливает и пороки; он заставляет людей отрицать правило: не делай другому того, чего ты не хотел бы, чтобы сделали тебе (см. Золотое правило)', интерес заставляет с уважением относиться к порокам благодетелей; побуждает даже добродетельного священника не замечать преступлений церкви и т.д. Люди верили и всегда будут верить тому, что отвечает их интересам, содержание же последних меняется от эпохи к эпохе, вследствие чего можно вести речь лишь об относительной, но не об абсолютной нравственности. Так что когда человеку кажется, будто он уважает добродетель, ему надо вспомнить о том, что в действительности он преклоняется перед силой; уважение, оказываемое добродетели, преходяще; уважение, оказываемое силе, постоянно. Всякий уверяет, будто любит добродетель ради нее самой; но без интереса не бывает никакой добродетели; добродетель любят не ради нее самой, а ради тех успехов, к к-рым она приводит. Важное место занимает в книге полемика с Ж.Ж.Руссо по поводу высказанных им в «Эмиле» нравственных идей, в частности по поводу врожденности нравственных добродетелей, на чем настаивал Руссо. Лишь стремление к физическим удовольствиям, боязнь их потерять, страх физических страданий обусловливают сочувствие человека к другим людям. Гуманность — результат воспитания; потребность в гуманности возникает тогда, когда желание объединиться с себе подобными, обусловленное личным интересом, рождает ее. Люди жертвуют частью своих интересов, дабы не потерять все. Поэтому-то и приходится признать общественный интерес выше индивидуальных интересов и объявить его высшим благом. Для того чтобы сформировалась подлинная нравственность, чтобы содействовать общему благу, сначала нужно по возможности равномерно распределить собственность и охранять ее, потому что она — основа существования общества. Деспотизм губительно действует на нравы, порождая раболепие, тщеславие, трусость, другие пороки, в то время как в процветающем государстве под властью просвещенного монарха культивируются добродетели. К добродетели все стремятся ради власти, дающей удовлетворение личных интересов, ради всеобщего уважения, приносящего те же плоды, из страха перед силой.
В обществе, организованном соответственно истинным принципам общественного договора, воспитание ведется посредством просвещенных рассуждений, нравственных примеров, наконец, законов, приостанавливающих действие пороков и развивающих добродетели. Отдельная глава книги (VII) отводится рассмотрению задач нравственного воспитания. Воспитание должно вестись с раннего детства и быть светским, а не религиозным; священнослужители вообще должны быть отстранены от воспитания, потому что религия несете собой фанатизм и нетерпимость. Начинать воспитание надо с внушения мыслей о незыблемости собственности, являющейся «нравственным богом» государства, поскольку она сдерживает внутренние распри и поддерживает мир; справедливость, включающая в себя все другие добродетели, состоит в том, чтобы воздать каждому то, что ему принадлежит, т.е. поддерживать право собственности; ведь разные законы лишь различными способами обеспечивают гражданское право. Мудрый законодатель стремится к установлению наград за добродетели и наказаний за преступления. Если, говорит Гельвеций, мы примем «физическую чувствительность» за основу нравственности, правила последней перестанут быть противоречивыми и превратятся в ясные и четкие принципы. Лит.: Гельвеций К.Л. О человеке // Гельвеций К.А. Соч. Т. 2. М.: Мысль, 1974; Кузнецов В.Н. Французский материализм XVIII века. М.: Мысль, 1981; Baczko В. Filozofia francuskiego Oswieccnia i poszukiwania cztowieka konkretnego // Studia filozoficzne. 1960. №2-3. S. 143-190; Ewald O. Die franzosische Aufklarungsphilosophie. Munchen: Reinhardt, 1924. Т.Б.Длугач

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

А. Августин считал, что человек - это тайна. Согласны ли вы с ним? Тайна в человеке или сам человек

Ульянова Д.В.
Читать PDF
0.00 байт

Слово о человеке: рецензия на учебное пособие П. С. Гуревича «Философская антропология» М. : Омега-Л

Страхов А. М.
Читать PDF
0.00 байт

Русская философия о «Нравственном» и «Безнравственном» в человеке

Домусчи Стефан Александрович
В статье рассматриваются взгляды русских философов на природу и соотношение «нравственного» и «безнравственного» начал в человеке, а также предложены пути преодоления последнего как сознательного противодействия голосу совести.
Читать PDF
0.00 байт

Принцип совершенства в трансцендентальном учении о человеке

Залевский Александр Владимирович
Актуальность работы определяется анализом методологических установок трансцендентальной философии человека, восходящей к идеалистической программе определения места природы человека в сфере сущего.
Читать PDF
0.00 байт

Идеальное и материальное в человеке: проблема соотношения понятий «Тело», «Душа» и «Дух»

Корнышова М. Н.
Уточняются этимология и эволюция смысла антропологических понятий «тело», «душа» и «дух» в истории философии.
Читать PDF
0.00 байт

Философское учение о человеке в трудах преподавателей философии Санкт-Петербургской духовной академи

Коцюба Вячеслав Иванович
В статье рассматривается учение о человеке, его способностях, пути к совершенству, способах и проблемах познания человека, разработанное преподавателями философии Санкт-Петербургской духовной академии первой половины XIX в.: И.
Читать PDF
0.00 байт

Древневосточная предфилософия и античная философия о человеке-микрокосме

Гудошникова Оксана Юрьевна
Философская проблема человека – одна из самых древних и сложных проблем в истории человечества. Поиск внутренней самоидентификации может проходить в двух направлениях: негативном и позитивном.
Читать PDF
0.00 байт

Слово о замечательном человеке, мыслителе, гуманисте (к 125-летию со дня смерти Н. П. Огарева)

Каримов Владислав Александрович
. The article looks at N.P. Ogarev`s biography and philosophical views.
Читать PDF
0.00 байт

Научное знание XXI века о человеке и мироздании: от рационалистических теорий к неоязыческим констру

Михеева Ирина Борисовна
The article presents an overview of the main methodological approaches and theoretical concepts of neo-pagan dimension in modern scientific knowledge.
Читать PDF
0.00 байт

Конструктивизм как Новая парадигма в науках о человеке

Петренко Виктор Федорович
В статье обсуждаются методологические аспекты построения психологической теории и утверждается, что знание не открывается непосредственно в.объективной реальности.
Читать PDF
0.00 байт

Формирование представлений о человеке в русской культуре

Купцова И. А., Шишиморова Ю. И.
В статье рассматривается динамика представлений о человеке в русской культуре. Уделено внимание процессу формирования отечественной православной традиции во взглядах на сущность человека, его природы и места в мире.
Читать PDF
0.00 байт

Монография А. И. Тимофеева «Учение о человеке в философии Гегеля»

Гинецинский Владислав Ильич, Гинецинский В. И.
Читать PDF
0.00 байт

Философские аспекты отображения внутреннего и внешнего в человеке

Степанов Александр Ефремович
В статье рассматриваются наиболее общие проблемы единства внутреннего и внешнего мира человека с точки зрения философии медицины.
Читать PDF
0.00 байт

Представление о мире и человеке в философии Н. Кузанского

Смагин Юрий Евгеньевич
В статье рассматривается новый подход Н. Кузанского в разрешении проблемы Бог Вселенная человек. Показывается, что мир есть explication Dei, а человек неповторимая ценность в мироздании.
Читать PDF
0.00 байт

Философия положительного всеединства В. С. Соловьёва о человеке - субъекте художественного творчеств

Матсар М.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • О ЧЕЛОВЕКЕ, О ЕГО СМЕРТНОСТИ И БЕССМЕРТИИ

    философский трактат А И. Радищева. Создан в Илимске, где автор отбывал ссылку в 1792—96. Впервые опубликован в 1809 (посмертно). Входит в состав Полного собрания сочинений Радищева (т. 2. М.—Л., 1941). Посвяще
  • БИОЛОГИЧЕСКОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ

    проблема о наличии у человека биологически запрограммированных протосхем, определяющих его поведение на социальном уровне. Сторонники социальной природы человека отвечают на этот вопрос отрица
  •  В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли

    слова доктора Астрова: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»  из пьесы «Дядя Ваня» (1897) Антона Павловича Чехова (1860—1904), (действ. 2). Высказывание используется как сп
  • Демокрит о человеке, его жизни и ценностях

    Демокрит принял горячее участие в споре о достоинстве человека — о том, что позднее было названо ценностями, т.е. о том, что для человека наиболее важно, как, во имя чего человек должен жить. Его, как
  • О ЧЕЛОВЕКЕ, ЕГО УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ И ЕГО ВОСПИТАНИИ

    De lHomme, de ses facultes intellectuelles et de son education) — вторая книга французского философа К. А. Гельвеция, написанная в продолжение первой его книги «Об уме». Опубликована в Гааге в 1773. Пивной темой книги оказываетс
  • Учение Фихте о человеке, обществе, государстве, праве и нравственности

    Учению о человеке в учении Фихте принадлежит совершенно особая и противоречивая роль. С одной стороны, требуется иметь в виду ранее рассмотренные абстрактно-теоретические выкладки, касающиеся Я
  • НАУКИ о человеке

    (Humanwissenschaften) — исследовательские дисциплины о человеке в самом широком смысле этого слова, которые пользуются методами как гуманитарных наук (наук о духе), так и общей антропологии. К ним относятся
  • Учение о человеке

    формирующаяся область знания, рассматривающая человека в целом. Включает ряд фундаментальных (физиология и анатомия человека, социальная экология, психология и т. п.) и прикладных (гигиена и разде
  • СОЦИАЛЬНОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ

    социальная природа человека (он формируется в качестве человека только в обществе, вне которого не возникают такие его способности, как сознание, самосознание, мышление, творчество, целесообразна
  • РУКОВОДИТЕЛЬ СОСРЕДОТОЧЕННЫЙ НА ЧЕЛОВЕКЕ

    в менеджменте науки и образования: руководитель, который заботится в первую очередь о людях и повышает производительность труда путем совершенствования человеческих отношений, умеющий убедить п
  • Человек в контексте традиционных культур. Человек как манифестация атмана

    Мысль о том, что в Индии нет места человеку, поскольку тот рассматривается не иначе как временная манифестация Абсолюта, а потому не имеет самоценности, довольно широко признана в западной историк
  • А. Камю: Абсурдный человек

    "Что представляет собой абсурдный человек?" - это главный вопрос, от обсуждения которого зависит решение других проблем философии Камю. Абсурдный человек, пишет Камю, "ничего не предпринимает ради
  • РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ

    Vernunftige Gedanken von Gott, der Welt und der Seele des Menschen, Auch allen Dingen uberhaupt, Den Liebhabern der Wahrheit mitgetheilet von Christian Wolfien) — главный философский труд X. Вольфа.
  • АТАРПИ , или Атарпи-ниси, человек

    Персонаж, который был "благочестив к богам", и который молил бога Хэа устранить зло засухи и другие обстоятельства до того, как будет послан Потоп. Этот рассказ обнаружен на одной из древнейших вави
  • Паскаль: человек перед лицом истины и бесконечности. Его величие и ничтожество

    Но подлинная, абсолютная, "конечная" истина, постигающая все вещи, включая человека, доступна лишь самому абсолюту, Богу. Человек же как телесное существо осужден на понимание лишь относительной ис
  • ТЕОДИЦЕЯ, Опыты теодицеи о благости Божией, свободе человека и начале зла

    Essais de theodicee sur la bonte de Dieu, la liberte de lhomme et lorigine du mal) — свод философии Лейбница, созданный им после выхода в свет «Исторического и критического словаря» (1696—97) П. Бейля в полемике с ним и со всем религиозн
  • Эпикур: боги, человек, нравственное поведение, счастье

    Для Эпикура атомистическая концепция, разумное, рациональное объяснение природы, философское и научное, — предпосылки и основания для того, чтобы. перейти к человеческим делам, в частности к чело
  • Борьба за права человека

    движение, охватившее всю планету после Французской и, особенно, Великой Октябрьской революций. Предполагается, что принятие законов, обеспечивающих соблюдение в той или иной стране всех декларир
  • БУДДА И ОБЫКНОВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК—ОДНА СУЩНОСТЬ

    доктринальное положение буддизма {махаяны), утверждающее сущностное тождество Будды и всех др. живых существ. Различные системы аргументации исходят из признания Будды в «теле дхармы» единственн
  • БУНТУЮЩИЙ ЧЕЛОВЕК

    (человек бунтующий) – это тема эссе А. Камю «Бунтующий человек». Личность осознает, что она не одинока в абсурдном мире, и идентифицирует себя с ближними, которые страдают по той же причине. Выходом