О ЧЕЛОВЕКЕ
«О ЧЕЛОВЕКЕ»
De lHomme», L., 1773), одно из осн. филос. соч. Гельвеция, наиболее полное выражение социологич. и этич. учения франц. материализма 18 в. К. Маркс писал, что в этой книге «...материализм получает собственно французский характер», т. е. применяется к обществ. жизни (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 2, с. 144). Приписывая ощущениям универс. значение, Гельвеции отвергает теологич. и спиритуалистич. концепцию человека и развивает идеи эпикурейского антропологич. материализма, в соответствии с к-рым «...себялюбие, наслаждение и правильно понятый личный интерес...» (там же) составляют основу обществ. жизни. Гельвеции критикует теорию врожденных идей Декарта, но при этом он приходит к ошибочному отрицанию роли наследственности и абсолютизированию зависимости человеч. психики от изменения телесной организации под влиянием внеш. среды. Определяя воспитание как результат воздействия на личность социальной среды, в т. ч. определ. политич. режима, Гельвеции теоретически обосновывал необходимость уничтожения феодализма, религ. идеологии и католич. церкви. Основой воспитания он считал принцип единства личного и обществ. интересов. Идеалистич. представления о решающей роли законодательства и просвещения дополнялись отд. материалистич. догадками о роли экономич. факторов и материальных потребностей в прогрессивном развитии общества. Отвергая эгалитаристскую антибурж. пропаганду Руссо, Гельвеции считал частную собственность неотъемлемым правом человека. Критикуя деспотизм, он не видел возможности установления респ. формы правления в больших гос-вах и связывал свои социально-политич. идеалы с просвещенным абсолютизмом, осуществляющим бурж. демократию. Социологич. идеи Гельвеция, утверждавшие природное равенство человеч. духовных способностей, всемогущество воспитания и природную доброту человека, право на революц. уничтожение несправедливого обществ. устройства, сыграли большую роль в идейной подготовке Великой франц. революции и повлияли на развитие утопич. социализма 1-й пол. 19 в.
Источник: Советский философский словарь
О ЧЕЛОВЕКЕ
(«De 1'Homme, dc ses facultes inntellcctuelles ct de son education») — произведение K.A.Гельвеция, написанное в 1769 и посмертно изданное в 1773 в Гааге кн. Голицыным, российским послом в Голландии. Англ. пер. - 1777, нем. - 1877; рус. (в пер. П.С.Юшкевича) — 1938.
В «О ч.» автор продолжает развивать идеи, высказанные в первой книге «Об уме», хотя акцент в ряде случаев переносится с личного интереса на общественный, с природы на воспитание. Утилитаристский подход господствует и здесь, только иногда его требования облекаются в форму принципов эгоизма разумного. На этой почве строятся рассуждения Гельвеция о политике и нравственности, во многом развивающие идеи Б.Мандевиля (см. «Басня о пчелах»). Исходный пункт - индивид как природное существо, причем природа сведена к физической чувствительности, а индивидуальные потребности - к личному интересу, за к-рым скрывается желание физических удовольствий. Стремление к удовольствиям и страх перед страданиями определяет все поведение человека. Деятельность человека в целом, его действия в нравственном плане следует оценивать сквозь призму физических удовольствий: труд людей и все их чувства именно таковы. Личный интерес обусловливает и пороки; он заставляет людей отрицать правило: не делай другому того, чего ты не хотел бы, чтобы сделали тебе (см. Золотое правило)', интерес заставляет с уважением относиться к порокам благодетелей; побуждает даже добродетельного священника не замечать преступлений церкви и т.д. Люди верили и всегда будут верить тому, что отвечает их интересам, содержание же последних меняется от эпохи к эпохе, вследствие чего можно вести речь лишь об относительной, но не об абсолютной нравственности. Так что когда человеку кажется, будто он уважает добродетель, ему надо вспомнить о том, что в действительности он преклоняется перед силой; уважение, оказываемое добродетели, преходяще; уважение, оказываемое силе, постоянно. Всякий уверяет, будто любит добродетель ради нее самой; но без интереса не бывает никакой добродетели; добродетель любят не ради нее самой, а ради тех успехов, к к-рым она приводит. Важное место занимает в книге полемика с Ж.Ж.Руссо по поводу высказанных им в «Эмиле» нравственных идей, в частности по поводу врожденности нравственных добродетелей, на чем настаивал Руссо. Лишь стремление к физическим удовольствиям, боязнь их потерять, страх физических страданий обусловливают сочувствие человека к другим людям. Гуманность — результат воспитания; потребность в гуманности возникает тогда, когда желание объединиться с себе подобными, обусловленное личным интересом, рождает ее. Люди жертвуют частью своих интересов, дабы не потерять все. Поэтому-то и приходится признать общественный интерес выше индивидуальных интересов и объявить его высшим благом. Для того чтобы сформировалась подлинная нравственность, чтобы содействовать общему благу, сначала нужно по возможности равномерно распределить собственность и охранять ее, потому что она — основа существования общества. Деспотизм губительно действует на нравы, порождая раболепие, тщеславие, трусость, другие пороки, в то время как в процветающем государстве под властью просвещенного монарха культивируются добродетели. К добродетели все стремятся ради власти, дающей удовлетворение личных интересов, ради всеобщего уважения, приносящего те же плоды, из страха перед силой.
В обществе, организованном соответственно истинным принципам общественного договора, воспитание ведется посредством просвещенных рассуждений, нравственных примеров, наконец, законов, приостанавливающих действие пороков и развивающих добродетели. Отдельная глава книги (VII) отводится рассмотрению задач нравственного воспитания. Воспитание должно вестись с раннего детства и быть светским, а не религиозным; священнослужители вообще должны быть отстранены от воспитания, потому что религия несете собой фанатизм и нетерпимость. Начинать воспитание надо с внушения мыслей о незыблемости собственности, являющейся «нравственным богом» государства, поскольку она сдерживает внутренние распри и поддерживает мир; справедливость, включающая в себя все другие добродетели, состоит в том, чтобы воздать каждому то, что ему принадлежит, т.е. поддерживать право собственности; ведь разные законы лишь различными способами обеспечивают гражданское право. Мудрый законодатель стремится к установлению наград за добродетели и наказаний за преступления. Если, говорит Гельвеций, мы примем «физическую чувствительность» за основу нравственности, правила последней перестанут быть противоречивыми и превратятся в ясные и четкие принципы. Лит.: Гельвеций К.Л. О человеке // Гельвеций К.А. Соч. Т. 2. М.: Мысль, 1974; Кузнецов В.Н. Французский материализм XVIII века. М.: Мысль, 1981; Baczko В. Filozofia francuskiego Oswieccnia i poszukiwania cztowieka konkretnego // Studia filozoficzne. 1960. №2-3. S. 143-190; Ewald O. Die franzosische Aufklarungsphilosophie. Munchen: Reinhardt, 1924. Т.Б.Длугач
В «О ч.» автор продолжает развивать идеи, высказанные в первой книге «Об уме», хотя акцент в ряде случаев переносится с личного интереса на общественный, с природы на воспитание. Утилитаристский подход господствует и здесь, только иногда его требования облекаются в форму принципов эгоизма разумного. На этой почве строятся рассуждения Гельвеция о политике и нравственности, во многом развивающие идеи Б.Мандевиля (см. «Басня о пчелах»). Исходный пункт - индивид как природное существо, причем природа сведена к физической чувствительности, а индивидуальные потребности - к личному интересу, за к-рым скрывается желание физических удовольствий. Стремление к удовольствиям и страх перед страданиями определяет все поведение человека. Деятельность человека в целом, его действия в нравственном плане следует оценивать сквозь призму физических удовольствий: труд людей и все их чувства именно таковы. Личный интерес обусловливает и пороки; он заставляет людей отрицать правило: не делай другому того, чего ты не хотел бы, чтобы сделали тебе (см. Золотое правило)', интерес заставляет с уважением относиться к порокам благодетелей; побуждает даже добродетельного священника не замечать преступлений церкви и т.д. Люди верили и всегда будут верить тому, что отвечает их интересам, содержание же последних меняется от эпохи к эпохе, вследствие чего можно вести речь лишь об относительной, но не об абсолютной нравственности. Так что когда человеку кажется, будто он уважает добродетель, ему надо вспомнить о том, что в действительности он преклоняется перед силой; уважение, оказываемое добродетели, преходяще; уважение, оказываемое силе, постоянно. Всякий уверяет, будто любит добродетель ради нее самой; но без интереса не бывает никакой добродетели; добродетель любят не ради нее самой, а ради тех успехов, к к-рым она приводит. Важное место занимает в книге полемика с Ж.Ж.Руссо по поводу высказанных им в «Эмиле» нравственных идей, в частности по поводу врожденности нравственных добродетелей, на чем настаивал Руссо. Лишь стремление к физическим удовольствиям, боязнь их потерять, страх физических страданий обусловливают сочувствие человека к другим людям. Гуманность — результат воспитания; потребность в гуманности возникает тогда, когда желание объединиться с себе подобными, обусловленное личным интересом, рождает ее. Люди жертвуют частью своих интересов, дабы не потерять все. Поэтому-то и приходится признать общественный интерес выше индивидуальных интересов и объявить его высшим благом. Для того чтобы сформировалась подлинная нравственность, чтобы содействовать общему благу, сначала нужно по возможности равномерно распределить собственность и охранять ее, потому что она — основа существования общества. Деспотизм губительно действует на нравы, порождая раболепие, тщеславие, трусость, другие пороки, в то время как в процветающем государстве под властью просвещенного монарха культивируются добродетели. К добродетели все стремятся ради власти, дающей удовлетворение личных интересов, ради всеобщего уважения, приносящего те же плоды, из страха перед силой.
В обществе, организованном соответственно истинным принципам общественного договора, воспитание ведется посредством просвещенных рассуждений, нравственных примеров, наконец, законов, приостанавливающих действие пороков и развивающих добродетели. Отдельная глава книги (VII) отводится рассмотрению задач нравственного воспитания. Воспитание должно вестись с раннего детства и быть светским, а не религиозным; священнослужители вообще должны быть отстранены от воспитания, потому что религия несете собой фанатизм и нетерпимость. Начинать воспитание надо с внушения мыслей о незыблемости собственности, являющейся «нравственным богом» государства, поскольку она сдерживает внутренние распри и поддерживает мир; справедливость, включающая в себя все другие добродетели, состоит в том, чтобы воздать каждому то, что ему принадлежит, т.е. поддерживать право собственности; ведь разные законы лишь различными способами обеспечивают гражданское право. Мудрый законодатель стремится к установлению наград за добродетели и наказаний за преступления. Если, говорит Гельвеций, мы примем «физическую чувствительность» за основу нравственности, правила последней перестанут быть противоречивыми и превратятся в ясные и четкие принципы. Лит.: Гельвеций К.Л. О человеке // Гельвеций К.А. Соч. Т. 2. М.: Мысль, 1974; Кузнецов В.Н. Французский материализм XVIII века. М.: Мысль, 1981; Baczko В. Filozofia francuskiego Oswieccnia i poszukiwania cztowieka konkretnego // Studia filozoficzne. 1960. №2-3. S. 143-190; Ewald O. Die franzosische Aufklarungsphilosophie. Munchen: Reinhardt, 1924. Т.Б.Длугач
Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001