соответствующее правилу, норме.Понятие «нормальный индивид» употребляется обычно в социальном смысле. Это индивид, рост и тип которого соответствуют среднестатистическим данным его страны (американец нормального роста окажется в Италии ненормально высоким) и чей ум к тому же отражает все социальные предрассудки и психологические привычки его группы. В этом смысле англосаксонская педагогика заботится не столько о передаче знаний, сколько о социальном воспитании индивидов, направленном на то, чтобы сделать из них «хороших англичан» или «хороших американцев», — одним словом,-социально нормальных индивидов. Подобное определение нормального индивида — в смысле среднестатистического, противостоит определению нормального в смысле идеала, нормы, прототипа, совершенной формы: «Нормальный прт рядок вещей требует мира между обществами, справедливости — между гражданами». Понятие нормального, следовательно, будет в корне амбивалентным: оно колеблется между статистическим понятием «среднего типа» и нормативным понятием «идеального типа»; например, в медицине нормальным человеком считается совершенно здоровый индивид; но если подойти к этому вопросу со всей строгостью, то окажется, что такого индивида просто не существует и, как правило, все индивиды в течение жизни обязательно встречают биологические трудности адаптационного характера (см. «Познание жизни» Кангийема, 1952). См. Патологическое.
0.00 байт
Выдерживает ли критику различение нормальной и революционной науки?
Пер. с англ. В.Н.Поруса. Впервые опубликовано: S.Toulmin. Does the Distinction between normal and revolutionary Science hold Water? // Criticism and growth of knowledge. Cambridge, 1970. P. 39 47.