НОРМАЛЬНАЯ НАУКА
Нормальная наука
термин, введенный Т. Куном для обозначения процессов развития и состояния науки в интервале между большими и малыми “научными революциями”.
Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.
Нормальная наука
понятие, характеризующее состояние науки и деятельности ученых между научными революциями (смена парадигм). Отличается от экстраординарной науки, когда в ней происходят коренные изменения. Термин введен Т. Куном.
Источник: История и философия науки
Нормальная наука
термин, введенный Т.Куном для обозначения развития науки между большими и малыми «революциями»; противоположное понятие, по Т.Куну, - экстраординарная (сверхобычная) наука, т.е. наука в состоянии революционных изменений.
Источник: Философия науки. Эпистемология. Методология. Культура
НОРМАЛЬНАЯ НАУКА
термин, введенный в науч. оборот Т.Куном, к-рым он обозначил характер деятельности научного сообщества в период между науч. революциями. По Т.Куну, такая деятельность осуществляется в рамках и на основе сформировавшейся парадигмы, определяющей традиции Н.н. Данный период не просто соответствует опред. норме, заданной парадигмой, он явл. типичным для науки вообще, отличающим ее от др. форм духовной жизни человека. Исследовательская деятельность в период Н.н. направлена не на крупные открытия или предсказания новых явлений, их осн. цель — дальнейшая разработка и совершенствование общепринятой парадигмы, к-рая полностью определяет задачи, решаемые учеными. Т.Кун назвал их «задачи-головоломки», поск. они имеют гарантированное решение при соблюдении парадигмально установленных правил. Для периода Н.н. характерно постепенное накопление, суммирование знаний, не противоречащих принятой парадигме. Поэтому данному периоду присущи черты кумулятивности и нек-рого консерватизма. В.И.Полищук
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь
НОРМАЛЬНАЯ НАУКА
понятие, введенное в философию науки Куном. Означает деятельность научного сообщества в соответствии с определенной нормой - парадигмой. Природа Н.н. состоит в постановке и решении всевозможных концептуальных, инструментальных и математических задач-"головоло-мок". Парадигма жестко регламентирует как выбор проблем, так и методы их решения. Для Куна творческий аспект в период нормальной научной деятельности ограничен расширением области применения и повышением точности парадигмы. Концептуальные основания парадигмы при этом не затрагиваются, что ведет лишь к количественному росту знания, но не качественному преобразованию его содержания. Поэтому Кун характеризует Н.н. как "в высшей степени кумулятивное предприятие". Поскольку парадигма обеспечивает критерий выбора проблем, имеющих решение, постольку Н.н. отличает "иммунитет" - невосприимчивость к внешнему для парадигмы опыту. Этому, однако, противоречит столкновение Н.н. с "аномальными фактами", подрывающими ее устойчивость и ведущими в конечном счете к кризису парадигмы. Понятие Н.н. было подвергнуто весьма жесткой критике многими представителями философии науки.
Кун Т. Структура научных революций. М., 1975, гл. 2-4; Фейерабенд П. Утешение для специалиста II Он же. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.
Кун Т. Структура научных революций. М., 1975, гл. 2-4; Фейерабенд П. Утешение для специалиста II Он же. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.
Источник: Современная западная философия: словарь
НОРМАЛЬНАЯ НАУКА
понятие, введенное в философию науки Т. Куном. И. н. - это деятельность научных групп, детерминируемая общепринятым образцом научного исследования (см. "Парадигма"). Доминирующая научная парадигма строго указывает сообществу ученых спектр проблем и способ их решения. Ученые в рамках Н. н., согласно Куну, не ставят себе цели создания новых теорий и не ориентированы на открытие новых фактов, а вся их научная деятельность сводится к повышению точности в применении парадигмы и к расширению ее границ. Кроме этого, творчество ученых заключается в поиске ответов на "задачи-головоломки", представляющие собой "особую категорию проблем, решение которых может служить пробным камнем для проверки таланта и мастерства исследователя" (Кун).
Н. н. по отношению к научным новациям выполняет репрессивную функцию, потому что они разрушают фундаментальные установки существующей парадигмы, на которой базируется Н. н Но несмотря на крайне догматический и консервативный характер, Н. н. постоянно испытывает кризисы, вызванные обнаружением научных аномалий. Разрешение этих аномалий невозможно средствами старой парадигмы. Поэтому происходит смена традиционного исследования, опирающегося на старую парадигму. Новая парадигма вытесняет в ходе конкурентной борьбы старую за счет успешного разрешения научной аномалии, после чего занимает господствующее положение и формирует фундамент Н. н. таким образом, развитие науки представляет собой периодическое чередование нормального и революционного этапов.
В. М. Селезнев
Н. н. по отношению к научным новациям выполняет репрессивную функцию, потому что они разрушают фундаментальные установки существующей парадигмы, на которой базируется Н. н Но несмотря на крайне догматический и консервативный характер, Н. н. постоянно испытывает кризисы, вызванные обнаружением научных аномалий. Разрешение этих аномалий невозможно средствами старой парадигмы. Поэтому происходит смена традиционного исследования, опирающегося на старую парадигму. Новая парадигма вытесняет в ходе конкурентной борьбы старую за счет успешного разрешения научной аномалии, после чего занимает господствующее положение и формирует фундамент Н. н. таким образом, развитие науки представляет собой периодическое чередование нормального и революционного этапов.
В. М. Селезнев
Источник: Современный философский словарь
НОРМАЛЬНАЯ НАУКА
термин, введенный в философию науки Т. Куном в связи с проблемой определения специфики науки: в отличие от прочих сфер интеллектуальной деятельности в науке приняты процедуры проверки опытных суждений, рациональность которых в определенные периоды не ставится под сомнение. Совокупность таких процедур составляет генеральный образец деятельности — парадигму. Нормальная наука — это состояние науки, когда ученые действуют исключительно по этому образцу, ставя и разрешая концептуальные, инструментальные и математические задачи. Нормальная наука не допускает критики парадигмы: если задача ученого в течение длительного времени не поддается решению, сомнению подлежит только компетентность ученого, творчество которого ограничено уточнениями и расширениями области применения парадигмы. Вопрос о рациональности деятельности ученого решается в зависимости от практического успеха и признания в кругу единомышленников. Научное сообщество в период нормальной науки консервативно в оценках собственной рациональности и настроено на отрицание иной рациональности, т. е. отличного от принятой ими парадигмы образца научной работы. Чтобы сохранить парадигму, ученые могут длительное время соглашаться с противоречиями между опытом и «парадигмальными» объяснениями либо пытаться исправить положение с помощью добавочных допущений (гипотез ad hoc), игнорировать объяснительные преимущества иной парадигмы. Поэтому нормальная наука задает научному сообществу не только методологические образцы исследования, но и социально-психологические нормы поведения.
Однако нормальная наука может «взрываться» под давлением аномалий, накопление которых снижает конкурентоспособность парадигмы. Тогда критика обращается на парадигму; то, что выступало стандартом рациональности, ставится под сомнение и может быть отвергнуто; наступает «кризис оснований», знаменующий появление «революционной науки». В этот период наука теряет свою специфику и уподобляется метафизике или теологии; однако ученые стремятся вернуть состояние нормальной науки, т. е. установить господство новой парадигмы и подчиниться ей. Понятие нормальной науки встретило жесткую критику со стороны многих философов и историков науки; критика велась по двум основным направлениям: указывалось на несоответствие этого понятия действительной истории и на его связь с философским релятивизмом и иррационализмом.
В. Н. Порус
Однако нормальная наука может «взрываться» под давлением аномалий, накопление которых снижает конкурентоспособность парадигмы. Тогда критика обращается на парадигму; то, что выступало стандартом рациональности, ставится под сомнение и может быть отвергнуто; наступает «кризис оснований», знаменующий появление «революционной науки». В этот период наука теряет свою специфику и уподобляется метафизике или теологии; однако ученые стремятся вернуть состояние нормальной науки, т. е. установить господство новой парадигмы и подчиниться ей. Понятие нормальной науки встретило жесткую критику со стороны многих философов и историков науки; критика велась по двум основным направлениям: указывалось на несоответствие этого понятия действительной истории и на его связь с философским релятивизмом и иррационализмом.
В. Н. Порус
Источник: Новая философская энциклопедия