НЬИНГМА
НЬИНГМА
(тиб. rnying-ma, старая, древняя, или «традиция ранних переводов») — тибетская школа Ваджраяны, основанная в последней четверти VIII в. Падмасамбхавой, Вималамитрой и другими учителями, а также 25 учениками первого из них. Несколько сочинений Падмасамбхавы сохранилось в Тенгьюре, но собственно в школе ему приписывается авторство трудов, по объему превосходящих Слово Будды — Кангьюр. Текстовое наследие Н. подразделяется на «сокровенную» (терма) литературу трёх линий передачи наивысшей, или внутренней, тантры – ануттара-йога-тантры. Традиционно считается, что эти тексты были сокрыты, спрятаны Падмасамбхавой и дакини Йеше Цогьял в потайных пещерах и других труднодоступных местах Тибета и Гималаев, а начиная с XI в. и доныне они постепенно отыскиваются тертонами (см. Тертон) — адептами данной тантры, в которых воплощаются основоположник и его непосредственные ученики. В XIX в. это собрание «скрытых духовных сокровищ» было ксилографически отпечатано в 111 томах. Кроме него существовала ещё установленная в VIII в. устная традиция передачи учений от учителя к ученику (тиб. bkama). Эти тексты начали собираться и записываться с XV в. В XVII в. они были упорядочены и отпечатаны вместе с комментариями и практическими руководствами. Современное издание обоих собраний включает более 550 томов энциклопедического формата. Культовая сторона Н., опиравшейся на философию йогачары, близка автохтонной религии тибетцев — бон (вид шаманизма), но одно из главных мест в ней занимает фактическое обожествление Падмасамбхавы, т.е. причисление его к лику будд. Помимо монастырской формы буддизма (кстати, без обета безбрачия и других строгих правил монашеского устава) Н. широко практиковала и практикует скитальчество тантрических йогинов, мистиков, которые живут и действуют по собственному разумению. В сотериологию (теорию освобождения) буддизма школа привнесла учение о «быстром» (в течение 1–7 рождений) достижении состояния Будды благодаря особым инициациям, медитациям, средствам и т.д. Но самое скорое освобождение, а именно — за одну жизнь — обещает дзогчен. Будучи изгнанной из центральных областей Тибета в IX в. (в пору гонений на буддизм), Н. укоренилась в провинциях, особенно на востоке страны, где преобладала вплоть до 60-х гг. ХХ в. В последние десятилетия школа распространилась в Непале, Западной Европе и Северной Америке.